Тема воспитания и образования в русской литературе 19-го века
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 31.05.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 19 ВЕКА
ГЛАВА II. ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ОЧЕРКЕ Н.С. ЛЕСКОВА «КАДЕТСКИЙ МОНАСТЫРЬ»
ГЛАВА III. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЧЕРНЫШЕВСКОГО В РОМАНЕ «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Он произносил приговор самодержавно крепостническому строю и звал народ на борьбу с ним.
Художественное своеобразие романа Чернышевского «Что делать?» ярко сказалось и самой композиции произведения. Содержание романа богато и многообразно. Постановка общетеоретических вопросов революционного движения 60-х годов сочетается в нем с конкретным изображением деятельности передовых людей этой эпохи, показ социалистического идеала — с анализом современного состояния общества, изображение психологии человека — с решением общих проблем этики, морали «новых людей». Чернышевский разработал и изложил весь этот многообразный материал в романе при помощи разных форм повествования. Эпическое изображение современного общественного быта, выражение воззрений автора и героев, данное в публицистической форме, лирические монологи героев и сны Веры Павловны, содержащие элементы символики и фантастики, органически слиты в романе, составляют в нем единый стилистический комплекс.
Изображая в ярких образах и картинах действительность, Чернышевский произносил над нею приговор. Научные обобщения и рассуждения, подкрепленные цифровыми выкладками и статистическими данными, лирические, эмоциональные обращения автора к читателям следуют за эпизодами, описывающими события, и помогают читателю сделать выводы из этих эпизодов. Личная жизнь, личное счастье героев и автора неотделимы от счастья народа, от судеб революционной борьбы, поэтому лирическим пафосом проникнуты и повествовательные эпизоды, и публицистические рассуждения.
Исторически-прогрессивные силы и явления современного общества, новое, идущее на смену отжившему, старому, является предметом особенно пристального внимания автора. Соединяя реалистическое изображение действительности с теоретическим ее осмыслением, обрисовку типических образов с указанием путей переустройства современного социального бытия, Чернышевский создал социально-философский роман, рисующий современную ему действительность на основе ее исторической оценки.
В романе «Что делать?» частная жизнь отдельного человека изображается в тесном единстве с картинами общественной борьбы.
Первая и вторая главы романа посвящены в основном изображению истории одной героини — Веры Павловны Розальской. Однако уже с начала романа Чернышевский, повествуя о своей героине, подчеркивает, что его занимает ее судьба как типичное явление, отражающее сдвиги, происшедшие в обществе, и их влияние на жизнь человека. «Я потому и рассказываю... ее жизнь, что, сколько я знаю, она одна из первых женщин, жизнь которых устроилась хорошо. Первые случаи имеют исторический интерес» (4, XI, 43). Жизнь Веры Павловны — редкий, но характерный для современного общества случай, ее история типична.
Не желая покориться власти родителей, приказам матери, превращающей дочь в предмет торговли и средство наживы, Вера Павловна вступает в столкновение с воспитавшей ее средой. Чернышевский указывает, что в недалеком прошлом протест Веры Павловны ни в ком не встретил бы поддержки и протестующая девушка вынуждена была бы примириться или погибнуть в неравной борьбе. В новых условиях протест Веры Павловны не остается бесплодным, потому что она встречает на своем пути Лопухова, одного из «новых людей», которые борются против всех форм угнетения и всех учреждений, поддерживающих и защищающих угнетателей. Автор романа отмечает, что такие случаи, как «спасение» Веры Павловны, еще редки, но с каждым днем они встречаются всё чаще, ибо круг «новых людей» ширится: «Да и как же не случаться этому всё чаще и чаще, когда число порядочных людей растет с каждым новым годом? А со временем это будет самым обыкновенным случаем...», — заявляет Чернышевский (4, XI, 43).
Рассказ о детских годах Веры Павловны и положении ее в семье дается в первой главе в краткой, почти конспективной манере. Чернышевский начинает первую главу словами: «Воспитание Веры Павловны было очень обыкновенное. Жизнь ее до знакомства с медицинским студентом Лопуховым представляла кое-что замечательное, но не особенное. А в поступках ее уже и тогда было кое-что особенное» (4, XI, 12).
На «поступках» Веры Павловны, на ее попытках найти свой путь в жизни, отличный от того, на который толкают ее родители и весь уклад их жизни, сосредоточивает свое внимание автор в первой главе. Подробно он останавливается на моментах, показывающих силу характера, воли и критическое направление ума Веры Павловны. Первая глава романа является как бы введением, излагающим «предисторию» развития героини и намечающим основной конфликт романа — конфликт между защитниками законов и обычаев хищнического общества и отрицающими эти законы «новыми людьми». Однако в первой главе этот конфликт выступает в своей традиционной форме, наиболее часто встречавшейся, но не выражавшей уже существа социальной борьбы в 60-е годы.
Герои романа «Что делать?» посвящают всю свою жизнь служению народу. Те из них, которые происходят из среды эксплуататорской, безоговорочно порывают с кругом, в котором прошло их детство и который ненавистен им, и сознательно переходят в лагерь борцов за счастье народа (Рахметов, Вера Павловна, Катерина Васильевна). Они стремятся просветить народ, сделать его политически сознательным и верят в то, что народ способен воспринять и усвоить освободительные идеи.
Просвещение народа неотделимо от дела революционной пропаганды, от борьбы за политическое и экономическое освобождение народа. «Я думаю так: дайте людям хлеб, читать они выучатся и сами. Начинать надобно с хлеба, иначе мы попусту истратим время», — говорит Лопухов (4, XI, 312). Острие подобных утверждений было направлено против либеральной возни вокруг вопроса о просвещении народа.
В лице Рахметова Чернышевский дал реалистический, полный жизни; типический образ революционера-организатора. Он наделяет своего героя индивидуальными чертами, своеобразной и яркой биографией, показывает его психологию, его внутренний мир.
Показывая черты характера Рахметова, выделяющие его из среды и делающие его «особенным человеком», Чернышевский подчеркивает в то же время, что Рахметов воспитался под воздействием тех же условий, которые породили и других «новых людей». Настроения протеста, сопротивления перешли у Рахметова в форму развитого революционного мировоззрения вследствие изучения им социалистической литературы и философии материализма.
«Новые люди» — ученые не отделяют науки от борьбы за счастье народа, научной деятельности от политической деятельности, так же как они не отделяют свое личное счастье от счастья народа.
В романе вопрос любви, личных отношений героев занимает значительное место. И это не случайно. Если Гоголь писал в свое время, что не любовь, а электричество денег, чина и т. д. является в современном обществе главным двигателем, если Белинский справедливо выступал против преувеличения роли любви в произведениях ряда писателей, так как речь шла об изображении жизни общества, в котором все человеческие чувства искажены, уничтожены и над всем господствуют интересы денег и честолюбия, — то в «Что делать?» Чернышевского изображается иная среда, подчиняющаяся иным законам. В среде «новых людей» чувства любви, дружбы расцветают. Семья основывается здесь не на расчете, а на взаимной любви, уважении, единстве убеждений, общности интересов, труда и борьбы. Любовь придает им силы в борьбе и труде. В среде людей революционных убеждений впервые освобождается от рабства женщина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, система воспитания и образования, принятая в русских дворянских семьях в XVIII-XIX веках, была во многом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие качества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реализовать свои собственные мечты и одновременно - высокомерие, чувство превосходства по отношению к к окружающим. Эти качества во многом способствовали жизненной несостоятельности людей, фатальной неизбежности несчастливой судьбы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М.: «Просвещение», 1986.
Лесков Н.С. Кадетский монастырь. М.:Художественная литература. 1996.
Лотман Ю.И. Чернышевкий – романист. М.,2003.
Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений, тт. I—XVI, Гослитиздат, 1939—1953.
2
1.Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М.: «Просвещение», 1986.
2.Лесков Н.С. Кадетский монастырь. М.:Художественная литература. 1996.
3.Лотман Ю.И. Чернышевкий – романист. М.,2003.
4.Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений, тт. I—XVI, Гослитиздат, 1939—1953.
Вопрос-ответ:
В чем заключается проблема воспитания и образования в произведениях русских писателей 19 века?
В произведениях русских писателей 19 века часто поднимается проблема воспитания и образования, которая связана с социальными и политическими преобразованиями того времени. Авторы пытались рассмотреть различные аспекты этой проблемы, такие как роль государства и общества в воспитании молодого поколения, проблемы выбора профессии или судьбы, влияние воспитания на личность и ее характер.
Что предлагает Н.С. Лесков в своей статье "Кадетский монастырь" в контексте гуманистической системы воспитания?
В своей статье "Кадетский монастырь" Лесков предлагает гуманистическую систему воспитания, основанную на идеалах человечности, доброты и справедливости. Он выступает против жесткой, карательной системы и вместо нее предлагает уважение к правам и свободам личности, развитие ее интеллекта и способностей. Он также подчеркивает важность воспитания молодого поколения в духе патриотизма и любви к своей стране.
Какие гуманистические идеи присутствуют в романе "Что делать?" Н.Г. Чернышевского?
В романе "Что делать?" Чернышевский описывает гуманистические идеи, включающие в себя равноправие, социальную справедливость и коллективизм. Он пропагандирует идею социальной реформы, радикального преобразования общества в интересах народа. Роман показывает идеал нового общества, основанного на принципах равенства и справедливости, и предлагает практические решения по его достижению.
Какие последствия привел вызов Чернышевского к борьбе с самодержавно-крепостническим строем в России?
Вызов Чернышевского к борьбе с самодержавно-крепостническим строем в России имел серьезные последствия. Во-первых, его идеи вдохновили многих молодых людей на действие и привели к формированию революционного движения. Во-вторых, Чернышевский был арестован и приговорен к ссылке за свою деятельность. Однако его идеи продолжали жить и оказывать влияние на дальнейшие события в России, включая 1917 год и революцию.
Какие проблемы воспитания и образования рассматриваются в произведениях русских писателей 19 века?
В произведениях русских писателей 19 века рассматриваются различные проблемы воспитания и образования, такие как социальное неравенство, духовное разрушение, моральные проблемы и др. Писатели ставили под сомнение существующую систему воспитания и образования и выдвигали свои идеи реформ. Они пропагандировали гуманистические принципы и подчеркивали важность развития личности.
О чем говорится в главе I статьи?
В главе I статьи рассматривается проблема воспитания и образования в произведениях русских писателей 19 века. Автор описывает различные проблемы, которые обсуждаются в литературе этого времени, и выявляет их значение в контексте общественно-исторической ситуации. Он также подчеркивает роль писателей в пропаганде новых идей воспитания и образования, направленных на развитие личности и борьбу с негативными явлениями в обществе.
Какие идеи пропагандирует Гуманистическая система воспитания, описанная в очерке Н.С. Лескова "Кадетский монастырь"?
В очерке Н.С. Лескова "Кадетский монастырь" пропагандируются идеи гуманистической системы воспитания. Автор подчеркивает важность развития личности и ее свободы в процессе образования. Он выступает против дискриминации и произвола в воспитательных учреждениях, а также пропагандирует духовную и нравственную составляющую воспитания. Лесков выражает надежду на создание новых, свободных и гуманистических учебных заведений.
Какие гуманистические идеи присутствуют в романе Чернышевского "Что делать"?
В романе Чернышевского "Что делать" присутствуют различные гуманистические идеи, такие как равноправие, просвещение, самосовершенствование и т. д. Автор ставит вопросы о будущем общества и исследует возможности изменений в системе образования и воспитания для достижения лучшей жизни. Он призывает людей к осознанной саморазвитию и к борьбе за свободу и справедливость. Роман Чернышевского оказал значительное влияние на общественное сознание и стал одним из символов перехода России к новой эпохе.
Какая тема затрагивается в статье?
Тема воспитания и образования в русской литературе 19-го века.