Ранние теории: гуманистический подход к подростку (Шарлотта Бюлер, Эдуард Шпрангер). Трактовка психологического содержания подросткового возроста в работах З. Фрейда и А. Фрейд. Межличностные отношения подростков: сопоставление теорий Э. Эриксона и Д.Б. Эльконина.)
Заказать уникальный доклад- 6 6 страниц
- 2 + 2 источника
- Добавлена 15.01.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Ранние теории: гуманистический подход к подростку (Шарлотта Бюлер, Эдуард Шпрангер)
2.Трактовка психологического содержания подросткового возраста в работах З. Фрейда и А. Фрейд
3.Межличностные отношения подростков: сопоставление теорий Э. Эриксона и Д.Б. Эльконина)
Список использованной литературы
Предметом интимно-личностного общения подростков являются способы построения человеческих отношений в любой совместной деятельности. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма - то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует,- это области моральных норм, на основе которых строятся межличностные взаимоотношения. В межличностных отношениях со сверстниками осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто "уходит" из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально.
В теории Э. Эриксона, как и у Д.Б. Эльконина, выделяется идея о последовательном формировании психологических новообразований, каждое из которых в определенный момент является центром психической жизни и поведения. Подростничество, на которое приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Э. Эриксона, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще не взрослый, подросток встречается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет сущность задачи, предъявляющейся на данном этапе онтогенеза. Чувство взрослости, по определению Д.Б. Эльконина, представляет собой новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или сверстниками), находит образцы для усвоения, выстраивает свои межличностные отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Новый психосоциальный параметр по Э. Эриксону, появляющийся в подростничестве, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности. На отрицательном полюсе – в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о себе и интегрировать эти многочисленные образы себя и личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Кризис идентичности оказывает существенное влияние на межличностные отношения подростков[1,с.79].
Список использованной литературы
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2011.- 460 с.
Шмаков В.М. О психоаналитической теории личности З. Фрейда и периодизации психического развития. // Менеджмент в России и за рубежом. – М.: Амалфея, 2010. – 466 с.
3
1.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2011.- 460 с.
2.Шмаков В.М. О психоаналитической теории личности З. Фрейда и периодизации психического развития. // Менеджмент в России и за рубежом. – М.: Амалфея, 2010. – 466 с.
Вопрос-ответ:
Что такое гуманистический подход к подростку?
Гуманистический подход к подростку основан на идее, что каждый подросток имеет потенциал для развития и самореализации. В рамках этого подхода придается особое значение индивидуальности и самоопределению подростка, а также уделяется внимание его эмоциональным и психологическим потребностям.
Какие теории связаны с гуманистическим подходом к подростку?
Один из пионеров гуманистической психологии, Эдуард Шпрангер, исследовал психологию подросткового возраста и придавал особое значение проблемам самоидентификации и поиска смысла жизни. Также важную роль в развитии гуманистического подхода сыграла Шарлотта Бюлер, которая подчеркивала значение личности и самореализации в подростковом возрасте.
Как Зигмунд Фрейд и Анна Фрейд трактовали подростковый возраст?
Зигмунд Фрейд и Анна Фрейд рассматривали подростковый возраст как уникальный этап развития, связанный с конфликтами между индивидуальными желаниями и социальными ожиданиями. Они считали, что подростки испытывают сексуальные и агрессивные пульсации, которые нужно интегрировать в здоровую личность.
С чем связано значение межличностных отношений в подростковом возрасте?
Межличностные отношения играют важную роль в подростковом возрасте, так как в этот период подросток начинает формировать свою социальную идентичность. Теории Эриксона и Эльконина внимательно изучают роль межличностных отношений в развитии подростка и подчеркивают их влияние на формирование самооценки, социализации и определение жизненных целей.
В чем основные отличия в трактовке подросткового возраста в теориях Эриксона и Эльконина?
Теория Эриксона подчеркивает важность успешного преодоления кризисов личности в различных возрастных периодах, включая подростковый возраст. Она акцентирует внутреннюю борьбу между положительным и отрицательным опытом, развитие самоидентичности и поиск своего места в обществе. Теория Эльконина, с другой стороны, уделяет большое внимание социальным взаимодействиям и значению общения в развитии подростка.
Какие были основные идеи ранних гуманистических подходов к подростку Шарлотты Бюлер и Эдуарда Шпрангера?
Начало XX века было временем, когда в психологии возник интерес к исследованию подросткового возраста. Шарлотта Бюлер в своей работе "Подростковый характер" и Эдуард Шпрангер в своих трудах "Подросток и мир" и "Подростковый характер" подчеркивали значение социального контекста и культурных воздействий на развитие личности подростка. Бюлер считала, что подростки сталкиваются с конфликтами между индивидуальными потребностями и требованиями общества, а Шпрангер уделял внимание взаимодействию подростка с окружающим миром и значение биологических изменений, которые происходят в этом возрасте.
Как по Фрейду и А Фрейду трактовалось психологическое содержание подросткового возраста?
Зигмунд Фрейд и его дочь Анна Фрейд не отдавали большого значения подростковому возрасту, считая его простым переходным периодом между детством и взрослостью. Они уделяли больше внимания детскому развитию и концентрировались на психоаналитических концепциях. Однако, Зигмунд Фрейд обратил внимание на внутренний конфликт подросткового периода, который связан с проявлением сексуальных энергий и стремлением к самостоятельности.
В чем различия в трактовке межличностных отношений подростков по эриксоновской и эльконинской теориях?
Эриксон считал, что в период подросткового возраста главными психологическими задачами являются формирование личности и построение идентичности. Он отличал восемь возрастных кризисов, которые подростки должны преодолевать для достижения успешного развития. В свою очередь, Д.Б. Эльконин сосредоточился на взаимодействии и взаимодействие подростков с социальной средой и другими людьми. Он акцентировал внимание на значение игры и социальных ролей в подростковой группе для формирования самостоятельности и развития межличностных навыков.
Какие были ранние теории о гуманистическом подходе к подростку?
Одной из ранних теорий о гуманистическом подходе к подростку является теория Шарлотты Бюлер, которая утверждает, что подросток переживает период самореализации, важность которого заключается в развитии индивидуальности и самоопределении. Еще одной теорией является теория Эдуарда Шпрангера, который считал, что подросток переживает кризисный период, связанный с преодолением конфликтов между внешними и внутренними факторами.
Какова трактовка психологического содержания подросткового возраста в работах З. Фрейда и А. Фрейд?
В работах Зигмунда Фрейда и его дочери Анны Фрейд подростковый возраст интерпретируется как противоречивый период, связанный с сексуальным развитием и конфликтами, возникающими при переходе от детства к взрослости. По мнению Фрейдов, подросток сталкивается с проблемами, связанными с индивидуализацией, агрессией, насилием и противоречивыми эмоциями.