Теория и методики А.П.Каптерева
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 20.06.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. БИОГРАФИЯ П.Ф.КАПТЕРЕВА
2. ОБРАЗОВАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ П.Ф. КАПТЕРЕВА
3. ПРОБЛЕМА УРОКА ПО П.Ф. КАПТЕРЕВУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
С плохим питанием идут рука об руку разные болезни, население слабеет и вырождается, смертность громадная, а средств для борьбы с этим злом не находится. <...> Такая страна быстро подпадет под иго соседних, более образованных и энергичных, наций, соседи придут в богатую, может быть, по природе, но невежественную страну с своими капиталами, с своими идеями и планами, с своими директорами и заправителями, мирным путем завоюют страну, станут в ней господами и распорядителями...; страна будет служить лишь рынком для своих более счастливых соседок. Останется только независимая армия, но и в ней скоро окажутся недочеты: оружие устарело, корпус офицеров недостаточно образован, солдаты не понимают, куда и зачем они идут, сведения о соседних странах поверхностны и неверны, талантливых генералов нет, пути сообщения плохи, докторов мало. <...> Заповедь нынешнего времени такова: если хочешь жить на свободе и хорошо, будь образован; не желаешь быть образованным, будь рабом у братьев своих, а потом ложись и помирай.
Без образования - широкого, всенародного, бессословного, серьезного - ныне нет спасения. Страна, не желающая понять этого принципа, рано или поздно, но несомненно горько раскается".
3. ПРОБЛЕМА УРОКА ПО П.Ф. КАПТЕРЕВУ
К педагогическим реалиям сегодняшнего дня относится совместный поиск педагогами и творческим учительством путей совершенствования классно-урочной системы.
Во второй половине XIX века «линия Ушинского» на теорию урока, направленная против господствующей в его время формальной организации учебного процесса в школе все больше находила поддержку среди отечественных педагогов, среди которых следует отметить Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, в разное время работавших в Воронежской области.
П.Ф. Каптерев, разрабатывает теоретические основы урока, опираясь не только на самобытность русской трактовки проблем урока («глубокое уважение к личности ребенка», русский язык – главный учебный предмет), но и на экспериментальное направление дидактики. В книге «Дидактические очерки» он излагает дидактические идеи, общие свойства педагогического метода, правила хорошего преподавания, отмечает свойства отдельного хорошего урока, которые и являются его дидактической системой: урок должен быть интересным, организованным, чтобы обеспечить полное восприятие материала, основательную переработку его в сознании учащихся и отчетливое выражение его учениками в разнообразных формах; урок должен предоставлять упражнение не только для ума, но и для воли каждого учащегося.
Интерес, по Каптереву, обеспечиваться не только внешними средствами (опыты, модели, картинки и т. д.), но и внутренними, т. е. самим содержанием урока, умственной деятельностью учащихся, а это значит логичностью построения урока, применением целесообразных методов обучения, живостью изложения, педагогическим мастерством учителя. Каждый отдельный хороший урок, отмечает П.Ф. Каптерев, имеет три момента: полноту усвоения материала, обстоятельную переработку и отчетливое выражение. Все уроки должны находиться в связи и составлять одну неразрывную сеть научного знания в известной области, смена которых должна происходить не только хронологически, но и причинно. Очень полезны для связывания уроков повторения по отделам, по частям курса, всего курса. Заключительной частью "хорошего" урока должно быть выражение всей предыдущей работы в слове, в письме, в рисунке, в чертеже, в решении задач, т. е. наблюдается применение знаний на практике: мыслительная работа приобретает внешнюю форму, по которой можно проверить усвоенные знания. Одним из требований хорошего урока П.Ф. Каптерев считал предоставление упражнений для ума и воли. «Хороший урок, - пишет он, - есть двойной урок – для ума и для воли». Для развития и укрепления воли, учащихся учитель должен следить за теми волевыми усилиями, которые проделал ученик, готовя урок (собранность дома и в школе, передумывание изучаемого материала). П.Ф. Каптерев указывает на необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся и дифференцированного подбора упражнений и практических работ по степени их трудности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Юный П.Ф. Каптерев с детства был близок церковно-религиозному миру.
Основное внимание в работах по истории отечественной педагогики П. Ф. Каптерев уделял национальным особенностям генезиса русской школы и педагогической науки, значительно меньше раскрывая их общечеловеческие аспекты. В целом, историко- педагогический процесс в России П. Ф. Каптерев соотносил с общеевропейским, что получило отражение в периодизации истории русской педагогики, рассмотрении характерных признаков и тенденций развития образования и педагогики в церковный, государственный и общественный периоды, изучении влияний византийской и западноевропейской педагогической традиций на становление российского педагогического сознания и школьной практики.
Изучение историко- педагогических работ П. Ф. Каптерева позволяет констатировать, что он верно отразил особенности развития российской системы образования и теоретической педагогики во второй половине XIX века.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамов А.И. Кант в русской духовно-академической философии // Кант и философия в России. М., 1994. – С.82.
Вахтеров В.П. Каптерев. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели: Рец. // Образование. 1899. N 1. – С.78.
Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. – С.598.
Каптерев П.Ф. О народном образовании// Образование. 1902. N 7 - 8. – С.111-113.
Каптерев П.Ф. О характерных психических свойствах женщин. 5-я лекция // Образование. 1894. N 10. – С.275.
Каптерев П.Ф. Об общественных задачах образования // Русская школа. 1892. N 1. –С.56.
Каптерев П.Ф. Основы классической школы // Русская школа. 1899. N 11. – С.114.
Каптерев П.Ф. Педагогические идеалы и взгляды К. Д. Ушинского // Образование. 1895. N 1. – С.3.
Розанов В. В. Собр. соч.: Русская государственность и общество (Статьи 1906 - 1907 гг.) / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М., 2003. – С.184.
Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н. Щербаков. М., 1990. – С.92.
Розанов В. В. Собр. соч.: Русская государственность и общество (Статьи 1906 - 1907 гг.) / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., 2003. – С.184.
Розанов В. В. Собр. соч.: Русская государственность и общество (Статьи 1906 - 1907 гг.) / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., 2003. – С.189.
Розанов В. В. Собр. соч.: Русская государственность и общество (Статьи 1906 - 1907 гг.) / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., 2003. –С.456.
Абрамов А. И. Кант в русской духовно-академической философии // Кант и философия в России. М., 1994. – С.82.
Каптерев П. Ф. О характерных психических свойствах женщин. 5-я лекция // Образование. 1894. N 10. – С.275.
Розанов В. В. Собр. соч.: Старая и молодая Россия (Статьи и очерки 1909 г.) / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., 2004. – С.408.
Розанов В. В. Собр. соч.: Старая и молодая Россия (Статьи и очерки 1909 г.) / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., 2004. – С.408-409.
Каптерев П. Ф. Педагогические идеалы и взгляды К. Д. Ушинского // Образование. 1895. N 1. – С.3.
Вахтеров В. П. Каптерев. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели: Рец. // Образование. 1899. N 1. – С.78.
Каптерев П. Ф. Об общественных задачах образования // Русская школа. 1892. N 1. –С.56.
Каптерев П. Ф. Об общественных задачах образования // Русская школа. 1892. N 1. – С.59.
Каптерев П. Ф. Об общественных задачах образования // Русская школа. 1892. N 1. – С.63.
Каптерев П. Ф. Об общественных задачах образования // Русская школа. 1892. N 1. – С.64.
Каптерев П. Ф. Об общественных задачах образования // Русская школа. 1892. N 1. – С.64.
Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М., 1990. – С.92.
Каптерев П. Ф. Об общественных задачах образования // Русская школа. 1892. N 1. – С.65.
Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М., 1990. – С.144.
Каптерев П. Ф. Основы классической школы // Русская школа. 1899. N 11. – С.114.
Каптерев П. Ф. Об общественных задачах образования // Русская школа. 1892. N 1. – С.67.
Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М., 1990. – С.10.
Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М., 1990. – С.22.
Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М., 1990. – С.23.
Каптерев П. Ф. Основы классической школы // Русская школа. 1899. N 11. – С.74.
Каптерев П. Ф. Об общественных задачах образования // Русская школа. 1892. N 1. – С.69.
Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. – С.598.
Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. – С.601.
Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. – С.601.
Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. – С.605.
Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. – С.606.
Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М., 1990. – С.555.
Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М., 1990. – С.564.
Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М., 1990. – С.564.
Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М., 1990. – С.564.
Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М., 1990. – С.185.
Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М., 1990. – С.35.
Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М., 1990. – С.8.
Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М., 1990. – С66.
Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М., 1990. – С.273.
Розанов В. В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М., 1990. – С.238.
Каптерев П. Ф. О национальном образовании // Образование. 1892. N 9. –С.137-138.
Розанов В. В. Собр. соч.: Русская государственность и общество (Статьи 1906 - 1907 гг.) / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. М., 2003. – с.238.
Каптерев П. Ф. О народном образовании// Образование. 1902. N 7 - 8. – С.111-113.
Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Каптерев П.Ф. – М.: Педагогика, 1982. – С. 506-590.
20
2.Вахтеров В.П. Каптерев. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели: Рец. // Образование. 1899. N 1. – С.78.
3.Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. М., 1982. – С.598.
4.Каптерев П.Ф. О народном образовании// Образование. 1902. N 7 - 8. – С.111-113.
5.Каптерев П.Ф. О характерных психических свойствах женщин. 5-я лекция // Образование. 1894. N 10. – С.275.
6.Каптерев П.Ф. Об общественных задачах образования // Русская школа. 1892. N 1. –С.56.
7.Каптерев П.Ф. Основы классической школы // Русская школа. 1899. N 11. – С.114.
8.Каптерев П.Ф. Педагогические идеалы и взгляды К. Д. Ушинского // Образование. 1895. N 1. – С.3.
9.Розанов В. В. Собр. соч.: Русская государственность и общество (Статьи 1906 - 1907 гг.) / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М., 2003. – С.184.
10.Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н. Щербаков. М., 1990. – С.92.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет проблема уроков по П.Ф. Каптереву в развитии образования?
Проблема уроков по П.Ф. Каптереву играет важную роль в развитии образования. Он выступает с идеей о необходимости борьбы с плохим питанием, которое ведет к разным болезням, слабости населения и его вырождению. Уроки Каптерева помогают повысить осведомленность людей об этой проблеме и способствуют поиску эффективных путей борьбы с ней.
Какие вопросы рассматриваются в теории и методиках А.П. Каптерева?
В теории и методиках А.П. Каптерева рассматриваются вопросы, связанные с проблемой питания, болезнями, слабостью населения и способами их решения. Он также обращается к проблеме образования, указывая на необходимость повышения образованности населения и развития интеллектуального потенциала страны.
Какие проблемы связаны с плохим питанием?
Плохое питание ведет к разным болезням, слабости населения и его вырождению. Это также оказывает негативное влияние на иммунную систему организма, что делает людей более уязвимыми перед различными инфекциями и заболеваниями. Кроме того, недостаток питательных веществ может привести к задержке физического и психического развития.
Какие последствия может иметь невежественная страна с плохим питанием и слабеющим населением?
Невежественная страна с плохим питанием и слабеющим населением может стать объектом истребления для более образованных и энергичных наций. Соседние государства смогут вмешаться во внутренние дела такой страны, привлечь к себе свои капиталы, идеи и планы, а также наложить на нее свое влияние, что приведет к утрате независимости и возможно к экономической и политической зависимости.
Какие меры предлагаются для борьбы с проблемой плохого питания?
Для борьбы с проблемой плохого питания предлагается ряд мер. Например, разработка и внедрение программ по пропаганде здорового питания, проведение просветительской работы по повышению осведомленности населения об этой проблеме, разработка законодательства на предмет улучшения качества продуктов питания, создание условий для развития сельского хозяйства и повышения производства экологически чистой пищи.+
Кто такой А.П. Каптерев?
Александр Петрович Каптерев – российский педагог, психолог и философ. Известен своей теорией образования и методиками, разработанными им для улучшения образовательного процесса.
Какова биография П.Ф. Каптерева?
Павел Федорович Каптерев был русским педагогом и общественным деятелем. Родился в 1869 году. Большую часть своей жизни он посвятил развитию образования и борьбе с неграмотностью в России.
Какое образование имел П.Ф. Каптерев?
Павел Федорович Каптерев получил высшее педагогическое образование в Петербургском университете. Он специализировался в области педагогики, философии и психологии.
Какую проблему урока решает П.Ф. Каптерев?
Павел Федорович Каптерев разработал методику, которая позволяет эффективно решить проблему неэффективности урока. Он считал, что основной причиной неудач на уроке является плохое питание учеников. Поэтому он предложил включить в урок период питания, чтобы ученики смогли получить необходимую энергию и концентрацию.
Какие последствия может иметь плохое питание на население?
Плохое питание может привести к развитию различных болезней и ослаблению организма. В результате население становится слабее и вырождается. Болезни и высокая смертность могут стать причиной того, что страна подпадет под иго более развитых и энергичных наций, которые внесут свои идеи и планы, а также привезут свои капиталы.