Как меняется интерпретация текста "Недоросль" Фонвизина в научной литературе.
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 20.06.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КЛАССИЦИЗМА
ГЛАВА 2.ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ФОНВИЗИНА
2.1.Комедия «Недоросль». Литературоведческие концепции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Иначе смотрит на конфликт в «Недоросле» Пигарев К.В. По его мнению «В основу сюжета “Недоросля”, согласно традиции классицизма, положена любовная интрига. Однако она играет в комедии Фонвизина необычную роль и теснейшим образом связана с идейной направленностью пьесы». однако, этот конфликт носит идейную направленность. «Типичным для комедии этого времени приемом борьбы со злом было противопоставление отрицательному явлению явления положительного, причем в тех случаях, когда его не существовало в действительности, оно изображалось якобы реально существующим...». Пигарев отмечает , что «из пятнадцати действующих лиц комедии одиннадцать наделены значащими именами». «Сами за себя говорят и не нуждаются в объяснениях такие фамилии-характеристики, как Скотинин, Стародум, Правдин, Вральман. Фамилии Кутейкин и Цыфиркин выражают в первую очередь социальное лицо персонажей. Кутейниками в насмешку называли причетников. Цыфирное учение означало арифметику. Таким образом, самая фамилия Цыфиркина указывала на его занятие. Наряду с открыто “говорящими” именами Фонвизин пользуется и скрыто “говорящими”. Неспроста недоросль назван Митрофаном. Это имя в дословном переводе с греческого означает: “являющий свою мать”, то есть подобный матери. Положительной героине пьесы Фонвизин дает имя Софья (“мудрость”), ставшее в русской комедии традиционным. Особый смысл заключается в имени Милона. Софье противны такие претенденты на ее руку, как Митрофан и Скотинин, но ей “мил он”, этот честный и благородный молодой офицер». Пигарев находит в комедии Фонвизина черты реализма и « в этом - новаторство Фонвизина и в этом же причина ограниченности его реалистических приемов, неизбежно отразившейся и на самой композиции комедии. И тем не менее композиционные особенности "Недоросля" были для своего времени несомненной творческой победой Фонвизина-драматурга…». Но, как и Лебедева Пигарев замечает, что «ограниченность во времени, придавая действию известную напряженность, заставляет Фонвизина строить сюжетную интригу на сцеплении случайностей» и это вытекает их принципов классицизма. «Следует отметить, что комедия "Недоросль" не была полностью свободна от условности и искусственности, неуклонно вытекающих из драматургических правил классицизма, которые для Фонвизина еще были обязательными. В силу этих правил действие комедии протекает в продолжение одних суток».
Вывод Пигарева однозначен: «несмотря на внешнее соблюдение традиционных правил классической комедии, пьеса Фонвизина отражает общее для русской комедии того времени движение через “слезную драму” к реализму».
Иначе рассматривает комедию Фонвизина видный литературовед Серман И. З., который серьезно и плодотворно занимался литературой XVIII века, создавая работы о творчестве отдельных писателей (Ломоносова, Тредиаковского и др.), монографическое исследование о русском классицизме и его философских основах. Ему было доступно сближение и сопоставление разных исторических эпох и литературных явлений, следствием которого были свежий взгляд на проблемы, неожиданность выводов и их убедительность. Серман не видит в «Недоросле» никаких черт реализма, потому что «великое искусство переходов от одного характера к другому, с такой силой выраженное у Гоголя и еще более углубленное Достоевским (Мышкин — Рогожин, Аглая — Настасья Филипповна, Свидригайлов — Раскольников), даже зачаточно не присутствует в «Недоросле». Реалисты середины XIX в. остро чувствовали эту «переходность»… У Фонвизина таких переходов-переливов нет». Более того, Серман говоря о том, что некоторые литературоведы видят в «Недоросле» проблемы соотношения человека и среды делает акцент на том, что «Рассуждающие так ошибаются, они переносят понятия, свойственные реалистическому искусству 1830—1840-х годов, на литературное развитие 1770—1780-х. У Фонвизина в «Бригадире» и в «Недоросле» Простаковы и Скотинины, вместе взятые, не составляют определенной социальной среды со своими, только ей присущими историческими и локальными признаками и свойствами.
Проблема человека и среды у Фонвизина без остатка поглощена проблемой воспитания индивидуума. Личность, характер — это плод воспитания, результат разумных или неразумных родительских внушений».
Серман делает общий вывод о том, что «драма автора веселого «Недоросля» заключалась в том, что своих положительных героев Фонвизин не мог связать с исторической почвой, не мог художественно мотивировать, почему они такие «хорошие», откуда эта «хорошесть» возникает, какие у нее жизненные связи и корни». И далее «Самое понятие социальной среды у Фонвизина подменено механическим конгломератом отдельных индивидов — помещиков, чиновников, дворовых. Современников очень радовало, что некоторые из комических персонажей «Недоросля», например Еремеевна, «совершенно в наших нравах», но нигде мы не найдем главной идеи, которая проходит через все критические оценки доброжелателей «Горя от ума» 1820—начала 1830-х годов: «резкая картина нравов», т. е. сатирическое изображение целой эпохи общественной жизни на сцене». То есть комедия «Недоросль» по Серману – типичная комедия классицизма. И тут нельзя не сказать о том, что споры и подходы к определению «Недоросля» к жанру классицизма велись на протяжении XX столетия. В статье видного советского ученого, специалиста по литературе XYIII века Беркова П.Н. освещается проблема определения классицизма как литературного направления: «Однако чаще всего приходится встречать в научной литературе определение классицизма как литературного направления Делается это, как мы видели, с давних пор, но по вопросу, что такое литературное направление, нет не только полной, но и вообще какой-либо договоренности: «Понятие литературного направления, — пишет один из наиболее вдумчивых и оригинальных советских литературоведов, Б. Г Реизов, — одно из самых неразработанных и самых употребительных в советском литературоведении Что мы имеем в виду, произнося слава классицизм, романтизм, реализм, натурализм, символизм? Группу писателей, работавших в определенный отрезок времени? Классовую идеологию, художественное качество произведений? Историческую ценность данной школы или эстетики, сумму литературных приемов, психологию писателя? Каково содержание и объем понятия литературного направления вообще и каждого данного литературного направления в частности? Эти вопросы далеко не всегда ставились с достаточной отчетливостью, а ответы часто давались произвольно, в зависимости от того, какое литературное явление в данный момент привлекало внимание».
Заключение
Жизненная достоверность образов, создание типических характеров отрицательных персонажей, точность воссоздания провинциального дворянского быта и социальных отношений, обличение определенных социальных обстоятельств, порождающих порочную практику людей позволило ряду исследователей увидеть в "Недоросле" черты просветительского реализма. В методе Фонвизина сильны и следы классицистического нормативизма: условное деление персонажей на отрицательных и положительных, черты резонерства в образе Стародума, наличие "говорящих" имен и др. Влияние литературы на жизнь и в особенности восприятие жизни через посредство литературы - наследство эпохи Просвещения, определившее литературоцентризм русской культуры XIX-XX веков. Примечательно, что и сам Фонвизин использовал имена своих героев как нарицательные - можно сказать, как диагноз.
Именно "Недоросль" открывал новый путь развития русской комедии, делая ее '"общественной", "'народной"; по этому пути пойдет Грибоедов в комедии "Горе от ума"', а опыт предшественников - Фонвизина и Грибоедова - поможет Гоголю в создании комедии "'Ревизор"'. По словам Белинского, "Недоросль", "Горе от ума" и '"Ревизор" в короткое время сделались народными драматическими пиесами".
Список литературы:
Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. – Л., 1977.
Берков П.Н. Проблемы изучения русского классицизма// http://www.lib.pushkinskijdom.ru/
Западов В.А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII века. Статья 2: Ранний русский реализм // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. – Л., 1978.
Исакович И.В. «Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина. – Л., 1979.
Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. - М., 2000.
Макогоненко Г. От Фонвизина до Пушкина / Г. Макогоненко. - М., 1969.
Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. – М.; Л., 1961.
Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. – М., 1954.
Серман И.З. Классицизм и реализм.(К проблеме постановки вопроса// http://www.lib.pushkinskijdom.ru/
Серман И. З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. – Л., 1973
Фонвизин Д.И. Недоросль // Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: В 2 т. – Т.1. – М.; Л., 1959.
Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. - М., 2000. – С.58
Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. - М., 2000. – С. 58
Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. - М., 2000. – С. 59
Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. - М., 2000. – С. 59
там же, С. 59
Макогоненко Г. От Фонвизина до Пушкина / Г. Макогоненко. - М., 1969. - С. 339
Лебедева О.Б. Русская высокая комедия 18 в.. – М., 2000. – С.48
Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. – М., 1954. – С.152
Лебедева О.Б. Русская высокая комедия 18 в.. – М., 2000. – С.49
там же
там же
там же
там же
Лебедева О.Б. Русская высокая комедия 18 в.. – М., 2000. – С.50
там же, С. 52
там же
там же, С.53.
там же, С.54
Лебедева О.Б. Русская высокая комедия 18 в.. – М., 2000. – С.54
Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. – М., 1954. – С.162
там же
Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. – М., 1954. – С.166
там же, С.167
Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. – М., 1954. – С.190
там же
там же, С.194
там же, С.197
Серман И.З. Классицизм и реализм.(К проблеме постановки вопроса//Сб. XYIII век. – Вып.6. http://www.lib.pushkinskijdom.ru/
там же
там же
Цит. по: Берков П.Н. Проблемы изучения русского классицизма// http://www.lib.pushkinskijdom.ru/
22
1.Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. – Л., 1977.
2.Берков П.Н. Проблемы изучения русского классицизма// http://www.lib.pushkinskijdom.ru/
3.Западов В.А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII века. Статья 2: Ранний русский реализм // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. – Л., 1978.
4.Исакович И.В. «Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина. – Л., 1979.
5.Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. - М., 2000.
6.Макогоненко Г. От Фонвизина до Пушкина / Г. Макогоненко. - М., 1969.
7.Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. – М.; Л., 1961.
8.Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. – М., 1954.
9.Серман И.З. Классицизм и реализм.(К проблеме постановки вопроса// http://www.lib.pushkinskijdom.ru/
10.Серман И. З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. – Л., 1973
11.Фонвизин Д.И. Недоросль // Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: В 2 т. – Т.1. – М.; Л., 1959.
Вопрос-ответ:
Какие основные принципы классицизма влияют на интерпретацию текста Недоросля Фонвизина?
Основными принципами классицизма, влияющими на интерпретацию текста Недоросля Фонвизина, являются стремление к ясности и ясонности выражения, следование правилам научной логики и четко выраженной структуре произведения, уместность и сдержанность в использовании стилевых приемов.
Какие жизненные факторы повлияли на творчество Фонвизина и как они отражены в комедии "Недоросль"?
Жизненные факторы, повлиявшие на творчество Фонвизина, особенно выражены в комедии "Недоросль". Автор воспользовался своими личными наблюдениями и опытом, а также идеями просвещенного абсолютизма, чтобы создать образовательную и политически актуальную комедию, раскрывающую проблемы образования, социального мобильности и коррупции в Российской империи XVIII века.
Какие литературоведческие концепции раскрывают свою интерпретацию текста "Недоросля" Фонвизина?
Раскрывая свою интерпретацию текста "Недоросля", литературоведческие концепции рассматривают произведение как сатиру на образовательную систему, как полемическую комедию, как отражение социальной действительности эпохи Петра Великого или как трактат об образовании и нравственности.
Каким образом согласно мнению Пигарева, конфликт в "Недоросле" Фонвизина отличается от традиционного?
Согласно мнению Пигарева, конфликт в "Недоросле" Фонвизина отличается от традиционного. Вместо классической любовной интриги Фонвизин создает смешной и нелепый конфликт, основанный на противоречиях образования и нравственности главного героя - Недоросля. Этот подход делает комедию более остросюжетной и актуальной в контексте своего времени.
Каковы основные принципы классицизма в комедии "Недоросль" Фонвизина?
Основные принципы классицизма в комедии "Недоросль" Фонвизина заключаются в использовании жанровых стереотипов, строгости композиции, правдоподобности образов и соблюдении требований к трагическому построению действия.
Какие концепции литературного анализа используются для интерпретации текста "Недоросль" Фонвизина?
Для интерпретации текста "Недоросль" Фонвизина используются литературоведческие концепции, такие как жанровая традиция, исторический контекст, психологический подход, сравнительный анализ с другими произведениями и анализ литературных приемов.
Какова роль любовной интриги в комедии "Недоросль" Фонвизина?
Любовная интрига в комедии "Недоросль" Фонвизина играет необычную роль и теснейшим образом связана с идейной направленностью произведения. Она служит не только сюжетной основой, но и позволяет автору выразить идеи о противоречиях и проблемах общества.
Какие мнения о сюжете комедии "Недоросль" Фонвизина представлены в научной литературе?
В научной литературе представлены различные мнения о сюжете комедии "Недоросль" Фонвизина. Одни исследователи считают, что основа сюжета положена любовная интрига, в то время как другие утверждают, что главный конфликт заключается в противоречии между идеалами и реальностью.
Какая интерпретация комедии "Недоросль" Фонвизина преобладает в научной литературе?
В научной литературе преобладает интерпретация комедии "Недоросль" Фонвизина, основанная на анализе жанровых стереотипов классицизма и их влиянии на произведение. Также важной является интерпретация с точки зрения идейной направленности комедии и социальной критики, заложенной в текстe.
Какие основные принципы классицизма можно выделить в комедии Недоросль Фонвизина?
Основные принципы классицизма в комедии Недоросль Фонвизина включают ясность и правдивость изображения, стремление к идеалу, уважение к традициям и общепринятым правилам, предпочтение рациональной и эстетической структуре сюжета.
Какие литературоведческие концепции относятся к комедии Недоросль Фонвизина?
К комедии Недоросль Фонвизина применяются различные литературоведческие концепции, включая структурно-семантический анализ, социальный подход, психологическое исследование персонажей, исследование комических приемов и средств.