Н.В. Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород".

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 29 29 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 23.07.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава I. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Украинская тема в русской литературе начала XIX века
«Вечера на хуторе близ Диканьки» как художественное открытие Н.В. Гоголя
Реальное и фантастическое в «Вечерах на хуторе…»
Пасичник Рудый Панько
Часть первая «Вечеров…»
Часть вторая «Вечеров…»
Усиление реалистических элементов в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»
Глава II. «Миргород»
Сборник «Миргород» как новый творческий этап в развитии Гоголя-художника
Прием контраста в сборнике «Миргород»
«Вий»
«Старосветские помещики»
«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
«Тарас Бульба»
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

К ней писатель вплотную подошел уже в «Миргороде».
Характерна в этом отношении повесть «Старосветские помещики». Писатель отразил в ней распад старого, патриархального помещичьего быта. С иронией, то мягкой и лукавой, то с оттенком сарказма - рисует он жизнь «старичков прошедшего века», бессмысленность их пошлого существования.
«Старосветские помещики» развивали ту тенденцию творчества Гоголя, которая впервые наметилась во второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» – в повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Но «Старосветские помещики» знаменовали собой уже следующий более зрелый этап в художественном развитии Гоголя
Мелочность и пошлость гоголевских героев вырастала уже здесь в символ тупой бессмысленности всего господствующего строя жизни. Свойственное героям «Старосветских помещиков» чувство любви, дружбы, душеной привязанности становится никчемным, даже в какой-то мере пошлым потому, что прекрасное чувство несовместимо с пустой, уродливой жизнью этих людей.
Гуманистический смысл этой повести многозначен: он выражен и в чувстве глубокой симпатии писателя к своим героям, и в осуждении тех условий общественного бытия, которые сделали их такими, какими они есть. Но та же действительность могла превратить человека в бездушного торгаша, дерущего «последнюю копейку с своих же земляков» и наживающего на этом нечестивом деле изрядный капитал. Перо Гоголя обретает бичующую: сатирическую силу, когда он от патриархальных стариков переходит к тем «малороссиянам, которые выдираются из дегтярей, торташей, наполняют, как саранча, палаты и присутственные места, дерут последнюю копейку своих же земляков, наводняют Петербург ябедниками, наживают наконец капитал... »
В художественном отношении «Старосветские помещики» весьма заметно отличаются от романтических повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Поэтика и стилистика этого произведения весьма наглядно свидетельствовала о вызревании в Гоголе нового взгляда на жизнь и на искусство. Принципы изображения характеров и их повседневных условий жизни, бытопись «Старосветских помещиков» – все это предвещало могучий «взгляд» реалистического творчества Гоголя и открывало прямую дорогу к «Мертвым душам».
«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Реалистические и сатирические тенденции гоголевского творчества углубляются в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». История глупой тяжбы двух миргородских обывателей осмыслена Гоголем в остро обличительном плане. Жизнь этих обывателей уже лишена атмосферы патриархальной простоты и непосредственности, характерной для старосветских помещиков. Поведение обоих героев возбуждает в писателе уже не мягкую усмешку, но чувство горечи и гнева: «Скучно на этом свете, господа!» Эта резкая замена юмористической тональности обнажено сатирической с предельной ясностью раскрывает смысл повести. С виду забавный, веселый анекдот превращается в сознании читателя в глубоко драматическую картину действительности. Гоголь как бы хочет сказать: люди, подобные Ивану Ивановичу и Ивану Никифоровичу, к сожалению, не прихотливая игра писательской фантазии; они действительно существуют, они среди нас, и потому жизнь наша так печальна.
Гоголь, с присущей ему обстоятельностью, вглядывается в характеры своих героев: двух закадычных приятелей. Они – «два единственные друга» в Миргороде – Перерепенко и Довгочхун. Но каждый из них себе на уме. Казалось, нет такой силы, которая могла бы расстроить эту дружбу. Однако глупый случай вызвал взрыв, возбудил ненависть одного к другому. И в один несчастный день приятели стали лютыми врагами.
В этой повести гораздо сильнее, чем в предыдущей, дает себя чувствовать ироничеекая манера гоголевского письма. Сатира Гоголя никогда не раскрывается обнаженно. Его отношение к миру кажется добродушным, безобидным, приветливым, но только на внешнем уровне. В тексте же этот прием отражается усилением использования книжных элементов.
Впервые в этой повести объектом гоголевской сатиры становится и чиновничество. Здесь и судья Демьян Демьянович, и подсудок Дорофей Трофимович, и секретарь суда Тарас Тихонович, и безымянный канцелярский служащий (с «глазами, глядевшими скоса и пьяна») со своим помощником, от дыхания которых «комната присутствия превратилась была на время в питейный дом», и городничий Петр Федорович. Все эти персонажи кажутся нам прообразами героев «Ревизора» и чиновников губернского города из «Мертвых душ».
«Тарас Бульба»
Историческая повесть «Таpас Бульба» на поверхностный взгляд не кажется достаточно органичной в «Миргороде». Отличается она от других вещей этой книги и содержанием своим и стилем. На самом же деле «Тарас Бульба» представляет собой очень важную часть «Миргорода». Более того, включение этой повести в сборник было необходимым. Она позволяла с какой-то еще одной, существенной стороны взглянуть на героев других повестей той же книги.
Издавна установилась традиция называть «Тараса Бульбу» повестью. И для этого, разумеется, есть серьезные основания. По многим своим объективным жанровым признакам «Тарас Бульба» и есть историческая повесть. Но тем не менее широта эпического охвата действительности и основательность в изображении народной жизни, многоплановость композиционного строения – все это позволяет видеть в гоголевской повести произведение, близкое к жанру исторического романа. Более того, в истории русскoго исторического романа «Тарас Бульба» – весьма важная веха.
Автор «Тараса Бульбы» воспринял сильную сторону декабристской традиции, придав исторической теме яркую гражданскую направленность. Но он был свободен от свойственных писателям-декабристам схематизма и дидактики в истолковании исторического прошлого, а также характерного для их произведений одностороннего изображения оторванного от народной жизни героя. С необыкновенной широтой и эпическим размахом раскрывается в «Тарасе Бульбе» народное освободительное движение главный герой повести предстает как участник и выразитель этого движения.
В гоголевской повести вырисовывается перед нами вся жизнь казачества – его частный и общественный быт, его жизнь в мирное и военное время, его административный уклад и повседневные обычаи. Поразительная емкость «Тараса Бульбы», композиционный размах и глубина его содержания – вот что существенно раздвигает жанровые границы этой уникальной повести-эпопеи и делает ее одним из замечательных событий в истории русского исторического романа.
«Тарас Бульба» – свидетельство поразительного многообразия гоголевского гения. Кажется, ни в одном писател·е мира не совмещались возможности столь разностороннего отражения жизни, столь разнообразные художественные краски в изображении героических и сатирических образов, как это мы видим в «Тарасе Бульбе» и, скажем, «Ревизоре».
Уже отмечалось, что увлечение романтизмом имело глубокие корни в художественном сознании Гоголя. Этому увлечению он отдал дань не только в «Вечерах», но и в «Миргороде», когда уже вполне вкусил плоды реалистического творчества. В «Тарасе Бульбе» гоголевский романтизм обрел наиболее зрелые формы. И способом изображения эпохи, свободного от деспотической власти исторического документа, и манерой раскрытия характеров, совершенно раскованных и лирически приподнятых, и общим эмоциональным стилем письма, очень яркого, живописного, – во всех этих приметах отчетливо проглядывает романтический настрой гоголевской души. И вот интересно – стоит еще раз подчеркнуть это обстоятельство, имеющее общий методологический интерес, – что «Тарас Бульба» в первой своей редакции писался примерно в то же время, когда создавалась реалистическая классика «Старосветские помещики» и повесть о двух Иванах, некоторые петербургские повести, а во второй редaкции, тогда, когда автор особенно напряженно и самоотверженно работал над «Мертвыми душами».
Отметим, что в работе над окончательным текстом «Тараса Бульбы» Гoгoль несомненно учел художественный опыт исторической прозы Пушкина. Именно во второй редакции повесть приобрела ту реалистическую полноту и завершенность поэтической формы, которая отличает это великое произведение русской классической литературы.
* * *
Эволюция Гоголя от «Вечеров» к «Миргороду» был результатом более углубленного критического осмысления писателем современной ему действительности.

Заключение
«Вечера на хуторе близ Диканьки», объединившие в себе разнообразные творческое начала (реалистическое, фантастическое и юмористическое), послужили истоком различных тенденций художественного творчества Гоголя. «В своих начальных формах здесь представлены в живом единстве юмор и героика, романтическое отношение к миру и живописное отражение реального быта». Богатство содержания, замечательная выразительность художественных образов, неповторимое своеобразие поэтического стиля делают «Вечера» произведением глубоко оригинальным.
Великие деятели русской литературы – Пушкин и Белинский, – одинаково высоко оценивая первый повествовательный цикл Гоголя, увидели в его создателе художника огромных творческих возможностей, утверждавшего новые плодотворные начала в русской литературе.
С другой стороны, можно оценивать роль этого цикла в контексте эволюции творческого метода Гоголя, охватывающую все авторские произведения. Тогда вырисовывается постепенное движение от позитивного начала к негативному, от идеала к разрушению такового: «Малороссийская “чертовщина” была начальной формой зла, еще не очень страшного и губительного. Но потом оно трансформировалось в “дьявольское начало”, в “слуг антихристовых”».
В «Миргороде» Гоголь выступил как зрелый художник, первоклассный мастер. В этой книге впервые раскрылась наиболее яркая особенность искусства Гоголя – его умение создавать значительнейший по силе идейного и художественного обобщения характер. Многосложная и многокрасочная галерея образов «миргородских» повестей заняла видное место в русской классической литературе.
Современная Гоголю критика не была единодушна в оценке повестей «Миргорода». Если Белинский, анализируя произведения, вошедшие в этот цикл, провозгласил Гоголя главою русской литературы, то реакционная журналистика отвергала реализм Гоголя в силу его мнимой «низменности», либо, произнося похвалы Гоголю, стремилась направить его по ложному пути.
B «Миргороде» впервые отчетливо определилась главная черта реалистического таланта Гоголя: его чуткость к острым проблемам русской действительности. Именно этим объясняется огромный общественный резонанс, который вызвал «Миргород».
Ранние циклы произведений Гоголя не прошли незаметно ни для самого автора, ни для русской литературной общественности. В них Гоголь собирал и оттачивал методы и приемы, которыми он мастерски пользовался в дальнейших своих гениальных произведениях, таких как «Ревизор» и «Мертвые души».

Список литературы
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. Т. 3. М., 1957.
Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. М., 1983.
Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996.
Виноградов В.В. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка // Материалы и исследования по истории русского литературного языка. Т. 3. М.; Л., 1953.
Гарин И.И. Загадочный Гоголь. М., 2002.
Гоголь Н.В. Миргород. Саратов, 1975.
Гоголь Н.В. Собрание сочинений в семи томах. Т. 1. М., 1976.
Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959.
Докусов А. М. Повесть Н.В. Гоголя «Вий», Л., 1963.
Еремина Л.И. О языке художественной прозы Гоголя. М., 1987.
Золотусский И.П. Гоголь в Диканьке. М., 2007.
Золотусский И.П. Гоголь. М., 2005.
История всемирной литературы в девяти томах. Т. 6. М., 1990.
История русской литературы в 4 томах. Т. 3. Л., 1983.
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988.
Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. Л., 1985.
Манн Ю.В. Гоголь: Труды и дни. М., 2004
Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988.
Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1971.
Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. М., 1959.
Набоков В.В. Лекции по русской литературе: Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев. М., 1996.
Николаев Д.П. Сатира Гоголя. М., 1984.
Одиноков В.Г. Литературный процесс и духовная культура в России: А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь. Новосибирск, 1996.
Ревякин А.И. История русской литература XIX века. Первая половина. М., 1977.
Соколов Б.В. Гоголь. Энциклопедия / Б Соколов. М., 2003.
Соколов Б. В. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. Расшифрованный Гоголь. М., 2007.
Третьякова Н.П. Работа Гоголя над языком и стилем «Тараса Бульбы» (сопоставление разных редакций повести) // Материалы и исследования по истории русского литературного языка. Т. 3. М.; Л., 1953.
Храпченко М.Б. Николай Гоголь: Литературный путь, величие писателя. М., 1993.
Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского преиода русской литературы // Эстетика и литературная критика М.; Л., 1951.
Язык Гоголя: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Кожина. М., 1991.

Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1971. С. 68.
«Телескоп», 1831, № 20, стр. 559.
Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1971. С. 70.
Язык Гоголя: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Кожина. М., 1991. С. 43.
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. Т. 3. М., 1957.
Язык Гоголя: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Кожина. М., 1991. С. 65.
Язык Гоголя: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Кожина. М., 1991. С. 43.
Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959, С. 32.
Язык Гоголя: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Кожина. М., 1991. С. 44.
Гуковский. Г.А. Реализм: Гоголя, М.-Л., 1959, С. 187.
Докусов А. М. Повесть Н.В. Гоголя «Вий», Л., 1963.
Язык Гоголя: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Кожина. М., 1991. С. 70.
Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1971. С. 115.
Третьякова Н.П. Работа Гоголя над языком и стилем «Тараса Бульбы» (сопоставление разных редакций повести) // Материалы и исследования по истории русского литературного языка. Т. 3. М.; Л., 1953.
Храпченко М.Б. Николай Гоголь: Литературный путь, величие писателя. М., 1993. С. 141.
Одиноков В.Г. Литературный процесс и духовная культура в России: А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь. Новосибирск, 1996. С. 67.












30


Список литературы
1.Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В 3-х томах. Т. 3. М., 1957.
2.Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. М., 1983.
3.Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996.
4.Виноградов В.В. Язык Гоголя и его значение в истории русского языка // Материалы и исследования по истории русского литературного языка. Т. 3. М.; Л., 1953.
5.Гарин И.И. Загадочный Гоголь. М., 2002.
6.Гоголь Н.В. Миргород. Саратов, 1975.
7.Гоголь Н.В. Собрание сочинений в семи томах. Т. 1. М., 1976.
8.Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959.
9.Докусов А. М. Повесть Н.В. Гоголя «Вий», Л., 1963.
10.Еремина Л.И. О языке художественной прозы Гоголя. М., 1987.
11.Золотусский И.П. Гоголь в Диканьке. М., 2007.
12.Золотусский И.П. Гоголь. М., 2005.
13. История всемирной литературы в девяти томах. Т. 6. М., 1990.
14.История русской литературы в 4 томах. Т. 3. Л., 1983.
15.Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988.
16.Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. Л., 1985.
17.Манн Ю.В. Гоголь: Труды и дни. М., 2004
18.Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988.
19.Машинский С. Художественный мир Гоголя. М., 1971.
20.Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. М., 1959.
21.Набоков В.В. Лекции по русской литературе: Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев. М., 1996.
22.Николаев Д.П. Сатира Гоголя. М., 1984.
23.Одиноков В.Г. Литературный процесс и духовная культура в России: А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь. Новосибирск, 1996.
24.Ревякин А.И. История русской литература XIX века. Первая половина. М., 1977.
25.Соколов Б.В. Гоголь. Энциклопедия / Б Соколов. М., 2003.
26.Соколов Б. В. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. Расшифрованный Гоголь. М., 2007.
27.Третьякова Н.П. Работа Гоголя над языком и стилем «Тараса Бульбы» (сопоставление разных редакций повести) // Материалы и исследования по истории русского литературного языка. Т. 3. М.; Л., 1953.
28.Храпченко М.Б. Николай Гоголь: Литературный путь, величие писателя. М., 1993.
29.Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского преиода русской литературы // Эстетика и литературная критика М.; Л., 1951.
30.Язык Гоголя: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Кожина. М., 1991.

Вопрос-ответ:

Какие темы затрагивает Н. В. Гоголь в романе "Вечера на хуторе близ Диканьки"?

В романе "Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголь затрагивает украинскую тему, местные обычаи и поверья, а также показывает социальные неравенства и духовное разложение общества.

Что является художественным открытием Гоголя в "Вечерах на хуторе близ Диканьки"?

Художественным открытием Гоголя в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" является сочетание реального и фантастического, создание уникальной атмосферы, где мир реальности и мир мистики сосуществуют параллельно.

Кто является главными героями первой части "Вечеров"?

Главными героями первой части "Вечеров на хуторе близ Диканьки" являются Пасичник Рудый и Панько, молодые парни, которые влюбляются в прекрасную девушку Оксану.

Каким образом усиливаются реалистические элементы в повести "Иван Федорович Шпонька и его тетушка"?

Реалистические элементы усиливаются в повести "Иван Федорович Шпонька и его тетушка" через детальное описание повседневной жизни сельской общины, описания быта и обычаев, а также через живые и натуральные диалоги героев.

Что представляет собой сборник "Миргород" и каково его значение в творчестве Гоголя?

Сборник "Миргород" представляет собой сбор нескольких повестей и рассказов, включая "Вечера на хуторе близ Диканьки". Он стал новым творческим этапом в развитии Гоголя и показал его талант в описании народного быта и легенд, а также в создании уникальной атмосферы искрометного юмора.

Какой сюжет разворачивается в рассказе "Вечера на хуторе близ Диканьки"?

В рассказе "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголь рассказывает о различных событиях, происходящих на украинском хуторе во времена Рождества.

Какую роль играют украинская тема и местность в повести "Вечера на хуторе близ Диканьки"?

Украинская тема и местность являются основой и кульминацией повести. Они создают особую атмосферу, передают национальные особенности культуры, традиций и обычаев украинского народа.

Что можно сказать о соотношении реального и фантастического в повести "Вечера на хуторе близ Диканьки"?

В повести "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголь сочетает элементы реальности и фантастического. Он создает образы реальных людей и событий, но при этом добавляет в повествование некоторые фантастические детали и элементы сказочности.

Какие персонажи и события описываются в первой части повести "Вечера на хуторе близ Диканьки"?

В первой части повести "Вечера на хуторе близ Диканьки" рассказывается история о молодом парне Паньке, его желании жениться на девушке Пасичке, а также о веселом персонаже Рудом, который любит шутить и разыгрывать других.

Какими особенностями отличается вторая часть повести "Вечера на хуторе близ Диканьки"?

Во второй части повести "Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголь усиливает реалистические элементы, создавая более точное и живое описание событий и персонажей. Он описывает различные случаи и происшествия, происходящие в Миргороде.

Какая тема преобладает в рассказах Н. В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Миргород"?

Главная тема рассказов Н. В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Миргород" - украинская тема в русской литературе начала XIX века.

В чем заключается художественное открытие Н. В. Гоголя в "Вечерах на хуторе близ Диканьки"?

В "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголь представляет комбинацию реалистических и фантастических элементов, создавая уникальную атмосферу и открывая новые возможности для русской литературы.