Пространство, время и материя в контексте естественнонаучных и гуманитарных культур.
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 25.12.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Глава I………………………………………………………………….…….….4
1.1.Понятие материи в философии и его значение…………..…………………4
1.2.Понятие материи в естествознании…………………………………….……6
2. Глава II………………………………………………………..……….………10
2.1. Пространство и время как атрибуты материи…………………………….10
2.2. Пространство и время – как физическое явление………………………...12
Заключение…………………………………………………….………………..16
Список литературы ………………………………………...………...………….18
Из такого представления вытекало определение: пространство выражает порядок сосуществования физических тел. Первая законченная теория пространства — геометрия Евклида. Она была создана примерно 2000 лет назад и до сих пор считается образцом научной теории. Геометрия Евклида оперирует идеальными математическими объектами, которые существуют как бы вне времени, и в данном смысле пространство в этой геометрии — идеальное математическое пространство. Вплоть до середины XIX в., когда были созданы неевклидовы геометрии, никто из естествоиспытателей не сомневался в тождественности реального физического и Евклидова пространств.
По аналогии с абсолютным временем Ньютон ввел понятие абсолютного пространства, которое может быть совершенно пустым, существуя независимо от наличия в нем физических тел и являясь как бы мировой сферой, где разыгрываются физические процессы. Свойства подобного пространства определяются Евклидовой геометрией. Такое представление о пространстве до сих пор лежит в основе многих экспериментов, позволивших сделать крупные открытия.
Конечно, пустое пространство — идеальное пространство. Реальный окружающий нас мир полон материальных вещей даже в безвоздушном космическом пространстве. Его заполняют звезды, метеоритные образования, элементарные частицы и, как полагают астрономы, невидимая, скрытая материя. Идеальность пустого пространства подтверждает и относительный характер механического движения тел. Для описания движения тела нужно в качестве отсчета указать другое тело, ибо рассмотрение одного единственного тела в пустом пространстве бессмысленно.
Специальная теория относительности объединила пространство и время в единый континуум пространство — время. Основанием для такого объединения послужили и постулат о предельной скорости передачи взаимодействий материальных тел — скорости света, равной и вакууме примерно 300 000 км/с, и принцип относительности. Из данной теории следует относительность одновременности двух событий, происшедших в разных точках пространства, а также относительность измерений длин и интервалов времени, произведенных в разных системах отсчета, движущихся относительно друг друга. Все это означает, что для реального мира пространство и время имеют не абсолютный характер.
Заключение
Довременные средства естествознания - науки о законах, явлениях и свойствах объектов природы - позволяют изучать многие сложнейшие процессы на уровне ядер, атомов, молекул, клеток. Плоды постижения истинных знаний о природе именно на таком глубинном уровне известны каждому образованному человеку. Синтетические и композиционные материалы, искусственные ферменты, искусственные кристаллы — все это не только реальные объекты разработок ученых-естествоиспытателей, но и продукты потребления различных отраслей промышленности, производящих в широком ассортименте товары повседневного спроса. В данной связи изучение естест- вено-научных проблем на молекулярном уровне в рамках основополагающих идей – концепций- вне всякого сомнения актуально, полезно и необходимо для будущих специалистов высокой квалификации естественнонаучного и технического профиля, а также для тех, чья профессиональная деятельность не имеет прямого отношения к естествознанию, т.е. для будущих экономистов, специалистов управления, товароведов, юристов, социологов, психологов, журналистов, менеджеров и др.
В последнее время все чаще можно слышать не о химическом взаимодействии веществ и повышении их химической активности, а об изменении структуры молекулы, о разрыве цепи молекул, о взаимодействии молекулярных пучков, о соединении фрагментов молекул ДНК и т.д. В лексиконе специалистов и научных комментаторов-журналистов широко используются слова "молекула", "молекулярная структура" и т.п., а это означает, что современный уровень естествознания отражает понимание происходящих в природе явлений, а также процессов, наблюдаемых в лабораториях, с учетом строения и поведения каждой молекулы. Именно благодаря такому пониманию синтезируются ранее не существовавшие в природе вещества с принципиально новыми свойствами, а из них создаются новые машины, устройства, изделия и т.п., выращиваются высококачественные сорта культурных растений, разрабатываются эффективные способы и средства лечения болезней и т.д.
На первый взгляд может показаться, что подобного рода знания совсем не нужны, например, будущему специалисту управления или журналисту. В действительности без них специалист управления не сможет выбрать перспективное направление своей деятельности, ибо любое Дело так или иначе связано с новой материальной базой и новыми технологиями.
Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в том, что они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества, в создании оптимальных условий для самосохранения и самосовершенствования; осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами; взаимно координируют в процессе развития человечества; являются самостоятельными ветвями единой системы знаний науки и духовной культуры в целом.
Мы являемся свидетелями того, как социологи, юристы, экономисты, менеджеры и другие специалисты - гуманитарии начинают применять в своей работе системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации, знание фундаментальных законов естествознания и в частности физики.
Список литературы
1. Романов В. П., Концепции современного естествознания Серия: Высшее образование, Издательства: РИОР, Инфра-М, 2010 г., 128 с.
2. Дубнищева Т. Я., Рожковский А. Д. Концепции современного естествознания. Практикум. Твердый переплет, 2009 г.
3. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. Учеб. – М.:Высш. шк., 2001 г. – 334 с.
4. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М.: Конкур, 1998.-464 с.
5. Гусейханов M. К., Раджабов О. Р., Концепции современного естествознания, 2009 г.
6. Садохин А. П. Концепции современного естествознания. Твердый переплет, 2006 г.
7. Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.:Логос, 2001 г. – 368 с.
8. Горелов А.А. Концепции современного естествознания:Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.:гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 512 с.
. Горелов А.А. Концепции современного естествознания:Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.:гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. Учеб. – М.:Высш. шк., 2001 г.
Гусейханов M. К., Раджабов О. Р., Концепции современного естествознания, 2009 г.
Гусейханов M. К., Раджабов О. Р., Концепции современного естествознания, 2009 г.
Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. Учеб. – М.:Высш. шк., 2001 г.
Горелов А.А. Концепции современного естествознания:Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.:гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 г.
2
1. Романов В. П., Концепции современного естествознания Серия: Высшее образование, Издательства: РИОР, Инфра-М, 2010 г., 128 с.
2. Дубнищева Т. Я., Рожковский А. Д. Концепции современного естествознания. Практикум. Твердый переплет, 2009 г.
3. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. Учеб. – М.:Высш. шк., 2001 г. – 334 с.
4. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М.: Конкур, 1998.-464 с.
5. Гусейханов M. К., Раджабов О. Р., Концепции современного естествознания, 2009 г.
6. Садохин А. П. Концепции современного естествознания. Твердый переплет, 2006 г.
7. Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.:Логос, 2001 г. – 368 с.
8. Горелов А.А. Концепции современного естествознания:Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.:гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 512 с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет понятие материи в философии и как оно связано с естествознанием?
Понятие материи имеет особое значение в философии, оно рассматривается как основа всех явлений и объектов в мире. В естествознании материя рассматривается с научной точки зрения как физическое вещество, состоящее из атомов и молекул, которое подчиняется определённым законам и процессам.
Какими особенностями обладает пространство и время как атрибуты материи?
Пространство и время являются двумя основными атрибутами материи. Пространство представляет собой место, в котором материя существует и взаимодействует, а время - упорядоченное изменение состояний материи. Они обладают особенностями, такими как трёхмерность пространства и одномерность времени, аксиоматичность и непрерывность.
Каким образом пространство и время выступают как физическое явление?
Пространство и время рассматриваются также как физическое явление, представляющее собой измеряемые и наблюдаемые величины. Они рассматриваются в рамках физических теорий, таких как общая теория относительности, которые описывают и объясняют их свойства и законы. Пространство и время в физике выступают как неотъемлемые компоненты при описании объектов и процессов в мире.
Какое значение имеют пространство и время в контексте естественнонаучных и гуманитарных культур?
Пространство и время имеют большое значение в контексте естественнонаучных и гуманитарных культур. В естественнонаучной культуре они являются основой для понимания и объяснения физических явлений и процессов. А в гуманитарной культуре они рассматриваются как философские и эстетические категории, которые помогают человеку осознать своё место в мире и понять его природу.
Каково значение понятия материи в философии?
В философии понятие материи означает основу всего существующего, которая обладает определенными свойствами и способна взаимодействовать с другими объектами и силами. Материя рассматривается как основа объективной реальности, которая может быть источником познания и понимания мира.
Какое значение имеет понятие материи в естествознании?
В естествознании понятие материи играет ключевую роль, так как оно позволяет объяснить физические явления и процессы в природе. Материя рассматривается как носитель энергии и информации, а также как субстрат, на котором происходят различные физические и химические изменения.
Что такое пространство и время как атрибуты материи?
Пространство и время рассматриваются как атрибуты материи, то есть свойства, которыми обладают материальные объекты и явления. Пространство определяет расположение и взаимное расстояние объектов, а время позволяет упорядочить события и процессы. Они являются неотъемлемой частью материального мира и взаимосвязаны друг с другом.
Что означают пространство и время как физическое явление?
Пространство и время рассматриваются как физические явления, которые исследуются в науке. Пространство интерпретируется как трехмерная система координат, в которой происходят движение и взаимодействие объектов. Время представляет собой последовательность событий и изменений, которые происходят во временной шкале. Физические законы описывают взаимосвязь пространства, времени и материи.