Социальная работа с неполными семьями в образовательном учреждении.
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 11.06.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1.Социальная работа с семьей как профессиональная деятельность
1.1.Принципы и механизмы государственной семейной политики
1.2. Особенности профессиональной деятельности специалистов социальных служб
1.3. Основные задачи и функции
специалиста по социальной работе с семьей
1.4. Методы социальной работы с семьей
1.5. Методы социальной работы с группой
Выводы по первой главе
Глава 2.Социальная работа с семьей в системе защиты населения
2.1.Особенности неполной семьи и ее социальная поддержка
2.2. Некоторые модели помощи современной семье
2.2.Индивидуальная работа с членами семьи
2.3. Профессиональная компетентность
специалиста по социальной работе с семьей
2.4. Многодетная семья:
проблемы и социальная помощь
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
С одной стороны в ней заложен уникальный социально-воспитательный потенциал, с другой - она в современной социальной ситуации принадлежит к одной из наиболее уязвимых категорий семей.
Круг проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи, весьма широк и разнообразен. Для того чтобы оказать им реальную помощь, социальный педагог должен,
во-первых, выявить эти семьи и их проблемы,
во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.
По мнению Т. В. Шеляга, чаще всего неполные семьи сталкиваются с следующими проблемами:
1. «Низкая материальная обеспеченность.
2. Отсутствие доверительных отношений между членами семьи.
3. Проблемы с выплатами детских пособий.
4. Хронические заболевания членов семьи.
5. Эмоционально напряженная атмосфера в семье.
6. Неуспеваемость школьников в учебе.
7. Плохая адаптация к среде сверстников (в основном дети с 7 до 19 лет).
8. Неорганизованный отдых или отсутствие такового вообще.
9. Незнание своих социальных льгот и прав.
10. Полное отсутствие полового воспитания детей-подростков.
11. Неумение найти для семьи дополнительный заработок детьми-подростками и их родителем» [30; 104].
Реальная помощь социального педагога этим неполным семьям может быть следующей:
«Организация встреч родителей со специалистами-психологами, медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов по решению проблем организации труда и быта, здорового образа жизни.
Психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч).
Организация семейных клубов, школ семейной жизни, воскресных школ.
Психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного психологического консультирования.
Подбор специальной литературы по вопросам полового воспитания детей, медицинским проблемам.
Правовое просвещение в многодетных семьях.
Консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков.
Психотерапевтическая и психиатрическая помощь матерям и другим членам семьи.
Организация социальным педагогом благоприятной социальной среды в семьях.
Создание производственных участков с целью обеспечения условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков.
Обогащение выбора форм и видов досуговой деятельности в учебных заведениях и по месту жительства, секции, кружки, «группы встреч».
Квотирование рабочих мест для подростков, что является важным условием эффективного успешного функционирования ребенка в социуме.
Организация системы допрофессионального образования и дополнительного социального образования подростков и молодежи из многодетных семей (курсы лекций по психологии, организация здорового образа жизни, курс планирования карьеры, домоводства, тренинги общения, группы продленного дня в школе или детском саду, педагогическая, медицинская и психологическая консультации).
Наблюдение за здоровьем всех членов семьи, помощь в укреплении здоровья.
Медицинская и диспансерная помощь членам многодетной семьи.
Выявление и работа с семьей, в которой есть «трудный» подросток.
Учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей.
Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье.
Постоянное взаимодействие с родителями и родственниками ребенка в период его пребывания в службах временного пребывания детей. Связь с педагогическим коллективом (детские приемники, приюты, стационары...).
Взаимодействие и контакт с учреждениями постоянного пребывания детей и подростков (детские дома, семейные детские дома, органы опеки и попечительства, дома ребенка).
Налаживание взаимодействия и контакта школьного педагогического коллектива с семьей.
Налаживание благотворительной помощи семье.
Помощь в организации семейного отдыха и досуга.
Организация педагогического просвещения родителей, пропаганда здорового образа жизни» [30; 105].
В настоящее время, как считает М.В. Фирсова, сложилось большое видовое разнообразие учреждений разной ведомственной подчиненности. Информацию о них также надо предоставить неполным семьям.
Назовем некоторые из них:
- «клубные объединения по месту жительства;
- санаторные и лесные школы для детей с патологией здоровья и физического развития;
- территориальные социально-образовательные центры для подростков и старшеклассников;
- центры помощи семье и детям (центры помощи семье, центры защиты семьи и т.п.);
- школы полного дня для социально дезорганизованных подростков;
- центры и службы профориентации и трудоустройства старшеклассников;
- коррекционно-реабилитационные центры.
- службы и центры в регионах и городах имеют различные названия, но их направленность и содержание деятельности становятся понятными из названий:
- медико-психологическая служба семьи,
- служба педагогической анимации и социальной защиты прав ребенка,
- служба по работе с проблемными детьми и детьми со специфическими нуждами,
- служба молодежных социальных инициатив,
- служба профессиональной и социальной ориентации,
- медико-психолого-юридическая консультация по вопросам семьи и детства,
- служба психофизического здоровья и коррекции общения (медико-психологический центр «Здоровье» и т.п.),
- служба организации досугово-творческой деятельности (это может быть социально-педагогический центр «Семья», социально-развивающий центр «Досуг», Центр досуга и развития и др.)» [23; 56].
В.П. Малыхина пишет: «Детям из неблагополучных неполных семей необходимо сообщить номера различного вида телефонов доверия: экстренной помощи, телефона доверия для детей и подростков, молодежный телефон доверия и др., телефоны различных центров.
Это могут быть:
межшкольный центр социально-психологической помощи,
психолого-медикосоциальный центр помощи детям и подросткам,
центр социально-педагогической реабилитации,
центр семьи и детства,
центр помощи детям, пострадавшим от насилия,
центр помощи пережившим сексуальное насилие и т.п.» [17; 169].
Родителям следует знать о специалистах и секторах работы в школах, способных помочь семье в решении актуальных для нее вопросов:
- социальные педагоги, психологи, классные руководители (или классные воспитатели) и др.,
- сектор организации познавательной деятельности (дополнительного образования) во внеурочное время,
- сектор организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
В передовом педагогическом опыте можно обнаружить много форм и интересных подходов в работе школы с семьей. Во многих школах работает социально-педагогическая служба, которая успешно реализует диагностическую, прогностическую, консультативную, профилактическую, защитную, опекунскую и организаторскую функции.
Социальные педагоги, опираясь на достижения науки и опыт работы, решают проблемы формирования единых педагогических позиций школы и семьи. Названная служба имеет следующие подразделения:
территориальная социальная служба, которую осуществляют социальные педагоги;
внутришкольная служба социальной заботы о детях (классные руководители, воспитатели групп продленного дня, организаторы внеклассной работы по возрастным степеням);
служба всеобуча, попечительства и опеки; психологическая служба (психологи и логопед);
медицинская служба (врач и медсестра).
Результаты деятельности социальной службы отслеживаются путем ведения соответствующей документации [4; 106].
Так, социальный педагог ведет:
- «диагностику «трудных» семей;
- план индивидуальной помощи подросткам и их семьям;
- учет интересов детей и их реализации через воспитательные центры и кружки;
- дневник наблюдений социальной ситуации в доме, поведения подростков» [24; 136].
Психологи имеют:
- «годовой план работы (диагностика, прогнозирование педагогического процесса, консультативная работа с учащимися, педагогами, родителями, коррекционная работа с учащимися);
- психодиагностическая документация (инструментарий, результаты)» [24; 136].
Классный руководитель осуществляет:
- «отслеживание воспитанности школьников на регулярной основе (карта воспитанности, заполненная ребенком, родителями, классным руководителем);
- учет активности школьников;
- анализ родительских собраний, воспитания на уроке и во внеклассной работе.
Итоги работы социально-педагогической работы подводятся ежегодно [24, 136].
Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся Т.Е. Демидова определяет следующие:
- «изучение семей и условий семейного воспитания,
- пропаганда психолого-педагогических знаний,
-активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям,
- обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания» [6; 171].
В работе с семьей педагоги руководствуются принципами:
1. Объективный характер изучения семьи.
2. Комплексный подход в изучении всех характеристик семьи.
3. Выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления ее воспитательного потенциала.
4. Анализ реальной ситуации.
5. Двусторонний характер изучения семьи (родители, дети).
6. Осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребенка, его воспитанности.
7. Оптимистический подход к семье.
8. Единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества.
9. Установление неиспользованных резервов семейного воспитания [5; 171].
Цель работы педагогического коллектива с семьями учащихся - выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
1. «Изучение образа жизни семьи.
2. Выявление особенностей ситуации семейного воспитания.
3. Положение детей в системе внутри-семейных отношений
4. Характеристика нравственного микроклимата семьи, ее традиций.
5. Выявление взаимоотношений семьи и школы.
6. Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.
7. Установление неиспользованных резервов семейного воспитания» [14; 193].
Заключение
Для неполных семей в первую очередь нужна помощь по расширению возможностей ориентации в социальном пространстве (самореализация, приращение адаптационных ресурсов, устройство на работу, повышение социальной обильности, выработка жизненных стратегий и т.д.).
Цель деятельности — активизация внутренних ресурсов, переориентация активности с замкнутого самообеспечения на включенность в социально-экономические отношения.
Представители данной группы проявляют повышенный интерес к информации по различным проблемам современной жизни, поэтому необходимо наладить их обеспечение наглядной и доступной информацией, чтобы создать образ и стереотипы конструктивной активности.
Итак, исходя из вышесказанного, мы можем сказать, что достигли, поставленной перед собой цели. А именно, мы определили особенности социальной работы с неполными семьями в образовательном учреждении.
Также мы теперь с уверенностью можем сказать, что знание социально-психологических особенностей семьи как своеобразного организма позволяет понять и скорректировать многие явления, с которыми приходится сталкиваться специалисту по социальной работе.
В процессе работы мы выполнили следующие задачи:
определили принципы и механизмы государственной семейной политики;
определили особенности профессиональной деятельности специалистов социальных служб;
проанализировали основные задачи и функции специалиста по социальной работе с семьей;
рассмотрели методы социальной работы с семьей, с группой;
выявили особенности неполной семьи и ее социальная поддержка;
рассмотрели модели помощи современной семье;
проанализировали особенности индивидуальной работы с членами семьи;
выявили особенности профессиональной компетентности специалиста по социальной работе с семьей;
определили особенности многодетной семьи, ее проблемы и социальную помощь.
Для достижения поставленных целей и задач мы проанализировали 30 литературных источников, в том числе статьи, учебные пособия, научные труды ряда исследователей данного вопроса.
На наш взгляд, результат данного исследования можно оценить как вполне успешный.
Список литературы
Архангельский, А.И. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации // Семья в России. 1994, № 1.
Бодрова, Т.А., Рыбакова, Н.А. Социальная работа с многодетной семьей // Российский журнал социальной работы. 1996. № 1.
Буянова, К.С. Проблемы адаптации женщины в неполной семье в современных социальных условиях // Личность и бытие: субъектный подход. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. — Краснодар, 2004.
Гуров, В.Н. Опыт социальной работы с семьей в Ставропольском крае // Педагогика. 1997. №1.
Гуров, В.Н. К вопросу о технологии социальной работы с семьей // Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения. Т. 1. Кн. 2. - М.: УРАО, 1997. – 180 с.
Демидова, Т.Е. Профессиональное общение социального работника / Т.Е. Демидова. - М.: Изд-во УРАО, 1994. – 178 с.
Калабихина, Е.И. Неполные семьи: проблемы и перспективы их решения // Семья в России, 1995. № 1.
Кравченко, А.И. Социология. Учеб. – СПб.: Питер, 1998. – 280 с.
Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова — М.: Просвещение, 2001. – 380 с.
Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
Основы социальной работы: Учеб. / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: Педагогика, 1997. – 195 с.
Основы теории социальной работы / Л.Г. Гуслякова, Е.И. Холостова. - М.: Просвещение, 1997. – 311 с.
Савинов, Л.И. Семьеведение / Л.И. Савинов. – Саранск, 2000. – 332 с.
Сатир, В. Психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000. – 392 с.
Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
Социальная помощь семье и детям / З.Я. Матвейчик — М.: ВЛАДОС, 1995. – 230 с.
Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления. Сборник / Под ред. В.П. Малыхина. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 344 с.
Социальные службы семьи и семья (методическое пособие) / В.Н. Гуров, Л.Я. Селюкова и др. — Ставрополь, 1995. – 103 с.
Социология семьи: учеб. / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М.: Просвещение, 1996. – 371 с.
Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Просвещение, 1997. – 450 с.
Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова. — М.: Просвещение, 1994. – 340 с.
Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: Просвещение, 1992. – 290 с.
Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 490 с.
Тетерский, С.В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. — М.: ОНИКС, 2001. – 264 с.
Торохтий, В.С. Психология социальной работы с семьей / В.С. Торохтий. – М.: Педагогика, 1996. – 240 с.
Фирсов, М.В. Теоретические основы социальной работы / М.В. Фирсов. – М.: Просвещение, 1997. – 365 с.
Халостова, Е.И. Библиотека социального работника. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника / Е.И. Холостова. — М.: Просвещение, 1993. – 318 с.
Черняк, Е.М. Социология семьи: учеб. пособие / Е.М. Черняк. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 410 с.
Шапиро, Б.Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и перспективы. Семья как объект социальной работы // Социальная работа. №7.—М., 1994.
Шеляг, Т.В. Современная семья и социальная работа. - М.: Наука, 1999. – 239 с.
2
1.Архангельский, А.И. К вопросу о семейной политике и социальной под¬держке семей в Российской Федерации // Семья в России. 1994, № 1.
2.Бодрова, Т.А., Рыбакова, Н.А. Социальная работа с многодетной семьей // Российский журнал социальной работы. 1996. № 1.
3.Буянова, К.С. Проблемы адаптации женщины в неполной семье в современных социальных условиях // Личность и бытие: субъектный подход. Материа¬лы II Всероссийской научно-практической конференции. — Краснодар, 2004.
4.Гуров, В.Н. Опыт социальной работы с семьей в Ставропольском крае // Педагогика. 1997. №1.
5.Гуров, В.Н. К вопросу о технологии социальной работы с семьей // Соци¬альная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения. Т. 1. Кн. 2. - М.: УРАО, 1997. – 180 с.
6.Демидова, Т.Е. Профессиональное общение социального работника / Т.Е. Демидова. - М.: Изд-во УРАО, 1994. – 178 с.
7.Калабихина, Е.И. Неполные семьи: проблемы и перспективы их решения // Семья в России, 1995. № 1.
8.Кравченко, А.И. Социология. Учеб. – СПб.: Питер, 1998. – 280 с.
9.Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова — М.: Просвещение, 2001. – 380 с.
10.Организация и содержание работы по соци¬альной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
11.Основы социальной работы: Учеб. / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: Педагогика, 1997. – 195 с.
12.Основы теории социальной работы / Л.Г. Гуслякова, Е.И. Холостова. - М.: Просвещение, 1997. – 311 с.
13.Савинов, Л.И. Семьеведение / Л.И. Савинов. – Саранск, 2000. – 332 с.
14.Сатир, В. Психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2000. – 392 с.
15.Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
16.Социальная помощь семье и детям / З.Я. Матвейчик — М.: ВЛАДОС, 1995. – 230 с.
17.Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления. Сборник / Под ред. В.П. Малыхина. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 344 с.
18.Социальные службы семьи и семья (мето¬дическое пособие) / В.Н. Гуров, Л.Я. Селюкова и др. — Ставрополь, 1995. – 103 с.
19.Социология семьи: учеб. / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М.: Просвещение, 1996. – 371 с.
20.Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Просвещение, 1997. – 450 с.
21.Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жу¬кова. — М.: Просвещение, 1994. – 340 с.
22.Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии / Отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: Просвещение, 1992. – 290 с.
23.Теория социальной работы / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 490 с.
24.Тетерский, С.В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. — М.: ОНИКС, 2001. – 264 с.
25.Торохтий, В.С. Психология социальной работы с семьей / В.С. Торохтий. – М.: Педагогика, 1996. – 240 с.
26.Фирсов, М.В. Теоретические основы социальной работы / М.В. Фирсов. – М.: Просвещение, 1997. – 365 с.
27.Халостова, Е.И. Библиотека социального работника. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника / Е.И. Холостова. — М.: Просвещение, 1993. – 318 с.
28.Черняк, Е.М. Социология семьи: учеб. пособие / Е.М. Черняк. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 410 с.
29.Шапиро, Б.Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и пер¬спективы. Семья как объект социальной работы // Социальная работа. №7.—М., 1994.
30.Шеляг, Т.В. Современная семья и социальная работа. - М.: Наука, 1999. – 239 с.
Вопрос-ответ:
Чем является социальная работа с семьей?
Социальная работа с семьей — это профессиональная деятельность, направленная на оказание помощи и поддержки семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации или имеющим определенные проблемы. Специалисты по социальной работе применяют различные методы и подходы, чтобы помочь семьям разрешить конфликты, улучшить взаимоотношения и обеспечить благополучие.
Какие принципы лежат в основе государственной семейной политики?
Основными принципами государственной семейной политики являются защита семьи, поддержка материнства и детства, обеспечение равных прав и возможностей для всех членов семьи, создание условий для развития семейных ценностей, социальное партнерство и кооперация между государственными органами и общественными организациями.
Какие задачи выполняет специалист по социальной работе с семьей?
Специалист по социальной работе с семьей выполняет широкий спектр задач, включая оказание помощи и консультаций семьям, разработку индивидуальных планов поддержки, проведение групповых занятий для семей и родителей, участие в профилактической работе, организацию семейного воспитания и реабилитации, а также сотрудничество с другими специалистами и организациями.
Какие методы применяются в социальной работе с семьями?
В социальной работе с семьями используются различные методы, такие как семейное консультирование, тренинги и групповые занятия, помощь в решении конфликтов, социально-педагогическое сопровождение, психологическая помощь, включение в программы социальной поддержки и многое другое. Выбор методов зависит от конкретной ситуации и потребностей семьи.
Чем отличается социальная работа с семьей от социальной работы с группой?
Социальная работа с семьей фокусируется на работе с конкретной семьей и решении ее проблем, помощи в улучшении взаимоотношений и создании благоприятных условий для развития членов семьи. Социальная работа с группой, в свою очередь, ориентирована на работу с большим количеством людей, например, группой родителей или детей, и может включать в себя проведение тренингов, обучение и развитие навыков.
Какие принципы и механизмы государственной семейной политики существуют?
Государственная семейная политика основывается на принципах защиты прав ребенка, поддержки и развития семьи, равенства полов, приоритета интересов ребенка. Механизмы государственной семейной политики включают различные программы и меры поддержки семей, направленные на улучшение жизненных условий и социального положения семей, в том числе неполных.
Какие основные задачи и функции специалиста по социальной работе с семьей?
Основными задачами и функциями специалиста по социальной работе с семьей являются оказание психологической, социальной и правовой помощи семье, разработка индивидуальных программ поддержки и реабилитации, проведение профилактической и просветительской работы, содействие в решении конфликтных ситуаций в семье, поиск ресурсов и взаимодействие с другими специалистами и организациями.
Какие методы социальной работы можно применять с неполными семьями?
Социальная работа с неполными семьями может включать следующие методы: индивидуальные консультации и поддержка, групповая работа с семьями, психологическое тренинговое обучение, реабилитационные программы, семейное сопровождение и коучинг, социальные проекты и программы адаптации.
Какие преимущества и недостатки социальной работы с неполными семьями в образовательном учреждении?
Преимуществами социальной работы с неполными семьями в образовательном учреждении являются возможность обеспечить социально-психологическую поддержку детям из неполных семей, помочь им в адаптации к школьной среде, предоставить им доступ к различным ресурсам и услугам. Однако недостатками могут быть ограниченные ресурсы и время специалистов, сложности в организации сотрудничества с родителями, а также некоторые негативные представления и стереотипы.