Образ природы в русской лирике
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 13 + 13 источников
- Добавлена 17.07.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Образ природы в поэзии XIX века
1.1. Образ природы в лирике Федора Тютчева
1.2. Образ природы в лирике Афанасия Фета
2. Образ природы в поэзии XX века
2.1. Образ природы в лирике Сергея Есенина
2.2. Образ природы у Николая Заболоцкого
Заключение
Список использованной литературы
Особенность его творчества в том, что в его пейзажной лирике он как бы изображает природу не столько через чувство, сколько через разум. На мой взгляд, специфика Заболоцкого в том, что он как бы наделяет природу, животных и растения разумом. Если мы внимательно вчитаемся в его стихотворения, проанализируем язык, то увидим, что немало слов и словосочетаний содержат в себе значение «ум», «разум». Например: "коров задумчивое вече"; "Здесь конь с редиской и укропом // Беседы длинные ведет"; береза учит волка "как расти из самого себя".
Как пишут исследователи, новизна Заболоцкого состоит в том, что он создал новый тип образа, - это образ-метаморфоза (Роскина 1980: 77). В основе этой особенности его поэзии лежит вера поэта в бессмертие всего сущего, способность существ перевоплощаться друг в друга. С одной стороны, создания природы превращаются в дух, и наоборот, человек, умирая, сохраняет свой ум и душу в новых порождениях природы. Например:
Я не умру, мой друг,
Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу;
("Завещание")
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит
("Метаморфозы")
Настанет день, и мой забвенный прахВернется в лоно зарослей и речек,Заснет мой ум, но в квантовых мирахОткроет крылья маленький кузнечик.Над ним, пересекая небосвод,Мельчайших звезд возникнут очертанья,И он, расправив крылья, запоетСвой первый гимн во славу мирозданья.
(«Кузнечик»)
(См. также: "В жилищах наших", "Вчера, о смерти размышляя..."; "Когда вдали угаснет свет дневной...").
Очень сильно в творчестве Заболоцкого звучит экологическая тема, озабоченность поэта экологическими проблемами. Например, этой проблеме посвящены поэмы "Торжество земледелия", "Безумный волк", "Деревья", в их основе - "всех живых преображенье в одном сознанье мировом", "путь природы к благословленному уму". Под водительством людей или самоотверженностью самих животных ("безумный волк") в природе совершается революция, ее низы - бессловесные, робкие твари - приобщаются к таинствам наук и искусств. Вот, например, как в стихотворении «Безумный волк» поэт рисует страшную картину нашествия человека: вырубку леса, убийство животных:
Страшен, дети, этот год.Дом зверей ломает свод.Балки старые трещат.Птицы круглые пищат.Вырван бурей, стонет дуб.Волк стоит, ударен в пуп.Две реки, покинув лог,затопили сто берлог.Встаньте, звери, все зараз,ударяйте, звери, в таз.Вместе с бурей, словно кит,тень Безумного летит.Вся в крови его глава.На груди его трава.Лапы вывернуты вбок.Из очей идет дымок.Гряньте, звери, на трубе:- Кто ты, страшный? Что тебе?- Я - Строитель. Я - Топор.Победитель ваших нор.
Еще одна важная особенность поэзии Заболоцкого состоит в том, что она как бы вдохновляется, берет свои корни в научных гипотезах. Он находит много важного для себя в идеях В.Циолковского об универсальности разума в мироздании, о том, что чувство и мысль присущи всем структурным элементам материи, включая атомы). Кроме того, интересны поэту и опыты Н.Мичурина, преобразившего "древний круг растений" в новую, рукотворную природу садов ("Венчание плодами"). Он также опирается и на мысли философа Н.Федорова о возможности оживотворять мертвую материю, возвращая ей облик погибших индивидов, чей прах рассеян по Вселенной. Например, вот как восхищается Н. Заболоцкий достижениями Н. Мичурина:
Плоды Мичурина, питомцы садовода,
Взращенные усильями народа,
Распределенные на кучи и холмы,
Как вы волнуете пытливые умы!
Как вы сияете своим прозрачным светом,
Когда, подобные светилам и кометам,
Лежите, образуя вокруг нас
Огромных яблоков живые вавилоны!
Важно отметить, что поэт часто употребляет такие слова, как "тело", "лицо", "мысль", "ученье", "чтение" применительно к явлениям природы. Как считает поэт, в поэтическом образе отражен пробуждающийся разум и яснеющий облик животных и растений. "Тело коровы", "лицо коня", "туманное тело" магнолии, "чистое тело" речки, "лиственные лица", "звери с лицами блаженных чудаков".
Заболоцкий использует метафоры "поумнения": "читайте, деревья, стихи Гезиода", озерная чаша воды "сияла и мыслила", "в теле картошки зачаток мозгов появился", береза "учит управлению веток", комар "по азбуке читает комариной", "и запела печальная тварь славословье уму" ("Школа жуков", 1931; "Предостережение", 1932; "Все что было в душе", 1936). Вот, например, как с любовью пишет Н. Заболоцкий о жуках как о разумных существах, сравнивая их даже с Сократом («Школа жуков»):
Жуки с неподвижными крыльями,
Зародыши славных Сократов,
Катают хлебные шарики,
Чтобы сделаться умными.
Кузнечики - это часы насекомых,
Считают течение времени,
Сколько кому осталось
Свой ум развивать
И когда передать его детям.
Так, путешествуя
Из одного тела в другое,
Вырастает таинственный разум.
Время кузнечика и пространство жука -
Вот младенчество мира.
Анализируя поэзию Заболоцкого, нельзя не заметить, что одним из любимейших образов поэта являются образы насекомых, особенно жуков, кузнечиков. Кроме того, встречаются и другие животные: кони, коровы, знаменующие недавнюю порабощенность человеком и право на будущую свободную жизнь, птицы с их совершенным летательным устройством (поэма "Птицы").
Когда Заболоцкий рисует пейзажи, очень часто это конкретные узнаваемые местности - прежде всего Урал, Казахстан, Сибирь ("Урал", "В тайге", "Творцы дорог", "Город в степи"), а также Грузия, Крым ("Ночь в Паснаури", "Гомборский лес", "Гурзуф ночью", "Весна в Мисхоре"), Подмосковье ("Подмосковные рощи", "Вечер на Оке"). Вот, например, типичный пейзаж Урала в стихотворении, которое так и называется – «Урал».
Зима. Огромная, просторная зима.
Деревьев громкий треск звучит, как канонада.
Глубокий мрак ночей выводит терема
Сверкающих снегов над выступами сада.
В одежде кристаллической своей
Стоят деревья. Темные вороны,
Сшибая снег с опущенных ветвей,
Шарахаются, немощны и сонны.
Заболоцкого называют классиком философской и пейзажной лирики ХХ века. Как мне кажется, у поэта много общего с Тютчевым: как и у Тютчева, у него есть чувство природного хаоса, но при этом Заболоцкий утверждает, что "природы вековечная давильня" на самом деле не вековечна, что в глубине природы живет тоска по высшим состояниям духа, предчувствие разумного союза с человеком ("Я не ищу гармонии в природе"; "Лодейников").
Заключение
Как следует из изложенного выше материала, мир русской поэзии так же целен и неделим, как мир русской природы. В нем все тесно связано, и требует очень бережного отношения. Все мы знаем, что части природы взаимосвязаны, истребление какого-нибудь одного вида животных или насекомых может привести к необратимым последствиям для всего животного и растительного мира определенной местности.
Как мне кажется, в русской поэзии, в пейзажной лирике разных поэтов все очень тесно взаимосвязано, причем эта связь пронизывает произведения больших и малых поэтов, создает как бы непрерывный кругооборот образов и мотивов. Я думаю, что если убрать из русской поэзии того или иного поэта - на месте пустоты образуется «черная дыра», которая может распространиться дальше. Если убрать Есенина – мы потеряем березу и клен как образы национального пейзажа. Если вычеркнем Фета - исчезнут образцы другой пейзажной традиции - импрессионисткой, отражающей тонкие нюансы состояниия природы, тонкие оттенки и переходы дня и ночи. Уберем Тютчева – останемся без изображения демонических сил природы, природных стихий. Отнимем Заболоцкого – лишимся поэтической обеспокоенности экологическими проблемами.
Таким образом, с одной стороны, поэзия помогает экологии, воспитывая любовь к природе, с другой стороны, экология может помогать поэзии, направляя поэтов пристальнее вглядеться в природу. Цель - сохранить поэзию как целое, как природное национальное богатство. Как образно сказал Эпштейн, «изучая природу в поэзии, мы учимся постигать поэзию в природе».
Мое исследование, посвященное изображению природы в русской поэзии, заставило меня внимательнее всматриваться в природу, в капельки, песчинки, травинки, небо, звезды.
Список использованной литературы
Есенин С. Стихотворения. Поэмы. – Л., 1973.
Заболоцкий Н.А. Столбцы и поэмы. Стихотворения. – М., 2001.
Кошечкин С. П. Весенней гулкой ранью...: Этюды-раздумья о Сергее Есенине. - М., 1984.
Кошечкин С. П. "Весенней гулкой ранью..." - М., 1984.
Лотман Л. М. А. А. Фет // История русской литературы. В 4-х т. Т. 3. - Л., 1980.
Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. - М., 1972.
Прокушен Ю. Л. Сергей Есенин' Образ, стихи, эпоха. - М., 1979.
Роскина Н. Николай Заболоцкий // Роскина Н. Четыре главы: Из литературных воспоминаний. YMCA-PRESS, Paris, 1980. С. 61-98.
Скатов Н.Н. Лирика А.А. Фета (истоки, метод, эволюция). – М., 1972.
Соловьев В.С. Поэзия Ф.И. Тютчева // Соловьев В.С. Литературная критика. – М., 1990. – С. 105–121.
Тютчев Ф.И.. Стихотворения. Письма. – М., 1957.
Фет А.А. Сочинения. – В 2 т. – Т.2. – М., 1982.
Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной...». - М., 1990.
22
2.Заболоцкий Н.А. Столбцы и поэмы. Стихотворения. – М., 2001.
3.Кошечкин С. П. Весенней гулкой ранью...: Этюды-раздумья о Сергее Есенине. - М., 1984.
4.Кошечкин С. П. "Весенней гулкой ранью..." - М., 1984.
5.Лотман Л. М. А. А. Фет // История русской литературы. В 4-х т. Т. 3. - Л., 1980.
6.Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. - М., 1972.
7.Прокушен Ю. Л. Сергей Есенин' Образ, стихи, эпоха. - М., 1979.
8.Роскина Н. Николай Заболоцкий // Роскина Н. Четыре главы: Из литературных воспоминаний. YMCA-PRESS, Paris, 1980. С. 61-98.
9.Скатов Н.Н. Лирика А.А. Фета (истоки, метод, эволюция). – М., 1972.
10.Соловьев В.С. Поэзия Ф.И. Тютчева // Соловьев В.С. Литературная критика. – М., 1990. – С. 105–121.
11.Тютчев Ф.И.. Стихотворения. Письма. – М., 1957.
12.Фет А.А. Сочинения. – В 2 т. – Т.2. – М., 1982.
13.Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной...». - М., 1990.
Вопрос-ответ:
Какие особенности образа природы в русской лирике XIX века?
Образ природы в русской лирике XIX века отличается высоким поэтическим звучанием, глубокими эмоциями и символическими значениями. Поэты этого времени воспевали природу как мощную силу, отражающую внутреннее состояние человека.
Какой образ природы в лирике Федора Тютчева?
В лирике Федора Тютчева образ природы предстает как символическое отражение человеческих чувств и мыслей. Природа у него олицетворяет вечность, тайную силу и романтическую красоту.
Какое место занимает образ природы в лирике Афанасия Фета?
Образ природы занимает важное место в лирике Афанасия Фета. Поэт воспевает природу как миротворческую силу, способную принести покой и умиротворение человеку. Природа для Фета - это символ гармонии и красоты.
Как выразился образ природы в лирике Сергея Есенина?
Образ природы в лирике Сергея Есенина предстает ярким и чувственным. Поэт описывает природу с помощью ярких образов, эмоциональных сравнений и глубоких переживаний. Природа у Есенина становится источником вдохновения и показателем внутреннего состояния человека.
Как особенно изображается природа у Николая Заболоцкого?
Особенность творчества Николая Заболоцкого заключается в том, что он изображает природу не только через эмоции, но и через разум. Поэт наделяет природу животными и растениями, даря им человеческие черты и мысли. Это делает его пейзажную лирику уникальной и философской.
Какие особенности образа природы можно выделить в лирике Федора Тютчева?
Федор Тютчев в своей лирике часто изображает природу как живую и органическую силу, способную вызывать различные эмоции у человека. Он передает ее красоту и грандиозность, неразрывную связь с человеком и его состояниями.
Какую роль играет образ природы в лирике Афанасия Фета?
Образ природы в лирике Афанасия Фета является символом умиротворения и гармонии. Через природу поэт передает свои эмоции и переживания, она служит утешением и позволяет насладиться простотой и красотой окружающего мира.
Каким образом образ природы представлен в лирике Сергея Есенина?
Сергей Есенин в своих стихах передает образ природы как мистической силы, с которой человек не может не связываться. Он описывает природу с любовью и восхищением, наделяя ее особым символическим значением.