Сравнительная характеристика состояния памяти у младших школьников с ОНР 3 уровня и учащихся с нормальным речевым развитием

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 71 71 страница
  • 58 + 58 источников
  • Добавлена 08.02.2010
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы изучения памяти у младших школьников
1.1. Особенности памяти у детей с ОНР
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
1.3. Выводы
Глава 2. Методика исследования памяти у младших школьников
2.1. Цели и задачи организации исследования
2.2. Содержание методики исследования памяти у младших школьников
2.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
2.4. Выводы
Глава III. Анализ исследования памяти младших школьников с ОНР III уровня
3.1. Результаты исследования памяти у младших школьников с ОНР III уровня
3.2. Результаты исследования памяти у младших школьников с нормальным речевым развитием
3.3. Сравнительный анализ результатов исследования памяти у младших школьников с ОНР и у детей с нормальным речевым развитием
Глава IV. Методические рекомендации по развитию памяти у младших школьников с ОНР III уровня
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Фрагмент для ознакомления

Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении интересах, ценностях, личностных особенностях.
Глава III. Анализ исследования памяти младших школьников с ОНР III уровня

На данном этапе нами были использованы методы математического анализа данных. Был произведен расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена по показателям развития различных видов памяти у младших школьников с нормальным уровнем речевого развития и с ОНР III уровня (приложение 3).
Сформулируем гипотезы:
Н0 – корреляция между уровнем мнестической функции (объём кратковременной слуховой памяти, уровень кратковременной слуховой памяти, оперативная слуховая память, опосредованная память, запоминание словарных слов) у младших школьников с нормальным уровнем речевого развития и с ОНР III уровня не отличается от нуля.
Н1 - корреляция между уровнем мнестической функции (объём кратковременной слуховой памяти, уровень кратковременной слуховой памяти, оперативная слуховая память, опосредованная память, запоминание словарных слов) у младших школьников с нормальным уровнем речевого развития и с ОНР III уровня статистически значимо отличается от нуля.
0,64 (р ≤ 0,05)
rs кр. = 0,79 (р ≤ 0,01)

rs эмп. < rs кр


rs =

1-

6(Σi-nd2) n3- n
объём кратковременной слуховой памяти
rs = 1 - 6(20,5)/75 = 0,64
Построим «ось значимости».

зона 0,005 0,001 зона
незначимости значимости
0,64 0,64 0,79 `
Полученное эмпирическое значение rs находится в зоне значимости.
Вывод: Н1 принимается. Корреляция между объёмом кратковременной слуховой памяти у младших школьников с нормальным уровнем речевого развития и объёмом кратковременной слуховой памяти у младших школьников с ОНР III уровня статистически значимо отличается от нуля.
уровень кратковременной слуховой памяти
rs = 1 - 6(22,6)/75 = 0,81
Построим «ось значимости».
зона 0,005 0,001 зона
незначимости значимости
0,64 0,79 `0,81
Полученное эмпирическое значение rs находится в зоне значимости.
Вывод: Н1 принимается. Корреляция между уровнем кратковременной слуховой памяти у младших школьников с нормальным уровнем речевого развития и уровнем кратковременной слуховой памяти у младших школьников с ОНР III уровня статистически значимо отличается от нуля.
уровень оперативной слуховой памяти
rs = 1 - 6(8,8)/75 = 0,27
Построим «ось значимости».

зона 0,005 0,001 зона
незначимости значимости
0,27 0,64 0,79
Полученное эмпирическое значение rs находится в зоне незначимости.
Вывод: Н0 принимается. Корреляция между уровнем оперативной слуховой памяти у младших школьников с нормальным уровнем речевого развития и уровнем оперативной слуховой памяти у младших школьников с ОНР III уровня не отличается от нуля.
уровень запоминания словарных слов
rs = 1 - 6(7,6)/75 = 0,39
Построим «ось значимости».

зона 0,005 0,001 зона
незначимости значимости
0,39 0,64 0,79
Полученное эмпирическое значение rs находится в зоне незначимости.
Вывод: Н0 принимается. Корреляция между уровнем запоминания словарных слов у младших школьников с нормальным уровнем речевого развития и уровнем запоминания словарных слов у младших школьников с ОНР III уровня не отличается от нуля.
Вывод:
Результаты проведённой корреляции позволяют говорить о прямой зависимости между уровнем развития речи и уровнем развития практических всех видов памяти, за исключением тех, развитие которых на этапе первого класса еще только начинается.
Обобщим полученные данные. В теоретической части обоснована необходимость постоянного отслеживания актуального уровня развития памяти младших школьников с ОНР, в связи с тем, что формирование и развитие различных типов памяти неравномерно по времени и по качеству этого процесса в связи со спецификой психического развития детей с нарушениями речи.
Для того, чтобы определить тип памяти младшего школьника и уровень развития различных видов и типов памяти, применяются специальные диагностические методики.
Проанализировав полученные с помощью указанных методик данные, мы увидели, что только 10% младших школьников с ОНР имеют высокий уровень развития памяти; средний уровень развития памяти имеют 20 % младших школьников. Высок процент младших школьников с низким уровнем развития памяти. В экспериментальной группе он составляет 70%.
Количественный, уровневый и математический анализ развития памяти у младших школьников в норме и при ОНР III уровня показывает значительное снижение уровня мнестической деятельности при развития речи.
Достаточно низкий уровень развития памяти младших школьников с ОНР говорит о необходимости организации коррекционной работы по развитию памяти. В соответствии с этим должны быть определены условия эффективного развития памяти младших школьников. Они изложены в следующей части исследования.
Глава IV. Методические рекомендации по развитию памяти у младших школьников с ОНР III уровня

Цель:
- Разработка комплекса средств развития памяти младших школьников с ОНР.
Задачи:
- выработка рекомендаций по применению упражнений и игр для развития памяти младших школьников с ОНР в учебно-воспитательный процесс.
Изучив теоретические аспекты проблемы развития памяти младших школьников с нарушениями речи и осуществив диагностику, мы убедились, что для более эффективного развития памяти младших школьников с ОНР в процесс обучения и воспитания необходимо систематически включать специальные упражнения для развития памяти младших школьников.
Ниже представлены упражнения, которые использованы как в индивидуальной, так и во фронтальной работе с детьми, методика разработана и дополнена на основе исследований О.А. Андреева, Л.Н. Хромова, Л.Н. Ефименковой, О.А. Карабановой, В.В. Лайло, Р.И, Лалаевой, В.К. Кукушиной, Е.В. Мазановой, И. Матюгина, И.Г. Рыбниковой, Г.Г. Мисаренко, Л.Г. Парамоновой, А.А. Смирновой, Л.Ф. Тихомировой, Л.В. Черемошкиной и др.
Логически не связанный текст.
Для запоминания 10 слов даётся 20 секунд, после чего следует записать то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно указывается и порядковый номер, и само слово. Умножив число правильных ответов на 5, получим эффективность запоминания в процентах.
1. помидор 11. масло
2. число 12. бумага
3. каша 13. сладости
4. барабан 14. кукла
5. тетрадь 15. соска
6. друг 16. слово
7. ножницы 17. зима
8. сказка 18. рассказ
9. глина 19. свеча
10. огурец 20. вишня
Числа.
За 20 секунд нужно запомнить 10 чисел и их порядковые номера.
В процессе формирующего эксперимента кроме упражнений, использовался игровой тренинг для развития памяти младших школьников. Он способствовал развитию памяти и повышал познавательную активность младших школьников. Например, были использованы следующие игры.
Игра «Пословицы»
Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: ведущий произносит начало какой-либо пословицы. Первый из игроков должен продолжить эту пословицу, а затем должен вспомнить начало новой. Если кто-то из игроков не сможет продолжить пословицу или не вспомнит новую, то он выбывает из игры.
Побеждает тот, кто остался последним.
«Пересказ по кругу»
Условия игры: ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению. Далее все вместе слушают текст, дополняют пересказ и исправляют сделанные ошибки.
Игра «Зрительная память»
Проводится в игровой форме.
Условия игры: пусть кто-то из участников игры будет изображать свой собственный портрет. Участники разбиваются на 2 команды.
Все участники игры под руководством ведущего внимательно рассматривают этот портрет, стараются запомнить все детали. Затем ведущий просит отвернуться всех игроков и вносит как можно больше изменений в этот портрет. Затем из каждой команды по очереди к портрету должны подходить игроки и по одному изменению должны приводить его в исходное положение.
«Объединение по смыслу»
Детям читаются 3 слова, объединённые по смыслу, при этом обращается внимание на логическую связь, существующую между словами. Например, лес – медведь – берлога.
Затем воспитатель читает вслух 6 строк, по три слова в каждой:
весна – солнце – ручей
река – рыболов – уха
праздник – песни – веселье
мост – река – вода
пчела – улей – мёд
сад – земля – растение
Прочитав вслух 6 строк, педагог предлагает ребёнку карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строчки. Ребёнок должен дописать второе и третье слово в строчке.
Ф. И.
весна…
река…
праздник…
мост…
пчела…
сад…
Упражнение «Пословицы»
Поиграем в пословицы, которые вы хорошо знаете. Я буду говорить начало пословицы, а вы должны продолжить.
Ученье свет – не ученье тьма.
В гостях хорошо – дома лучше.
Все за одного – один за всех.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Каков мастер, такова и работа.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Терпенье и труд всё перетрут.
Повтори пословицы, потом начало пословиц. Повтори конец пословиц. Ещё раз вспомни все пословицы, о которых мы говорили.
Упражнение «От слова к рассказу»
Я назову тебе несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить и объединить. Придумайте и запишите рассказ с помощью этих слов.
Вариант 1.
Поляна, колесо, чашка, экскаватор, нора, лупа, весна, ведро.
Вариант 2.
Дружба, весна, цветы, крокодил, вода, песни, деньги, горе, болезнь, январь.
Вариант 3.
Собрание, вечер, ягоды, столб, праздник, паровоз, требование, утёнок, заявление, голос.
Расскажи рассказ.
Перечисли в нём все слова, которые я просила запомнить.
Упражнение «Недостающие картинки»
Данное упражнение мы использовали в индивидуальной работе.
Детям предлагается подобрать 7-8 пар картинок, связанных по смыслу, и разложить их попарно. Затем воспитатель убирает левый ряд картинок, оставляет правый. Ребёнок должен назвать недостающие.
Кошка – молоко
Булка – масло
Мальчик – машина
Зима – горка
Стол – пирог
Зубы – щётка
Река – мост
Итак, использование игр и специальных упражнений в коррекционно-образовательной работе процессе способствует развитию памяти младших школьников с ОНР.
ВЫВОД: для организации коррекционной работы по развитию памяти младших школьников с ОНР необходимо использовать различные упражнения и игровой тренинг.

Выводы

Изучив теоретические аспекты проблемы развития памяти младших школьников с нарушениями речи и осуществив диагностику, мы убедились, что для более эффективного развития памяти младших школьников с ОНР в процесс обучения и воспитания необходимо систематически включать специальные упражнения для развития памяти младших школьников. Использование игр и специальных упражнений в коррекционной работе способствует развитию памяти младших школьников с ОНР.
Качественные различия уровня развития памяти младших школьников с ОНР и с нормальным уровнем развития памяти говорит об эффективности проведённой нами работы и полностью подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования. В соответствии с этим, для организации коррекционной работы по развитию памяти младших школьников с ОНР необходимо использовать различные упражнения и игровой тренинг. Процесс развития памяти младших школьников с ОНР будет эффективен, если учитываются индивидуальные и возрастные особенности развития памяти каждого ребёнка; развитие памяти младших школьников органично включается в образовательно-воспитательный процесс; на уроках используются специальные упражнения и игры, способствующие развитию памяти младших школьников с общим недоразвитием речи; систематически на уроках и во внеурочной деятельности используется занимательность как один из элементов игры, которая способствует повышению мотивации младших школьников с ОНР.
Таким образом, гипотеза о том, что первичное нарушение речевой функции у детей с ОНР ведет к нарушениям в других познавательных процессах, в том числе и памяти, подтвердилась


Заключение

Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий. В основу таких занятий положен тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приёмами.
Важнейшей особенностью младшего школьного возраста, с точки зрения Л.С. Выготского, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой — память.
Память младшего школьника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. Мышление ребенка-младшего школьника во многом определяется его памятью.
Изучив теоретические основы развития памяти младших школьников с ОНР и выявив психологические особенности развития памяти данной категории школьников, мы сделали некоторые выводы.
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.
Основными видами памяти являются: кратковременная, долговременная, оперативная, зрительная, слуховая, двигательная и некоторые другие.
Основными процессами памяти являются: запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание.
У каждого человека, каждого младшего школьника есть свои особенности памяти, особенно при нарушениях речи. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой по отношению к другим. У человека выделяются различные типы памяти в зависимости от того, что человек запоминает успешнее и как он предпочитает запоминать (наглядно-образная, словесно-логическая).
Выявив основные средства диагностики уровня развития памяти младших школьников с ОНР, мы организовали её исследование. Уровень развития памяти младших школьников с ОНР оказался низким и требует развития.
В процессе анализа полученных данных нами были подобраны и использованы специальные упражнения и игровой тренинг, которые могут применяться в коррекционной работе индивидуально и фронтально.
Следовательно, гипотеза подтвердилась.

Список литературы

Андреев О. А., Хромов Л. Н. Тренируйте память. Техника быстрого чтения. – М.: Просвещение, 1994. – 207с.
Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
Блинова О.И. Мотивология и её аспекты. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007.
Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – Изд-во АСТ, Астрель, Хранитель, 2006.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1999. – 224 с.
Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД,1999.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001.
Ивановская О.Г. Гадасина Л.Я Николаева Т.В. Савченко С.Ф. Дисграфия и дозорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008.
Истомина З. М. Развитие памяти. – М.: Просвещение, 1978. – 120с.
Горецкий В.Г. и др. Уроки обучения грамоте/В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: РПА, 1997. – 221 с
Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Спб.: ИД МиМ, 1998. – 192 с.
Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2007.
Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб: Гиппократ, 1995.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 176 с.
Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: Пособие для учителя. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. п – М.:Гуманитар. Центр особие для учителя-логопеда. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Союз,1998.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. – 456 с.
Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.К. Кукушина – М.: ИКЦ «МарТ», 2004.
Логопедия./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989. – 528 с.
Логопедия./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – В 2-х кн.Кн. 2 – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 147 с.
Лукашенко М.Л. Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме. – М.: Издательство ЭКСМО, 2004.
Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
Матюгин И. Чакаберия Е. Слоненко Т. Рыбникова И. Как запоминать словарные слова. – М.: Эйдос, 1997
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.
Матюгин И. Ю. Тактильная память. – М.: Айрис-пресс, 1991. – 190 с.
Матюгин И. Ю., Рыбникова И. Г. Как запоминать слова. – М.: Сталкер, 1997. – 441 с.
Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
Новоторцева Н. В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1998.
Парамонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. С.Пб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
Парамонова Л.Г. Как повысить грамотность учащихся. – СПб.: КАРО, Дельта, 2005.
Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. Ред. О.Б. Иншаковой – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
Поволяева М.А. Справочник логопеда. – М.: Сфера, 2001.
Поваляева М.А. Проблемы раннего обучения детей чтению: Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Ч.2: Общая, дошкольная, коррекционная педагогика. Ростов – н/Д: Изд-во РГПУ, 1999.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Владос, 2001.
Психологические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. - Л.,1978.
Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006.
Прищепова И. В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи.// Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. – СПб.: Образование, 1992. – C. 124-131.
Прищепова И. В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи: Автореферат диссертации. Кандидат педагогических наук: 13.00.03/ И. В. Прищепова.
Прищепова И. В. Профилактика дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Логопедия: методические традиции и новаторство. – Москва-Воронеж. 2003. – C. 200-215
Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997.
Смирнов А. А. Развитие логической памяти детей. – М.: Просвещение, 1976. – 245 с.
Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996. – 176 с.
Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе. – Ростов на Дону: Феникс, 2006.
Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 241 с.
Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5 – 7 лет. – М.: Гном и Д, 2001. – 96 с.
Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей. – М.: Академия, 1993.
Эльконин Д.Б. Учим детей читать. – М.: Просвещение, 1978. – 97 с.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.

Приложение
Приложение 1

Методика "Оперативная память".

Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.
Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.
Инструкция: "Я буду зачитывать числа - 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача - запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 - получается 8 (записывается); 2 и 1 - получается 3 (записывается); 1 и 4 - получается 5 (записывается); 4 и 2 - получается 6 (записывается)". Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между зачтением рядов - 25-15 секунд, в зависимости от возраста.
Тестовый материал:
Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их количество - 40). С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы:
6-7 лет - 10 сумм и выше
8-9 лет - 15 сумм и выше
10-12 лет - 20 сумм и выше
Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени - 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.





Приложение 2
Таблица 1
Результаты изучения уровня развития памяти младших школьников с ОНР III уровня
№ п/п Ф. И.
ребёнка Оценка объёма кратковр. слуховой памяти Диагностика кратковр. слуховой памяти Оценка оперативной слуховой памяти Диагностика опосредованной памяти Методика запоминания словарных слов Уровень развития памяти 1. Б. Н. 2 3 2 2 1 низкий 2. Б. А. 1 1 1 1 1 низкий 3. Б. М. 3 2 2 2 1 низкий 4. Г. А. 4 3 4 5 4 средний 5. Г. В. 9 9 8 9 10 высокий 6. Г. Р. 2 2 3 1 2 низкий 7. Д. К. 2 3 2 1 2 низкий 8. К. С. 4 4 6 3 4 средний 9. К. Д. 3 2 2 1 2 низкий 10. Л. А. 3 1 2 0 1 низкий Ср.знач. 3,3 3 3,2 2,5 2,8 2,96
Таблица 2
Развитие памяти младших школьников с ОНР
№ п/п Ф. И. ребёнка уровень развития памяти 1. Б. Н. низкий 2. Б. А. низкий 3. Б. М. низкий 4. Г. А. средний 5. Г. В. высокий 6. Г. Р. низкий 7. Д. К. низкий 8. К. С. средний 9. К. Д. низкий 10. Л. А. низкий Приложение 3
Таблица 3
Результаты изучения уровня развития памяти младших школьников с с нормальным уровнем речевого развития
№ п/п Ф. И.
ребёнка Оценка объёма кратковр. слуховой памяти Диагностика кратковр. слуховой памяти Оценка оперативной слуховой памяти Диагностика опосредованной памяти Методика запоминания словарных слов Уровень развития памяти 1. Б. Н. 4 5 6 4 4 Средний 2. Б. А. 5 4 7 3 3 Средний 3. Б. М. 5 6 7 3 3 Средний 4. Г. А. 4 3 4 3 4 Средний 5. Г. В. 9 9 8 9 10 Высокий 6. Г. Р. 9 10 8 7 8 Высокий 7. Д. К. 10 10 7 6 8 Высокий 8. К. С. 6 5 6 3 4 Средний 9. К. Д. 10 9 10 6 6 Высокий 10. Л. А. 9 10 8 7 7 Высокий Ср.знач. 7,1 7,1 7,1 5,1 5,7 6,42
Таблица 4
Развитие памяти младших школьников с нормальной речью
№ п/п Ф. И. ребёнка (код) уровень развития памяти 1. Б. Н. Средний 2. Б. А. Средний 3. Б. М. Средний 4. Г. А. Средний 5. Г. В. Высокий 6. Г. Р. Высокий 7. Д. К. Высокий 8. К. С. Средний 9. К. Д. Высокий 10. Л. А. Высокий Приложение 3
Таблица 4
Обобщенные результаты изучении уровня развития памяти младших школьников с ОНР

Низкий уровень Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Оценка объёма кратковременной слуховой памяти 20 50 30 0 0 Диагностика кратковременной слуховой памяти 30 30 30 10 0 Оценка оперативной слуховой памяти 30 30 30 10 0 Диагностика опосредованной памяти 40 50 10 0 0 Методика запоминания словарных слов 40 40 20 0 0
Таблица 5
Обобщенные результаты изучении уровня развития памяти младших школьников с нормальным уровнем речевого развития
Низкий уровень Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Оценка объёма кратковременной слуховой памяти 20 50 30 0 0 Диагностика кратковременной слуховой памяти 30 30 30 10 0 Оценка оперативной слуховой памяти 30 30 30 10 0 Диагностика опосредованной памяти 40 50 10 0 0 Методика запоминания словарных слов 40 40 20 0 0

Расчет взаимосвязи между уровнем развития памяти младших школьников в норме и при ОНР
ОНР N ОНР N ОНР N ОНР N Оценка объёма кратковр. слуховой памяти R Оценка объёма кратковр. слуховой памяти R Di d2 Диагностика кратковр. слуховой памяти R Диагностика кратковр. слуховой памяти R Di d2 Оценка оперативной слуховой памяти R Оценка оперативной слуховой памяти R Диагностика опосредованной памяти Di d2 R Методика запоминания словарных слов Методика запоминания словарных слов   Di d2 2 7 4 9 -2 4 3 3 5 7 -4 16 2 5 6 8 2 -3 9 4 1 3 4 7 -4 16 1 10 5 7 5 25 1 9 4 9 0 0 1 10 7 5 1 5 25 6 1 2 3 7 -5 25 3 5 5 8 0 0 2 6 6 7 -1 1 2 6 7 6 2 0 0 5 1 9 3 8 1 1 4 2 4 9 -2 4 3 3 3 9 -6 36 4 3 4 9 5 -6 36 2 4 1 4 2 -1 1 9 1 9 3 -8 64 9 1 9 4 -8 64 8 1 8 2 9 -1 1 1 10 6 10 1 5 25 2 6 9 3 -3 9 2 5 10 1 -5 25 3 4 8 2 1 2 4 4 2 2 8 4 -2 4 2 5 10 1 -5 25 3 2 10 1 -8 64 2 3 7 4 1 2 4 3 2 2 8 3 -1 1 4 1 6 5 -5 25 4 1 5 5 -4 16 6 1 6 5 3 -2 4 1 4 2 4 1 1 1 3 2 10 1 -8 64 2 2 9 2 0 0 2 2 10 1 1 1 1 2 2 3 6 2 1 1 3 2 9 2 -7 49 1 3 10 1 2 4 2 2 8 2 0 2 4 3 1 2 7 3 -1 1 3,3   7,1   -3,5 26,9 3   7,1   -3,4 22,6 3,2   7,1   2,5 0 8,8   2,8 5,7   -0,6 7,6











15

1Андреев О. А., Хромов Л. Н. Тренируйте память. Техника быстрого чтения. – М.: Просвещение, 1994. – 207с.
2Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патоп-сихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
3Блинова О.И. Мотивология и её аспекты. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007.
4Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с систем-ным недоразвитием речи. – Изд-во АСТ, Астрель, Хранитель, 2006.
5Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1999. – 224 с.
6Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД,1999.
7Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической ра-боты в школе. – М.: Сфера, 2005.
8Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001.
9 Ивановская О.Г. Гадасина Л.Я Николаева Т.В. Савченко С.Ф. Дис-графия и дозорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008.
10Истомина З. М. Развитие памяти. – М.: Просвещение, 1978. – 120с.
11Горецкий В.Г. и др. Уроки обучения грамоте/В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
12Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: РПА, 1997. – 221 с
13Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопе-дических занятий с младшими школьниками. – Ярославль: Академия развития, 2006.
14Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчико-вый игротренинг. – Спб.: ИД МиМ, 1998. – 192 с.
15Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое по-собие / Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2007.
16Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб: Гиппократ, 1995.
17Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рож-дения до 17 лет). – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 176 с.
18Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: Посо-бие для учителя. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
19Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
20Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: ме-тод. п – М.:Гуманитар. Центр особие для учителя-логопеда. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
21Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Союз,1998.
22Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просве-щение, 1968. – 456 с.
23Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.К. Кукушина – М.: ИКЦ «МарТ», 2004.
24Логопедия./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989. – 528 с.
25Логопедия./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – В 2-х кн.Кн. 2 – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 147 с.
26Лукашенко М.Л. Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме. – М.: Издательство ЭКСМО, 2004.
27Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
28Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты за-нятий для логопеда. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
29Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языково-го анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
30 Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты заня-тий для логопеда. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
31Матюгин И. Чакаберия Е. Слоненко Т. Рыбникова И. Как запоми-нать словарные слова. – М.: Эйдос, 1997
32Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просве-щение, 1988. – 159 с.
33Матюгин И. Ю. Тактильная память. – М.: Айрис-пресс, 1991. – 190 с.
34Матюгин И. Ю., Рыбникова И. Г. Как запоминать слова. – М.: Стал-кер, 1997. – 441 с.
35Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
36Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
37Новоторцева Н. В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1998.
38Парамонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению гра-мотным письмом. Профилактика дизорфографии. С.Пб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
39Парамонова Л.Г. Как повысить грамотность учащихся. – СПб.: КА-РО, Дельта, 2005.
40Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное посо-бие / Под общ. Ред. О.Б. Иншаковой – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
41Поволяева М.А. Справочник логопеда. – М.: Сфера, 2001.
42Поваляева М.А. Проблемы раннего обучения детей чтению: Сбор-ник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Ч.2: Общая, дошко-льная, коррекционная педагогика. Ростов – н/Д: Изд-во РГПУ, 1999.
43Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Владос, 2001.
44Психологические и речевые нарушения у детей и пути их коррек-ции. - Л.,1978.
45Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006.
46Прищепова И. В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи.// Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. – СПб.: Образование, 1992. – C. 124-131.
47Прищепова И. В. Логопедическая работа по формированию предпо-сылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи: Автореферат диссертации. Кандидат педагогических наук: 13.00.03/ И. В. Прищепова.
48Прищепова И. В. Профилактика дизорфографии у младших школь-ников с общим недоразвитием речи // Логопедия: методические традиции и но-ваторство. – Москва-Воронеж. 2003. – C. 200-215
49Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной пись-менной речи у детей. – М.: Айрис-пресс, 2004.
50Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997.
51Смирнов А. А. Развитие логической памяти детей. – М.: Просвеще-ние, 1976. – 245 с.
52Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996. – 176 с.
53Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе. – Ростов на Дону: Феникс, 2006.
54Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 241 с.
55Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекци-онных упражнений для детей 5 – 7 лет. – М.: Гном и Д, 2001. – 96 с.
56Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей. – М.: Акаде-мия, 1993.
57Эльконин Д.Б. Учим детей читать. – М.: Просвещение, 1978. – 97 с.
58Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи учащихся общеобразо-вательной школы. – М.: Просвещение, 1984.

Вопрос-ответ:

Какие особенности памяти у детей с ОНР 3 уровня?

У детей с ОНР 3 уровня наблюдаются проблемы с запоминанием и воспроизведением информации, низкая емкость оперативной памяти, затруднения в организации процессов памяти, слабая способность к стратегическому планированию и контролю памяти.

Как можно охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей с ОНР 3 уровня?

Дети с ОНР 3 уровня обычно испытывают трудности в усвоении новой информации, имеют проблемы с организацией и планированием своей деятельности, могут быть неуверенными в своих возможностях, требуют специальной психолого-педагогической помощи и поддержки.

Какие выводы можно сделать на основе анализа особенностей памяти у младших школьников с ОНР 3 уровня?

Из анализа особенностей памяти у младших школьников с ОНР 3 уровня можно сделать выводы о необходимости разработки и применения специальных методик и техник обучения и развития памяти для этих детей, а также о важности психолого-педагогической поддержки и индивидуального подхода в работе с такими детьми.

Какие цели и задачи были поставлены в исследовании памяти у младших школьников?

Целью исследования памяти у младших школьников было выявление особенностей памяти у детей с ОНР 3 уровня и сравнение их с учащимися с нормальным речевым развитием. Задачами исследования были: анализ особенностей памяти у детей с ОНР 3 уровня, разработка и апробация методики исследования памяти у младших школьников, сравнение результатов исследования у детей с ОНР 3 уровня и учащихся с нормальным речевым развитием.

Какие методики были использованы для исследования памяти у младших школьников?

Для исследования памяти у младших школьников были использованы различные методики, включающие тесты на запоминание и воспроизведение информации, задания на классификацию и сортировку предметов, определение последовательности событий и другие задачи, позволяющие оценить работу различных компонентов памяти.

Какие особенности памяти у детей с ограниченными возможностями обучения 3 уровня?

Особенности памяти у детей с ограниченными возможностями обучения 3 уровня могут быть связаны с трудностями запоминания информации, неспособностью к долговременному сохранению материала, затруднениями в использовании стратегий запоминания и воспроизведения. Эти дети могут иметь проблемы с обработкой информации и пониманием инструкций, что приводит к затруднениям при усвоении нового материала и его последующем воспроизведении.

Как можно охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями обучения 3 уровня?

Дети с ограниченными возможностями обучения 3 уровня могут иметь низкий уровень умственного развития, недостаточную память, затруднения в обучении и социализации. Они могут испытывать трудности во взаимодействии со сверстниками и общении с окружающими. Они требуют особого подхода и индивидуальной работы для достижения успехов в обучении и развитии.

Какие методики используются для исследования памяти у младших школьников?

Для исследования памяти у младших школьников можно использовать различные методики, такие как тесты на запоминание и воспроизведение, визуальные и аудиальные задания, задания на узнавание и распознавание, опросники и наблюдение за поведением. Важно подобрать методики, соответствующие возрастным особенностям детей и учитывающие их психологические особенности.