Ломоносов-теоретик искусства

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Редактирование
  • 15 15 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 21.04.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИЯ «ТРЕХ ШТИЛЕЙ»
2. ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДОВ М. В. ЛОМОНОСОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
3. ЛОМОНОСОВ - ЖУРНАЛИСТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Фрагмент для ознакомления

Статья была переслана Ломоносовым известному немецкому ученому Эйлеру, высоко ценившему научные труды Ломоносова, который и передал ее для опубликования. Статья была напечатана (по желанию автора) без подписи. Ломоносов не ограничивается полемикой только по научным вопросам, он поднимает ряд принципиальных проблем, касающихся прав и обязанностей журналистов вообще.
«Силы и добрая воля — вот что от них требуется. Силы — чтобы основательно и со знанием дела обсуждать те многочисленные и разнообразные вопросы, которые входят в их план; воля — для того, чтобы иметь в виду одну только истину, не делать никаких уступок ни предубеждению, ни страсти». Требуемых качеств Ломоносов не находит у европейских журналистов. Журналист образованный, проницательный, справедливый и скромный стал своего рода фениксом. Ломоносов полемично и темпераментно доказывает невежество «рецензента» и неспособность его понять новую теорию. Недобросовестные приемы критики способствуют искажению мысли ученого, емуприписывают невежественные суждения.
В заключение статьи Ломоносов излагает свои знаменитые семь правил, которые следует «затвердить как лейпцигскому журналисту, так и всем подобным ему».
Во-первых, Ломоносов считает, что журналист должен взвесить свои силы, способен ли он «уметь схватить новое и существенное в сочинениях, принадлежащих иногда людям самым гениальным».
Второе правило: «Чтобы быть в состоянии произвести приговор искренний и справедливый, надобно освободить свой ум от всякого предрассудка, от всякого предубеждения...»
Третье: журналист должен уметь аргументировать свои возражения, «он должен неоднократно взвесить то, что намерен сказать для того, чтоб быть в состоянии оправдать свои слова, если в том встретиться надобность».
Далее: «Журналист не должен торопиться порицать гипотезы. Они позволительны в предметах философских, и это даже единственный путь, которым величайшие люди умели открыть истин самые важные».
«Особенно же пусть журналист запомнит, что всего бесчестнее для него красть у кого-либо из своих собратьев высказываемые мысли и суждения и присваивать их себе, как будто бы он сам придумал их!»
Ломоносов пишет, что одни сомнения и вопросы не дают журналисту права осуждать сочинение и он не должен считать, «что непонятное и необъяснимое для него, таково же и для автора...».
Последнее, седьмое правило говорит о том, что журналист «никогда не должен иметь слишком высокого мнения о своем превосходстве, о своем авторитете и о достоинстве своих суждений».
Из этих правил, изложенных Ломоносовым, вырисовывается нравственный облик истинного, серьезного журналиста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Явившись истинным «насадителем российского слова» (Радищев), Ломоносов (и в этом историческое значение реформы) создал единый литературный язык, внес порядок в существовавшее до его реформы беспорядочное смешение церковнославянского, русского языка с заимствованными словами. Огромное значение теории трех «штилей» состоит и в том, что она положила начало осознанию языка с точки зрения той эстетической роли, которую язык призван выполнять в произведениях искусства. Ломоносовская теория требовала соответствия между эмоциональной окраской слова и его смысловым значением. Поэты должны употреблять слова по «достоинству предлагаемой материи».
Трактат Ломоносова, строго регламентировавший речевой строй отдельных литературных жанров, имел большое значение в утверждении русского классицизма. Творчество самого Ломоносова было полностью подчинено этой регламентации.
Борясь за утверждение национального словарного состава русского языка, Ломоносов стремится упорядочить его грамматический строй. Этому была посвящена вышедшая в 1757 г. «Российская грамматика», явившаяся первым научным исследованием живого русского языка. Здесь Ломоносов поставил своей целью показать, «как говорить и писать чисто российским языком по лутчему рассудительному его употреблению».
Особое место в истории журналистики принадлежит полемической статье М. В. Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии». Непосредственным поводом к написанию статьи послужила необходимость ответить немецкому рецензенту, подвергнувшему в 1752 г. в лейпцигском журнале необоснованной критике разработанную Ломоносовым теорию теплоты («О причине теплоты и стужи»). В 1754 г. с критикой теории теплоты выступил и «Гамбургский корреспондент».
Все филологические труды Ломоносова способствовали построению русской национальной культуры и имели огромное значение для последующего развития русской литературы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка. М., 1996.
2. Кузнецов Б.Г. Творческий путь Ломоносова. М., 2002.
3. Меншуткин Б.Н. Жизнеописание М. Ломоносова. М., 2000.
4. Орлов О.В., Федоров В.И. Русская литература XVIII века. М., 1998.
5. Сиповский В.В. Михайло Ломоносов. Жизнь и творчество. М., 2001.


Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка. М., 1996. С. 152.
Сиповский В.В. Михайло Ломоносов. Жизнь и творчество. М., 2001. С. 116.
Кузнецов Б.Г. Творческий путь Ломоносова. М., 2002. С. 173.
Орлов О.В., Федоров В.И. Русская литература XVIII века. М., 1998. С. 127.









2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка. М., 1996.
2. Кузнецов Б.Г. Творческий путь Ломоносова. М., 2002.
3. Меншуткин Б.Н. Жизнеописание М. Ломоносова. М., 2000.
4. Орлов О.В., Федоров В.И. Русская литература XVIII века. М., 1998.
5. Сиповский В.В. Михайло Ломоносов. Жизнь и творчество. М., 2001.


Вопрос-ответ:

Какие теории развивал Ломоносов в области искусства?

Ломоносов разработал теорию трех стилей, выделяя классический, простой и великолепный стили искусства.

Какое значение имели филологические труды Ломоносова для развития русского языкознания?

Филологические труды Ломоносова сыграли важную роль в развитии русского языкознания, он внес значительный вклад в изучение и полемику по вопросам развития и правилам русского языка.

Каким образом Ломоносов сотрудничал с журналистами?

Ломоносов был также активным журналистом, он написал статью, которую передал немецкому ученому Эйлеру для публикации. Статья была опубликована без подписи по желанию самого Ломоносова.

Что означает термин "трех стилей" в искусстве?

Термин "три стиля" в искусстве обозначает классификацию различных стилей в искусстве, которые Ломоносов назвал классическим, простым и великолепным.

Какие принципиальные проблемы поднимал Ломоносов в своей статье?

В своей статье Ломоносов поднимал ряд принципиальных проблем, связанных с правами и обязанностями, которые он обсуждал и полемизировал, не ограничиваясь только научными вопросами.

Какие теории искусства разработал Ломоносов?

Ломоносов разработал теорию трех штилей в искусстве.

Какое значение имеют филологические работы Ломоносова?

Филологические труды М.В. Ломоносова имеют большое значение для развития русского языкознания.

Чем занимался Ломоносов в журналистике?

Ломоносов был журналистом и поднимал ряд принципиальных проблем, касающихся прав и обязанностей.