Социальная работа с многодетной семьей
Заказать уникальную курсовую работу- 64 64 страницы
- 43 + 43 источника
- Добавлена 11.06.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1 глава
Многодетная семья: сущность и проблемы
1.1 Сущность многодетной семьи
1.2 Проблемы многодетных семей
2 глава
Социальная работа с многодетной семьей
2.1 Социальные проблемы многодетной семьи
2.2 Технологии социальной работы и социального обслуживаний семей
3 глава
Учреждения социального обслуживания
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Социальная карта
Зашитное слово о социальной работе в России по отношению к многодетным семьям
Проекты направлены на сохранение и преумножение численности многодетных семей, как гарант дальнейшей социально-экономической стабильности региона.
Заключение
Многодетная семья сегодня сталкивается с рядом острейших проблем, часть из которых она не может разрешить без помощи специалистов по социальной работе. Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы, т.е. все люди и организации, которые включены в процесс социальной работы. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику, и общественные объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления.
Актуализация проблемы разработки и реализации социальной политики детства, как на уровне Федерации, так и на уровне регионов детерминирована негативными тенденциями в социализации детей, обострением их проблем и является закономерным результатом развития российского государства, отражающим объективную необходимость изменения правового и социального статуса многодетных семей, признания их приоритетным объектом и субъектом социальной политики.
Концептуальной основой содержания социальной политики в отношении многодетных семей выступает антропологический подход, предполагающий ее человеческое измерение, согласно которому, человек выступает в качестве системообразующей категории в отношениях и связях элементов социальной политики как социально-политической системы.
Социальная политика в отношении многодетных семей в регионе детерминирована его спецификой, представляет систему субъект-объектных отношений, целей, задач, принципов, направлений деятельности, организационного, экономического, научного, информационного и кадрового характера, а также критериев оценки ее эффективности. Реализацию социальной политики в регионе может обеспечить комплексная организационно-управленческая модель, образец которой представлен в данной работе.
Приложение 1
УКАЗ № 431 от 5 мая 1992 года
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О МЕРАХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
(в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 Г 250)
В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановляю:
1. Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:
а) определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона;
б) установить для многодетных семей:
скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;
в) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
г) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;
(в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250)
д) содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;
е) при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.
2. Правительству Российской Федерации проводить регулярные обследования уровня жизни и доходов малообеспеченных групп населения,, включая многодетные семьи, с целью осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки.
3. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.
4. Настоящий Указ ввести в действие с 1 июля 1992 г. Нормы подпункта “в” пункта 1 вступают в силу в порядке, установленном постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года «О правовом обеспечении экономической реформы»
Президент РФ Б.Ельцин
Москва, Кремль
5 мая 1992 года
№ 431
Приложение 2
ПОЛОЖЕНИЕ
о центре социальной помощи
семье и детям комитета по социальной
защите населения
. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Областной центр социальной помощи семье и детям (далее Центр) является учреждением государственной системы социальной защиты населения и предназначен для комплексного курсового обслуживания семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи: социально-реабилитационной, медико-социальной, социально-психолого-педагогической и иной.
1.2. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется постановлением Администрации области по представлению комитета по социальной защите населения, а его штаты, структурные подразделения создаются, реорганизуются и ликвидируются решением директора центра по согласованию с комитетом по социальной защите населения Администрации.
1.3. Свою деятельность Центр строит на основе Конституции РФ, законов РФ по социальной защите, иных нормативных актов РФ, решений органов местного самоуправления, а также руководствуется настоящим Положением.
1.4. Центр организуется и содержится за счет средств, предусмотренных бюджетом области и других внебюджетных поступлений.
1.5. Центр осуществляет свою деятельность под руководством комитета по социальной защите населения Администрации.
Комитет по социальной защите населения Администрации оказывает Центру организационно-методическую помощь.
1.6. Центр является юридическим лицом, имеет свои банковские счета, печать, штамп и бланк с его наименованием.
1.7. Центр и его структурные подразделения размещаются в специально предназначенном здании. Помещение Центра обеспечено всеми видами коммунально-бытового благоустройства, оснащено телефонной связью и отвечает санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.
1.8. Центр имеет в своей структуре следующие подразделения социального обслуживания семьи и детей с отделениями: первичного приема, информации, анализа и прогноза; медико-социальной помощи; психолого-педагогической помощи; дневного и стационарного пребывания детей.
С учетом необходимости и имеющихся возможностей могут быть созданы и другие отделения.
Все структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются директору.
1.9. Директор, администрация и коллектив Центра за время пребывания детей в Центре несут ответственность за их жизнь, здоровье, защиту их прав и интересов. Ответственность за указанные нарушения определяется действующим законодательством РФ.
1.10. Штаты Центра и его структурных подразделений утверждаются директором в пределах средств, предусмотренных соответствующим бюджетом.
1.11. Правила внутреннего трудового распорядка Центра и его структурных подразделений утверждаются общим собранием работников по представлению администрации Центра.
1.12. Центр имеет Устав, утвержденный в установленном порядке. Устав Центра разрабатывается на основе настоящего Положения, других нормативных актов, с учетом специфики его деятельности.
1.13. В Центре действует Совет в соответствии с Положением о Совете Центра.
1.14. Центр развивается и поддерживает контакты с другими учреждениями системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с детьми с отклонениями в умственном или физическом развитии, взаимодействует с общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями. Центр имеет право на осуществление международных контактов в установленном законодательством РФ порядке.
1 2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА,
КАТЕГОРИИ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЛИЦ
#G02.1. Цели и задачи Центра определяются реализацией прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействуют развитию и укреплению семьи как социального института, гуманизации связей семьи с обществом и государством; оказывают детям с ограниченными возможностями квалифицированную медико-социальную, психолого-социальную и социально-педагогическую помощь; обеспечивают их социальную адаптацию к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
2.2. Основными задачами Центра являются: - выявление совместно с органами социальной защиты населения, #G1учреждениями образования, здравоохранения семей и детей, нуждающихся
в социальной помощи, в том числе выявление детей с ограниченными возможностями, создание компьютеризированного "Банка данных" о детях с функциональной недостаточностью и их семьях;
#G0- определение и предоставление социально-реабилитационных, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;
- социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
- анализ уровня социального обслуживания семей с детьми, определение их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию различных видов социальных услуг;
- привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социальной помощи семье и детям.
2.3. Категории обслуживаемых лиц:
2.3.1. Семьи: - воспитывающие детей с ограниченными возможностями; - многодетные; - неполные; - малообеспеченные.
2.3.2. Дети и подростки: - оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях; - имеющие условия, угрожающие их развитию и здоровью; - осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей.
2.4. Центр организует группы дневного и #G1стационарного обслуживания детей с ограниченными возможностями, а также по социальным показаниям, в возрасте от 4-х до 14 лет. В исключительных случаях могут быть приняты дети от 3-х до 16 лет.
#G0Противопоказаниями для направления в отделение дневного и стационарного пребывания детей Центра являются: все заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии декомпенсации, злокачественные новообразования в активной фазе, острые инфекционные заболевания, заболевания психиатрического характера, эпилепсия и другие параксизмальные состояния с частотой приступа не чаще 1-2-х раз в месяц.
2.5. Прием детей осуществляется по заявлениям родителей (лиц, их заменяющих), а также по предложениям специалистов по социальной работе Центра.
2.6. Продолжительность пребывания детей в Центре определяется индивидуальной программой реабилитации ребенка и решением психолого-медико-педагогической комиссии.
2.7. Социальные услуги оказываются Центром бесплатно. Предоставление платных услуг разрабатывается Центром и согласовывается с комитетом по социальной защите населения. Полученные средства от предоставления платных услуг направляются на реализацию основных задач Центра.
3. СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕНТРА
3.1. Отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования.
Отделение предназначается для создания компьютеризированного "банка данных" о детях с ограниченными возможностями, проживающих в семьях области, на основе проведенной социальной паспортизации детей и обследования семей; для выявления потребности у семей и детей в социальной помощи, информирования населения о видах услуг, предоставляемых Центром, как при обследовании семей специалистами по социальной работе, так и при обращении граждан в Центр; для анализа реальной и перспективной потребности предлагаемых услуг.
#G1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ: -
#G0первичный прием граждан в Центре, выявление имеющихся у них потребностей в социальных услугах, учет и направление заявок для выполнения в соответствующие функциональные отделения Центра;
- обследование семей, воспитывающих детей-инвалидов, проведение социальной паспортизации;
- индивидуальная работа с семьями, консультирование, проведение разъяснительной работы по различным вопросам социального плана;
- работа с картотекой обращений, социального контроля компьютерной программой "SOCIAL";
- подготовка документов для оформления детей в группы дневного и стационарного пребывания;
- содействие нуждающимся семьям в материальной помощи, решении социально-бытовых вопросов, занятости детей и родителей;
- социальный патронаж; - взаимодействие с общественными объединениями, в том числе с
#G1клубами, ассоциациями родителей, воспитывающих детей-инвалидов;
#G0взаимодействие отдела с подразделениями Центра;
выявление потребности в социальной помощи и услугах у семей, #G1воспитывающих детей-инвалидов, подготовка предложений в план работы Центра;
#G0- расширение и накопление информационно-накопительного "банка данных" о семьях и детях с ограниченными возможностями;
- сотрудничество с государственными органами и общественными объединениями, действующими в социальной сфере;
- ведение деловой переписки;
- изучение актуальной и перспективной потребности населения в услугах и необходимой социальной помощи;
- проведение социологических исследований по возрасту, заболеваемости, занятости детей и родителей, изучение социальной характеристики населения с целью подготовки статистических данных программы "social" и доведения сведений до заинтересованных подразделений Центра и вышестоящих организаций;
- разработка социологических анкет, проведение анкетирования среди населения; обработка материала с целью составления социального портрета семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, определение наиболее острых нужд и потребностей семей и детей, совершенствование работы отдела и Центра;
- повышение квалификации сотрудников; - регулярное изучение информационных изданий, методических #G1пособий, отечественных и зарубежных изданий по социальным вопросам развития общества;
#G0- изучение законодательных и правовых актов РФ по правам и льготам семей, воспитывающих детей-инвалидов и других;
- командировки с целью ознакомления с практикой социального обслуживания семей и детей-инвалидов, обмена опытом. Оказание необходимой методической помощи подобным реабилитационным центрам, создаваемым в области;
- сотрудничество со средствами массовой информации. Организация информации и рекламы в работе центра.
3.2. Отделение медико-социальной реабилитации. Отделение
предназначено для организации поэтапного выполнения
#G1индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с
ограниченными возможностями, проходящих курсовую реабилитацию, в
части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий.
#G0ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ:
- согласовывает и координирует свою работу с лечебными учреждениями города и района, не дублируя их деятельность;
- осваивает и использует как традиционные, так и новые эффективные методики и технологии, а также нетрадиционные методы реабилитации;
- при необходимости по согласованию органами здравоохранения направляет детей и подростков в лечебные учреждения для получения узкой специализированной медицинской помощи;
- обеспечивает взаимодействие специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий, осуществляет их обучение основам медицинских знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;
- осуществляет физкультурно-оздоровительные мероприятия, физиолечение, водолечение, консультативный прием;
- проводит комплекс реабилитационных мероприятий с детьми, посещающими Центр и проживающими в семьях.
3.3. Отделение психолого-педагогической помощи. Отделение
психолого-педагогической помощи (ОППП) предназначено
#G1для предоставления квалифицированной психолого-социальной и социально-педагогической помощи, разработки общих и индивидуальных методик коррекционно-образовательной и воспитательной работы.
#G0Дополнительные образовательные услуги предоставляются детям в соответствии с Законом РФ "Об образовании". Формы образовательных услуг устанавливаются решениями психолого-медико-педагогических комиссий.
#G1 ОППП осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с психолого-медико-педагогической комиссией Центра, ведущими педагогическими, психологическими учреждениями области (региона), города, района. #G0Деятельность ОППП обеспечивается специалистами , окончившими базовые профильные учебные заведения и получившими соответствующую квалификацию.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОППП
- рассматривает по представлению психолого-медикопедагогической комиссии Центра случаи, требующие дополнительных коррекционно-образовательных и воспитательных ресурсов в интересах детей, имеющих проблемы в развитии;
- участие в стационарном изучении структуры дефекта ребенка, возможностях использования различных (отечественных и зарубежных) психо-реабилитационных методик по коррекции общения, поведения, эмоционально-волевой сферы;
- оказывает консультативную помощь родителям, обратившимся в связи с разного рода проблемами воспитания и обучения детей;
- разрабатывает меры индивидуальной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям, а также многодетным и семьям социального риска;
- определяет формы обучения детей с ограниченными возможностями (учитель-дефектолог, учитель-логопед);
- проводит психологические исследования по проблемам семьи.
#G1 3.4. Отделение дневного и стационарного пребывания детей.
Отделение дневного и стационарного пребывания детей предназначено для реализации индивидуальных программ медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями ежедневно в течение рабочей недели в дневное и круглосуточное время в условиях Центра в период, установленный реабилитационной программой.
#G0В отделении образованы реабилитационные группы, объединяющие детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья и возрасту (в соответствии с решением психолого-медико-педагогической комиссии Центра). Количество детей и подростков в реабилитационной группе установлено от 5 до 10 человек.
Режим работы отделения и деятельность пребывающих в нем детей определяется в соответствии с Уставом центра.
Питание организуется в соответствии с нормами, утвержденными Министерством социальной защиты населения (Приказ N 249 от 14.12.2004г. п. 1.13). Его кратность определяется Уставом.
Дети и подростки, обучающиеся в общеобразовательных школах, посещают отделение в свободное от учебы в школе время в течение необходимого для их реабилитации периода в соответствии с индивидуальными программами.
Для детей и подростков, находящихся на индивидуальном обучении, организуются учебные занятия в помещении центра.
В отделении проводятся семейные и детские праздники, соревнования и конкурсы.
С учетом семейных обстоятельств и интересов детей и подростков организовано их пребывание в отделении в вечернее время.
В отделении выделены помещения для питания, учебных занятий, сна, досуга, иглотерапии, трудотерапии и другие помещения, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ:
- обеспечивает реабилитацию ребенка в Центре (от одного до 9 месяцев или от нескольких дней и более для детей, помещенных в Центр по социальным показаниям), срок которой устанавливается коллегиальным решением психолого-медико-педагогической комиссии, с учетом психофизических возможностей ребенка, его индивидуальных особенностей, а также по социальным показаниям;
- организует первичное наблюдение за ребенком в адаптационный период, с целью реализации индивидуальных программ по социальной адаптации, медицинской реабилитации, педагогической коррекции;
- апробирует инновационные методики, формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями;
- осуществляет тесное взаимодействие с родителями по выполнению индивидуальных программ.
Директор Центра, по согласованию с комитетом по социальной защите населения Администрации Мурманской области, может в пределах фонда заработной платы вводить иные должности в штат центра и его структурные подразделения, отличные от должностей, указанных в примерном штатном расписании центра и его структурных подразделений, или вводить дополнительные должности за счет ассигнований, выделенных из средств областного бюджета.
Литература
Указ Президента РФ о мерах по социальной поддержке многодетных семей № 431 от 5 мая 1992 года (в ред. Указа Президента РФ от 25.02. 2003 № 250) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 31.
http://www.mnogodetok.org/ - Пресс-центр многодетных организаций России.
http://www.mnogodetok.ru/ - Форум многодетных родителей.
Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы» журнал-вестник местного университета. – М., 2005.
Антонов А. И. Семья — какая она и куда движется // Семья в России. — 2000.-№ 1-2.-С. 30-53.
Антонов А.И., Метков В.М. Социология семьи. - М., 2007.
Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000.
Архангельский В.Н., Антонова О.И., Никтитина С.Ю. Основные результаты пилотажного обследования «Семья и рождаемость» // Вопросы статистики. – 2006. - № 10. – С.3-10.
Буянова М.О., Кондратьева З.А. Кобзев С.И. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М., 2000. – 576 с.
Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века. - СПб., 2000.
Гидденс Э. Социология. - М., 2000.
Голод С.И. Современная семья: мачизм, феминизм, трибадизм // Человек. – 2006. - № 6.- С.69-81.
Голод С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социс. – 2008. - № 1. – С.40 – 49.
Дорохова М.В. Основные проблемы семей, обращающихся в Центр социально-психологической реабилитации. Ч. 2. М., 2000.
Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М., 2004.
Зацепин В.И. О жизни супружеской. - М., 2007.
Карцева Л.В. Семья в трансформирующемся обществе. Казань, 2003.- 51 с.
Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России. — 2007. — № 2.— С. 78 —90.
Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. — М., 2002.
Мехришвили Л.Л. Проблема детства в системе российской социальной политики. Автореф…. докт.социол. наук. - Тюмень, 2007.
Носкова А.В. Семья в России: тысячелетняя история глазами социолога. М.: Союз, 2004.
О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. — Калуга, 2007.
Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. №3.
О положении семей в Российской Федерации 2004—2006 гг. — М., 2007.
Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2002.
Организация работы детской поликлиники с семьями группы социального риска: Методические рекомендации. — М., 2007.
Основы социальной работы. — М., 2000.
Проблемы семьи и современной политики» Вып. 3 - М., 2003.
Проблемы семьи и детства в современной России: Материалы научно-практической конференции: Ульяновск, декабрь 1991 г., ч. 2. — М., 2002.
Российская энциклопедия социальной работы. — М., 2007. — Т. 2.
«Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления» Учебное пособие/ под редакцией В.П. Малыхина. – М., 2000.
Синельников А.Б. Семья: краткий демографический словарь. М., 1998.
Социальная политика. Энциклопедия. М.: Изд-во Альфа-Пресс, 2006. – 416 с.
Справочное пособие по социальной работе. М., 2007.
Социальная работа с семьей. Москва-Тула, 2007.
Семья в новых социально-экономических условиях: Материалы научно-практической конференции. — Н.Новгород, 2007.
Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И.Холостовой. - М., 2007.
Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 2002.
Социальная работа. — Ростов н/Д, 2000.
Справочное пособие по социальной работе. - М.,2007.
Теория и методика социальной работы. — М., 2004. — Ч. 1,2.
Ткач О. Патриархат по-советски, или Большая семья на большом экране // Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов / Под ред. Л.Н. Попковой и И.Н. Тартаковской. Самара: Самарский университет, 2003. С. 294-316.
Трошина Т.И. История социальной работы в России. Архангельск, 2006. – 349 с.
Шевченко И.О., Шевченко П.В. Большая семья – какая она? // Социс. – 2005. - 1. – С.95-108.
Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. - М., 2000.
См.: Трошина Т.И. История социальной работы в России. Архангельск, 2006. – С.76
Там же. – С.211.
См.: Мехришвили Л.Л. Проблема детства в системе российской социальной политики. Автореф…. докт.социол. наук. - Тюмень, 2007. – С.28.
Социальная политика. – С.268-269.
См.: Социальная политика. Энциклопедия. М.: Изд-во Альфа-Пресс, 2006. – С. 269
Шевченко И.О., Шевченко П.В. Большая семья – какая она? // Социс. – 2005. - 1. – С.95
Там же. – С.96.
См.: Государственный доклад «О положении детей в РФ». - М.. 2000.
Шевченко И.О., Шевченко П.В. Большая семья – какая она? // Социс. – 2005. - 1. – С.95
Там же. – С.98.
Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. М., 1996. – С.6.
http://www.mnogodetok.org
Шевченко И.О., Шевченко П.В. Большая семья – какая она? // Социс. – 2005. - 1. – С.95
Там же. – С.101.
Шевченко И.О., Шевченко П.В. Большая семья – какая она? // Социс. – 2005. - 1. – С.100.
http://www.mnogodetok.ru/
http://www.mnogodetok.org/
5
1Алешина Ю.Е. «Цикл развития семьи: исследования и проблемы» журнал-вестник местного университета., Москва, 2005 год
2Антонов А.И., Метков В.М. «Социология семьи» Москва 2007г.
3Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полев А.М. и др. «Супружеская жизнь: гармония и конфликты» 2-е изд. М.: 2001г.
4Буров С.Н. «Брачно - семейные отношения» М.: 2003г
5Гребенников И.В. «Основы семейной жизни» М.: Просвещение 2001г.
6Гаспарян Ю.А. «Семья на пороге 21 века» С-П.:2000г.
7Гидденс Э. «Социология» М.: 2000г.
8Дементьева И.Ф. «Первые годы брака. Проблемы становления многодетной семьи» М.: 2001г
9Дорохова М.В. «Основные проблемы семей, обращающихся в Центр социально-психологической реабилитации » часть- 2, М.: 2000г.
10Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи» М.: 2004г.
11Зацепин В.И. «О жизни супружеской» М.: 2007г.
12Ильинский И.М. «Молодежь России: тенденции, перспективы » М.: 2003г
13Кузнецова М.В. «Молодая семья и ее социальная защита в современном обществе. Социальная работа с семьей» М.: 2005г.
14Лисовский В., Вебер Л. и др. «Книга молодой семьи» Л.: Лениздат, 2000г.
15Панкова Л.М. «Для будущих супругов» М.: 2007г
16«Проблемы семьи и современной политики» Вып.-3 М.: 2003г.
17«Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления» Учебное пособие/ под редакцией В.П. Малыхина. – М.: 2000г.
18Сысенко В.А. «Супружеские конфликты» - М.: 2007г.
19«Справочное пособие по социальной работе» М.: 2007г.
20«Социальная работа с семьей» Москва-Тула 2007г
21Шеляг Т.В. «Современная семья и социальная работа» М.: 2000г.
22Антонов А. И. Семья — какая она и куда движется // Семья в России. — 2000.-№ 1-2.-С. 30-53.
23Василькава Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика. М., 2000.
24Завет преподобного Серафима христианским супругам, родителям и детям. — СПб., 2007.
25Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России. — 2007. — №2.— С. 78 —90.
26Конституция РФ. — М., 2001.
27Материалы IX съезда педиатров России и парламентских слушаний «Здоровье детей — проблема первоочередной важности» // Медицин¬ская сестра. — 2001. — № 3 — С. 2 —4.
28Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. — М., 2002.
29О положении детей в Российской Федерации: Государственный до¬клад. — Калуга, 2007.
30Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. №3.
31О положении семей в Российской Федерации 2004—2006 гг. — М., 2007.
32Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагоги¬ческая поддержка детей группы риска. — М., 2002.
33Организация работы детской поликлиники с семьями группы социального риска: Методические рекомендации. — М., 2007.
34Основы социальной работы. — М., 2000.
35Проблемы семьи и детства в современной России: Материалы научно-практической конференции: Ульяновск, декабрь 1991 г., ч. 2. — М., 2002.
36Российская энциклопедия социальной работы. — М., 2007. — Т. 2.
37Семья в новых социально-экономических условиях: Материалы на¬учно-практической конференции. — Н.Новгород, 2007.
38Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И.Холостовой. - М., 2007.
39Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М.,2002.
40Социальная работа. — Ростов н/Д, 2000.
41Справочное пособие по социальной работе. - М.,2007.
42Теория и методика социальной работы. — М., 2004. — Ч. 1,2.
43Феминология, семьеведение. — М., 2007.
Вопрос-ответ:
Что такое многодетная семья?
Многодетная семья - это семья, в которой воспитывается три и более детей.
Какие проблемы могут возникать у многодетных семей?
Проблемы многодетных семей могут быть различными: финансовые трудности, ограниченность времени и ресурсов родителей, недостаток внимания и заботы для каждого ребенка, сложности с организацией быта и т.д.
Какие технологии используются в социальной работе с многодетными семьями?
В социальной работе с многодетными семьями применяются различные технологии, такие как консультирование, психологическая поддержка, организация групповых занятий, предоставление материальной помощи и другие.
Какие учреждения осуществляют социальное обслуживание многодетных семей?
Социальное обслуживание многодетных семей может осуществляться через различные учреждения, такие как социальные службы, центры социального обслуживания, благотворительные организации и другие.
Какие проекты направлены на сохранение многодетных семей?
Существует множество проектов, направленных на сохранение многодетных семей, такие как предоставление материальной помощи, организация психологической поддержки, помощь в трудоустройстве родителей, обучение родителей навыкам воспитания и другие.
Что такое многодетная семья?
Многодетная семья - это семья, в которой растут три или более детей.
Какие проблемы возникают у многодетных семей?
Многодетные семьи сталкиваются с такими проблемами, как финансовые затруднения, ограниченные возможности родителей для профессионального роста, нехватка времени и внимания для каждого ребенка, а также социальное осуждение со стороны общества.
Какие технологии используются в социальной работе с многодетными семьями?
В социальной работе с многодетными семьями используются различные технологии, такие как консультирование, поддержка и сопровождение семей, психологическая помощь, обучение родителей навыкам воспитания и т.д.
Какие проблемы решает учреждение социального обслуживания?
Учреждение социального обслуживания помогает многодетным семьям решать такие проблемы, как финансовая поддержка, организация досуга и развлечений для детей, консультирование и психологическая помощь, а также предоставление информации о доступных социальных услугах.
Какие проекты направлены на сохранение многодетных семей?
В России существуют различные проекты, направленные на сохранение многодетных семей. Например, программы государственной поддержки, образовательные проекты для родителей, программы по оказанию материальной и психологической помощи семьям, включая программы по строительству жилья для многодетных семей.
Какова сущность многодетной семьи?
Многодетная семья – это семья, в которой растут три и более детей одной пары или одного родителя. Она отличается от обычной семьи тем, что в ней больше детей, что может оказывать влияние на условия их воспитания, финансовые расходы и другие аспекты жизни семьи.