Религиозные взгляды Шмелева.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 23.07.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Биография писателя и его идеологические установки
Глава 2. Религиозные воззрения в творчестве И.Шмелева
Глава 3. Возвращение И.Шмелева на родину
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Примечательно, что Даринька, увлекшись Вагаевым, «металась», называла себя блудницей и при этом искала оправдания страстям своим в грехах святых грешниц, обращаясь к житиям преподобной Таисии-блудницы, прельстившей многих своей красотой мученицы Евдокии, отроковицы-прелестницы Мелетинии; она желала «дерзанием пасть всех ниже, грехом растлиться и распять себя покаянием». Однако Божий промысел удержал героиню от рокового испытания. Таким образом, христианское учение в творчестве Шмелева и Бунина явилось оправданием для исключающих друг друга концепций любви. Примечательно, что Шмелев осуждал Бунина за цикл «Темные аллеи».
Первый том романа вышел в свет в 1937 г., второй — в 1948. И. Шмелев предполагал написать еще два тома, но замысел так и не был осуществлен. Автор называл «Пути небесные» «опытом духовного романа». Его главная тема — спасение души, преодоление пропасти между человеком и Богом. В определенной степени роман И. Шмелева противостоял философским концепциям экзистенциалистов. Любовный сюжет стал для него средством выражения духовных, религиозных исканий. Сама сюжетная линия героя романа была знаменательной — в начале века, во времена первой мировой войны некоторые русские интеллигенты принимали монашество.
Однако современники отмечали в романе сентиментальность, религиозный мистицизм и морализаторство. Так, Г. Струве писал: «В романе почти на каждом шагу — символы и «чудеса», самое обилие которых (а порой и тривиальность их) ослабляет их действие и скоро пресыщает и утомляет читателя... Ни самое Дариньку, ни ее отношения к Вейденгаммеру нельзя признать убедительными. Шмелев, по-видимому, носился с мыслью написать третий том, так что мы не знаем, какую окончательную судьбу готовил он своим героям, но тема «провиденциальности» и в первых двух томах проведена с чрезмерным нажимом педали... Но в целом «Пути небесные» производят аляповатое впечатление. Часто, когда Шмелев хочет добиться патетического эффекта, он вызывает у читателя невольную улыбку»
Метафизический смысл «Путей небесных» признал А. Амфитеатров, который в статье 1937 г. «Святая простота» констатировал, что написать роман с исповеданием твердой веры в эпоху материализма — подвиг».
Над второй частью «Путей небесных» И. Шмелев работал во время войны. После войны его упрекали в коллаборационизме. В мае 1947 г. в статье «Необходимый ответ» писатель вынужден был дать пояснения относительно своего сотрудничества в «Парижском вестнике», русской газете, издававшейся с разрешения оккупационных властей. И. Шмелев писал: «А я утверждаю совсем обратное: я работал против немцев, против преследуемой ими цели — в отношении России» .
Публикуя в «Парижском вестнике» главы из «Лета Господня», рассказ «Рождество в Москве», он стремился показать истинный лик России в ту пору, когда немецкая пропаганда представляла ее «историческим недоразумением», «великой степью», русских — «дикарями».
Произведения эмигрантского периода творчества свидетельствуют о духовном росте писателя. Он заново осмысливает русские святыни. В 1936 году выходит рассказ Ивана Шмелева "У старца Варнавы". В 1937 году писатель перерабатывает свое юношеское произведение о Валааме и издает его под новым названием - "Старый Валаам". Появляется рассказ "Милость преподобного Серафима", также "Рождество в Москве" и много других.
Последние работы Ивана Шмелева открывают читателю мир русского православного монастыря. Преодолевая многие связанные с монашеской жизнью предрассудки, писатель показывает, что в монашестве жизнь человека освещается особым цветом.
В основу многих своих зрелых произведений И. Шмелев положил психологию человеческой души. Вслед за многими русскими писателями, такими, например, как Ф.М. Достоевский, И. Шмелев глубоко проникает в духовную и философскую сущность человеческого бытия, стремясь таким образом истолковать жизнь во всех ее проявлениях. Читателям, знакомым с традициями житийной литературы, будет понятен стиль зрелых произведений И. Шмелева. Этот стиль характеризует все мировоззрения писателя, в основе которого - твердя убежденность, что Господь не только Творец и Искупитель, но и Промыслитель; что все в человеческой жизни не случайно, а направлено Богом ко спасению; что жизнь человека - это постоянная борьба за душу, за спасение ее. На этом трудном пути Господь дает знамения и явления, чтобы поддержать грешного человека, наделенного свободой воли избрать себе добро - жизнь в законе Господнем - или зло - беззаконную жизнь. Господь никогда не оставляет человека без помощи. И когда кажется, что уже нет выхода, когда разум заходит в тупик, Господь спасает. Чтобы понять и почувствовать это, надо всматриваться и вдумываться в жизнь. Помнить, что нет в ней случайного, мелкого, неважного, но все необходимо и целесообразно. При таком отношении к жизни открывается ее смысл, человек перестает быть беспомощным и ненужным в круговороте событий.
Глава 3. Возвращение И.Шмелева на родину
Почти все русские эмигранты буквально до конца своей жизни не могли смириться с тем, что они уехали из России навсегда. Они верили, что обязательно вернутся на родину, и, удивительно, но так или иначе эта мечта Ивана Шмелева осуществилась уже в наши дни. Возвращение это началось для Шмелева публикацией его полного собрания сочинений: Шмелев И.С. Собр. соч.: В 5 т. - М.: Русская книга, 1999-2001.
За этим последовали два других события, не менее важных. В апреле 2000 года племянник Шмелева Ив Жантийом-Кутырин передал Российскому фонду культуры архив Ивана Шмелева; таким образом, на родине оказались рукописи, письма и библиотека писателя, а в мае 2001 года с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прах И.С.Шмелева и его жены был перенесен в Россию., в некрополь Донского монастыря в Москве, где сохранилось семейное захоронение Шмелевых.
26 мая 2000 года самолет из Франции с гробом Ивана Сергеевича и Ольги Александровны Шмелевых приземлился в Москве. Он был перенесен и установлен в Малом Соборе Донского монастыря и в течение четырех дней находился в храме, в котором Патриарх Московский и всея Руси каждый год готовит - варит - Св.Миро, рассылаемое потом по всем храмам Русской Церкви для совершения Таинства Миропомазания. Здесь всегда стоит ни с чем несравнимый неизъяснимый неземной аромат Святого Мира, как будто благоухание Святой Руси.
Рано утром в храме еще никого не было. Молодой инок возжигал свечи у гроба писателя, стоявшего посредине под древними сводами храма. В этом храме не раз бывал Иван Сергеевич, здесь отпевали его отца и других Шмелевых, погребенных здесь же на семейном участке монастырского кладбища.
Гроб Шмелева стоял покрытый золотой парчой, неожиданно маленький - будто детский, где-то метр двадцать - не больше. В одном гробе были положены вместе Иван Сергеевич и его супруга Ольга Александровна.
25 мая во Франции на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа было совершено "обретение" останков Шмелева. Идея принадлежит Елене Николаевне Чавчавадзе, заместителю председателя Российского фонда культуры. Два года ушло на обращения, согласования, бумажные и финансовые дела. Разрешение Министерства иностранных дел Франции было получено в год 50-летия со дня смерти Шмелева. В присутствии полицейских чинов, крестника и наследника писателя Ивистиона Кутырина и телерепортеров была вскрыта могила великого писателя. Под большой плитой на глубине почти два метра открылись останки Ивана Сергеевича и Ольги Александровны. От сырости почвы гробы истлели, но косточки остались целыми. Их бережно собрали в этот маленький гробик, который тут же парижские полицейские власти опечатали и отправили в Россию.
Быть погребенным рядом считается особым Божиим благословением супругам, прожившим вместе всю жизнь. Иоанн и Ольга сподобились большего: они оказались погребены в одном гробе.
Так, спустя более полвека со дня своей смерти Шмелевы вернулись из эмиграции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иван Сергеевич Шмелев (1873-1950 гг.) принадлежит к русским писателям, которые глубоко прониклись духом православия и достоверно отразили его в своих произведениях. Он был из числа тех русских эмигрантов, которые, будучи оторванными от горячо любимой России, в тяжелых раздумьях о разлуке с родиной постигали все величие ее духовности. Однако процесс воцерковления, поиска духовных основ жизни и творчества у И.С. Шмелева был сложнее, чем у других писателей той поры.
Художественные произведения выдающегося русского писателя первой половины ХХ века Ивана Сергеевича Шмелева становятся все более востребованными современным читателем. Творчество И.С.Шмелева, открытое, по сути, заново в конце 80-х годов ХХ века, когда в России впервые были опубликованы его лучшие произведения “Богомолье” и “Лето Господне”, стало событием в культурной жизни нашей страны. Интерес к нему проявился, прежде всего, в большом количестве научных статей, диссертаций, вышли в свет несколько монографий, посвященных творчеству И.С.Шмелева, произведения писателя вошли в школьные и вузовские программы, а, главное, стало переиздаваться художественное наследие писателя.
«Шмелев, может быть, самый глубокий писатель русской послереволюционной эмиграции, да и не только эмиграции... писатель огромной духовной мощи, христианской чистоты и светлости души. Его "Лето Господне", "Богомолье", "Неупиваемая Чаша" и другие творения - это даже не просто русская литературная классика, это, кажется, само помеченное и высветленное Божьим духом» (В.Распутин ).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев И. Православная апологетика. М/Изд-во Сретенского м-ря/ 2006- 323с.
Артемьев Д.Г., Поснов М.Э. История христианской Церкви. От первых веков до раскола 1054 года. М./Высшая школа/ 2005- 648с
Жантийом-Кутыриин И. Мой дядя Ваня. - Москва: Российский Фонд Культуры-Издательство Сретенского монастыря, 2001. –
Знаменский П.В. История русской церкви. /Свято-Данилов монастырь/ 2001- 513с
Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1927-1934). - М.:/Русская книга/ 2001 - С. 379.
История религий. В 2-х тт. Под ред. Проф. Д.П.Шантепи де ля Соссей.М: /Российский фонд мира/ 1999.
Куклина И.А. Роман Пути небесные как итог духовных исканий Ивана Сергеевича Шмелева ВГПУ 2001
Куликова Е. Религиозные мотивы в творчестве И.Шмелева. М/Современник/ 1999 -281с.
Кутырина Ю.А. Светлая кончина И.С. Шмелева//Шмелев И.С. Свет вечный. - Париж, 1968.
Летопись жизни и творчества И.С.Шмелёва; Материалы к биографии И.С.Шмелёва; Критика о творчестве И.С.Шмелёва… // Шмелёв И.С. Лето Господне. — М.: /АСТ: Олимп/, 1996. с.569
Мамедов И.М. Предисловие к Корану. Саратов 1999
Миронов В.Т. Православие и восточные религии. М/Вехи/ 2003- 227с.
Миронов В.Т. Православие и католичество. Точки совпадения и разногласия. М/Вехи/ 2003- 227с.
Михайлов О.Н. Иван Шмелёв (1873-1950) // Шмелёв И.С. Избранное. — М.: /Правда/ 1989. с.220.
Морозов Н.Г. «Лето Господне» Ивана Сергеевича Шмелёва // Шмелёв И.С. Лето Господне. — М.: /Синергия/ 2001. с.136
Привезенцева Л. Шмелёв Иван Сергеевич // Русские писатели XI — начала XX вв.: Биобиблиогр. словарь: Кн. для учащихся. — М.: /Просвещение/ 1995. с.585
Прокопов Т. Москворецкий Златоуст // Шмелёв И.С. Неупиваемая Чаша. — М./ Школа-Пресс,/1996. -195с
Скачков И. Вечный свет вещего слова // Шмелёв И.С. Богомолье. — М.: /Московский рабочий/ 1994- 233с.
Смирнова М. Пути земные // Шмелёв И.С. Пути небесные. — М.: Советский писатель/1991.-188с
Сайт храма св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Санкт-Петербург
Сущность христианского учения о происхождении мира. Казань 2004-94с.
Справочник. Мировые религии. М/Наука/ 2001-389с.
Торчинов Е.А. Введение в христианство. М/Мир/ 2003- 242с.
Хрестоматия по истории России в 4-х тт. – т. 2. В 2-х кн. Кн. 1. XVII – начало XVIII в. – М. МИРОС – Международные отношения, 2000.
Фирсов С.Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб., Изд. Христианского гуманитарного института. 1996-299с.
Флоровский Г.В. Пути русского богословия. - Вильнюс, 2001- 217с.
Шахов М.О.Философские аспекты староверия. М./Мысль/ 2003- 336с
Шмелев И.С. Собрание сочинений: В 5 т.- М.:/Русская книга/ 2001
Шмелев И.С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 6 (доп.). - М.: /Русская книга/ 1999.
Шмелев И.С. Неупиваемая чаша: Романы. Повести. Статьи. - М./Школа-Пресс/1996.-320с.
Юрганов А. Л. , Кацва Л. А. История России XVI – XVIII вв. – М. /МИРОС/2001-347с
Летопись жизни и творчества И.С.Шмелёва; Материалы к биографии И.С.Шмелёва; Критика о творчестве И.С.Шмелёва… // Шмелёв И.С. Лето Господне. — М.: /АСТ: Олимп/, 1996. — С. 433-569, Михайлов О.Н. Иван Шмелёв (1873-1950) // Шмелёв И.С. Избранное. — М.: /Правда/ 1989. — С. 3-20.
Морозов Н.Г. «Лето Господне» Ивана Сергеевича Шмелёва // Шмелёв И.С. Лето Господне. — М.: /Синергия/ 2001. — С. 5-36, Привезенцева Л. Шмелёв Иван Сергеевич // Русские писатели XI — начала XX вв.: Биобиблиогр. словарь: Кн. для учащихся. — М.: /Просвещение/ 1995. — С. 71-575, Прокопов Т. Москворецкий Златоуст // Шмелёв И.С. Неупиваемая Чаша. — М./ Школа-Пресс,/1996. — С. 5-46.
Скачков И. Вечный свет вещего слова // Шмелёв И.С. Богомолье. — М.: /Московский рабочий/ 1994. — С. 3-31.Смирнова М. Пути земные // Шмелёв И.С. Пути небесные. — М.: Советский писатель/1991. — С. 3-22.
Сайт храма св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Санкт-Петербург
Летопись жизни и творчества И.С.Шмелёва; Материалы к биографии И.С.Шмелёва; Критика о творчестве И.С.Шмелёва… // Шмелёв И.С. Лето Господне. — М.: АСТ: Олимп, 1996. — С. 433-569.
Шмелев И.С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 6 (доп.). - М.: /Русская книга/ 1999. С.437
Шмелев И.С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 1. - М. /Русская книга/ 2001. - С.18.
Там же.
Шмелев И.С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 2. - М.:/Русская книга/ 2001. - С.358.
Там же. Т.1 С.19-20
Шмелев И.С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 2. - М.: Русская книга, 2001. - С. 296.
Летопись жизни и творчества И.С.Шмелёва; Материалы к биографии И.С.Шмелёва; Критика о творчестве И.С.Шмелёва… // Шмелёв И.С. Лето Господне. — М.: АСТ: Олимп, 1996. — С. 433-569.
Там же.
Привезенцева Л. Шмелёв Иван Сергеевич // Русские писатели XI — начала XX вв.: Биобиблиогр. словарь: Кн. для учащихся. — М./Просвещение/1995. — С. 71-575.
Летопись жизни и творчества И.С.Шмелёва; Материалы к биографии И.С.Шмелёва; Критика о творчестве И.С.Шмелёва… // Шмелёв И.С. Лето Господне. — М.: АСТ: Олимп, 1996. — С. 433-569.
Письмо Ильину от 18 апреля 1933//Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1927-1934). - М.:/Русская книга/ 2001 - С. 379.
Сайт храма св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Санкт-Петербург
Летопись жизни и творчества И.С.Шмелёва; Материалы к биографии И.С.Шмелёва; Критика о творчестве И.С.Шмелёва… // Шмелёв И.С. Лето Господне. — М.: АСТ: Олимп, 1996. — С. 433
Прокопов Т. Москворецкий Златоуст // Шмелёв И.С. Неупиваемая Чаша. — М./ Школа-Пресс,/1996. — С.25
Летопись жизни и творчества И.С.Шмелёва; Материалы к биографии И.С.Шмелёва; Критика о творчестве И.С.Шмелёва… // Шмелёв И.С. Лето Господне. — М.: АСТ: Олимп, 1996. — С. 433
Приводится материал из газеты Леушино. См. Сайт храма св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Санкт-Петербург
Морозов Н.Г. Лето Господне» Ивана Сергеевича Шмелёва // Шмелёв И.С. Лето Господне. — М.: /Синергия/ 2001. — С. 5-36
31
1.Андреев И. Православная апологетика. М/Изд-во Сретенского м-ря/ 2006- 323с.
2.Артемьев Д.Г., Поснов М.Э. История христианской Церкви. От первых веков до раскола 1054 года. М./Высшая школа/ 2005- 648с
3.Жантийом-Кутыриин И. Мой дядя Ваня. - Москва: Российский Фонд Культуры-Издательство Сретенского монастыря, 2001. –
4.Знаменский П.В. История русской церкви. /Свято-Данилов монастырь/ 2001- 513с
5.Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1927-1934). - М.:/Русская книга/ 2001 - С. 379.
6.История религий. В 2-х тт. Под ред. Проф. Д.П.Шантепи де ля Соссей.М: /Российский фонд мира/ 1999.
7.Куклина И.А. Роман Пути небесные как итог духовных исканий Ивана Сергеевича Шмелева ВГПУ 2001
8.Куликова Е. Религиозные мотивы в творчестве И.Шмелева. М/Современник/ 1999 -281с.
9.Кутырина Ю.А. Светлая кончина И.С. Шмелева//Шмелев И.С. Свет вечный. - Париж, 1968.
10.Летопись жизни и творчества И.С.Шмелёва; Материалы к биографии И.С.Шмелёва; Критика о творчестве И.С.Шмелёва… // Шмелёв И.С. Лето Господне. — М.: /АСТ: Олимп/, 1996. с.569
11.Мамедов И.М. Предисловие к Корану. Саратов 1999
12.Миронов В.Т. Православие и восточные религии. М/Вехи/ 2003- 227с.
13.Миронов В.Т. Православие и католичество. Точки совпадения и разногласия. М/Вехи/ 2003- 227с.
14.Михайлов О.Н. Иван Шмелёв (1873-1950) // Шмелёв И.С. Избранное. — М.: /Правда/ 1989. с.220.
15.Морозов Н.Г. «Лето Господне» Ивана Сергеевича Шмелёва // Шмелёв И.С. Лето Господне. — М.: /Синергия/ 2001. с.136
16.Привезенцева Л. Шмелёв Иван Сергеевич // Русские писатели XI — начала XX вв.: Биобиблиогр. словарь: Кн. для учащихся. — М.: /Просвещение/ 1995. с.585
17.Прокопов Т. Москворецкий Златоуст // Шмелёв И.С. Неупиваемая Чаша. — М./ Школа-Пресс,/1996. -195с
18.Скачков И. Вечный свет вещего слова // Шмелёв И.С. Богомолье. — М.: /Московский рабочий/ 1994- 233с.
19.Смирнова М. Пути земные // Шмелёв И.С. Пути небесные. — М.: Советский писатель/1991.-188с
20.Сайт храма св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова исторического подворья Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Санкт-Петербург
21.Сущность христианского учения о происхождении мира. Казань 2004-94с.
22.Справочник. Мировые религии. М/Наука/ 2001-389с.
23.Торчинов Е.А. Введение в христианство. М/Мир/ 2003- 242с.
24.Хрестоматия по истории России в 4-х тт. – т. 2. В 2-х кн. Кн. 1. XVII – начало XVIII в. – М. МИРОС – Международные отношения, 2000.
25.Фирсов С.Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб., Изд. Христианского гуманитарного института. 1996-299с.
26.Флоровский Г.В. Пути русского богословия. - Вильнюс, 2001- 217с.
1.Шахов М.О.Философские аспекты староверия. М./Мысль/ 2003- 336с
27.Шмелев И.С. Собрание сочинений: В 5 т.- М.:/Русская книга/ 2001
28.Шмелев И.С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 6 (доп.). - М.: /Русская книга/ 1999.
29.Шмелев И.С. Неупиваемая чаша: Романы. Повести. Статьи. - М./Школа-Пресс/1996.-320с.
30.Юрганов А. Л. , Кацва Л. А. История России XVI – XVIII вв. – М. /МИРОС/2001-347с
Вопрос-ответ:
Какие были религиозные взгляды у Шмелева?
Шмелев был признанным атеистом в юности, но впоследствии обратился к православному христианству.
Какие идеологические установки имел Шмелев?
Шмелев исповедовал идеи патриотизма, мистицизма и человеческого совершенства.
В чем заключались религиозные воззрения Шмелева в его творчестве?
В творчестве Шмелева часто прослеживается мотив восстановления духовного единства и преодоления расколов в обществе.
Почему Шмелев вернулся на родину?
Шмелев вернулся на родину, чтобы восстановить связь с русской культурой и православным христианством, которые играли важную роль в его жизни.
Какие исторические личности оказывали влияние на мировоззрение Дариньки?
Даринька оказалась под влиянием житий преподобной Таисии блудницы, мученицы Евдокии отроковицы и прелестницы Мелетинии.
Какую биографию имеет писатель И. Шмелев?
И. Шмелев имеет интересную биографию. Он родился в 1873 году в семье священника. В юности он был студентом православного семинарии, но позднее отказался от религии. Затем он стал писателем и литературным критиком, работал в различных журналах и издательствах. В его творчестве прослеживаются сильные религиозные установки, которые он выражает в своих произведениях.
Какие религиозные взгляды выражает И. Шмелев в своем творчестве?
И. Шмелев в своем творчестве выражает разнообразные религиозные взгляды. В некоторых своих произведениях он исследует столкновение между верой и современным миром, а в других - освещает темы греха, искупления и спасения. Он также исследует вопросы морали и духовности, стремясь найти ответы на вечные человеческие вопросы в контексте религии.
Какие религиозные установки И. Шмелева можно выделить в его творчестве?
Религиозные установки И. Шмелева, выраженные в его творчестве, можно выделить следующие: он считает, что вера и религия являются неотъемлемой составляющей человеческой жизни, что духовное измерение важнее материального, и что каждый человек должен искать свое спасение и истину. Отношение Шмелева к религии может рассматриваться как сложное и противоречивое, но всегда отмечается его уважение к духовным ценностям и его стремление найти ответы на вопросы смысла и назначения человеческой жизни.
Почему Даринька называет себя блудницей и ищет оправдание в грехах святых грешниц в романе И. Шмелева?
Даринька называет себя блудницей и ищет оправдание в грехах святых грешниц в романе И. Шмелева, потому что она испытывает чувство вины и стыда за свои сексуальные и эмоциональные связи. Она чувствует, что эти отношения противоречат общепринятым моральным нормам и хочет найти оправдание для своего поведения в историях и житиях других женщин, которые были сочтены святыми, несмотря на свои греховные поступки.
Какие были религиозные взгляды О. Шмелева?
О. Шмелев был атеистом и отвергал религию.