Международная торговля и внешнеторговая политика.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая экономика
  • 28 28 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 09.09.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение ………….………………………………………...……..………….
1Международная торговля. Состояние и показатели ……........….…………
.1Экономические причины и преимущества внешней торговли…
.2Протекционизм и свобода торговли …………..……………………...
2Таможенное регулирование международной торговли …………………..
.1Таможенно-тарифные методы регулирования ………………………
.2Нетарифные методы регулирования ……..………………….……….
3Внешнеторговая политика, как способ содействия структурной перестройке экономики …..…………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Список используемых источников ………..……………………………….
Фрагмент для ознакомления

К нетарифным мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, с определенными оговорками, можно также отнести так называемые добровольные обязательства (применяемых при демпинге и субсидировании). Данные средства внешнеторговой политики играют все более возрастающую роль в общем объеме регулирующих международную торговлю инструментов практически во всех странах, что происходит на фоне устойчивой общемировой тенденции снижения таможенно-тарифной защиты национальных рынков. Использованием нетарифных ограничений во внешней торговле зарубежные страны успешно решают широкий комплекс задач внешней и внутренней экономической политики.
Кратко рассмотрим этапы развития нетарифных методов регулирования внешней торговли. После второй мировой воины роль нетарифных методов стала возрастать. Это объясняется несколькими причинами. Начиная с 50-х годов, в результате многосторонних переговоров удались значительно понизить среднемировой уровень таможенных пошлин. И расширение нетарифных методов отчасти явилось ответной реакцией на это снижение. Кроме того, усиление конкуренции на мировых рынках вынудило многие страны принять меры по защите отечественных производителей, а также резкий рост импорта во многих странах увеличил пассив торгового баланса, что серьезно ухудшило финансовое положение этих стран. Обострение проблемы безработицы способствовало усилению нетарифных методов, позволяющих предотвратить закрытие отечественных предприятий под ударами иностранных конкурентов.
Меры нетарифного регулирования весьма разнообразны. Некоторые из них можно отнести к законным функциям государства, например, импортные квоты. Другие нацелены на дискриминацию внешнеторговых партнеров. Например, Колумбия заставляла импортеров стали за каждую тонну ввозимой продукции покупать определенное количество более дорогой отечественной стали.
Наиболее распространенным видом нетарифных барьеров являются импортные квоты. Импортная квота - это количество иностранного товара, которое может быть ввезено в страну в течение определенного периода времени и служат как средство защиты национальных производителей от иностранных конкурентов. Например, импортная квота на японские автомобили в США - 2,5 млн. штук в год /10, 43/. Кроме того, в США существуют импортные квоты на мясо - молочные продукты, табак. В чем причины использования квот? Во-первых, квота позволяет фиксировать затраты на импорт.
Особенно это важно при жесткой иностранной конкуренции и пассивном торговом балансе. Во-вторых, квоты дают возможность правительству проводить более гибкую внешнеторговую политику. Поскольку международные торговые соглашения не позволяют повысить пошлины. Легче установить более строгие импортные квоты. Влияние квот на конъюнктуру внутреннего рынка зависит от уровня спроса и объема производства отечественных производителей. Если квоты не покрывают общий спрос на внутреннем рынке, то она не только снижает импорт, но и ведет к росту внутренних цен по сравнению с мировыми.
Кроме квот довольно широко применяются специальные барьеры: жесткие требования к технической безопасности товаров, санитарные и экологические стандарты, требования к таре и упаковке. Сегодня под действие нетарифных барьеров попадает около 30% всего импорта промышленно-развитых капиталистических стран, в США - 45% импорта /9, 21/.
Особое место в системе протекционистских мер занимает стимулирование экспорта. Это обусловлено усилением зависимости экономического роста страны от участия в международной торговле. Рост экспорта характеризует экономический прогресс страны и способствует повышению уровня жизни населения. Накопление валютных резервов создает условия для реализации разнообразных программ экономического развития.
В отношении стимулирования экспорта чаше всего применяется политика субсидирования. Экспортные субсидии позволяют фирмам удешевить экспорт и усилить свои позиции на рынках других стран. Государство осуществляет также затраты но стимулированию сбыта экспортных товаров, организуя рекламу и предоставляя другие маркетинговые услуги. Налоговая система также может предусматривать установление налоговых льгот экспортерам в зависимости от объема экспорта. В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также фирм они могут быть значительны. В целом экспортные субсидии в обрабатывающей промышленности развитых стран не превышают 1% стоимости экспорта. Наибольшими в процентном отношении субсидиями пользуется сельское хозяйство. Ведущие капиталистические страны проводят государственные программы поддержки доходов фермеров посредством гарантированной закупки избыточной сельскохозяйственной продукции. А также выплачивают премии за неиспользованные посевных площадей. В частности, страны Европейского сообщества, чтобы снизить бюджетные затраты на поддержку фермеров, продавали себе в убыток избыточную продукцию по заниженным ценам Советскому Союзу.
Кроме субсидирования, к числу методов внешнеторговой политики относится демпинг. Демпинг - осуществляемый для вытеснения конкурентов и захвата внешних рынков сбыта вывоз товаров из страны по более низким ценам, чем цены внутри страны или на мировом рынке. Демпинг может осуществляться за счет средств фирмы-экспортера или с помощью государства путем субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета.
К демпингу часто прибегают во время международных экономических потрясений. В 70-е годы XX века правительство США обвинило ряд иностранных фирм в демпинговой продаже их товаров на американском рынке. В 1970 году японская фирма "Сони" (по результатам расследования), продавала произведенные в Японии телевизоры на рынке США за 180 долл., а японские потребители платили за ту же модель 333 долл. /10, 45/.
Подводя итог можно сказать, что успех или неудача международного бизнеса зависит не только от конъюнктуры рынка, наличия и умелого использования факторов производства, информационной поддержки внешнеэкономической деятельности, но и от установленных государством процедур, которым подвергается товар, пересекающий национальные границы.

3 Внешнеторговая политика, как способ содействия структурной перестройке экономики

Как отмечают некоторые специалисты, главной целью протекционистских мер в современных условиях является компенсация ущерба, нанесенного иностранной конкуренцией национальным отраслям экономики.
Вследствие усиления иностранной конкуренции возникают издержки, связанные с изменением структуры производства. В некоторых случаях эти издержки могут превысить выигрыш от либерализации внешней торговли. А это делает нецелесообразным снижение таможенной пошлины. Предположим, либерализация внешней торговли дает стране чистый выигрыш. В этом случае из этой суммы можно частично компенсировать ущерб пострадавшим отраслям. В промышленно развитых капиталистических странах осуществляется политика содействия структурной перестройке экономики. Государство оказывает финансовую помощь, которая нацелена на перелив и переобучение рабочей силы, стимулирование фирм.
Однако идея помощи конкурирующим с импортом отраслям критикуется защитниками свободного рынка.
Они полагают, что такая выборочная финансовая помощь несправедлива. Почему пострадавшие от импортной конкуренции оказываются предпочтительнее остальных? Ведь доходы могут падать и у других фирм. В помощи ослабевшим от иностранной конкуренции фирмам заложен противоречивый принцип. Благодаря этой помощи фирма может остаться в бесперспективной отрасли. И в будущем никакая помощь не спасет ее от неминуемого краха. Но все, же на практике во многих странах компенсацию ущерба от импортной конкуренции выделяют среди других программ экономической помощи. Это не случайно. Часть выигрыша от либерализации внешней торговли достается иностранной стороне. И в этих условиях отказ правительства в компенсации ущерба от иностранной конкуренции может привести к усилению лоббистского давления на власть со стороны пострадавших отраслей. В результате могут быть приняты более жесткие протекционистские меры. Поэтому помощь конкурирующим с импортом отраслям со стороны государства предупреждает протекционизм.
Необходимо подчеркнуть, что любое упразднение импортного протекционизма должно осуществляться постепенно. Так, фирмы в защищенных пошлинами отраслях должны быть заранее извещены об их снижении. Это позволит им осуществить маневр капиталами и рабочей силы. Постепенность может свести к нулю почти все структурные издержки иностранной конкуренции.



Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная ситуация в мире, характеризуется типичным кейнсианским кризисом перепроизводства из-за ограниченного спроса.
С одной стороны, спрос со стороны развитых стран на сырье ограничен темпами их экономического роста и отстает от роста предложений со стороны развивающихся стран, которые стремятся догнать развитые страны, обеспечив себе более высокие темпы роста производства и ВВП.
Кроме того, спрос на сырье ограничен технологическими факторами: ростом энергосбережения, снижением материалоемкости, а спрос на продовольствие – политикой развитых стран (особенно ЕС) по защите местных производителей из соображений национальной безопасности. С другой стороны, спрос со стороны развивающихся стран на продукт внешней торговли ограничен в силу низкой платежеспособности населения, бизнеса и государства в этих странах. Еще одним признаком кризиса может служить рост числа слияний и поглощений: фактически укрупнение, консолидация, интеграция и кооперирование – эффективный способ снижения издержек в условиях жесткой конкуренции и ограниченного спроса.






Список использованных источников

Барыш А.Н. ЕС и Россия: соседи поневоле? М.: Компас, 2004, 75 с.
Воронин В.П., Кандакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировое хозяйство и экономика стран мира: Уч. пособие - М.: Финансы и статистика, 2007 - 240 с.
Европа - Латинская Америка: Проблемы и перспективы сотрудничества в новом столетии: Сборник научных трудов № 3. М.: МГУ, 2004, 258 с.
Европа: экономика, политика, идеология: Сборник рефератов. М.: МГУ, 2004, 264 с.
Панин И.С. Международная торговля. Санкт-Петербург: Закон и бизнес, 2005, 72 с.
Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Сборник статей: Год планеты. М.: Экономика, 2004, 315 с.
Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Сборник статей: Год планеты. М.: Экономика, 2005, 475 с.
Спиридонов И.А. Мировая экономика: Уч. пособие - Московский гос. открытый университет - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 272с.
Стрыгин А.В. Мировая экономика: Уч. пособие. М.: Экзамен, 2004, 512 с.
Хмелев И.Б., Логвинова И.Л. Мировая экономика: Уч. пособие - Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2004, 128 с.
Internet: www.eg-online.ru. Офиц. сайт газеты «Экономика и жизнь».
Internet: www.glossary.ru. Энциклопедия.
Internet: www.roe.ru. Офиц. сайт "Рособоронэкспорт".
Internet: www.customs.ru. Офиц. сайт «Федеральная таможенная служба России».

В.Федоров
«___» _________________ 2008 г.
/www.glossary.ru/
Барыш А.Н. ЕС и Россия: соседи поневоле? М.: Компас, 2004, 12 с.

Хмелев И.Б., Логвинова И.Л. Мировая экономика. М.: ММНИЭМИФП, 2004, 33 с.
www.eg-online.ru.
Европа - Латинская Америка: Проблемы и перспективы сотрудничества в новом столетии: Сборник научных трудов № 3. М.: МГУ, 2004, 171 с.

Европа: экономика, политика, идеология: Сборник рефератов. М.: МГУ, 2004, 89 с.
http://www.roe.ru/
/http://www.customs.ru/

http://www.glossary.ru/
Воронин В.П., Кандакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировое хозяйство и экономика стран мира. М.: Финансы и статистика, 2007, 131 с.

Хмелев И.Б., Логвинова И.Л. Мировая экономика. М.: ММИЭМИФП., 2004, 40 с.

Хмелев И.Б., Логвинова И.Л. Мировая экономика. М.: ММИЭМИФП, 2004, 41 с.

Стрыгин А.В. Мировая экономика: М.: Экзамен, 2004, 235 с.

/www.tamognia.ru/measures.
Хмелев И.Б., Логвинова И.Л. Мировая экономика. ММИЭМИФП., М., 2004, 128 с.
Хмелев И.Б., Логвинова И.Л. Мировая экономика. М.: ММНИЭМИФП, 2004, 45с.









27






Ткань, м

А

США

0

300

200

150

Е1

Ткань, м

В1

Е

А1Е

В2

50 100

150

300

В

Зерно, т

100

Мексика

Зерно, т



0 50

100
50
25


С1

L

D

С


0

При свободной торговле

Удельные издержки на холодильник = 147 долл.


140 долл.

Удельная добавл. стоимость (V1) – 73 долл.

Удельная стоимость (цена) холодильника = 200 долл.


0

5%-й тариф на материальные затраты

Удельные издержки на холодильник = 147 долл.



Удельные издержки на холодильник = 147 долл.


147 долл..

Удельные издержки на холодильник = 147 долл.

Удельная добавл. стоимость (V) = 60 долл.

Удельные издержки на холодильник = 140 долл.

Список использованных источников

1.Барыш А.Н. ЕС и Россия: соседи поневоле? М.: Компас, 2004, 75 с.
2.Воронин В.П., Кандакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировое хозяйство и экономика стран мира: Уч. пособие - М.: Финансы и статистика, 2007 - 240 с.
3.Европа - Латинская Америка: Проблемы и перспективы сотрудничества в новом столетии: Сборник научных трудов № 3. М.: МГУ, 2004, 258 с.
4.Европа: экономика, политика, идеология: Сборник рефератов. М.: МГУ, 2004, 264 с.
5.Панин И.С. Международная торговля. Санкт-Петербург: Закон и бизнес, 2005, 72 с.
6.Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Сборник статей: Год планеты. М.: Экономика, 2004, 315 с.
7.Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Сборник статей: Год планеты. М.: Экономика, 2005, 475 с.
8.Спиридонов И.А. Мировая экономика: Уч. пособие - Московский гос. открытый университет - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 272с.
9.Стрыгин А.В. Мировая экономика: Уч. пособие. М.: Экзамен, 2004, 512 с.
10. Хмелев И.Б., Логвинова И.Л. Мировая экономика: Уч. пособие - Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2004, 128 с.
11. Internet: www.eg-online.ru. Офиц. сайт газеты «Экономика и жизнь».
12. Internet: www.glossary.ru. Энциклопедия.
13. Internet: www.roe.ru. Офиц. сайт "Рособоронэкспорт".
14. Internet: www.customs.ru. Офиц. сайт «Федеральная таможенная служба России».

Вопрос-ответ:

Каковы причины и преимущества внешней торговли?

Внешняя торговля имеет экономические причины и преимущества. К причинам можно отнести различия в ресурсах, технологиях и специализации между странами. Преимущества внешней торговли включают расширение рынков сбыта, доступ к разнообразным товарам и услугам, возможность снижения издержек и повышение эффективности производства.

Что такое протекционизм и свобода торговли?

Протекционизм это политика, направленная на защиту отечественной промышленности и экономики от конкуренции со стороны иностранных товаров и услуг. Свобода торговли, наоборот, предполагает открытость рынка, отсутствие таможенных и не тарифных препятствий для внешней торговли.

Какие методы таможенного регулирования международной торговли существуют?

Таможенное регулирование международной торговли включает таможенно-тарифные и нетарифные методы. К тарифным методам относятся введение пошлин, квот и специфических налогов. Нетарифные методы включают технические и маркетинговые барьеры, административные ограничения и санитарные нормы.

Какую роль играет внешнеторговая политика?

Внешнеторговая политика используется странами в качестве инструмента для содействия структурной перестройки, развития экономики и укрепления своего положения на международной арене. Она может включать в себя заключение торговых соглашений, установление преференциальных условий для внешней торговли и регулирование ввоза и вывоза товаров и услуг.

Какие показатели характеризуют состояние международной торговли?

Состояние международной торговли характеризуется различными показателями. Одним из них является объем экспорта и импорта товаров и услуг. Другими показателями являются баланс торговли (разница между экспортом и импортом), доля страны в мировом экспорте и импорте, а также структура товарной торговли (группы товаров, которые составляют основу торговли).

Какие показатели отражают состояние международной торговли?

Состояние международной торговли отражается следующими показателями: объем внешней торговли, который включает экспорт и импорт товаров и услуг; баланс платежей, который показывает разницу между экспортом и импортом; доля страны в мировом экспорте и импорте; структура экспорта и импорта, которая показывает, какие товары и услуги составляют основу внешней торговли страны.

Какие преимущества внешней торговли и экономические причины ее развития?

Основные преимущества внешней торговли включают разнообразие товаров и услуг доступных на мировом рынке, специализацию производства, возможность сокращения затрат и увеличения эффективности, а также расширение рынка сбыта. Экономические причины развития внешней торговли включают наличие ресурсов и потенциала для производства и экспорта товаров, стремление к увеличению национального дохода, развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры.

Что такое протекционизм и свобода торговли?

Протекционизм - это политика государства, направленная на ограничение импорта и защиту относительно внутреннего производства. Протекционистские меры включают в себя установление таможенных пошлин, квот и других ограничений на импорт, а также субсидирование отечественных производителей. Свобода торговли, напротив, подразумевает открытость рынка для свободного перемещения товаров и услуг между странами без препятствий и ограничений.

Какими методами осуществляется таможенное регулирование международной торговли?

Таможенное регулирование международной торговли осуществляется с помощью таможенно-тарифных и нетарифных методов. Таможенно-тарифные методы включают установление таможенных пошлин, квот и других ограничений на импорт и экспорт товаров. Нетарифные методы регулирования включают в себя применение различных нормативных и административных мер, таких как лицензирование, сертификация, технические стандарты, санитарные и фитосанитарные требования и др.

Каково состояние и показатели международной торговли?

Состояние и показатели международной торговли зависят от многих факторов. В 2020 году, например, мировая торговля сократилась из-за пандемии COVID-19. Однако, до этого международная торговля росла, показывая положительную динамику. Объемы торговли между странами достигли рекордного уровня в несколько триллионов долларов. Главными игроками на международном рынке являются США, Китай, Германия, Япония и другие развитые страны. Состояние мировой экономики, политическая ситуация в разных регионах мира и другие факторы оказывают влияние на международную торговлю и ее показатели.

Каковы экономические причины и преимущества внешней торговли?

Внешняя торговля имеет множество экономических причин и преимуществ. Одной из основных причин является разделение труда и специализация. Каждая страна имеет свои компаративные преимущества, то есть возможность производить определенный товар или услугу с более низкими затратами по сравнению с другими странами. Это позволяет странам сосредоточиться на своих сильных сторонах, повышая эффективность производства и экономический рост. Внешняя торговля также способствует увеличению доступа к разнообразным товарам и услугам, снижает цены и стимулирует инновации и конкуренцию.

Каким образом таможенное регулирование влияет на международную торговлю?

Таможенное регулирование является важным инструментом воздействия на международную торговлю. Оно включает в себя таможенные пошлины, квоты на импорт, лицензирование и другие меры. В зависимости от страны и ее торговой политики, таможенное регулирование может стимулировать или ограничивать внешнюю торговлю. Установление высоких тарифов или квот на импорт товаров может способствовать защите отечественных производителей и созданию равных условий конкуренции. Однако, слишком жесткие ограничения могут привести к снижению объемов международной торговли и ухудшению отношений между странами.