Роль контроля знаний в учебном процессе
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 13.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Классификация форм контроля качества обучения
1.2 Педагогическое тестирование как ведущая форма контроля знаний в учебном процессе
ГЛАВА 2. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
2.1 Тестирование как альтернативная форма контроля качества знаний
2.2 Итоговая работа по теме «Итальянское Возрождение»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
• Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
• Правильные ответы должны располагаться среди всех предлагаемых ответов в случайном порядке.
• Вопросы не должны повторять формулировки учебника.
• Ответы на одни вопросы не должны служить подсказками для других.
• Вопросы не должны содержать «ловушек».
Надежность тестов на обученность в значительной степени зависит от трудности их выполнения. Наибольшую практическую ценность имеют задания, на которые правильно отвечают 45-80% обучаемых. [3]
Тест, обеспечивающий при прочих равных условиях большое количество ответов за единицу времени, считается более эффективным. Степень надежности характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя. Количественно этот показатель характеризуется вероятностью достижения запланированных результатов (правильностью значений).
Грамотно составленные и апробированные тесты на обученность позволяют достигнуть коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность повышается при увеличении числа тестовых заданий. [2]
2.2 Итоговая работа по теме «Итальянское Возрождение»
Современное школьное образование достаточно насыщенно, времени на изучение каждой конкретной темы, как правило, дается мало, следовательно, итоговый контроль качества усваиваемости материала также должен быть быстрым и эффективным. Именно поэтому тестовые задания как форма контроля знаний получили такое широкое распространение. В качестве практического примера тестового контрольного задания можно привести подобную работу. Она сочетает в себе тестовые задания с предлагаемыми готовыми ответами, а также развернутые вопросы, позволяющие оценить уровень понимания темы и умения учащегося размышлять и анализировать.
Блок 1. Мировоззрение и философия Возрождения
1. Колыбелью культуры Возрождения является:
А) Франция; Б) Греция; В) Нидерланды; Г) Италия.
2. Основная мировоззренческая установка эпохи Возрождения …
А) Атеизм; Б) Деизм; В) Гуманизм; Г) Теизм.
3. Основной тенденцией в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса являлся …
А) Переход от теоцентрического понимания мира к антропоцентрическому; Б) Борьба против антропоцентризма; В) Стремление к мирному сосуществованию со средневековым теократизмом.
4. Отличительные черты Возрождения:
А) связь культуры и религии, подчинение человека церкви; Б) подражание античности, лишение человека права на развитие своих способностей; В) светский характер культуры, гуманизм, обращение к античности.
5. Из всех искусств Возрождение особенно возвысило:
А) изобразительное; Б) искусство слова; В) музыкальное.
6. Основой для развития и формирования культуры Возрождения стала культура…
А) Древнего Египта; Б) Древней Греции; В) Античности.
7. Термин «гуманизм» происходит от лат. Humanus, что означает:
А) божественный; Б) человеческий (человечный); В) природный; Г) животный.
8. Эпоха Высокого Возрождения:
А) 15 в. Б) 13 -14 вв. В) к.15 – нач.16 в.
9. Что такое Проторенессанс?
А) Раннее Возрождение; Б) Архитектурный стиль Возрождения; В) Период, предваряющий раннее Возрождение.
10. В чем отличие мастеров эпохи Возрождения от средневековых мастеров?
А) они хотели остаться безвестными; Б) они придавали оригинальность произведениям и подчеркивали свое авторство; В) они копировали старых мастеров.
Блок 2. Искусство
1. Какого художника Проторенессанса называли преобразователем живописи?
А) Чимабуэ; Б) Джотто; В) Мазаччо.
2. Как называется скульптурный ансамбль Микеланджело со статуями Утра и Вечера, Дня и Ночи:
А) Капелла Бранкачи Б) Сикстинская капелла В) капелла Медичи
3. Одной из последних живописных работ Микеланджело была выполненная в 1514 году огромная фреска Сикстинской капеллы. Какой библейский сюжет был воплощен?
А) «Сотворение мира»; Б) «Потоп»; В) «Страшный Суд»; Г) «Тайная вечеря».
4. Любимый сюжет живописцев Ренессанса:
А) исторические события Италии XIV—XVI веков; Б) мадонна с младенцем; В) природа Италии.
5. Среди работ этого художника—«Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа» и др.:
а) Брунеллески; б) Джотто; в) Боттичелли.
6. Биограф итальянских художников Возрождения Джордже Вазари следующим образом характеризовал трех величайших мастеров:
1) «Он показал путь к главной задаче искусства, каковой является человеческое тело, и, обращая внимание только на нее, оставлял в стороне игру красок...»
2) «Он всех побеждал своей приветливостью и искусством, но больше всего гением своей доброй натуры...»
3) «Дарование его было так велико, что в любых трудных предметах, к которым обращалась его пытливость, он легко и совершенно находил решения... Он ежедневно делал модели и чертежи...»
Какое высказывание к кому из ниже перечисленных художников следует отнести?
А) Рафаэль; Б) Леонардо да Винчи; В) Микеланджело.
7. Соотнесите название работы и автора:
1) «Джоконда»; А) Микеланджело;
2) «Рождение Венеры»; Б) Боттичелли;
3) «Давид». В) Леонардо да Винчи.
8. Высшим достижением искусства Леонардо да Винчи является фреска «Тайная вечеря», выполненная на всю стену трапезной монастыря в Милане. Однако это произведение дошло до нас в сильно поврежденном виде из-за ниже перечисленных причин:
А) особенности примененной техники письма фрески (смешение темперы и масла);
Б) устройство в XVIII веке бонапартистами в трапезной конюшни, а затем тюрьмы;
В) попадание бомбы в трапезную во время 2-й мировой войны.
Определите основную причину плохой сохранности фрески.
9. Кто из перечисленных художников не относится к периоду кватроченто?
А) Мазаччо, Б) Паоло Уччелло, В) Джотто, Г) Сандро Боттичелли, Д) Леонардо да Винчи, Е) Рафаэль Санти, Ж) Микеланджело Буанаротти.
10. Как называется сцена оплакивания Христа Марией?
А) Маэста; Б) Пьета; В) Вечеря; Г) Плач.
Блок № 3. Развернутый ответ на вопрос по выбору
1. Мини-сочинение «Почему Микеланджело называют «бунтующим гением?»
2. В «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандола от имени Бога писал: «Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире». И далее: «Человек может как опуститься до низменного, животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. В последнем случае он достоин восхваления, так как в своих деяниях возвышается до Бога».
Выделите новые мысли о природе и сущности человека, которые здесь прозвучали.
Каков идеал человека вообще и ренессансного в частности?
3. Высшим критерием нравственной жизни Д. Бруно объявил деятельность человека, видя в ней смысл, достоинство и возвышение личности. Он назвал главным труд во имя высших целей, а не ради достижения личного благополучия и самосохранения. «Человек, - писал он, - должен преодолеть стремление к самосохранению, подняться над страхом личного уничтожения, ибо то высокое наслаждение, к которому стремится энтузиаст, немыслимо без деяний и жертв».
В чем новизна такой трактовки смысла жизни человека по сравнению с христианской?
Как эта нравственная позиция Бруно согласуется с жизнью и смертью мыслителя?
Выскажите свое отношение к жизненному подвигу Д. Бруно.
Система выставления оценок строится по следующему принципу: в первых двух блоках по 10 вопросов. Соответственно, 9-10 правильных ответов оцениваются оценкой «5», 7-8 правильных ответов – оценкой «4», 5-6 правильных ответов – оценкой «3». Количество правильных ответов менее половины оценивается неудовлетворительно. Вопрос по выбору оценивается в зависимости от полноты и аргументированности ответа, на усмотрение учителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение необходимо сделать выводы. Практически во всех странах мира в любом типе образовательных учреждений обучаемым выставляются оценки знаний. Контроль качества образования имеет свою классификацию, которую в различных вариантах приводят учебники по теории и методике преподавания. В целом, различают текущий контроль (в течение четверти, семестра) и итоговый, фронтальный (экзамен, зачет по всему курсу).
Функции оценки в учебном процессе:
— оценка качества знаний;
— стимул учебной деятельности учащихся;
— оценка качества организации учебного процесса в школе;
— оценка качества работы учителя.
Чтобы оценка могла выполнить все эти функции, она должна удовлетворять следующим требованиям:
• быть объективной (т. е. оценка не должна зависеть от того, кто ее выставляет);
• быть точной (т. е. оценка должна соответствовать подлинному качеству знаний обучаемого);
• быть понятной ученику.
Традиционные методы контроля знаний и выставление оценок имеют следующие недостатки:
— оценка полностью субъективна (и выбор вопросов, и их количество, и оценка ответа на каждый вопрос, и оценка совокупности ответов на экзамене проводятся преподавателем практически полностью по своему произволу);
— оценка является весьма неточной как по объективным, так и по субъективным причинам.
Таким образом, современная система контроля качества знаний стремится к более объективной системе оценки знаний. В качестве альтернативы предлагается тест. В данной работе были рассмотрены виды тестов, их актуальность в процессе контроля качества обучения. Также был разработан пример тестового задания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Просвещение, 1995.
Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. – М.: ИЦ, 2000.
Галкина Т. И., Мониторинг образовательной деятельности в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Гусейнова Р.Л. Система деятельности ГОУ в повышении качества знаний учащихся. – Саранск: Наука, 2001.
Захарова Г. И., Системный контроль качества знаний учащихся. – М.: Высшее образование, 2006.
Инновационные технологии обучения в современной школе: Сб. науч. статей / Под ред. А.Д. Ларкина. – Оренбург.: Айрис, 2002.
Кукушин В.С. Теория и методика обучения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Куприна М.В. Проблема креативной личности в психологии: учеб. пособие. - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2004.
Основы разработки педагогических технологий и инноваций / Под ред. В.А. Пятина. – Астрахань: Астрахан. гос. ун-т, 2008.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. - М.: Школа-Пресс, 2002.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.
2
1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Просвещение, 1995.
2.Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. – М.: ИЦ, 2000.
3.Галкина Т. И., Мониторинг образовательной деятельности в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
4.Гусейнова Р.Л. Система деятельности ГОУ в повышении качества знаний учащихся. – Саранск: Наука, 2001.
5.Захарова Г. И., Системный контроль качества знаний учащихся. – М.: Высшее образование, 2006.
6.Инновационные технологии обучения в современной школе: Сб. науч. статей / Под ред. А.Д. Ларкина. – Оренбург.: Айрис, 2002.
7.Кукушин В.С. Теория и методика обучения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
8.Куприна М.В. Проблема креативной личности в психологии: учеб. пособие. - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2004.
9.Основы разработки педагогических технологий и инноваций / Под ред. В.А. Пятина. – Астрахань: Астрахан. гос. ун-т, 2008.
10.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. - М.: Школа-Пресс, 2002.
Вопрос-ответ:
Зачем нужен контроль знаний в учебном процессе?
Контроль знаний в учебном процессе выполняет несколько важных функций. Прежде всего, он позволяет учителям оценить уровень усвоения материала учащимися и определить их академическую успеваемость. Кроме того, контроль знаний помогает выявить проблемы и ошибки в обучении, которые могут быть скорректированы в дальнейшем. Также, контроль знаний стимулирует учащихся к выполнению заданий и закреплению изучаемого материала.
Какие формы контроля знаний существуют в учебном процессе?
Существует множество форм контроля знаний в учебном процессе. Одной из наиболее распространенных форм является педагогическое тестирование, которое включает в себя вопросы с выбором ответа или выполнение письменного задания. Также, есть альтернативные формы контроля, такие как проекты, презентации, практические задания и др. Важно выбирать подходящую форму контроля в зависимости от целей и задач учебного процесса.
Почему педагогическое тестирование является ведущей формой контроля знаний?
Педагогическое тестирование является ведущей формой контроля знаний в учебном процессе по нескольким причинам. Во-первых, такой вид контроля позволяет оценить знания учащихся объективно и стандартизированно. Во-вторых, педагогическое тестирование может быть проведено эффективно с большим количеством учащихся одновременно. В-третьих, результаты тестирования могут быть анализированы и использованы для улучшения образовательного процесса.
Какие есть нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся?
В учебном процессе также используются нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся. Например, это может быть тестирование в формате интерактивных игр или задания, требующие творческого подхода и решения сложных проблем. Такие формы контроля стимулируют активное участие учащихся и развивают их навыки, необходимые в реальной жизни.
Какая роль контроля знаний в учебном процессе?
Контроль знаний играет важную роль в учебном процессе. Он помогает учителю оценить уровень усвоения материала учащимися, а также определить, какому учащемуся требуется дополнительная помощь и поддержка. Контроль знаний также стимулирует учащихся к более активному и самостоятельному изучению учебного материала.
Какие существуют формы контроля качества обучения?
Существует несколько форм контроля качества обучения. Одна из них - устный опрос, когда учитель задает вопросы учащимся и оценивает их ответы. Другая форма - письменная работа, где учащиеся должны решить задачи или написать эссе. Также существует форма контроля через тестирование, когда учащиеся отвечают на вопросы с выбором ответа.
Что такое педагогическое тестирование?
Педагогическое тестирование является ведущей формой контроля знаний в учебном процессе. Оно позволяет оценить уровень усвоения материала учащимися и дает возможность учителю более объективно оценить качество обучения. В педагогическом тестировании учащиеся отвечают на вопросы с выбором ответа или дополняют предложения.
Есть ли альтернативные формы контроля качества знаний?
Да, существуют альтернативные формы контроля качества знаний. Одна из них - тестирование, которое может быть использовано вместо устного опроса или письменной работы. Тестирование позволяет более точно измерить уровень знаний учащихся и получить более объективные результаты. Также существует форма контроля через итоговую работу, где учащиеся должны выполнить задание по определенной теме.
Какие формы контроля знаний и умений учащихся используются?
В учебном процессе используются различные формы контроля знаний и умений учащихся. Одной из таких форм является педагогическое тестирование, где учащиеся отвечают на вопросы с выбором ответа или дополняют предложения. Кроме того, используется тестирование, которое может быть альтернативой другим формам контроля. Также учащихся могут контролировать через итоговую работу, например, по определенной теме или предмету.
Зачем нужен контроль знаний в учебном процессе?
Контроль знаний в учебном процессе необходим для оценки уровня обученности студентов, выявления их прогресса и слабых мест, а также для обратной связи между преподавателями и студентами.
Какие формы контроля качества обучения существуют?
Существует множество форм контроля качества обучения, включая устные и письменные экзамены, тестирование, выполнение практических заданий, проектная работа и другие.