Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 05.06.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования правильной осанки
1.1. Общее понятие осанки
1.2. Факторы, влияющие на формирование осанки
1.3. Профилактика и лечение нарушений осанки
Глава 2. Методологические аспекты эмпирического исследования
2.1. Организация исследования
2.2. Программа специального курса
Глава 3. Результаты эмпирического исследования формирования правильной осанки у младших школьников
3.1. Анализ результатов и их обсуждение
3.2. Разработка рекомендаций по оздоровлению детей и формированию правильной осанки в условиях школьного обучения
Заключение
Список литературы
Учебные режимы для школьников должны предусматривать ежедневно один урок для каждого класса на воздухе. Такие уроки, как физкультура, труд, география, ботаника, природоведение, рисование и другие, проводимые на участке школы, оздоравливают детей, так как позволяют быть на воздухе в часы, когда солнечный спектр наиболее богат световыми и ультрафиолетовыми лучами. Кроме того, отсутствие детей в учебных помещениях дает возможность их эффективно проветрить. Обучение 6-летних детей организуется только в первую смену. Время начала занятий — 8.30, с учетом местных условий оно может быть сдвинуто, но сохраняются длительность и последовательность режимных элементов. Продолжительность урока — 35 минут, после второго урока — школьный завтрак, динамическая перемена длительностью 40 минут, число уроков в день — 3—4, в неделю — 20. Для учащихся продленного дня организуются дневной сон — 1,5 часа, обед и полдник. Домашнее задание детям 6 лет не дается.
Обучение учеников 2—4-х классов осуществляется по ступенчатому режиму — удлиняется урок, увеличивается недельное число уроков до 22— 24. Объем домашнего задания младших школьников не должен превышать по времени 1,5 часа. Для учащихся 5—10/11-х классов посильны ежедневно 5—6 уроков по 45 минут и 3 часа домашних занятий.
Второе направление
Профилактики отклонений здоровья школьников является широкое использование средств физической культуры. Закономерности двигательного поведения учтены режимом дня, в котором предусматриваются следующие формы физического воспитания школьника: утренняя гимнастика длительностью 7—10 минут включает 6—7 упражнений, каждое из которых повторяется 6—8 раз. Вначале выполняются упражнения в виде разного рода ходьбы (I), затем движения потягивания (II), упражнения для мышц живота и спины (III), для рук и плечевого пояса (IV). Затем идут маховые упражнения для рук и ног (V), подскоки (VI). И наконец, дыхательные упражнения (VII). Конкретные упражнения рекомендует врач или учитель. Комплексы меняются каждые 10—15 дней.
Гимнастика до уроков (вводная гимнастика) на протяжении 5—10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение — подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Медицинские работники контролируют санитарное состояние мест, где проводится гимнастика, обращают внимание на изменение пульса ребенка, период его восстановления. Комплексы следует менять 2 раза в месяц.
Физкультпаузы на уроках длительностью 2—3 минуты целесообразны для учащихся всех классов. Они позволяют изменить рабочую позу, улучшить кровообращение в нижней части туловища и конечностей, возбудить дыхание. Врач разъясняет значение физкультпауз, проверяет правильность их проведения, посещая уроки с целью их общей гигиенической оценки.
Подвижные игры на малых переменах и динамической перемене. Последняя проводится на пришкольном участке после 2—3-го урока длительностью 35—40 минут. Как и урок физкультуры, она состоит из трех частей. В первой части (6—8 минут) осуществляется подготовка к предстоящей двигательной активности: построение, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения. Вторая, основная часть (22—25 минут), включает подвижные игры, эстафеты, спортивные упражнения (лыжи, коньки, санки), баскетбол, волейбол и т. д. Содержание этой части подбирается с учетом программы физического воспитания для каждого класса. Третья часть (4—6 минут) — построение, ходьба с заданием, общеразвивающие упражнения, упражнения на внимание и организованное возвращение в школу. Медицинские работники выборочно по частоте пульса контролируют нагрузку, ведут наблюдение за состоянием здоровья детей в момент игры и на последующем общеобразовательном уроке.
Третье направление
Профилактика отклонений здоровья у детей группы риска обеспечивается дифференцировкой режима обучения. Рекомендации щадяще-оздоровительного режима могут осуществляться двумя взаимосвязанными путями — первый: а) обязательная ежедневная утренняя гимнастика или прогулка до начала занятий в школе, длительностью 30 минут; б) соблюдение минут «тишины» с закрытыми глазами для расслабления центральной нервной системы в условиях продленного дня и дома; в) выполнение физкультпауз длительностью 2—3 минуты при самоподготовке дома; г) пребывание на воздухе не менее 3,5 часа в день для учащихся I—IV классов и 3 часов для среднего и старшего возраста. Целесообразно гулять не одномоментно, а в два приема — после уроков и перед сном; д) 5-разовое питание: завтрак, 2-й завтрак в школе, обед, ужин, кефир, овощи или фрукты перед сном; е) сообщение детям и их родителям знаний об особенностях реагирования физиологических систем организма и формирование у них умений сохранять и укреплять здоровье.
Второй: а) освобождение учащихся от факультативных учебных занятий; б) строгое выполнение рекомендаций по продолжительности приготовления домашних заданий; в) назначение дополнительного выходного дня в середине недели (четверг); г) освобождение учащихся от переводных и выпускных экзаменов по решению врачебно-контрольной комиссии поликлиники. Не для всех детей достаточно выполнения названных рекомендаций. В зависимости от степени компенсации хронического процесса делаются и лечебные назначения, которые осуществляются непосредственно в школе.
Нарушение осанки и искривление позвоночника чаще встречается у ослабленных детей, перенесших болезни, особенно связанные с нарушением солевого обмена. Из сопутствующих заболеваний, влияющих на формирование порочных осанок, развитие деформаций, отмечаются заболевания глаз, пороки развития позвоночника, стоп, заболевания легких, сердца и др. В качестве профилактических мероприятий выделяются: 1) ранняя диагностика отклонений в осанке и своде стопы; 2) активное формирование правильной осанки за счет укрепления мышечного корсета (мышц спины, живота, плеч, шеи) средствами физической культуры — ЛФК; 3) соответствие мебели в школе и дома росту и пропорциям тела учащихся; 4) правильная поза школьника во время работы; в младших классах не менее 2 раз в год обмен местами учащихся, сидящих в 1-ми 3-м рядах; 5) достаточный и правильно расположенный источник освещения рабочего места (столы, парты), всего помещения, где идут занятия или приготовление уроков; 6) профилактика утомления в виде: а) правильной организации режима учебных занятий; б) многократного ежедневного использования активного отдыха на уроках физкультуры, переменах (подвижные игры), во внеурочное время (плавание. лыжи, специальные упражнения для домашних заданий); 7) полноценное питание — сбалансированное по солевому составу; 8) использование специальных методических рекомендаций.
Педагоги и родители должны быть не только хорошо осведомлены о лечебно-оздоровительных и гигиенических назначениях школьникам, но и обеспечивать выполнение их каждодневно в школе и дома.
Заключение
Итак, результаты проведенного исследования позволяют нам сформулировать основные выводы:
Наиболее значимыми факторами, способствующими нарушению осанки у детей младшего школьного возраста, являются: уменьшение времени пребывания на свежем воздухе (с 34,6 до 24,0 %), неудобная и не соответствующая росту мебель в школе и дома (66,6 %), длительное сидение на одном месте (54,4 %).
Выявлено, что (72,3%) детей не выполняют утреннюю гимнастику и только (27,7%) детей занимаются ею под руководством родителей. Двигательная активность детей с возрастом уменьшается. Большинство школьников мало времени проводит на свежем воздухе, выполняет домашние задания, сидя за не соответствующей ростовым параметрам мебелью, спит на слишком мягких кроватях с высокими подушками. Все эти факторы способствуют увеличению числа детей с нарушенной осанкой.
Дифференциация оздоровительного воздействия занятий адаптивной физической культурой с данной категорией детей при групповой форме организации занятий достигается путем комплектования небольших групп по 15-20 детей, однородных по возрасту и полу, назначением индивидуальных упражнений и их дозировки в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся. Форма занятия – урок, длительностью 45 минут.
Комплексная методика занятий адаптивной физической культурой с детьми младшего школьного возраста, включает в свое содержание комплексы специальных корригирующих упражнений для профилактики и коррекции лево- и правостороннего сколиоза, гиперлордоза и гиперкифоза, рассчитана на групповые и индивидуальные занятия.
Педагогический эксперимент по определению эффективности экспериментальной методики занятий адаптивной физической культурой показал значительное повышение уровня физической подготовленности школьников и их мотивации к двигательной деятельности. При этом уменьшилось число детей с нарушениями осанки. В экспериментальной группе процент детей 7-ми лет, имеющих «средний» показатель нарушения осанки, достоверно уменьшился на 27,2%, а в контрольной – всего лишь на 4,9%. На 11,4% стало меньше учащихся, имеющих показатели нарушения осанки «выше среднего», и ни у одного не обнаружено отклонений с «высокой» степенью нарушений по сравнению с контрольной группой. У младших школьников 8-ми лет исследуемые показатели выглядят следующим образом: нарушения осанки «средней» степени сократилось с 47,6% до 28,5% (Р < 0,05), и в конце эксперимента не было ни одного ребёнка с «высокой» степенью отклонения позвоночного столба от вертикали (в начале исследования – 19,0%).
В контрольной группе детей 8-ми лет значительно увеличилось количество школьников, имеющих отклонения позвоночного столба «низкой» (с 0 до 16,4%), и «средней» (с 41 до 59,0%) степени, а в экспериментальной группе показатели значительно улучшились: в начале исследования осанка оценивалась как «выше среднего» у 25,8% детей, в конце - 9,6%; «высокой» степени - соответственно 12,9% и 0).
Очевидно, осанка как феномен целого представляет сложноорганизованный объект, состояние которого определяется взаимодействием следующих факторов: морфологического развития опорно-двигательного аппарата, эффективного функционирования систем жизнеобеспечения, системы педагогического воздействия на физическое развитие в процессе физического воспитания. Следовательно, в сознании специалиста по физической культуре, субъекта (занимающегося) с определенным уровнем физкультурного образования должна быть сформирована мотивация деятельности не по принципу «чем больше, тем лучше», а по принципу «сделать то и только то, что необходимо и достаточно» для формирования или профилактики или коррекции правильной осанки и походки у конкретного человека. В этом проявляется и гуманистический подход в педагогическом процессе физического воспитания (23, с.89).
Список литературы
Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 210 с.
Белозерова Л.И., Клестов В.В. Нарушения осанки у детей, коррекция и оценка эффективности //Тез. докл. IV съезда специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины, 19-20 октября 2002, - Ростов-на-Дону, 2002. - С.129.
Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Психология и педагогика, 1998. – 290 с.
Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 2001. – 300 с.
Васильева Т.Д. Лечебная физическая культура при сколиозах: Метод. разраб. для студентов ин-тов физ. культуры и методистов / Васильева Т.Д.; ГЦОЛИФК. - М., 1998. - 21 с.
Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 1999. № 2. с. 114 — 123.
Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Педагогика, 2004. – 384 с.
Дехтяр С.К., Смирнова Т.Н., Поляков В.Е. Деформации позвоночника у детей. // Детская хирургия, 2001, №2. -С.12-21.
Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М.: Сфера, 2002. – 199 с.
Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / Икова Валентина Викторовна. - Л.: Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1993. - 64 с.
Калб Т.Л. Проблемы нарушения осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции //Вестник новых медицинских технологий. - Тула, 2001. -№4, -C.62-64.
Копылов Ю.А. Беречь осанку смолоду //Физическая культура в школе. 1998, № 2, с. 16-17.
Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000. С. 21–23.
Кузьмищева Л.Г., Трегубова И.Л., Садовая Т.Н. Некоторые аспекты диагностики и лечения сколиоза по материалам санаторной школы для больных сколиозом //Проблемы хирургии позвоночника и спинного мозга. - Тез. докл. Всероссийской научно-практ. конф., посв. 50-летию Новосибирского НИИТО. - Новосибирск, 1996. -С.84-85.
Кучма В.Р., Сарнадский В.Н., Стихин Н.В., Чепрасов В.В. Современные проблемы диагностики, коррекции, реабилитации, и профилактики отклонений осанки детей и подростков // Актуальные вопросы организации санаторно-курортной помощи детям и подросткам //Материалы научно-практической конференции. Москва, 21-24 мая 2001г. -C.89-91.
Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др.; Под ред. С.Н. Попова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
Мельничук Н.В., Корнилова Г.К. Метод БОС в реабилитации детей 6-7 лет со сколиозом //Биологическая обратная связь. 2000. -№2. -C.47.
Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2002. – 451 с.
Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Владос, 1998.
Пешкова А.П. Лечебная физическая культура при начальных степенях сколиотической болезни / Пешкова А.П. - Омск: б. и., 1997. - 74 с.
Садовой М.А., Трегубова И.Л., Садовая Т.Н. Теоретические и прикладные аспекты выявления заболеваний позвоночника //О реализации программы "Здоровая семья" (по материалам Научно-практической конференции), - Новосибирск, 1996. -С.28-31.
Ситко Л.А., Фетодов В.К., Степкина М.А., Пристяжнюк П.А. Компьютерно-оптическая топография как метод скрининговой и динамической оценки деформации позвоночника у детей //Материалы конгресса педиатров России, Москва, 16-18 февраля 1999. -М, 1999. -С.493.
Степкина М.А., Жуков С.Ю., Сарнадский В.Н. Распространенность нарушений осанки и деформации позвоночника школьников // Человек и его здоровье. - Санкт-Петербург, 2001. - С.175-176.
Фомичев Н.Г., Садовой М.А., Сарнадский В.Н. Система раннего скрининга и мониторинга деформаций позвоночника у детей //Проблемы хирургии позвоночника и спинного мозга. - Тез. докл. Всероссийской научно-практ. конф., посв. 50-летию Новосибирского НИИТО. - Новосибирск, 1996. - С.145-146.
Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - Киев, Освита, 2002. – 400 с.
2
2.Белозерова Л.И., Клестов В.В. Нарушения осанки у детей, коррекция и оценка эффективности //Тез. докл. IV съезда специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины, 19-20 октября 2002, - Ростов-на-Дону, 2002. - С.129.
3.Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Психология и педагогика, 1998. – 290 с.
4.Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 2001. – 300 с.
5.Васильева Т.Д. Лечебная физическая культура при сколиозах: Метод. разраб. для студентов ин-тов физ. культуры и методистов / Васильева Т.Д.; ГЦОЛИФК. - М., 1998. - 21 с.
6.Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 1999. № 2. с. 114 — 123.
7.Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Педагогика, 2004. – 384 с.
8.Дехтяр С.К., Смирнова Т.Н., Поляков В.Е. Деформации позвоночника у детей. // Детская хирургия, 2001, №2. -С.12-21.
9.Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М.: Сфера, 2002. – 199 с.
10.Икова В.В. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у дошкольников / Икова Валентина Викторовна. - Л.: Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1993. - 64 с.
11.Калб Т.Л. Проблемы нарушения осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции //Вестник новых медицинских технологий. - Тула, 2001. -№4, -C.62-64.
12.Копылов Ю.А. Беречь осанку смолоду //Физическая культура в школе. 1998, № 2, с. 16-17.
13.Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000. С. 21–23.
14.Кузьмищева Л.Г., Трегубова И.Л., Садовая Т.Н. Некоторые аспекты диагностики и лечения сколиоза по материалам санаторной школы для больных сколиозом //Проблемы хирургии позвоночника и спинного мозга. - Тез. докл. Всероссийской научно-практ. конф., посв. 50-летию Новосибирского НИИТО. - Новосибирск, 1996. -С.84-85.
15.Кучма В.Р., Сарнадский В.Н., Стихин Н.В., Чепрасов В.В. Современные проблемы диагностики, коррекции, реабилитации, и профилактики отклонений осанки детей и подростков // Актуальные вопросы организации санаторно-курортной помощи детям и подросткам //Материалы научно-практической конференции. Москва, 21-24 мая 2001г. -C.89-91.
16.Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др.; Под ред. С.Н. Попова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
17.Мельничук Н.В., Корнилова Г.К. Метод БОС в реабилитации детей 6-7 лет со сколиозом //Биологическая обратная связь. 2000. -№2. -C.47.
18.Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2002. – 451 с.
19.Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Владос, 1998.
20.Пешкова А.П. Лечебная физическая культура при начальных степенях сколиотической болезни / Пешкова А.П. - Омск: б. и., 1997. - 74 с.
21.Садовой М.А., Трегубова И.Л., Садовая Т.Н. Теоретические и прикладные аспекты выявления заболеваний позвоночника //О реализации программы "Здоровая семья" (по материалам Научно-практической конференции), - Новосибирск, 1996. -С.28-31.
22.Ситко Л.А., Фетодов В.К., Степкина М.А., Пристяжнюк П.А. Компьютерно-оптическая топография как метод скрининговой и динамической оценки деформации позвоночника у детей //Материалы конгресса педиатров России, Москва, 16-18 февраля 1999. -М, 1999. -С.493.
23.Степкина М.А., Жуков С.Ю., Сарнадский В.Н. Распространенность нарушений осанки и деформации позвоночника школьников // Человек и его здоровье. - Санкт-Петербург, 2001. - С.175-176.
24.Фомичев Н.Г., Садовой М.А., Сарнадский В.Н. Система раннего скрининга и мониторинга деформаций позвоночника у детей //Проблемы хирургии позвоночника и спинного мозга. - Тез. докл. Всероссийской научно-практ. конф., посв. 50-летию Новосибирского НИИТО. - Новосибирск, 1996. - С.145-146.
25.Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования - Киев, Освита, 2002. – 400 с.
Вопрос-ответ:
Какие факторы влияют на формирование осанки у детей младшего школьного возраста?
Факторы, влияющие на формирование осанки у детей младшего школьного возраста, могут быть разнообразными. Среди них можно выделить физическую активность ребенка, качество его питания, наличие правильной мебели и оборудования в школе и дома, а также техника и методы обучения, которые используются в школе.
Как осуществляется профилактика и лечение нарушений осанки у детей?
Профилактика и лечение нарушений осанки у детей включают комплекс мер, направленных на поддержание правильной осанки и коррекцию уже возникших отклонений. В профилактических целях рекомендуется проведение специальных упражнений, массажа, контроль за качеством мебели и оборудования в школе и дома. При наличии нарушений осанки проводится комплексное лечение, включающее физическую терапию, массаж и коррекцию питания.
Какая программа специального курса используется для формирования правильной осанки у младших школьников?
Для формирования правильной осанки у младших школьников используется специальная программа, которая включает в себя комплекс упражнений, массажных процедур и рекомендаций по правильному положению тела при выполнении различных задач. Эта программа разработана с учетом возрастных особенностей детей и направлена на развитие силы, гибкости и координации движений.
Какие результаты были получены в ходе эмпирического исследования формирования правильной осанки у младших школьников?
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что применение специального курса по формированию правильной осанки у младших школьников дает положительные результаты. Дети, которые участвовали в программах, показали улучшение осанки, укрепление мышц спины и коррекцию недостатков в позе. Также было отмечено улучшение общего физического состояния детей и их эффективности в повседневных задачах.
Какое значение имеет правильная осанка для детей младшего школьного возраста?
Правильная осанка имеет большое значение для детей младшего школьного возраста, так как она способствует правильному развитию позвоночника и мышц спины, обеспечивает правильное положение внутренних органов, улучшает кровообращение и общую физическую кондицию. Кроме того, правильная осанка является основой для формирования правильных двигательных навыков и общей физической подготовки.
Какие факторы могут влиять на формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста?
На формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста могут влиять различные факторы, такие как неправильная посадка за партой, недостаток физической активности, неправильное положение тела при ходьбе и стоянии, неправильная осанка и привычки в повседневной жизни. Также влиять на осанку могут различные заболевания и дефекты осанки, генетические факторы и нарушения в росте и развитии детей.
Какие методы профилактики и лечения нарушений осанки используются?
Для профилактики и лечения нарушений осанки у детей младшего школьного возраста могут применяться различные методы. Одним из основных методов является физическая культура, включающая специальные упражнения, массаж, плавание и другие виды физической активности. Также используются ортопедические изделия, например, специальные стулья и рюкзаки, которые помогают поддерживать правильную осанку. В случае серьезных нарушений осанки возможно проведение хирургического вмешательства.
Каково общее понятие осанки?
Осанка - это положение тела, которое характеризуется правильным расположением головы, плеч, спины и ног. Правильная осанка обеспечивает оптимальное функционирование позвоночника и мышц, а также способствует правильному развитию органов внутренней системы. Осанка может быть прямой или сутулой, в зависимости от положения позвоночника.