Особенности нарушения лексики у дошкольников с задержкой психического развития
Заказать уникальную дипломную работу- 91 91 страница
- 58 + 58 источников
- Добавлена 01.02.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
1.1.Лингвистические и психолингвистические аспекты исследования состояниям лексики у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)
1.2.Развитие лексики в онтогенезе у детей в норме
1.3.Психолого – педагогические особенности детей с ЗПР
1.4.Нарушение лексики у дошкольников с ЗПР
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.2. Характеристика испытуемых
2.3. Методика исследования состояния лексических систем языка у старших дошкольников
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР И ИХ СВЕРСТНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
3.1. Количественный анализ результатов
3.2. Качественный анализ результатов
ГЛАВА IV. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Название пробы Название приема Перечень
Ответы ребенка Примечание баллы 1. выявление объема словаря 1. Номинативный словарь (по картинкам) Кто (что) это? Подбор обобщающих слов Посуда Обобщающее слово + 1 Чайник + 1 Кружка + 1 Сковорода + 1 Кастрюля + 1 Поварешка + 1 Одежда Обобщающее слово + 1 Шуба + 1 Пиджак + 1 Футболка + 1 Юбка + 1 Брюки + 1 Животные Обобщающее слово + 1 Домашние Обобщающее слово + 1 Лошадь, корова, свинья, коза + 4 Дикие Обобщающее слово + 1 Лось, белка, волк, рысь + 4 Жарких стран Обобщающее слово В Африке 0,5 Жираф, бегемот, зебра, лев + 4 Севера Обобщающее слово На севере 1 Морж, тюлень, кит, белый медведь + 4 Птицы Обобщающее слово + 1 Домашние Курица, петух, утка, индюк + 4 Зимующие Обобщающее слово Зимние птицы 0 Ворона, голубь, воробей, синичка + 4 Перелетные Обобщающее слово + 1 Журавль, ласточка, лебедь, скворец + 4 Овощи Обобщающее слово + 1 Помидор + 1 Огурец + 1 Баклажан + 1 Лук + 1 Фрукты Обобщающее слово + 1 Абрикос + 1 Яблоко + 1 Груша + 1 Вишня + 1 Банан + 1 Ягоды Обобщающее слово + 1 Черная смородина + 1 Клубника + 1 Крыжовник + 1 Малина + 1 Грибы Обобщающее слово + 1 Мухомор + 1 Лисички + 1 Боровик + 1 Подберезовик + 1 Цветы Обобщающее слово + 1 Роза + 1 Одуванчик + 1 Ромашка + 1 Колокольчик + 1 3. Предикативный словарь Что делает? Рисует + 1 Красит + 1 Шьет + 1 Вышивает + 1 Пришивает + 1 Вяжет вышивает 0 Несет + 1 Везёт + 1 Моет + 1 Стирает + 1 4. Словарь признаков Какой? Высокий + 1 Низкий + 1 Толстый + 1 Тонкий + 1 Больной + 1 Здоровый + 1 Грязный + 1 Чистый + 1 5. Словарь редко Фонтан + 1 употребительных Памятник Статуя 0,5 слов Водопад Ручей 0 Венок + 1 Клумба + 1 Букет + 1 Стадион Футбольное поле 0,5 Сачок Сетка, ловить бабочек 0,5 калитка + 1
Саша Ж. Название пробы Название приема Перечень
Ответы ребенка Примечание баллы 1. выявление объема словаря 1. Номинативный словарь (по картинкам) Кто (что) это? Подбор обобщающих слов Посуда Обобщающее слово + 1 Чайник + 1 Кружка + 1 Сковорода + 1 Кастрюля + 1 Поварешка + 1 Одежда Обобщающее слово Вещи 0 Шуба + 1 Пиджак + 1 Футболка + 1 Юбка + 1 Брюки + 1 Животные Обобщающее слово + 1 Домашние Обобщающее слово + 1 Лошадь, корова, свинья, коза Корова – бык, коза - овца 2 Дикие Обобщающее слово Лесные 0,5 Лось, белка, волк, рысь + 4 Жарких стран Обобщающее слово Африканские 0,5 Жираф, бегемот, зебра, лев + 4 Севера Обобщающее слово Морские 0,5 Морж, тюлень, кит, белый медведь Тюлень, морж - забыла 2 Птицы Обобщающее слово + 1 Домашние Курица, петух, утка, индюк + 4 Зимующие Обобщающее слово Не домашние 0 Ворона, голубь, воробей, синичка Голубь – забыла, потом вспомнила 3,5 Перелетные Обобщающее слово + 1 Журавль, ласточка, лебедь, скворец Скворец – с подсказкой: какая птичка прилетает первая? 3,5 Овощи Обобщающее слово + 1 Помидор + 1 Огурец + 1 Баклажан Кабачок 0 Лук + 1 Фрукты Обобщающее слово + 1 Абрикос + 1 Яблоко + 1 Груша + 1 Вишня + 1 Банан + 1 Ягоды Обобщающее слово + 1 Черная смородина + 1 Клубника + 1 Крыжовник + 1 Малина + 1 Грибы Обобщающее слово + 1 Мухомор + 1 Лисички + 1 Боровик Не знаю 0 Подберезовик С подсказкой: под березой - подберезовик 0,5 Цветы Обобщающее слово + 1 Роза + 1 Одуванчик + 1 Ромашка + 1 Колокольчик + 1 3. Предикативный словарь Что делает? Рисует + 1 Красит + 1 Шьет + 1 Вышивает Шьет 0 Пришивает + 1 Вяжет + 1 Несет + 1 Везёт + 1 Моет + 1 Стирает + 1 4. Словарь признаков Какой? Высокий + 1 Низкий + 1 Толстый + 1 Тонкий + 1 Больной + 1 Здоровый + 1 Грязный + 1 Чистый + 1 5. Словарь редко Фонтан + 1 употребительных Памятник + 1 слов Водопад + 1 Венок + 1 Клумба + 1 Букет + 1 Стадион Поле 0 Сачок Я забыла, бабочек ловят им 0,5 калитка + 1
Вика М. Название пробы Название приема Перечень
Ответы ребенка Примечание баллы 1. выявление объема словаря 1. Номинативный словарь (по картинкам) Кто (что) это? Подбор обобщающих слов Посуда Обобщающее слово + 1 Чайник + 1 Кружка + 1 Сковорода + 1 Кастрюля + 1 Поварешка + 1 Одежда Обобщающее слово + 1 Шуба + 1 Пиджак + 1 Футболка + 1 Юбка + 1 Брюки + 1 Животные Обобщающее слово + 1 Домашние Обобщающее слово + 1 Лошадь, корова, свинья, коза + 4 Дикие Обобщающее слово + 1 Лось, белка, волк, рысь + 4 Жарких стран Обобщающее слово + 1 Жираф, бегемот, зебра, лев + 4 Севера Обобщающее слово + 1 Морж, тюлень, кит, белый медведь + 4 Птицы Обобщающее слово + 1 Домашние Курица, петух, утка, индюк + 4 Зимующие Обобщающее слово + 1 Ворона, голубь, воробей, синичка + 4 Перелетные Обобщающее слово + 1 Журавль, ласточка, лебедь, скворец + 4 Овощи Обобщающее слово + 1 Помидор + 1 Огурец + 1 Баклажан + 1 Лук + 1 Фрукты Обобщающее слово + 1 Абрикос + 1 Яблоко + 1 Груша + 1 Вишня + 1 Банан + 1 Ягоды Обобщающее слово + 1 Черная смородина + 1 Клубника + 1 Крыжовник + 1 Малина + 1 Грибы Обобщающее слово + 1 Мухомор + 1 Лисички + 1 Боровик + 1 Подберезовик + 1 Цветы Обобщающее слово + 1 Роза + 1 Одуванчик + 1 Ромашка + 1 Колокольчик + 1 3. Предикативный словарь Что делает? Рисует + 1 Красит + 1 Шьет + 1 Вышивает + 1 Пришивает + 1 Вяжет + 1 Несет + 1 Везёт + 1 Моет + 1 Стирает + 1 4. Словарь признаков Какой? Высокий + 1 Низкий + 1 Толстый + 1 Тонкий + 1 Больной + 1 Здоровый нормальный 0 Грязный + 1 Чистый + 1 5. Словарь редко Фонтан + 1 употребительных Памятник + 1 слов Водопад + 1 Венок + 1 Клумба + 1 Букет + 1 Стадион + 1 Сачок + 1 калитка + 1
Егор К. Название пробы Название приема Перечень
Ответы ребенка Примечание баллы 1. выявление объема словаря 1. Номинативный словарь (по картинкам) Кто (что) это? Подбор обобщающих слов Посуда Обобщающее слово + 1 Чайник + 1 Кружка + 1 Сковорода + 1 Кастрюля + 1 Поварешка + 1 Одежда Обобщающее слово + 1 Шуба + 1 Пиджак Пальто 0 Футболка + 1 Юбка + 1 Брюки + 1 Животные Обобщающее слово + 1 Домашние Обобщающее слово + 1 Лошадь, корова, свинья, коза + 4 Дикие Обобщающее слово Звери, которые живут в лесу 0,5 Лось, белка, волк, рысь Рысь – тигр 3 Жарких стран Обобщающее слово Животные, которые живут в Африке 0,5 Жираф, бегемот, зебра, лев + 4 Севера Обобщающее слово Звери, которые живут на холодах 0,5 Морж, тюлень, кит, белый медведь Морж - тюлень 2 Птицы Обобщающее слово + 1 Домашние Курица, петух, утка, индюк + 4 Зимующие Обобщающее слово Птицы, которые живут на свободе 0 Ворона, голубь, воробей, синичка + 4 Перелетные Обобщающее слово Птицы, которые живут на свободе 0 Журавль, ласточка, лебедь, скворец Ласточка – колибри, лебедь – утка, скворец – воробей 2 Овощи Обобщающее слово + 1 Помидор + 1 Огурец + 1 Баклажан + 1 Лук + 1 Фрукты Обобщающее слово + 1 Абрикос Это я не знаю что 0 Яблоко + 1 Груша + 1 Вишня + 1 Банан + 1 Ягоды Обобщающее слово + 1 Черная смородина Виноград 0 Клубника + 1 Крыжовник Шиповник 0 Малина Это я не знаю 0 Грибы Обобщающее слово + 1 Мухомор + 1 Лисички + 1 Боровик + 1 Подберезовик С подсказкой: растет под березой - подберезовик 0,5 Цветы Обобщающее слово + 1 Роза + 1 Одуванчик + 1 Ромашка + 1 Колокольчик + 1 3. Предикативный словарь Что делает? Рисует + 1 Красит + 1 Шьет + 1 Вышивает Шьет 0 Пришивает Шьет 0 Вяжет Шьет 0 Несет + 1 Везёт + 1 Моет + 1 Стирает + 1 4. Словарь признаков Какой? Высокий + 1 Низкий + 1 Толстый + 1 Тонкий + 1 Больной + 1 Здоровый + 1 Грязный + 1 Чистый + 1 5. Словарь редко Фонтан + 1 употребительных Памятник + 1 слов Водопад + 1 Венок + 1 Клумба + 1 Букет + 1 Стадион Футбольное поле 0,5 Сачок Сетка рыбу ловить 0 калитка Щелка 0
Алиса Б. Название пробы Название приема Перечень
Ответы ребенка Примечание баллы 1. выявление объема словаря 1. Номинативный словарь (по картинкам) Кто (что) это? Подбор обобщающих слов Посуда Обобщающее слово + 1 Чайник + 1 Кружка + 1 Сковорода + 1 Кастрюля + 1 Поварешка + 1 Одежда Обобщающее слово + 1 Шуба + 1 Пиджак + 1 Футболка + 1 Юбка + 1 Брюки + 1 Животные Обобщающее слово + 1 Домашние Обобщающее слово + 1 Лошадь, корова, свинья, коза + 4 Дикие Обобщающее слово + 0 Лось, белка, волк, рысь + 4 Жарких стран Обобщающее слово + 1 Жираф, бегемот, зебра, лев + 1 Севера Обобщающее слово + 1 Морж, тюлень, кит, белый медведь + 4 Птицы Обобщающее слово + 1 Домашние Курица, петух, утка, индюк + 4 Зимующие Обобщающее слово + 1 Ворона, голубь, воробей, синичка + 4 Перелетные Обобщающее слово + 1 Журавль, ласточка, лебедь, скворец + 4 Овощи Обобщающее слово + 1 Помидор + 1 Огурец + 1 Баклажан + 1 Лук + 1 Фрукты Обобщающее слово + 1 Абрикос + 1 Яблоко + 1 Груша + 1 Вишня + 1 Банан + 1 Ягоды Обобщающее слово + 1 Черная смородина + 1 Клубника + 1 Крыжовник + 1 Малина + 1 Грибы Обобщающее слово + 1 Мухомор + 1 Лисички + 1 Боровик + 1 Подберезовик + 1 Цветы Обобщающее слово + 1 Роза + 1 Одуванчик + 1 Ромашка + 1 Колокольчик + 1 3. Предикативный словарь Что делает? Рисует + 1 Красит + 1 Шьет + 1 Вышивает + 1 Пришивает + 1 Вяжет + 1 Несет + 1 Везёт + 1 Моет + 1 Стирает + 1 4. Словарь признаков Какой? Высокий + 1 Низкий + 1 Толстый + 1 Тонкий + 1 Больной + 1 Здоровый + 1 Грязный + 1 Чистый + 1 5. Словарь редко Фонтан + 1 употребительных Памятник + 1 слов Водопад + 1 Венок + 1 Клумба + 1 Букет + 1 Стадион + 1 Сачок + 1 калитка + 1
Влад Ш. Название пробы Название приема Перечень
Ответы ребенка Примечание баллы 1. выявление объема словаря 1. Номинативный словарь (по картинкам) Кто (что) это? Подбор обобщающих слов Посуда Обобщающее слово + 1 Чайник + 1 Кружка + 1 Сковорода + 1 Кастрюля + 1 Поварешка + 1 Одежда Обобщающее слово + 1 Шуба + 1 Пиджак + 1 Футболка + 1 Юбка + 1 Брюки + 1 Животные Обобщающее слово + 1 Домашние Обобщающее слово + 1 Лошадь, корова, свинья, коза + 4 Дикие Обобщающее слово Звери 0 Лось, белка, волк, рысь + 4 Жарких стран Обобщающее слово Звери 0 Жираф, бегемот, зебра, лев + 4 Севера Обобщающее слово Звери 0 Морж, тюлень, кит, белый медведь Морж - тюлень 3 Птицы Обобщающее слово Домашние животные 0 Домашние Курица, петух, утка, индюк Индюк – индейка 4 Зимующие Обобщающее слово Птицы 0 Ворона, голубь, воробей, синичка Воробей, синичка - воробьи 3 Перелетные Обобщающее слово Животные 0 Журавль, ласточка, лебедь, скворец Журавль – индюк 3 Овощи Обобщающее слово + 1 Помидор + 1 Огурец + 1 Баклажан Дынька 0 Лук Чеснок 0 Фрукты Обобщающее слово + 1 Абрикос + 1 Яблоко + 1 Груша + 1 Вишня + 1 Банан + 1 Ягоды Обобщающее слово Фрукты 0 Черная смородина + 1 Клубника + 1 Крыжовник + 1 Малина Смородина 0 Грибы Обобщающее слово + 1 Мухомор поганка 0 Лисички + 1 Боровик + 1 Подберезовик Березник 0 Цветы Обобщающее слово + 1 Роза + 1 Одуванчик + 1 Ромашка + 1 Колокольчик Похожи на бутыльки 0 3. Предикативный словарь Что делает? Рисует + 1 Красит + 1 Шьет + 1 Вышивает Шьет 0 Пришивает + 1 Вяжет Шьет 0 Несет + 1 Везёт + 1 Моет + 1 Стирает + 1 4. Словарь признаков Какой? Высокий + 1 Низкий + 1 Толстый + 1 Тонкий + 1 Больной + 1 Здоровый + 1 Грязный + 1 Чистый + 1 5. Словарь редко Фонтан + 1 употребительных Памятник Статуя 0,5 слов Водопад На речке есть в Африке 0,5 Венок Что носят на голове 0 Клумба + 1 Букет Цветы 0 Стадион Футбольное поле 0,5 Сачок Ловить бабочек, ловка 0,5 калитка + 1
1.Белопольская Н.Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом // Вопросы психологии. – 1992 - №1
2.Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компо-нентов зоны ближайшего развития у детей с ЗПР // Вопросы психологии – 1997 - № 1
3.Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых вы-сказываний 6-летними с задержкой психического развития // Дефектология. – 1983. № 3
4.Виноградов В.В. Избранные труды: Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. – М., 1977. – 312 с
5.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования - М., 1956. - С. 519-523
6.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М. - С. 500-507
7.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1999. – 352 с
8.Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. – М., 1957. – 410 с
9.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном фор-мировании умственных действий // Исследования мышления советской психо-логии. - М., 1966. - С.236-277
10.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. – 471 с.
11.Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолин-гвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 31-40
12.Загоровская О.В. Образный компонент в значении слова // Лексиче-ские и грамматические компоненты в семантике языкового знака / О.В. Заго-ровская. – Воронеж, 1983. – С. 16 – 20
13.Залевская А.А. Психолингвистический подход к исследованию свя-зей между словами // Сб.докл. и сообщ. Лингвистич. общества / А.А. Залевская. – Калинин, 1973. – Т. 3. – Вып. 1. – С. 148 – 166
14.Залевская А.А. Слово в лексиконе человека / А.А. Залевская. – Во-ронеж, 1990. – 208 с.
15.Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской ре-чи: Автореф. дис... канд.филол.наук. - М., 1972. – 23 с.
16.Клименко А. П. Вопросы психолингвистического изучения семан-тики. - Минск, 1970. – 206 с.
17.Ковшиков В.А. Сравнительная характеристика речевых нарушений у детей с временной задержкой психического развития и с астенической фор-мой олигофрении // Дефектология. – Л., 1967.
18.Ковшиков В.А., Демьянов Ю.Г. О речевых нарушениях у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – Л., 1967.
19.Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. - Л., 1980. – 164 с.
20.Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2005. – 80 с
21.Косинова Е.М. Логопедические тесты. – М., 2006
22.Кубрякова Е.С. Особенности речевой деятельности и проблемы внутреннего лексикона // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение ре-чи - С. 82 – 140
23.Кулагина И.Ю., Пускаева Т.Д. Познавательная деятельность и её детерминанты при задержке психического развития // Дефектология. – 1989. № 1
24.Лавреньтева А.И. Этапы становления лексико-семантической сис-темы в онтогенезе // Усвоение ребенком родного (русского) языка. - СПб., 1996. - С. 57-69
25.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003.
26.Леонтьев А.А. Лингвистическое моделирование речевой деятельно-сти // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974. - С. 36-63
27.Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. – М., 1976. - С. 7-56
28.Леонтьев А.Н. Проблемы в развитии психики. – М., 1981
29.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - 144 с
30.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномаль-ного развития детей. - М., 1989
31.Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М., 1975. - 253 с.
32.Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – Ростов н/Д., 1998. – 416 с.
33.Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1990. - № 6
34.Медведева И.Л. Опыт психолингвистического исследования в об-ласти лексики и фонетики. - Калинин, 1981. - С. 68-81
35.Новиков Л.А. Семантика русского языка / Л.А. Новиков. – М., 1982. – 272 с.
36.Овчинникова И.Г. Лексикон младшего школьника / И.Г. Овчинни-кова, Н.И. Береснева, Л.А. Дубровская, Е.Б. Пенягина. – Пермь, 2000. – 312 с.
37.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стреблевой. – М., 2004
38.Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М., 1995. – 560 с
39.Сеченов И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. – М., 1953. – 335 с
40.Слепович Е.С. Употребление прилагательных старшими дошколь-никами с нарушениями умственного развития // Дефектология. 1978. № 2.
41.Специальная психология / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др. // Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006
42.Телия В.Н. Типы языковых значений. Связное значение слова в языке / В.Н. Телия. – М., 1981. – 270 с
43.Тржесоглава З. Лёгкая дисфункция мозга в детском возрасте. – М., 1986.
44.Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте. – Смоленск, 1998.
45.Ульенкова У.В. 6 – летние дети с задержкой психического развития. – М., 1990
46.Ушакова Т.Н. Функциональные механизмы II сигнальной системы. - М., 1979. - 248 с.
47.Ушакова Т.Н. Речь человека в общении / Т.Н. Ушакова, Н.Д. Пав-лова, И.А. Зачесова. – М., 1989. – 192 с.
48.Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. - М.: Про-свещение, 1984. - 159 с
49.Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специаль-ном детском саду. - М., 1989. - 42 с
50.Халилова Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 227-239
51.Черемухина Г.А., Шахнарович A.M. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. - М., 1975. - С. 92-105
52.Шахнарович A.M. К проблеме исследования формирования и раз-вития понятий // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. - М., 1976. - С. 150-156
53.Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем не-доразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 240 – 250
54.Шевченко С.Г. Особенности освоения элементарных общих поня-тий у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1987. - № 5
55.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организаци-онно-педагогические аспекты. – М., 1999
56.Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д.Н. Шмелёв. – М., 1973. – 280 с
57.Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград, 1922. - 57с.
58.Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. - М., 1958. - 115 с.
Вопрос-ответ:
Что изучают данной статье?
Данная статья изучает особенности нарушения лексики у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).
Какие аспекты исследуются в этой статье?
В этой статье исследуются лингвистические и психолингвистические аспекты состояния лексики у дошкольников с ЗПР.
Как развивается лексика у детей в норме?
В статье рассматривается развитие лексики в онтогенезе у детей в норме.
Какие психолого-педагогические особенности характерны для детей с ЗПР?
Статья описывает психолого-педагогические особенности детей с ЗПР.
В чем заключается нарушение лексики у дошкольников с ЗПР?
В данной статье рассматривается нарушение лексики у дошкольников с ЗПР.
Какие научно-теоретические основы лежат в основе исследования лексических нарушений у дошкольников с задержкой психического развития?
Исследование лексических нарушений у дошкольников с задержкой психического развития основывается на лингвистических и психолингвистических аспектах, которые помогают понять состояние лексики у этих детей.
Как происходит развитие лексики у детей в норме в онтогенезе?
В норме, развитие лексики у детей происходит постепенно. Сначала дети учатся понимать отдельные слова, затем они начинают произносить их. В процессе развития лексики дети также учатся использовать слова в правильных контекстах и формировать связи между словами.
Какие психолого-педагогические особенности характерны для детей с задержкой психического развития?
Дети с задержкой психического развития обычно имеют более медленное развитие в сравнении с их ровесниками. Они могут испытывать трудности в обучении, включая обучение лексике. Эти дети требуют особого внимания и подхода со стороны психологов и педагогов.
В чем состоит нарушение лексики у дошкольников с задержкой психического развития?
Нарушение лексики у дошкольников с задержкой психического развития проявляется в том, что они могут иметь ограниченный словарный запас, испытывать затруднения в понимании и использовании слов, а также в формировании связей между словами. Это может оказывать негативное влияние на их общение и учебу.
Как организовано и какими методиками проводится исследование лексических нарушений у дошкольников с задержкой психического развития?
Организация исследования лексических нарушений у дошкольников с задержкой психического развития включает использование различных методик, таких как наблюдение, тестирование и интервью. С помощью этих методов исследователи могут выявить особенности лексического развития этих детей и разработать подходящие психолого-педагогические методы работы с ними.
Какие научно-теоретические основы лежат в основе исследования лексических нарушений у дошкольников с задержкой психического развития?
Основой исследования лексических нарушений у дошкольников с задержкой психического развития являются лингвистические и психолингвистические аспекты. Исследование состояния лексики у таких детей основывается на развитии лексики в онтогенезе детей в норме, а также на психолого-педагогических особенностях детей с задержкой психического развития.