Дисконтная система в туризме ( Система скидок как инструмент маркетинга в туризме)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Туризм
  • 80 80 страниц
  • 56 + 56 источников
  • Добавлена 19.06.2008
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретический аспект содержания дисконтных систем
1.1 Основные понятия туристской деятельности
1.2 Система скидок. Основные определения
1.3 Основные определения дисконтных систем
1.4 История развития дисконтных систем
Вывод
Глава 2. Основные виды и классификация дисконтных систем
2.1 Место и роль дисконтных систем в туризме
2.2 Классификация дисконтных систем
2.3 Анализ существующих дисконтных систем
Вывод
Глава 3. Создание математической модели дисконтных систем для турфирмы «Оникс»
3.1 Краткое описание турфирмы
3.2 Анализ деятельности турфирмы
3.3 Разработка математической модели дисконтной системы
3.5 Прогноз эффективности дисконтной системы
Вывод
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В ходе проведение ситуационного анализа в рамках рыночного исследования потребителей туруслуг была разработана анкета и проведен выборочный опрос 89 клиентов фирмы.
Результаты опроса были обработаны и сведены в таблицу 2.4.
Распределение ответов клиентов «Оникс» на вопросы анкеты
Таблица 3.4

№ вопроса Ответ №1 Ответ №2 Ответ №3 Ответ №4 Кол-ство % Кол-ство % Кол-ство % Кол-ство % 1 32 36,0 54 61,0 42 47,0 15 17,0 2 24 27,0 - - 18 20,0 58 65,0 3 15 17,0 30 34,0 5 6,0 10 11,0 4 18 20,0 5 5,0 24 27,0 6 7,0 Итого 89 100 89 100 89 100 89 100 Результаты анализа опроса клиентов показали, что наибольший интерес у клиентов вызывают туры на горнолыжные курорты Финляндии (Вуокатти, Рука, Уккохалла и Пальякка). Надо отметить, а, что эта реализация имеет ярко выраженный сезонный характер - пик продаж приходится на зимнее время, ажиотажный спрос - во время зимних каникул (опрос проводился в зимнее время года). Вторыми по популярности являются туры в Испанию, на Майорку и острова Тенерифе. Максимум продаж приходится на май - сентябрь. Туры в Таиланд занимают третьей место по популярности и пользуются спросом круглый год.
Основной целью приобретения путевок у клиентов ООО "Оникс" является активный отдых на море, спортивный туризм (61% клиентов), 34% опрашиваемых покупают путевки с познавательной целью - знакомство с новыми странами, экскурсии, посещения исторических и архитектурных памятников. Лишь небольшая доля опрашиваемых (5%) выдвинули другие причины приобретения путевок. Таким образом, основная масса клиентов ООО " Оникс " - молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, люди среднего возраста, семьи с детьми.
Около 50% клиентов нашли информацию о турфирме " Оникс " через сеть Интернет, 27% клиентов узнали о фирме через своих друзей, которые ранее пользовались услугами компании, 20% опрошенных почерпнули необходимую информацию из журналов. Из этого можно сделать вывод, что туристская компания "Оникс" имеет достаточно хорошую репутацию, обеспечивает высокое качество обслуживания и качество предоставляемых услуг удовлетворяет клиентов. Одним из эффективных методов рекламы можно считать распространение информации о фирме с помощью компьютерных технологий, что, по всей видимости, обусловлено возрастом клиентов - люди в возрасте от 20 до 45 лет являются активными пользователями сети Интернет.
В фирму " Оникс " обращаются клиенты, имеющие достаточно высокие доходы, в основном, от 700$ до 2000$ в месяц. Это клиенты, предпочитающие заплатить большие деньги, но иметь первоклассные условия проживания, питания и организации путешествия в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что компания ориентируется на работу с обеспеченными клиентами, и основной задачей фирмы является обеспечение высокого качества предоставляемых услуг.
Следующим этапом проведения анализа внутренней среды туристского предприятия является финансовый анализ деятельности туристского предприятия. Результаты деятельности турфирмы в терминах продаж и прибыли для основной турпродукта в основных областях определяются исходя из данных об объемах реализации прошлых периодов. Туристской компании рассмотреть и проанализировать эти сведения и рассмотреть основные тенденции продаж.
Анализ объемов продаж дает ответы на следующие вопросы:
Какова динамика реализации турпродуктов?
Как соотносятся реальные показатели продаж / прибыли компании за последние два-три года?
Какая часть бизнеса компании может быть отнесена к новым направлениям?
Какие показатели роста достигнуты в новых и устоявшихся направлениях бизнеса?
Какова по предварительным подсчетам рыночная доля основных товаров компании на ключевых рынках? Как она изменилась за последние два-три года?
Не отмечаются ли сокращения объемов продаж ваших товаров и в чем состоят причины данного явления?
Необходимо рассмотреть основные рыночные сегменты компании (выделяемые как по географическому принципу, так и по отраслям или отраслевым сегментам). Это и будут "стратегические рынки" и "основные торговые зоны" компании.
На примере ООО "Оникс" проведем анализ финансовых результатов текущей деятельности компании за 2006 - 2007 гг.
Турфирма "Оникс", как и любое другое туристское предприятие, осуществляет экономическую деятельность в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды - нормативно-правовой базы, определяющей законодательные рамки, взаимодействия со всеми субъектами экономических отношений, налогового регулирования, спроса и предложения работ и услуг, цен и тарифов на потребляемые сырье и материалы, работы и услуги и т.д.
Кроме того, непрерывно происходят и изменения внутри самой организации: меняются применяемые ею технологии, состав и количество клиентов. Иными словами, все происходящие изменения условий деятельности туристских предприятий влияют на результаты их деятельности. Поэтому анализ хозяйственной деятельности, оценка финансового состояния и на этой основе корректировка и планов работы фирмы - необходимое условие высокой конкурентоспособности туристской компании.
Для анализа эффективности использования основных фондов необходимо рассчитать показатель фондоотдачи и проследить его динамику.
Фондоотдача – один из основных показателей, характеризующих эффективность использования основных фондов предприятия. Фондоотдача оценивает какой объем оказанных услуг приходится на 1 рубль стоимости основных производственных фондов.
Общий объем услуг
ФО = -------------------------------------------
Среднегодовая стоимость ОПФ

10100
ФО нач. года = ------------- = 0,028 руб./руб.
364788
10800
ФО кон. года = ------------- = 0,014 руб./руб.
771853

Таблица 3.9. Анализ динамики фондоотдачи за 2006 г., тыс. руб.
Таблица 3.9
Показатели 2006 2007 Фондоотдача основных средств 0,6 0,52 Фондоемкость основных средств 1,7 1,9 Рентабельность основных средств 0,42 0,37 Чистая рентабельность основных средств 0,27 0,22
Таким образом, за 2006 год объем реализации увеличился на 700 тыс. руб., при этом стоимость основных средств не увеличилась. Фондоотдача основных средств на начало года составила 7,9 тыс.руб./руб., на конец года – 8,5 тыс.руб./руб.
Фондоотдача характеризует размер реализованной продукции, приходящийся на 1 рубль собственных средств. Таким образом, у предприятия 60 копеек реализованной продукции приходится на 1 рубль вложенных средств в основные средства в 2006 году и 52 копейки – в 2007 году.
Фондоёмкостью является обратный показатель фондоотдачи. Он показывает размер основных средств, приходящихся на 1 рубль реализованной продукции. Этот показатель на данном предприятии составляет 1,7 в 2006 году и 1,9 – в 2007 году.
Данному предприятию необходимо повышать рентабельность продаж, увеличивать фондоотдачу и накапливать собственные средства в обороте.
Для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности предприятие, кроме основных фондов, должно также иметь оборотные фонды.
Оборотным средствам присущ кругооборот: непрерывно повторяющийся процесс смены стадий оборота, форм стоимости, перехода из сферы производства в сферу обращения и обратно, возвращение первоначально авансированных средств к своей исходной форме.
Назначение оборотных средств состоит в обслуживании расширенного воспроизводства, создании условий для нормальной производственной деятельности, а также бесперебойного процесса реализации продукции.
Анализ оборотных фондов предприятия позволяет сделать вывод, что не все закупленные основные средства были введены в эксплуатацию, а также вполне вероятно, что были профинансированы капиталовложения, еще не принесшие отдачу. К негативным явлениям следует отнести увеличение запасов товаров на складах предприятия, т.е. вполне вероятно, что заключаются договора, которые не реализуются.
Анализ структуры активов и пассивов
Таблица 3.10
Показатели 2006 2007 2 Оборотные активы:
запасы
Н.Д.С.
Дебиторские задолжности
Краткосрочные финансовые вложения
Денежные средства
Прочие оборотные активы

508
10
293
0

39
7
12,9
0,3
7,4
0

0,9
0,2
332
33
356
0

1
6



7,3
0,7
8,02
0

0,02
0,13 Итого: 857 737 Баланс: 3954 4789 Пассивы
1 Капиталы и резервы:
Уставной капитал
Нераспределённая прибыль прошлых лет
Нераспределённая прибыль отчётного года
2 долгосрочные обязательства
3 краткосрочные обязательства
Кредиторская за должность


2373
360
0

0

1221

60
9,1

0

0

30,9

2589
174

820

0

1206


54,1
3,6

17,1

0

25,2
Итого: 1221 1206 Баланс: 3954 4789
Данная организация является платежеспособной и финансово-устойчивой, независима от внешней среды. Следовательно, одновременное обращение нескольких поставщиков за своими деньгами не может привести к банкротству.
Анализ ликвидности баланса предприятия заключается в том, чтобы сравнить средства (по активу) с обязательствами (по пассиву), то есть определить степень покрытия обязательств активами предприятия.
Данные для расчетов коэффициентов ликвидности
Таблица 3.4
Показатели 2006 2007 Денежные средства 39 1 Дебиторская задолженность 293 365 Оборотные активы 857 737 Краткосрочные обязательства 1221 1206 Краткосрочные финансовые вложения 0 0
Коэффициенты ликвидности:
Таблица 3.5
Показатели 2006 2007 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,03 0,0008 Коэффициент текущей ликвидности 0,7 0,61 Коэффициент промежуточной ликвидности 0,27 0,3
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, сколько краткосрочных обязательств организация может погасить за счёт имеющихся у неё денежных средств. Он должен быть более 0,2. на данном предприятии коэффициент составил в 2006 году 0,03, а в 2007 - 0,0008. это говорит о том, что для данной организации потребуется очень много времени, чтобы расплатиться со своими кредиторами за счёт имеющихся у неё денежных средств.
Коэффициент промежуточной ликвидности показывает ту часть краткосрочных обязательств, которую организация может погасить за счёт имеющихся у неё денежных средств и дебиторской задолженности. Данный коэффициент должен быть больше или равен единице. Он же на данном предприятии составил в 2006 году всего 0,27, а в 2007 – 0,3, то есть организация, после того как к ней обратятся все кредиторы, не сможет погасить свою задолженность денежными средствами и дебиторской задолженностью. Такие низкие коэффициенты объясняются тем, что отчётному периоду данное предприятие имеет слишком мало денежных средств и не имеет дебиторской задолженности.
Коэффициент текущей ликвидности показывает, во сколько раз оборотные активы превышают краткосрочные обязательства. Он должен быть больше или равен единице, так как оборотные активы всегда должны быть больше краткосрочных обязательств на величину собственных оборотных средств. На данном предприятии он составил к 2006 году 0,7, а к 2007 – 0,61. В исследуемой организации данный показатель меньше единицы, то есть для погашения краткосрочных обязательств фирма не имеет собственных оборотных средств. Это делает её более зависимой от внешней чреды.
Подсчитаем все текущие расходы ООО «Оникс», разбив их на постоянные и переменные:
Переменные затраты ООО «Оникс»
Таблица 3.11
Статья затрат Сумма в месяц, рубли Стоимость туров 350000 Электроэнергия 13500 Затраты на водоснабжение 1000 Заработная плата персонала 100000 Расходные материалы 5000 Налоги 68600 Итого 638100 На закупку туров ООО «Оникс» тратит порядка 350000 рублей в месяц.
Затраты на электроэнергию при стоимости 1 КВт в 90 копеек, составят в месяц порядка 13500 рублей: 15000 КВт х 0,9 = 13500 рублей.
Затраты на водоснабжение составят порядка 1000 рублей (400 рублей – холодная вода и 600 рублей – горячая вода).
Под действие закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» подпадает коммерческая деятельность только с численностью работающих до 5 человек.
Поскольку в ООО «Оникс» работает больше, принято решение использовать упрощенную систему налогообложения, по которой фирма платит налог в размере 6% с дохода.
Средняя ежемесячная выручка составляет порядка 1000000 рублей.
В месяц налог составит: 1000000 * 6% = 60000 рублей.
Согласно Налоговому Кодексу, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Взносы в Пенсионный фонд РФ осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ. В соответствие с данным законом, для налогооблагаемой базы (фонд оплаты труда) до 100000 рублей включительно тариф страхового взноса составляет 14%.
Таким образом, величина взноса в Пенсионный фонд составит:
100000 х 14% = 14000 рублей.
Кроме того, в соответствие с Федеральным законом РФ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» ООО «Оникс» обязан осуществлять обязательное социальное страхование своих работников от несчастных случаев по ставке страхового тарифа 0,6%.
Таким образом, ежемесячная величина страхового взноса составит: 100000 * 0,6% = 600 рублей.
Общая сумма налоговых и страховых платежей составит: 54000 + 14000 + 600 = 68600 рублей.
Постоянные затраты ООО «Оникс»
Таблица 3.12
Статья затрат Сумма в месяц, рубли Амортизация оборудования 10600 Отопление и освещение помещения 50400 Арендная плата 80000 Обслуживание сигнализации 9170 Реклама 109300 Прочие затраты (представительские затраты, налоги, относящиеся на себестоимость продукции и т.д.) 93033 Всего 352503
Затраты на электроэнергию для целей отопления и освещения помещения при стоимости 1 КВт в 90 копеек, составят в месяц порядка 9000 рублей: 6000 КВт х 0,9 = 5400 рублей.
Затраты на обслуживание сигнализации по договору с частной охранной фирмой составят 2000 рублей в месяц.
Затраты на рекламу составят 18000 рублей в месяц.
Величину остальных затрат, не вошедших в основной перечень, будем считать равной 93333 рублям.
Общие ежемесячные расходы ООО «Оникс» составят: 638100 + 209333 = 847433 рубля.
Себестоимость продукции (год)
Таблица 3.13
Наименование Размер Постоянные затраты 30459,17 тыс.р Переменные затраты 96454,04 тыс. рубл С помощью показателей рентабельности определяются относительная доходность предприятия и затраты средств или имущества.
Показатели рентабельности
Таблица 3.14
Показатели 2006 2007 Рентабельность оборотных активов 1,5 1,9 Чистая рентабельность оборотных активов 1 1,13 Рентабельность собственного капитала 0,5 0,4 Чистая рентабельность собственного капитала 0,3 0,23 Рентабельность продаж 17,5 17,1 Рентабельность внеоборотных активов 0,42 0,35 Чистая рентабельность внеоборотных активов 0,26 0,2 Фондоотдача основных средств 0,6 0,52 Фондоемкость основных средств 1,7 1,9 Рентабельность основных средств 0,42 0,37 Чистая рентабельность основных средств 0,27 0,22
Рентабельность оборотных активов достаточно велика: на 1 рубль 50 копеек в 2006 году и 1 рубль 90 копеек в 2007 году полученной прибыли до налогообложения приходится 1 рубль средств в оборотные активы.
Чистая рентабельность оборотных активов тоже достаточно высока, поскольку оборотные активы не так велики.
Рентабельность продаж одного рубля выручки в 2006 году содержит 25 копеек прибыли, а в 2007 году 19 копеек.
Таблица 3.15
Показатели Ед. изм. 2006 2007 Темп роста, % Выручка от реализации Тыс.руб 189070,0 199867,5 +5,7 Себестоимость Тыс.руб 118168,75 126913,24 +7,4 Коммерческие расходы Тыс.руб 10635,19 12230,47 +15,0 Управленческие расходы Тыс.руб 27178,81 26554,81 -2,7 Прибыль от реализации Тыс.руб 33087,25 34268,98 +3,6 Процента к оплате Тыс.руб 103,21 168,49 +63,2 Прочие внереализационные доходы Тыс.руб 74,2 80,62 +8,7 Прочие внереализационные расходы Тыс.руб 38,4 28,94 -24,6 Прибыль отчетного периода Тыс.руб 33019,84 34152,17 +3,4 Налог на прибыль Тыс.руб 9931,55 10288,45 +3,6 Чистая прибыль Тыс.руб 23088,29 23863,72 +3,4
Таким образом, прибыль от реализации возросла на 3,6%, чистая прибыль на 3,4%
На основании выявленной структуры проводится портфельный анализ турпродуктов (позиционирование) туристской компании, задача которого состоит в оценке фактического состояния ассортимента турфирмы, и разработке дифференцированных стратегий для каждого продукта исходя их общих целей развития туристского предприятия.
Позиционирование туристского продукта направлено на разработку и создание имиджа туристского продукта таким образом, чтобы он занял в сознании клиентов достойное место, отличающееся от положения продуктов конкурентов. Значительный вклад в развитие стратегии позиционирования внесли два специалиста в области рекламы - Эл Райе и Джек Траут. Они рассматривают позиционирование как творческий процесс выделения достоинств существующего продукта и отмечают, что "позиционирование не относится к вашим действиям по отношению к продукту.
Позиционирование — то, что вы делаете с образом мыслей потребителя, вы позиционируете продукт в сознании потребителя".
Позиционирование должно дать ответ на вопрос: "Какова ценность продукта для клиента?". Причем здесь имеется в виду не только чисто практическая выгода от приобретения данного продукта, но и его психологическая ценность ("идеальный прообраз продукта"). Положение любого продукта на рынке может быть реальным и оценочным. Реальным оно является в том случае, когда ретроспективный анализ доли рынка позволяет фирме установить фактическое положение услуги на рынке на предшествующих этапах деятельности. Оценочное положение является результатом представлений фирмы о позициях ее продукта на рынке.
Исходные данные об объемах продаж, размерах и темпах роста рынка
Таблица 3.16
Тупродукт Объем продаж ООО «Оникс», млн, рубл Объем продаж ведущего конкурента , млн, рубл Емкость рынка, млн, руб Темп роста рынка, % Финляндия 4,9 5,7 1,4 106,8 Таиланд 2,9 1,1 4,6 102,5 Страны Бенилюкса 2,9 4,9 1,9 106,6 прочие 1,2 2,6 1,1 96,4
Рассчитаем относительную долю рынка и долю рынка каждого из турпродуктов по следующим формулам:


Результаты расчетов занесем в таблицу 3.17
Относительная доля рынка и доля рынка туристского продукта
Таблица 3.17
Турпродукт Относительная доля рынка Доля рынка туристского продукта Финляндия 4,9/5,7 = 0,87 4,9/1,4*100%=35,0 Таиланд 2,9/1,1=2,6 2,9/4,6*100%=65,0 Страны Бенилюкса 2,9/4,9=0,56 2,9/1,9*100%=14,0 Прочие 1,2/2,6=0,46 1,2/1,1*100%=8,8 Таким образом, для направления Таиланд предлагается стратегия роста (инвестирования); для направлений страны Бенилюкса и прочие - стратегия сокращения, т.е. продолжения деятельности без инвестиций или дезинвестирование. Для направления Финляндия, несомненно, предлагается стратегия сохранения и защиты достигнутых позиций (реинвестирование).
Конкурентным преимуществам туристской компании ООО "Оникс" можно отнести следующее:
известное имя;
опыт работы;
высокое качество предоставляемых услуг;
клиентура;
индивидуальная работа с клиентами;
действенная реклама;
высокая квалификация персонала.
После выявления конкурентных преимуществ фирмы следующим этапом планирования является планирование целей предприятия и разработка альтернативных стратегий его дальнейшего развития.
В качестве основного направления выбрано – создание дисконтной системы.

3.3 Разработка математической модели дисконтной системы
Карты дисконтной системы в продажу не поступают, а выдаются покупателю по факту покупки товара на установленную сумму. Срок действия дисконтных карт – бессрочный. При утере, порче дисконтная карта восстанавливается при предъявлении клиентом документа удостоверяющего личность с сохранением накопительной суммы.
Дисконтная карта может использоваться покупателем при покупке тура, как за наличный, так и за безналичный расчёт. Скидка по дисконтной карте предоставляется по факту окончательного расчёта за тур, при предъявлении карты в турфирме. Для безналичного расчёта клиенту достаточно предъявить карту в момент выписки счета.
По карте будет предоставляться скидка на приобретаемый тур:
скидка 5% - при сумме договора до 2000$
скидка 6% - при сумме договора от 2001 до 4000$
скидка 7% - при сумме договора от 4001 до 7000$
скидка при сумме договора от 7001$ рассматривается в индивидуальном порядке.
Карты будут распространяться бесплатно
Определив минимальный размер партии товара и отталкиваясь от базовой цены без учета скидок, несложно рассчитать максимальный размер скидки (в руб.), которую предприятие может предоставить клиенту (при данном объеме продаж прибыль от сделки без скидки будет равна прибыли от сделки со скидкой):
Максимальный размер скидки = Pбаз - С - [ ( Рбаз - С ) Qmin ] : Qз ,
где:
Pбаз – базовая цена без учета скидок;
C – себестоимость единицы тура;
Qз – количество туров, приобретенных покупателем.
Не стоит предоставлять скидки максимального размера, так как в этом случае компания не заинтересована продавать больше, получая тот же объем прибыли.
Всегда следует создавать некоторый запас прочности (дополнительную норму прибыли).
Решение о создаваемом запасе прочности принимается совместно финансовым и коммерческим директорами компании. Для того чтобы стимулировать рост объемов продаж, можно порекомендовать принять запас прочности как процент, находящийся в обратной зависимости от объема заказа. В таком случае при увеличении объема закупки скидка будет расти в геометрической прогрессии.

3.5 Прогноз эффективности дисконтной системы
Проанализируем эффективность внедрения дисконтной системы.
Финансовые результаты деятельности ООО «Оникс» за 2007-2008 год
Таблица 3.18
Показатели Ед. изм. 2007 2008 Темп роста, % Выручка от реализации Тыс.руб 189070,0 199867,5 +5,7 Себестоимость Тыс.руб 118168,75 126913,24 +7,4 Коммерческие расходы Тыс.руб 10635,19 12230,47 +15,0 Управленческие расходы Тыс.руб 27178,81 26554,81 -2,7 Прибыль от реализации Тыс.руб 33087,25 34268,98 +3,6 Процента к оплате Тыс.руб 103,21 168,49 +63,2 Прочие внереализационные доходы Тыс.руб 74,2 80,62 +8,7 Прочие внереализационные расходы Тыс.руб 38,4 28,94 -24,6 Прибыль отчетного периода Тыс.руб 33019,84 34152,17 +3,4 Налог на прибыль Тыс.руб 9931,55 10288,45 +3,6 Чистая прибыль Тыс.руб 23088,29 23863,72 +3,4 Рентабельность продаж % 17,5 17,1 -0,4 Рентабельность производства % 21,21 20,69 -0,52
Проведем анализ изменения финансового результата от основной деятельности вследствие изменения трех факторов:
объема оказанных услуг;
внедрение дисконтной системы;
рост затрат на 1 рубль продукции, в связи с учетом раздачи дисконтных карт.
Изменение финансового результата от основной деятельности за счет вышеприведенных факторов можно определить по следующим формулам:
1. Изменение финансового результата за счет изменения объема реализации услуг (∆Р (р )):

2. Изменение финансового результата за счет внедрения дисконтной системы (∆Р (р2 )):

3. Изменение финансового результата за счет изменения затрат на 1 рубль реализованных услуг , что вызвано расходами турфирмы на производство карт (∆Р (р3 )):

Произведем необходимые расчеты.
Сначала проведем факторный анализ прибыли, полученной в 2007 году в сравнении с результатом финансово-экономической деятельности с 2006 годом.
Изменение прибыли в первом квартале 2008 году по сравнению с 2007 за счет изменения объема реализации услуг составило

(∆Р (р 1 ))2008=33087,25*([165598,52/155982,75]-1)=2039,7 тыс.руб.
Таким образом, в 2008 прибыль компании «Оникс» увеличилась на 2039,7 тыс. рубл. за счет увеличения объема реализованных услуг.
Изменение прибыли в 2008 по сравнению с 2007 за счет внедрения дисконтной системы составило:

(∆Р (р 2 ))2008 = 33087,25 * (199867,5/189070,0-165598,52/155982,75)= 150,1 тыс. рубл.
Таким образом, за счет изменения структуры реализации (увеличения доли менее рентабельных туров) прибыль ООО «Оникс» уменьшилась в 2008 году по сравнению с 2007 на 150, 1 тыс. рубл.
Изменение финансового результата за счет изменения затрат на 1 рубль реализованных услуг в 2008 году по сравнению с 2007:
(∆Р (р 3 ))2008=(155982,52/189070,0-1665598,52/199867,5)* 199867,5=707,8 тыс. рубл.
В 2008 году по сравнению с 2007 на 0,3 копейки выросли затраты 1 рубль реализации услуг, что вызвало ростом финансового результата от этого фактора в общем на 707,8 тыс. рубл.
Результаты проведенных исследований сведены в таблицу 3.19
Обобщение результатов факторного анализа прибыли ООО «Оникс» за 2007-2008 годы
Таблица 3.19
Изменение финансового результата от реализации туристских услуг 2008 год в сравнении с 2007 годом Изменение финансового результата, всего +1181,8 В том числе за счет изменения объема реализации туристских услуг +2039,7 В том числе за счет изменения структуры реализации +150,1 В том числе за счет изменения затрат на 1 рубль реализации +707,8
Таким образом, валовая прибыль ООО "Оникс" в первой декаде 2008 году выросла по сравнению с 2007 годом лишь на 3,4% и наблюдается снижение показателей рентабельности.

Вывод
Туристическая фирма "Оникс". Основана в 1991 году. Кроме, экскурсионных автобусных туров в Финляндию, Швецию, Данию, Норвегию, Австрию, Чехию, Англию, Францию и Италию, она так же предлагает широкий спектр услуг по индивидуальному бронированию отелей и коттеджей, трансферов и экскурсий в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании и бронированию билетов на паромные перевозки в Швецию и Германию (SiljaLine, Finnlines, Superfast, DFDSSeaways, Scandlines).
Конкурентным преимуществам туристской компании ООО "Оникс" можно отнести следующее:
известное имя;
опыт работы;
высокое качество предоставляемых услуг;
клиентура;
индивидуальная работа с клиентами;
действенная реклама;
высокая квалификация персонала.
После выявления конкурентных преимуществ фирмы следующим этапом планирования является планирование целей предприятия и разработка альтернативных стратегий его дальнейшего развития.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что дисконтная система эффективна, не смотря на, то что сравнивались не равнозначные периоды
Исследования позволили выявить, что в 2007 году структура реализации туристской компании ООО "Оникс" была следующей: 25% от общего объема реализации составляет выручка от продажи туров в Финляндию (4,9 млн. руб.), на Таиланд приходится 15% реализации (2,9 млн. руб.), на страны Бенилюкса - 14% (2,9 млн. руб.), 10% (1,9 млн. руб.) от объема реализации приходится на Мексику, на другие страны, включая США - всего 6% от общего объема продаж.
Заключение
В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира.
С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями.
Отличительные черты рекламы как одного из главных средств маркетинговых коммуникаций в сфере туризма определяются спецификой как самой рекламы, так и особенностями системы туризма и ее товара – туристского продукта.
В качестве базы исследования использовалась туристская фирма «Оникс». Кроме, экскурсионных автобусных туров в Финляндию, Швецию, Данию, Норвегию, Австрию, Чехию, Англию, Францию и  Италию, она так же предлагает широкий спектр услуг по индивидуальному бронированию отелей и коттеджей, трансферов и экскурсий в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании и бронированию билетов на паромные перевозки в Швецию и Германию (SiljaLine, Finnlines, Superfast, DFDSSeaways, Scandlines).
В качестве основного направления выбрано – создание дисконтной системы.
Дисконтная карта может использоваться покупателем при покупке тура, как за наличный, так и за безналичный расчёт. Скидка по дисконтной карте предоставляется по факту окончательного расчёта за тур, при предъявлении карты в турфирме. Для безналичного расчёта клиенту достаточно предъявить карту в момент выписки счета.
По карте будет предоставляться скидка на приобретаемый тур:
скидка 5% - при сумме договора до 2000$
скидка 6% - при сумме договора от 2001 до 4000$
скидка 7% - при сумме договора от 4001 до 7000$
скидка при сумме договора от 7001$ рассматривается в индивидуальном порядке.
Карты будут распространяться бесплатно


Список литературы
Блэкуэлл Д., Миннард П., Энджел Дж. Поведение потребителей /Пер с англ. под ред. Л. А. Волковой. — СПб.: Питер, 2002.
Большаков А. С, Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. — СПб.: Питер, 2000.
Борисовский Ю., Семина Н., Соболев С. По ту сторону рекламы. Классификация услуг в области непрямой рекламы // Индустрия рекламы, 2005. - № 12, июнь. - С. 200-205.
Бурлакова Ю. TBWA/Hunt Lascaris — всемогущее агентство из Африки // Рекламные Идеи, 2003. — № 4. — С. 30.
Венецкий И. Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе: Справочник. —М.: Статистика, 1979.
Вольский В. И., Лезина 3. М. Голосование в малых группах: процедуры и методы сравнительного анализа. — М.: Наука, 1991.
Гайдай С. Как устроить потребителю встречу с чудом // Рекламные Идеи, 2001.-№2.-С. 55.
Гамов И. Оправданные эксперименты // Рекламные идеи — YES!, 2000. - № 2. - С. 48.
Громова Е., Герасимова М. Психотипы потребителей и позиционирование бренда // Рекламные Идеи, 2005. — № 4 — С. 4.
Дейан А., Стимулированиесбыта/Пер.сфранц. под ред. С. Г. Божук. - СПб.: Нева, ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003.
Дейян А. Реклама / Пер. с франц. под общ. ред. В. С. Загашвили. — М.: Прогресс, 1993.
Домнин В. Н. Брендинг: новые технологии в России. — СПб.: Питер, 2003.
Дрю Ж.-М. Ломая стереотипы / Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой. — СПб.: Питер, 2002.
Дуболазов В. А., Павлов Н.В. Принятие решений в маркетинге с помощью компьютерных средств. — СПб.: СПбГПУ, 2005.
Дэвис С. М. Управление активами торговой марки / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2001.
Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. — М.: ИНФРА-М, 2001.
Климин А. И. Стимулирование сбыта в комплексе продвижения товара // Практика рыночных исследований 2003. Информационно-аналитический сборник. - СПб.: ГОРТИС МК, 2003. - С. 48-50.
Климин А. И. Формирование социальной принадлежности бренда с помощью мероприятий по стимулированию сбыта // Практика рыночных исследований 2002. Информационно-аналитический сборник. - СПб.: ГОРТИС МК, 2002. - С. 54-56.
Климин А. И. Что мы рекламируем и как это влияет на продажи?//Тарифы и условия размещения рекламы. Июль 2001. — СПб.: ЭКРО-RG, 2001.-С. 6-7.
Климин А. И. Эффективность применения пластиковых карт //Практика рыночных исследований 2001. Информационно-аналитический сборник. - СПб.: ГОРТИС МК, 2005. — С. 87-89.
Косоруков О. А. и др. Количественные методы анализа в маркетинге. — СПб.: Питер, 2005.
Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. — 12-е изд. — СПб.: Питер, 2006.
Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. — 2-е европейское издание /Пер. с англ. — М.: Вильяме, 2002.
Кощеев Л. Как взорвать рынок? Стань испытателем! // Рекламные Идеи, 2003. - № 3 - С. 90.
Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Пер.с англ. под ред. В. Б. Колчанова. — СПб.: Питер, 2004.
Ленскольд Дж. Рентабельность инвестиций в маркетинг. — СПб.: Питер, 2004.
Литл Ф. Д. Основы маркетинга. — М.: Экономика, 1994.
МаксютовА. А. Экономический анализ: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2005.
Медиастратегия торговой марки «Легкая Жизнь» // Презентация рекламного агентства «Медиа Артс». — М., 2003.
Методологические положения по статистике (выпуски 1, 2, 3, 4), 2003. — http://www.gks.ru
Надеин А. Эффективная рекламная акция // YES! — Журнал о рекламе, 1997. — № 4. — С. 29-38.
Общая теория статистики/Под ред.А.Я.Боярского,Г. Л.Громыко. — М.: Изд-во МГУ, 1985.
Огилви Д. О рекламе. — М.: ЭКСМО, 2005.
Павлов Н. В., Пономарева О. А. Маркетинговые иесследования. — СПб.: СПбГТУ, 2001.
Панкрухин А. П. Маркетинг: Учебник. — М.: ИКФ Омега-Л, 2002.
Потемкин А. Б. Методы стимулирования сбыта для покупателей в розничной торговле аудио-, видео- и бытовой техники: Дипломный проект. — СПб: СПбГТУ, 2000.
Прингл X., Томпсон М. Энергия торговой марки / Пер. с англ. Под ред. И. В. Крылова. — СПб.: Питер, 2001.
Раис Э., ТраутД. Маркетинговые войны. — СПб.: Питер, 2001.
Рекламные идеи. Журнал о творческом брендинге. — СПб.: Паприка // www.advi.ru
Россинтер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров / Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой. — СПб.: Питер, 2000.
Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учебник. — М.: Новое знание, 2004.
Сизов Д. Промоушн — еще одно нерусское слово // Рекламные идеи - YES!, 2000. - № 4. - С. 33.
Смит П., Бэрри К, Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. — М., 2001.
Теория статистики: Учебник / Под ред. Р. А. Шмойловой. — М.: Финансы и статистика, 1996.
Торекуль Б. Сага об ИКЕА. Правдивая история о том, как шведский предприниматель покорил мир, а теперь и Россию. — М.: Астрель, ACT, 2006
ЭвансД. Р., Берман Б. М. Маркетинг. — М.: Экономика, 1993.
Эдварде Ч., Раун Р. Реклама в розничной торговле США. — К.: Сфера-Слово, 1993.
Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учебное пособие / Под ред. М. И. Баканова, А. Д. Шеремета. — М.: Финансы и статистика, 2001.
Яковлев К. Е. Подвески королевы // Презентационный буклет фирмы «АМТ» — Агентство маркетинговых технологий, 2000. —Апрель. — С. 4.
Яковлев К. Е. Хлеб с бриллиантом // Презентационный буклет фирмы «АМТ» — Агентство маркетинговых технологий, 2000. — Апрель. — С. 2.
Shoppintainment в контексте Северо-Запада. Круглый стол // Топ-менеджер, 2005. - № 5. - С. 76.
Aaker D. A. Myers J. D. Advertising Management. — Englewood Cliffs: Prentice Hall International, Inc., 1987.
Bader N. No More Coupon Clipping // Florida Trend, June 1993. —P. 32-37.
Berman D., Evans J.R. Retail Management. A strategic Approach. — NY: Macmillan Publishing Company, 1989.
Brown K., Endicott C, Macdonald S. etc. The 50th Annual 100 leading National Advertises Report // Advertising Age, 2005. — http://www. AdAge.com

Биржаков М.Б. “Введение в туризм” Москва-Санкт-Петербург, 2001 стр. 28
Там же стр. 52
Организация туризма: Учеб. Пособие/А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под общ. ред. Н.И. Кабушкина и др. – Мн.: Новое знание, 2003 стр.7
Организация туризма: Учеб. Пособие/А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под общ. ред. Н.И. Кабушкина и др. – Мн.: Новое знание, 2003 стр.15
Эдвардc Ч., Раун Р. Реклама в розничной торговле США. — К.:Сфера-Слово, 1993
Климин А. И. Какие методы стимулирования продаж сейчас наиболее популярны и эффективны? // Тарифы и условия размещения рекламы. Октябрь 2001. — СПб.: ЭКРО-RG, 2001. — С. 4-7.

Климин А. И. Какие методы стимулирования продаж сейчас наиболее популярны и эффективны? // Тарифы и условия размещения рекламы. Октябрь 2001. — СПб.: ЭКРО-RG, 2001. — С. 4-7.
Климин А.И. Стимулирование продаж. – М.: Вершина., 2007. - С.57
Климин А.И. Стимулирование продаж. – М.: Вершина., 2007. - С.59
там же
Дейан А. Стимулирование сбыта /Пер.сфранц. под ред. С. Г. Божук. - СПб.: Нева, ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003
Климин А.И. Стимулирование продаж. – М.: Вершина., 2007. - С.60
Климин А. И. Что мы рекламируем и как это влияет на продажи?//Тарифы и условия размещения рекламы. Июль 2001. — СПб.: ЭКРО-RG, 2001.-С. 6-7
Климин А.И. Стимулирование продаж. – М.: Вершина., 2007. - С.62-63
Климин А.И. Стимулирование продаж. – М.: Вершина., 2007. - С.62-63
Климин А. И. Что мы рекламируем и как это влияет на продажи?// Тарифы и условия размещения рекламы. Июль 2001. — СПб.: ЭКРО-RG, 2001.-С. 6-7
http://ndscard.ru/about.php#140
http://ndscard.ru/about.php#140
http://ndscard.ru/about.php#140
http://ndscard.ru/about.php#140
http://ndscard.ru/about.php#140
http://ndscard.ru/about.php#140
http://ndscard.ru/about.php#140
http://ndscard.ru/about.php#14





61

1.Блэкуэлл Д., Миннард П., Энджел Дж. Поведение потребителей /Пер с англ. под ред. Л. А. Волковой. — СПб.: Питер, 2002.
2.Большаков А. С, Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. — СПб.: Питер, 2000.
3.Борисовский Ю., Семина Н., Соболев С. По ту сторону рекламы. Классификация услуг в области непрямой рекламы // Индустрия рекламы, 2005. - № 12, июнь. - С. 200-205.
4.Бурлакова Ю. TBWA/Hunt Lascaris — всемогущее агентство из Африки // Рекламные Идеи, 2003. — № 4. — С. 30.
5.Венецкий И. Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе: Справочник. —М.: Статистика, 1979.
6.Вольский В. И., Лезина 3. М. Голосование в малых группах: процедуры и методы сравнительного анализа. — М.: Наука, 1991.
7.Гайдай С. Как устроить потребителю встречу с чудом // Рекламные Идеи, 2001.-№2.-С. 55.
8.Гамов И. Оправданные эксперименты // Рекламные идеи — YES!, 2000. - № 2. - С. 48.
9.Громова Е., Герасимова М. Психотипы потребителей и позиционирование бренда // Рекламные Идеи, 2005. — № 4 — С. 4.
10.Дейан А., Стимулированиесбыта/Пер.сфранц. под ред. С. Г. Божук. - СПб.: Нева, ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003.
11.Дейян А. Реклама / Пер. с франц. под общ. ред. В. С. Загашвили. — М.: Прогресс, 1993.
12.Домнин В. Н. Брендинг: новые технологии в России. — СПб.: Питер, 2003.
13.Дрю Ж.-М. Ломая стереотипы / Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой. — СПб.: Питер, 2002.
14.Дуболазов В. А., Павлов Н.В. Принятие решений в маркетинге с помощью компьютерных средств. — СПб.: СПбГПУ, 2005.
15.Дэвис С. М. Управление активами торговой марки / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2001.
16.Завьялов П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. — М.: ИНФРА-М, 2001.
17.Климин А. И. Стимулирование сбыта в комплексе продвижения товара // Практика рыночных исследований 2003. Информационно-аналитический сборник. - СПб.: ГОРТИС МК, 2003. - С. 48-50.
18.Климин А. И. Формирование социальной принадлежности бренда с помощью мероприятий по стимулированию сбыта // Практика рыночных исследований 2002. Информационно-аналитический сборник. - СПб.: ГОРТИС МК, 2002. - С. 54-56.
19.Климин А. И. Что мы рекламируем и как это влияет на продажи?//Тарифы и условия размещения рекламы. Июль 2001. — СПб.: ЭКРО-RG, 2001.-С. 6-7.
20.Климин А. И. Эффективность применения пластиковых карт //Практика рыночных исследований 2001. Информационно-анали¬тический сборник. - СПб.: ГОРТИС МК, 2005. — С. 87-89.
21.Косоруков О. А. и др. Количественные методы анализа в маркетинге. — СПб.: Питер, 2005.
22.Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. — 12-е изд. — СПб.:
Питер, 2006.
23.Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. — 2-е европейское издание /Пер. с англ. — М.: Вильяме, 2002.
24.Кощеев Л. Как взорвать рынок? Стань испытателем! // Рекламные Идеи, 2003. - № 3 - С. 90.
25.Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Пер.с англ. под ред. В. Б. Колчанова. — СПб.: Питер, 2004.
26.Ленскольд Дж. Рентабельность инвестиций в маркетинг. — СПб.: Питер, 2004.
27.Литл Ф. Д. Основы маркетинга. — М.: Экономика, 1994.
28.МаксютовА. А. Экономический анализ: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
29.Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2005.
30.Медиастратегия торговой марки «Легкая Жизнь» // Презентация рекламного агентства «Медиа Артс». — М., 2003.
31.Методологические положения по статистике (выпуски 1, 2, 3, 4), 2003. — http://www.gks.ru
32.Надеин А. Эффективная рекламная акция // YES! — Журнал о рекламе, 1997. — № 4. — С. 29-38.
33.Общая теория статистики/Под ред.А.Я.Боярского,Г. Л.Громыко. —
М.: Изд-во МГУ, 1985.
34.Огилви Д. О рекламе. — М.: ЭКСМО, 2005.
35.Павлов Н. В., Пономарева О. А. Маркетинговые иесследования. —
СПб.: СПбГТУ, 2001.
36.Панкрухин А. П. Маркетинг: Учебник. — М.: ИКФ Омега-Л, 2002.
37.Потемкин А. Б. Методы стимулирования сбыта для покупателей в розничной торговле аудио-, видео- и бытовой техники: Дипломный проект. — СПб: СПбГТУ, 2000.
38.Прингл X., Томпсон М. Энергия торговой марки / Пер. с англ. Под ред. И. В. Крылова. — СПб.: Питер, 2001.
39.Раис Э., ТраутД. Маркетинговые войны. — СПб.: Питер, 2001.
40.Рекламные идеи. Журнал о творческом брендинге. — СПб.: Паприка // www.advi.ru
41.Россинтер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров / Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой. — СПб.: Питер, 2000.
42.Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учебник. — М.: Новое знание, 2004.
43.Сизов Д. Промоушн — еще одно нерусское слово // Рекламные идеи - YES!, 2000. - № 4. - С. 33.
44.Смит П., Бэрри К, Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. — М., 2001.
45.Теория статистики: Учебник / Под ред. Р. А. Шмойловой. — М.:
Финансы и статистика, 1996.
46.Торекуль Б. Сага об ИКЕА. Правдивая история о том, как шведский
предприниматель покорил мир, а теперь и Россию. — М.: Астрель,
ACT, 2006
47.ЭвансД. Р., Берман Б. М. Маркетинг. — М.: Экономика, 1993.
48.Эдварде Ч., Раун Р. Реклама в розничной торговле США. — К.: Сфера-Слово, 1993.
49.Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учебное пособие / Под ред. М. И. Баканова, А. Д. Шеремета. — М.: Финансы и статистика, 2001.
50.Яковлев К. Е. Подвески королевы // Презентационный буклет фирмы «АМТ» — Агентство маркетинговых технологий, 2000. —Апрель. — С. 4.
51.Яковлев К. Е. Хлеб с бриллиантом // Презентационный буклет фирмы «АМТ» — Агентство маркетинговых технологий, 2000. — Апрель. — С. 2.
52.Shoppintainment в контексте Северо-Запада. Круглый стол // Топ-менеджер, 2005. - № 5. - С. 76.
53.Aaker D. A. Myers J. D. Advertising Management. — Englewood Cliffs: Prentice Hall International, Inc., 1987.
54.Bader N. No More Coupon Clipping // Florida Trend, June 1993. —P. 32-37.
55.Berman D., Evans J.R. Retail Management. A strategic Approach. — NY: Macmillan Publishing Company, 1989.
56.Brown K., Endicott C, Macdonald S. etc. The 50th Annual 100 leading National Advertises Report // Advertising Age, 2005. — http://www. AdAge.com

Вопрос-ответ:

Что такое дисконтная система в туризме?

Дисконтная система в туризме - это маркетинговый инструмент, который предполагает предоставление клиентам скидок и бонусов за покупку или использование туристических услуг.

Какие основные понятия связаны с туристской деятельностью?

Основные понятия туристской деятельности включают в себя туриста, туристические услуги, туристические продукты, туристические ресурсы и туристическую инфраструктуру.

Какая история развития дисконтных систем в туризме?

История развития дисконтных систем в туризме началась с появления первых программ лояльности и скидок в отелях и авиакомпаниях в середине 20-го века. В последующие годы дисконтные системы стали все более популярными и распространились на другие сферы туристической индустрии.

Какие виды и классификации дисконтных систем в туризме существуют?

Основные виды и классификации дисконтных систем в туризме включают программы лояльности отельных сетей, авиакомпаний, круизных компаний, программы дисконтных карт, системы скидок и бонусов для постоянных клиентов и партнерские программы.

Какова роль и место дисконтных систем в туризме?

Дисконтные системы играют важную роль в туризме, предоставляя клиентам возможность получать скидки и бонусы при бронировании туристических услуг. Они помогают привлечь и удержать постоянных клиентов, а также стимулируют повторные покупки и рекомендации услуг туристических компаний.

Какие понятия связаны с туристской деятельностью?

Основные понятия туристской деятельности включают туризм, туриста, путешествие, отдых и экскурсию.

Что такое система скидок?

Система скидок - это маркетинговый инструмент, который позволяет предложить потенциальным клиентам особые условия покупки, например, сниженную цену или бонусы.

Как развивалась история дисконтных систем?

История развития дисконтных систем связана с появлением самих торговых центров, когда владельцы магазинов начали предлагать постоянным клиентам специальные скидки и бонусы.