Становление российской банковской системы от плана к рынку.
Заказать уникальное эссе- 20 20 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 22.12.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Создание банковской системы Российской Федерации
2.Развитие банковской системы Российской Федерации
Заключение
Литература
Причем, в отличие от текущей практики, предполагается, что оно не будет входить в капитал проблемных банков. В соответствии с принятым законом при реализации предусмотренных в нем процедур не будут применяться стандартные требования гражданского, корпоративного и банковского законодательства. Из госбюджета Агентству выделяется 200 млрд руб. в 2008 г., что увеличит его собственные средства на 308% по сравнению с нынешним уровнем в 65 млрд руб.
Заключение
В последние годы денежно-кредитная политика Банка России в целом характеризовалась недостатком системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в расплывчатом определении основных задач политики процентной ставки, неразработанности методики оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного предложения, неэффективном управлении золотовалютными резервами, отсутствии системных мер по формированию на российской территории международного финансового центра, недостаточной согласованности ДКП с состоянием финансового рынка и банковского сектора. В частности, при разработке основных направлений денежно-кредитной политики Банк России не определяет ее объекты и особенности трансмиссионного механизма.
Некоторые последствия мирового кризиса ликвидности очень быстро отразились на российском рынке(см. рис.2), вызвав недостаток ликвидности банковского сектора, резкое замедление роста операций у банков, активно использовавших внешние источники фондирования. В то же время данный кризис сопровождался системной переоценкой рисков инвесторами всего мира, и его влияние на российский банковский сектор будет носить достаточно долгосрочный характер.
В сентябре—октябре 2008г. в условиях неустойчивости рынка межбанковского кредитования Банк России предпринял ряд мер по созданию новых инструментов увеличения ликвидности в экономике. Но было бы большой ошибкой допустить инвестиционные и управляющие компании к системе рефинансирования центрального банка. Это привело бы к неконтролируемости процесса формирования ликвидности и создало бы риск перекредитования финансового сектора.
Рис.-2 Показатели ликвидности банковской системы
На совещании в Кремле по экономическим вопросам 7 октября 2008г. правительство РФ приняло беспрецедентное решение о капитализации банковского сектора. Власти намерены разместить средства государственных фондов (прежде всего Фонда национального благосостояния) на депозиты во Внешэкономбанке, который, в свою очередь, будет предоставлять банкам субординированные кредиты на срок до десяти лет. Сумма рублевых депозитов во Внешэкономбанке должна составлять не более 625 млрд руб. Причем до 175 млрд руб. может быть размещено на депозиты, суммы, сроки и иные существенные условия по которым определяются Минфином. До 450 млрд руб. может быть размещено на депозиты при условии, что средства будут возвращены не позднее 31 декабря 2019г.
Государство, как прямой собственник крупнейших банков, взяло на себя заботу об увеличении капитала своих кредитных организаций. Сбербанк оставлен на попечение своего главного акционера — Банка России. Параметры капитализации банковского сектора представлены в таблице. Причем если совокупная величина субординированных кредитов для госбанков достигнет 59% их собственного капитала, то для остальных банков она не превысит 12% собственных средств. Предполагается, что акционеры банков должны самостоятельно пополнять их капитал, и на каждые вложенные ими два рубля государство добавит еще один рубль. Однако власти поставили условие: минимальное увеличение собственных средств банка со стороны акционеров должно составить 15%. Следовательно, если владельцы остальных банков согласятся на предложение властей, то прирост капитала всех прочих банков составит 45% по сравнению с 59% у госбанков. Таким образом, госбанки в очередной раз поставлены в привилегированное положение.
Оценка доходности включает показатели рентабельности активов и капитала, которые снижаются в течение всего года. На начало 2008г. рентабельность активов банковского сектора достигала 22,7%, а капитала — 3,0%. На конец 2008г. первый показатель прогнозируется на уровне 15,3%, а второй — 2,0%, что свидетельствует о существенном уменьшении доходности банковского бизнеса.
Оценка ликвидности опирается на показатели ликвидности активов, величины и структуры обязательств, общей ликвидности банка. Наш среднесрочный индикатор ликвидности (отражающий долю ликвидных активов в совокупных активах банковского сектора) с августа 2008 г. продолжает находиться на минимальном уровне — менее 5%. Для сравнения: в период «кризиса доверия» в 2004 г. он не опускался ниже 5%.
Таким образом, банки могут столкнуться с риском вынужденного выхода из системы страхования вкладов. Чтобы этого избежать, целесообразно:
— при оценке финансовой устойчивости временно (до конца 2009 г.) не учитывать группы показателей оценки доходности и ликвидности или заменить их на требование выполнять обязательные нормативы;
— снизить установленный Указанием № 1379-У минимальный размер обобщающего результата, при котором финансовая устойчивость банка по группам показателей доходности и ликвидности признается удовлетворительной;
— уменьшить весовые коэффициенты показателей доходности и ликвидности, используемые при расчете обобщающего результата по обеим группам показателей.
При невозможности внести изменения временной мерой может стать мораторий до конца 2009г. на применение санкций за несоответствие требованиям к участию в системе страхования вкладов. В противном случае выход из нее некоторых банков может подорвать доверие клиентов и спровоцировать панику вкладчиков.
Можно ожидать, что произошедший кризис станет одним из факторов качественного изменения характера развития российского банковского сектора — перехода от фазы бурного роста, когда банки стремились выходить на новые рынки и получать прибыль, удовлетворяя масштабный неохваченный спрос населения и компаний па кредитные продукты и в меньшей степени заботясь о будущем развитии, к периоду более сбалансированного роста, когда они будут также нацелены на поддержание долгосрочных отношений с клиентами, повышение качества риск-менеджмента.
Литература
Банковское право: Конспект лекций / Составит. А.А. Емельянов.- М.: Эксмо,2006.
Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Банки.- М.: Эксмо,2006.
Мамедов О.Ю. Современная экономика.- Ростов н/Д.: Феникс,2007.
Тедеев А.А. Банковское право.- М.: Эксмо,2005.
Андрюшин С., Бурлачков В. Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис: вопросы методологии и уроки для России // Вопросы экономики.-2008.-№11.-С.38-51.
Моисеев С. Политика поддержания финансовой стабильности // Вопросы экономики.-2008.-№11.-С.51-61.
Семенова Н.Н. Банковский сектор России: проблемы и перспективы развития // Проблемы экономики.-2006-№6.-С.162-164.
Улюкаев А., Данилова Е. Российский банковский сектор в условиях нестабильности на мировом финансовом рынке: проблемы и перспективы // Вопросы экономики.-2008.- №3.- С.4-19.
Семенова Н.Н. Банковский сектор России: проблемы и перспективы развития // Проблемы экономики.-2006-№6.-С.162-164.
Банковское право: Конспект лекций / Составит. А.А. Емельянов.- М.: Эксмо,2006.-С.42.
Мамедов О.Ю. Современная экономика.- Ростов н/Д.: Феникс,2007.-С.272.
Моисеев С. Политика поддержания финансовой стабильности// Вопросы экономики.-2008.-№11.-С.51-61.
Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Банки.- М.: Эксмо,2006.-С.239.
Семенова Н.Н. Банковский сектор России: проблемы и перспективы развития // Проблемы экономики.-2006-№6.-С.162-164.
Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Банки.- М.: Эксмо,2006.-С.245.
Семенова Н.Н. Банковский сектор России: проблемы и перспективы развития // Проблемы экономики.-2006-№6.-С.162-164.
Семенова Н.Н. Банковский сектор России: проблемы и перспективы развития // Проблемы экономики.-2006-№6.-С.162-164.
Моисеев С. Политика поддержания финансовой стабильности// Вопросы экономики.-2008.-№11.-С.51-61.
Банк России.
Моисеев С. Политика поддержания финансовой стабильности // Вопросы экономики.-2008.-№11.-С.51-61.
Андрюшин С., Бурлачков В. Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис: вопросы методологии и уроки для России // Вопросы экономики.-2008.-№11.-С.38-51.
Там же.
20
1.Банковское право: Конспект лекций / Составит. А.А. Емельянов.- М.: Эксмо,2006.
2.Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Банки.- М.: Эксмо,2006.
3.Мамедов О.Ю. Современная экономика.- Ростов н/Д.: Феникс,2007.
4.Тедеев А.А. Банковское право.- М.: Эксмо,2005.
5.Андрюшин С., Бурлачков В. Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис: вопросы методологии и уроки для России // Вопросы экономики.-2008.-№11.-С.38-51.
6.Моисеев С. Политика поддержания финансовой стабильности // Вопросы экономики.-2008.-№11.-С.51-61.
7.Семенова Н.Н. Банковский сектор России: проблемы и перспективы развития // Проблемы экономики.-2006-№6.-С.162-164.
8.Улюкаев А., Данилова Е. Российский банковский сектор в условиях нестабильности на мировом финансовом рынке: проблемы и перспективы // Вопросы экономики.-2008.- №3.- С.4-19.
Вопрос-ответ:
Какая история развития российской банковской системы?
Российская банковская система прошла долгий путь становления, начиная с создания в 1991 году. Она начала свое развитие как планово-командная система, в которой государство полностью контролировало деятельность банков. Постепенно, с 1990-х годов, российская банковская система стала переходить к рыночной модели, где банки получили большую свободу ведения бизнеса и развития.
Какими принципами руководствовалась российская банковская система при ее создании?
При создании российской банковской системы в 1991 году были приняты следующие принципы: разделение функций банков и государства, диверсификация системы, приведение системы к международным стандартам, участие иностранных банков, обеспечение финансовой устойчивости и прозрачности.
Какая роль государства в развитии российской банковской системы?
Государство сыграло важную роль в развитии российской банковской системы. В начале 1990-х годов государство активно участвовало в процессе создания банков и регулирования их деятельности. Однако с течением времени роль государства сократилась, и банки получили большую свободу ведения бизнеса.
Что предусмотрено законом в отношении проблемных банков?
Согласно принятому закону, капитал проблемных банков не будет входить в капитал при реализации предусмотренных процедур. При этом не будут применяться стандартные требования гражданского, корпоративного и банковского законодательства. Таким образом, предусматривается особый подход к решению проблемных ситуаций в банковской системе.
Какие проблемы существуют в российской банковской системе сегодня?
В российской банковской системе сегодня существуют различные проблемы. Одна из них - недостаточная финансовая устойчивость некоторых банков, которая может привести к их обанкротению. Также существует проблема низкой эффективности и низкого уровня качества обслуживания клиентов во многих банках. Кроме того, возникают вопросы к прозрачности и контролю в банковской системе.
Зачем была создана банковская система Российской Федерации?
Банковская система Российской Федерации была создана для обеспечения эффективного функционирования экономики страны, осуществления финансовых операций, мобилизации денежных ресурсов и обеспечения стабильности финансовой системы.
Как развивалась банковская система Российской Федерации?
Банковская система Российской Федерации развивалась в несколько этапов. Первоначально был создан банковский сектор после развала СССР, затем проводились реформы и приватизация банков. Постепенно банковская система стала все более развитой и международно признанной сферой экономики.
Каким образом происходит становление российской банковской системы от плана к рынку?
Становление российской банковской системы от плана к рынку происходит путем проведения реформ, приватизации и создания благоприятного инвестиционного климата. Осуществляется укрепление институциональных и правовых основ, внедрение новых технологий и стандартов, привлечение иностранных инвестиций и развитие конкурентной среды в банковском секторе.
Какие меры были приняты для развития банковской системы Российской Федерации?
Для развития банковской системы Российской Федерации были приняты меры, такие как реформа банковского законодательства, создание системы банковского надзора и контроля, укрепление финансовой устойчивости банков, совершенствование механизмов гарантирования вкладов, развитие электронного банкинга и электронных платежей, а также улучшение инфраструктуры и доступности банковских услуг для населения и бизнеса.