Сопоставительный анализ картин: "Благовещение" (1660) Эль Греко и "Благовещение" Яна Янссенса (фламандская школа).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История зарубежного искусства
  • 17 17 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 09.07.2008
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ
1.ВЕЛИКИЕ ЖИВОПИСЦЫ ИСПАНИИ XVI-XVII ВЕКА: ЭЛЬ ГРЕКО И МУРИЛЬО
1.1.Эль Греко – одухотворенность и мистическая экзальтация
1.2.Бартоломе Эстебан Мурильо и его время
2.СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ ТРАКТОВКИ “БЛАГОВЕЩЕНИЯ”
2.1. Трактовка сюжета. Композиционное решение
2.2.Световое и цветовое решение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ……………………………………………………17

Фрагмент для ознакомления

Свет и цвет неразделимы, ведь свет также, как и вся картина создан цветом. Основные цвета картины: синий, золотисто-желтый, красный и белый. Удивительно прозрачной изображена кружевная накидка Марии: она струится. Облака также созданы как бы из блестящего, подсвеченного изнутри вещества. Колорит напоминает краски стеклянных витражей. Мы не видим густого синего света – его заменил холодный голубовато-стальной оттенок, можно сказать, что вся картина, несмотря на красное платье Марии, написана сумрачной сине-серой гамме.
Озаренное светом “Благовещание” Мурильо, создает ощущение тепла и уюта. Мастерское владение светом и цветом можно наблюдать в создании воздушной перспективы, когда с ее помощью моделируется объем пространства. В пылинках воздуха мы видим летящего голубя, он самое светлое пятно на всей картине, которое притягивает на себя взгляд зрителя. Все персонажи располагаются уже как бы вокруг него, задавая определенный ритм всему произведению. Складки одежды персонажей передают их объемность, которая лишь усиливается мастерским владение светотени. Цвета картины – яркие, нарядные, по-южному щедрые. Доминирующие – красный и синий. Как и у Эль Греко, накидка Марии удивительно прозрачна и невесома. Выполненная в маньеристском ключе, эта картина достаточно помпезна и нравоучительна, в ее технике отсутствует поиск нового в искусстве, хотя она и написана в Новое время. Несмотря на помпезность, чувствуется доброе отношение автора к своим персонажам: немного пухлые руки архангела и Марии написаны теплым цветом, их лица покрывает легкий розовый румянец. Все цветовое решение картины направлено на создание возвышенного, нереального образа Марии, и в то же время дышащего красотой и прелестью юности и добропорядочности. Художник не избежал изображения традиционного символа этой добропорядочности – в правом нижнем углу он расположил корзину со швейными принадлежностями: они также в идеальном, совершенно чистом состоянии, да и сама корзина сплетена из идеальных веточек лозы. Можно сказать, что цель художника – создание идеального образа – полностью достигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эль Греко и Маурильо, по праву считающийся вершиной развития испанского искусства, представляют гордость испанской живописи XVI-XVII века. Грек по происхождению, обретший в Испании новую родину, Эль Греко создал в живописи свой совершенно ни на кого не похожий стиль, сочетавший гипертрафированность маньеризма и византийскую иконопись. Эти характерные особенности его стиля легко различить в картине “Благовещение” (1600) г. Религиозные сюжеты Мурильо гармонично сочетают в себе чувственный и нравственный элементы, что легко видеть в его “Благовещении”. Проводя сравнительный анализ этих произведений можно отметить следующее:
В обеих картинах главными действующими лицами, в соответствии с текстом евангелия, являются дева Мария и архангел Гавриил. Оба автора также изображают классические атрибуты сюжета – книгу, которую читает Мария и корзину с шитьем. При этом, в соответствии с традициями иконописи архангел на полотне Эль Греко парит на облаке.
Творчество Эль Греко, и в частности “Благовещение” отражают существующую в эпоху Возрождения тенденцию: поиск нового стиля, раздвижение границ, переосмысление традиций, попытку синтеза. “Благовещение” Мурильо трудно назвать новаторской работой, она скорее демонстрирует мастерство живописца. Его Мария – идеальный, чистый образ, доминирующим свойством которой должна стать непорочность – и физическая и духовная. Такая трактовка полностью соответствует духу контрреформации Испании того времени.
Вытянутые, несколько экзальтированные фигуры героев на картине Эль Греко, отсутствие предела, ограниченности сверху, воздушность создают иллюзию бесконечности небесного пространства. Сцена дышит драматизмом. Мурильо изображает достаточно пасторальный, полностью положительный сюжет, исполненный смирения и почтения. Тем не менее, оба художника видят в Марии не жительницу древней Иудеи, а свою современницу-испанку, чертами которой и наделяют Марию.
С технической точки зрения, в “Благовещении” Эль Греко остается приверженцем своего стиля, используя при этом в свето-колористическом решении достижения Возрождения. В “Благовещении” Мурильо чувствуется сильное влияние Рафаэля – в неповторимой тонкости воздушных тонов и прелести колорита. Цветовое решении картины созвучено с яркостью и красочностью Севильи, в которой жил и творил Мурильо.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева В. В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1991.
Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. - СПб.: Нева, 2004, Т. 4.
Болтон Р. Живопись. От первобытного искусства до XXI века. – М.: ЭКСМО, 2006.
Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1985.
Гнедич П. П. Всемирная история искусств. –М.: Современник, 1999.
Дзери Ф. Погребение графа Оргаса. – М.: Белый город, 2002.
Каптерева Т. Эль Греко. Монографический очерк. – М.: Искусство, 1965.
Каптерева Т. Искусство Испании: Средние века; Эпоха Возрождения: Очерки.- М.: Изобразительное искусство.1989.
Мурильо. // Художественная галерея, 2006. Т. 114.
Эль Греко // Художественная галерея, 2004, Т. 15.


СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
Эль Греко. Благовещение. Ок. 1600. Холст, масло. Будапешт, Собрание маркиза де Рошфора.
Бартоломео Эстебан Мурильо. Благовещение. 1660-1665 гг. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид, Испания


Каптерева Т. Эль Греко. Монографический очерк. – М.: Искусство, 1965. С. 42.
Эль Греко // Художественная галерея, 2004, Т. 15. С. 3.
Каптерева Т. Искусство Испании: Средние века; Эпоха Возрождения: Очерки.- М.: Изобразительное искусство.1989. С. 68.

Каптерева Т. Эль Греко. Монографический очерк. – М.: Искусство, 1965. С. 44-45.
Эль Греко // Художественная галерея, 2004, Т. 15. С. 5.
Дзери Ф. Погребение графа Оргаса. – М.: Белый город, 2002. С. 26.
Эль Греко // Художественная галерея, 2004, Т. 15. С. 15.
Дзери Ф. Погребение графа Оргаса. – М.: Белый город, 2002. С. 46.
Гнедич П. П. Всемирная история искусств. –М.: Современник, 1999. С. 429.
Мурильо. // Художественная галерея, 2006. Т. 114. С. 5.
Гнедич П. П. Всемирная история искусств. –М.: Современник, 1999. С. 429.
Каптерева Т. Эль Греко. Монографический очерк. – М.: Искусство, 1965. С. 130.
Дзери Ф. Погребение графа Оргаса. – М.: Белый город, 2002. С. 45.
Алексеева В. В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1991. С. 171.
Эль Греко // Художественная галерея, 2004, Т. 15. С. 21.
Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 180.









16

1.Алексеева В. В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1991.
2.Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. - СПб.: Нева, 2004, Т. 4.
3.Болтон Р. Живопись. От первобытного искусства до XXI века. – М.: ЭКСМО, 2006.
4.Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1985.
5.Гнедич П. П. Всемирная история искусств. –М.: Современник, 1999.
6.Дзери Ф. Погребение графа Оргаса. – М.: Белый город, 2002.
7.Каптерева Т. Эль Греко. Монографический очерк. – М.: Искусство, 1965.
8.Каптерева Т. Искусство Испании: Средние века; Эпоха Возрождения: Очерки.- М.: Изобразительное искусство.1989.
9.Мурильо. // Художественная галерея, 2006. Т. 114.
10.Эль Греко // Художественная галерея, 2004, Т. 15.



Вопрос-ответ:

Какие художники изучаются в статье?

В статье рассматриваются художники Эль Греко и Ян Янссенс.

Какие картины сопоставляются в статье?

В статье сравниваются картина "Благовещение" Эль Греко, написанная в 1660 году, и картина "Благовещение" Яна Янссенса, принадлежащая фламандской школе.

Какой стиль имеет картина Эль Греко?

Картина Эль Греко отличается одухотворенностью и мистической экзальтацией.

О чем рассказывает картина Яна Янссенса?

Картина Яна Янссенса рассказывает о сюжете Благовещения.

В чем сходство и различие в трактовке сюжета Благовещения на обеих картинах?

Сходство в том, что обе картины изображают сюжет Благовещения. Однако различия можно найти в композиционном и световом решении каждой картины.

Какие картины были сопоставлены в анализе?

В анализе были сопоставлены картины "Благовещение" 1660 года Эль Греко и "Благовещение" Яна Янссенса из фламандской школы.

Какими особенностями славится живопись Эль Греко?

Живопись Эль Греко славится своей одухотворенностью и мистической экзальтацией.

Какие особенности были у Бартоломе Мурильо и его времени?

Бартоломе Мурильо был известным художником своего времени. Его творчество относится к XVII веку.

Каково сходство в трактовке сюжета "Благовещения" на обеих картинах?

Сходство в трактовке сюжета "Благовещения" заключается, скорее всего, в изображении архангела и Девы Марии на обеих картинах.

Какое световое и цветовое решение было использовано на обеих картинах?

Световое и цветовое решение на обеих картинах, возможно, неразделимы, так как свет и цвет важные элементы в живописи.

В чем отличия между картинами "Благовещение 1660" Эль Греко и "Благовещение" Яна Янссенса?

Картина "Благовещение 1660" Эль Греко и "Благовещение" Яна Янссенса отличаются как в тематике, так и в стиле. "Благовещение 1660" Эль Греко отражает одухотворенность и мистическую экзальтацию, характерные для работы художника. В то же время, "Благовещение" Яна Янссенса представляет фламандскую школу и находится в контексте времени Мурильо. В деталях трактовки сюжета, композиционного решения, светового и цветового решения также можно найти отличия между этими произведениями и сходства.

Какие особенности есть у картины "Благовещение 1660" Эль Греко в сравнении с картиной "Благовещение" Яна Янссенса?

Картина "Благовещение 1660" Эль Греко отличается своей одухотворенностью и выражает мистическую экзальтацию. У этой картины также есть свои особенности в трактовке сюжета, композиционном решении, световом и цветовом решении. В то же время, картина "Благовещение" Яна Янссенса, представляющая фламандскую школу и находящаяся в контексте времени Мурильо, имеет свои собственные особенности в данных аспектах.