Развитие ребёнка - дошкольника в разных видах музыкальной деятельности.
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 21.07.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Значение музыкального воспитания для общего развития дошкольников
2. Особенности музыкальной деятельности дошкольников
Заключение
Литература
«Для развития у детей чувства ритма необходимо знание того, что музыкальные звуки могут различаться по протяженности — бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть как мерным, так и более активным, что ритм оказывает сильное влияние на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми определенные музыкальные жанры» (3, с. 73). Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений предполагает не только накопления слухового опыта, но и наличие специфических знаний о конкретных музыкальных произведениях, их разновидностях, композиторах, создающих музыку, музыкальных инструментах, приемах и техниках музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами, такими, как, к примеру, темп, часть, музыкальная фраза и т.д.
Очевидно, что такая часть музыкальной активности, как музыкально образовательная деятельность не может быть дана отдельно от других ее видов. «Важные и интересные знания, сведения, связанные с музыкой, даются детям не в хаотичном порядке, а в процессе целостного восприятия музыки, исполнительство, творчество, в зависимости от ее изучения. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний» (5, с. 151). К примеру, для развития как исполнительства, так и творчества нужны специальные знания о методах, техниках и приемов, используемых при исполнительстве, средствах выразительности. Обучаясь пению, дети шаг за шагом постигают новые знания, которые необходимы им для овладения навыками, связанными с певческой деятельностью (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). Занимаясь музыкально-ритмической деятельностью дошкольники имеют возможность со временем освоить различные движения и способы их выполнения, что также требует не меньшего количества специфических знаний: о согласованном характере музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). «Педагог должен знакомить детей с некоторыми важными названиями танцевальных приемов, затем дети усваивают названия танцев, хороводов» (3, с. 80). Обучаясь игре на различных видах музыкальных инструментов, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах (1, с. 54).
Очевидным является тот факт, что разные дети могут проявлять склонности к тем или иным видам музыкальной деятельности. Важной задачей как для родителей, так и для и педагогов, занимающихся с дошкольниками, важно заметить и развить у каждого ребенка желание к занятиям музыкой в том виде деятельности, который ему больше других нравится, в котором его способности могут проявиться наиболее эффективным образом. Это не должно означать, что остальные виды музыкальной деятельности не будут им осваиваться. Однако нельзя не учитывать известное в психологии положение о важной роли ведущих видов деятельности, которые при развитии личности играют большую роль. Если эти ведущие виды музыкальной деятельности начали выявляться еще в дошкольном возрасте, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенок, взятого в отдельности, и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. Иначе же, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Конечно, сделать это при групповом обучении детей не так уж легко, но если обучение осуществляется без индивидуально-дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим.
Как мы видим, все виды музыкальной деятельности связаны между собой. Каждый из них в равной степени может являться хорошим средством развития какой-либо музыкальной способности. «С помощью музыкального восприятия, различения эмоциональной настроенности формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых данная способность может эффективно проявиться, а именно в двух видах исполнительства — пении и игре на музыкальных инструментах на слух. Развитие Ритмического чувство чаще всего выражается в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении» (1, с. 48). Эмоциональная отзывчивость на музыку формируется посредством всех перечисленных выше видов музыкальной деятельности.
В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут в различных ситуациях заменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма — в музыкально-ритмической активности и т.д. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются важными и полезными средствами музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Заключение
Как мы показали в данной работе, очень важно создать условия для развития основ музыкальной деятельности детей-дошкольников. Понятно, что некоторые из детей могут дойти до высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, будут менее успешными. Важным является не это, а то, чтобы с раннего возраста дети учились воспринимать музыку не только как средство развлечения, но и как важное явление развития их духовной культуры. Даже если это понимание будет несколько упрощенным, тем не менее, оно играет значимую роль для личностного развития. «Только развивая сферы потребностей, интересов, эмоций, чувств, вкусов детей так называемое («музыкально-эстетическое сознание»), можно привести их к более глубокому пониманию музыкальной культуры, заложить ее основы» (5, с. 146).
Этап дошкольного детства чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально-эстетическое сознание детей, это не будет бесполезным как для их дальнейшего развития, так и для духовного становления. Изучая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, связанные с ней, дети приобщаются к музыкальному искусству и к искусству в целом. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а лишь способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры детей.
В последнее время общество стало в достаточной мере заинтересованным в сохранении и передаче подрастающему поколеннию духовных ценностей, в том числе музыкальной культуры. Для этого современным детям необходимо развиваться с помощью познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными не только его перенять, но и приумножать.
Решение задач формирования у детей различных музыкальных способностей и качеств во многом зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания как родителей, так и для тех, кто этим непосредственно занимается. Так же важно чтобы педагог-музыкант в детском саду и других дошкольных учреждениях был способен успешно подготовить музыкальную базу ребенка для дальнейшего его развития.
Литература
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981. С. 41—55.
2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. С. 113—134.
3. Метлов Н.А. Музыка — детям. М.: Просвещение, 1985. С. 55—80.
4. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / Под ред. О.П. Радыновой. М.: Просвещение: Владос, 1994. С. 7—21.
5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., Л., 1977. 144—151.
2
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981. С. 41—55.
2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993. С. 113—134.
3. Метлов Н.А. Музыка — детям. М.: Просвещение, 1985. С. 55—80.
4. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / Под ред. О.П. Радыновой. М.: Просвещение: Владос, 1994. С. 7—21.
5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., Л., 1977. 144—151.
Вопрос-ответ:
Зачем нужно музыкальное воспитание для дошкольников?
Музыкальное воспитание играет важную роль в общем развитии дошкольников. Оно способствует развитию их восприятия звуков, чувства ритма, музыкального слуха и творческих способностей. Кроме того, музыкальные занятия способствуют развитию общей координации движений и памяти.
Какие особенности музыкальной деятельности дошкольников?
У дошкольников особенно выражены музыкальные способности и склонности. Они активно участвуют в музыкальных играх, исполняют песни и танцуют. Дошкольники показывают интерес к различным музыкальным инструментам и умеют послушать музыку с удовольствием.
Какие элементы ритма влияют на характер музыки?
Элементы ритма, такие как протяженность звуков (долгие и короткие), движение звуков (мерное или более активное), а также чередование звуков, оказывают сильное влияние на характер музыки и ее эмоциональность.
От чего зависит развитие чувства ритма у детей?
Развитие чувства ритма у детей зависит от знания и понимания различных музыкальных элементов, таких как протяженность звуков, их движение и чередование. Также важно проведение систематических музыкальных занятий и активное участие в музыкальных играх и танцах.
Какие навыки развивает музыкальная деятельность у дошкольников?
Музыкальная деятельность развивает у дошкольников восприятие звуков, чувство ритма, музыкальный слух и моторику. Она также способствует развитию памяти, творческих способностей и общей координации движений. Кроме того, музыкальные занятия помогают детям выражать свои эмоции и чувства через музыку и пени
Зачем нужно музыкальное воспитание для развития дошкольников?
Музыкальное воспитание играет очень важную роль в общем развитии дошкольников. Оно помогает им развивать слух, чувство ритма, музыкальное вкус, фантазию, память и творческие способности. Также музыкальное воспитание способствует развитию речи, моторики и эмоциональной сферы ребенка. Кроме того, музыкальные занятия способствуют укреплению связи ребенка с окружающим миром и с его родителями, воспитывают дружелюбие, сотрудничество и ответственность.
Какие особенности музыкальной деятельности дошкольников?
У дошкольников развиваются такие музыкальные способности, как слуховое восприятие, певческий голос, игра на музыкальных инструментах, пластическое движение под музыку. Они учатся различать музыкальные звуки по их длительности и интенсивности, понимать основные элементы музыки, такие как ритм, мелодия и гармония. Дети также учатся петь песни, играть на простых музыкальных инструментах, танцевать и двигаться под музыку.
Как развить у детей чувство ритма?
Для развития у детей чувства ритма необходимо знание того, что музыкальные звуки могут различаться по протяженности - бывают долгими и короткими, что они движутся, и их чередование может быть как мерным, так и более активным. Также важно помогать детям воспринимать и различать ритмические рисунки, учить их двигаться в такт музыке и повторять ритмические последовательности. Вместе с тем, можно использовать различные музыкальные игры и упражнения, которые развивают у детей чувство ритма.