Законодательный процесс в РФ.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Правоведение
  • 31 31 страница
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 05.05.2008
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Понятие и виды стадий законодательного процесса
2.2. Законодательная инициатива
2.3. Обсуждение законопроекта
2.4. Принятие закона
2.5. Обнародование закона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Фрагмент для ознакомления

По мнению других авторов, опубликование не входит в число стадий официального прохождения законопроекта в законодательном органе. Образуя, как они утверждают, наряду с предварительной подготовкой законопроекта самостоятельную часть законодательной деятельности, не связанную с официальной деятельностью законодательного органа, опубликование представляет собой в этом качестве особую стадию законодательного процесса. Данное мнение обосновывается, исходя из широкого понимания законодательного процесса, когда в него помимо официальной деятельности самого законодательного органа включается также деятельность по созданию закона, в которой наряду с законодательным органом участвуют иные государственные органы, общественность <8>. Существует точка зрения, сторонники которой полностью исключают опубликование из сферы законотворчества, считая его началом реализации принятого законодательного акта. В качестве основного аргумента, призванного доказать основательность отнесения опубликования к правоприменительной деятельности, указывается, что опубликование - это, прежде всего, одно из условий доведения текста принятого акта до сведения его непосредственных исполнителей.
На наш взгляд, опубликование представляет собой самостоятельный этап юридической деятельности, отличный по своему характеру как от предшествовавших ему стадий законодательного процесса (внесение законопроекта, его обсуждение, принятие, промульгация), так и от последующих стадий правоприменения. Обладая специфической целью, опубликование осуществляется в определенных временных границах. В правовом смысле оно имеет место лишь после принятия закона законодательным органом, его подписания компетентными должностными лицами и соответствующего оформления, т.е. тогда, когда процедура по созданию закона полностью завершена. Возможность исполнения такого закона наступает не ранее обусловленного срока его вступления в силу.
Таким образом, не опубликование, а вступление закона в силу знаменует начало правоприменительной деятельности. Временной разрыв между опубликованием закона и началом его реализации устанавливается в законодательном порядке. Он необходим для того, чтобы с новым законом, прежде, чем последний начнет применяться, были ознакомлены все слои населения и, в первую очередь, лица, к которым закон обращен непосредственно. Это позволяет указанным субъектам до введения закона в действие изучить его и сообразовать с ним свое поведение.
В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, федеральные законы, как и любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Введение норм, предписывающих необходимость опубликования актов как условие их дальнейшего действия, решает проблему открытости, доступности актов, обеспечивая тем самым возможность ознакомления с ними всех заинтересованных субъектов. Важное значение имеет установление конкретной даты официального опубликования акта, которая одновременно служит отправной точкой для исчисления срока вступления его в силу.
В зависимости от того, кому в государстве принадлежит право на издание законодательного акта, заключительной стадией законодательного процесса, по нашему мнению, может быть либо принятие закона парламентом, либо санкционирование закона главой государства. Если законодательный процесс заканчивается утверждением закона в парламенте, опубликование осуществляется от имени или по прямому нормативно закрепленному поручению данного органа, как это имеет место в Российской Федерации. Если же утверждение закона проводится посредством санкционирования его главой государства, за последним обычно и закрепляется право на опубликование санкционированного им закона. Ни в том, ни в другом случае опубликование не связано непосредственно с завершением законодательного процесса, им лишь удостоверяется тот факт, что закон принят и утвержден, но еще не начал действовать.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в результате проведенного исследования сделаны выводы:
Правотворчество есть процесс целенаправленного формирования и юридического закрепления государственной воли в источниках права. Законотворчество и правотворчество соотносятся как часть и общее, то есть законотворчество выступает одной из разновидности правотворческого процесса, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами. Законотворчество следует определить как правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.
Законодательный процесс - составляющая законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления. законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона. Законодательный процесс характеризуется следующими признаками: Во-первых, он урегулирован непосредственно Конституцией РФ, во-вторых, установлен строго определенный круг субъектов законодательной инициативы, в третьих, в законодательном процессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли Государственной Думы Федерального Собрания.
Выделяются четыре основные стадии законодательного процесса: 1) внесение законопроекта (законодательная инициатива); 2) рассмотрение законопроекта в палатах, комитетах (комиссиях) парламента (обсуждение законопроекта); 3) принятие закона; 4) опубликование закона. Следует различать, субъектов законодательной инициативы (сьт.104 Конституции РФ) от субъектов конституционной инициативы (ст. 134 Конституции РФ).
Президент РФ обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным собранием. Это вето относительное и может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в 2/3 каждой палаты – в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Право Президента РФ на отклонение закона не распространяется на федеральные конституционные законы. От права на отклонение федеральных законов (т.е. «права вето») отличается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент РФ усматривает в процессе принятия или одобрения закона нарушение конституционных условий и процедур его принятия или одобрения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.
Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации // Вестник КС РФ. 1996. № 3.
Постановление КС РФ от 30.04.1996г. N 11-П по делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента РФ от 03.10.1994 г. № 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом // СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2320.
Абрамова А.И. Законодательный процесс в Российской Федерации / А.И. Абрамова. М.: Юрист, 2006.
Абрамова А.И. Современный законодательный процесс в Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. N 2.
Андрианов Н.Е. О законодательной инициативе // Советское государство и право. 1964. N 9;
Бошно С.В. Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Государственную Думу // Право и образование. 2004. N 2.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник / А.Б. Венгеров. М., 2005.
Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2006. № 8.
Демин, А.В. Теория государства и права / А.В. Демин. – М.: ИНФРА-М, 2005.
Колдаева Н.П. Законодательная инициатива как правовой институт // Советское государство и право. 1970. N 9;
Колесников Е.В. Принцип верховенства закона: конституционно-правовые вопросы // Российская юридическая доктрина в XXI веке / под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2001.
Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2004.
Котелевская И.В. Информация и законодательный процесс // Сов. государство и право. 1990. N 9.
Красинский В.В. Качество российских законов //Право и политика. 2005. N 5.
Краснов Ю.К. Законодательный процесс в Государственной Думе: пути совершенствования. М., 2004
Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2004.
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Спарк, 2000.
Любимов А.П. Парламентское право России. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002.
Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебник. М.: Юристъ, 2004.
Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Юрайт-Издат, 2006.
Селезнев Г.Н. Законотворчество на рубеже веков // Журнал российского права. 2001. N4;
Снежко О.Я. Президент Российской Федерации – гарант прав и свобод граждан // Право и политика. 2005. №2.
Студеникина М.С. Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика // Журнал российского права. 2000. N 7.
Ткаченко В.Г. Некоторые аспекты ограничения законотворческой компетенции Федерального Собрания Российской Федерации // Право и политика. 2000. N 11;
Черданцев, А. Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2000.
Чехарина В.И. Право законодательной инициативы и его влияние на процесс стабилизации закона // В кн.: Концепция стабильности закона. М., 2000.
Чухвичев Д.В. Законодательная техника: Учеб. Пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 2. Вып. 1. М., 2001.
Шумаков А.И. Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного российского правотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 4.
Югов А.А., Игишев К.А. Законопроектный процесс как теоретическое и практическое явление в конституционном праве России // Юридический мир. 2006. N 10.

См.: Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебник. М.: Юристъ, 2005; Демин А.В. Теория государства и права. Курс лекций. М.: Норма, 2005. С. 102.
Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2004. С. 340.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. М.: Юриспруденция, 1999. С. 409-410.
Демин А.В. Теория государства и права. Курс лекций. М.: Норма, 2005. С. 102.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. М.: Юриспруденция, 1999. С. 343.
Шумаков А.И. Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного российского правотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 4.
См., например: Краснов Ю.К. Законодательный процесс в Государственной Думе: пути совершенствования. М., 2004; Новицкая Т.И. Федеральный законодательный процесс в России в условиях разделения властей. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2003. 184 с.; Платонов В.М. Законодательный процесс в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 1999. 202 с.; Законодательный процесс в России: граждане и власть / Под ред. А.А. Захарова. М., 1996.
Ткаченко В.Г. Некоторые аспекты ограничения законотворческой компетенции Федерального Собрания Российской Федерации // Право и политика. 2000. N 11; Селезнев Г.Н. Законотворчество на рубеже веков // Журнал российского права. 2001. N 4.
Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебник. М.: Юристъ, 2005. С.67.
Керимов Д.А. Законодательная техника. М., 1998. С. 9.
См.: Котелевская И.В. Информация и законодательный процесс // Сов. государство и право. 1990. N 9.
Хабриева Т.Я. Концепция развития законодательного процесса // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2004. С. 77.
Дмитриевцев К.Н. Процесс правотворчества в РФ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н.Новгород, 1994. С. 3.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации // Вестник КС РФ. 1996. № 3.
Любимов А.П. Парламентское право России. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 226-227.
Абрамова А.И. Законодательный процесс в Российской Федерации. М.: Юрист, 2006. С.39.
Шумаков А.И. Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процесса в контексте современного российского правотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 4.
Демин А.В. Теория государства и права. Курс лекций. М.: Норма, 2002. С. 102.
Шумаков А.И. Взаимообусловленность законотворческого и законодательного процессов в контексте современного российского правотворчества //Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 4. С.32.
Абрамова А.И. Современный законодательный процесс в Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. N 2. С.43.
См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 2. Свердловск, 1973. С. 16.
Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. С. 156-157.
См.: Чухвичев Д.В. Законодательная техника: Учеб. Пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С.27.
См., например: Андрианов Н.Е. О законодательной инициативе // Советское государство и право. 1964. N 9. С. 62 - 63; Колдаева Н.П. Законодательная инициатива как правовой институт // Советское государство и право. 1970. N 9. С. 123; Чехарина В.И. Право законодательной инициативы и его влияние на процесс стабилизации закона // В кн.: Концепция стабильности закона. М., 2000. С. 91.
См.: Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 47.
Югов А.А., Игишев К.А. Законопроектный процесс как теоретическое и практическое явление в конституционном праве России // Юридический мир. 2006. N 10. С.50.
Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 54.
См.: Проблемы общей теории права и государства. М., 2005. С.307.
См.: Бошно С.В. Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Государственную Думу // Право и образование. 2004. N 2. С. 154.
Абрамова А.И. Современный законодательный процесс в Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. N 2. С.43.
См.: Абрамова А.И. Законодательный процесс в Российской Федерации / А.И. Абрамова. М.: Юрист, 2006. 78.
См.: Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2004. С. 143.
Собрание законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
Абрамова А.И. Современный законодательный процесс в Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. N 2. С.43.
Студеникина М.С. Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика // Журнал российского права. 2000. N 7. С. 12.
Собрание законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
См.: Ковачев Д.А. Проблемы конституционности права. М., 2003. С. 173-174.
См.: Антонова Л.И. О стадиях правотворческого процесса в СССР // Правоведение. 1966. N 1. С. 10; Тиле А.А., в кн.: Правотворчество в СССР / Под ред. А.В. Мицкевича. М., 1974. С. 224.
См.: Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. N 5. С. 28.












3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.
2.Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, фе-деральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
3.Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федера-ции // Вестник КС РФ. 1996. № 3.
4.Постановление КС РФ от 30.04.1996г. N 11-П по делу о проверке консти-туционности пункта 2 Указа Президента РФ от 03.10.1994 г. № 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, ут-вержденного названным Указом // СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2320.
5.Абрамова А.И. Законодательный процесс в Российской Федерации / А.И. Абрамова. М.: Юрист, 2006.
6.Абрамова А.И. Современный законодательный процесс в Российской Фе-дерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. N 2.
7.Андрианов Н.Е. О законодательной инициативе // Советское государство и право. 1964. N 9;
8.Бошно С.В. Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Го-сударственную Думу // Право и образование. 2004. N 2.
9.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник / А.Б. Венгеров. М., 2005.
10.Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнитель-ной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2006. № 8.
11.Демин, А.В. Теория государства и права / А.В. Демин. – М.: ИНФРА-М, 2005.
12.Колдаева Н.П. Законодательная инициатива как правовой институт // Со-ветское государство и право. 1970. N 9;
13.Колесников Е.В. Принцип верховенства закона: конституционно-правовые вопросы // Российская юридическая доктрина в XXI веке / под ред. А.И. Демидо-ва. Саратов, 2001.
14.Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хаб-риевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2004.
15.Котелевская И.В. Информация и законодательный процесс // Сов. государ-ство и право. 1990. N 9.
16.Красинский В.В. Качество российских законов //Право и политика. 2005. N 5.
17.Краснов Ю.К. Законодательный процесс в Государственной Думе: пути совершенствования. М., 2004
18.Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2004.
19.Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Спарк, 2000.
20.Любимов А.П. Парламентское право России. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002.
21.Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права. Учебник. М.: Юристъ, 2004.
22.Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Юрайт-Издат, 2006.
23.Селезнев Г.Н. Законотворчество на рубеже веков // Журнал российского права. 2001. N4;
24.Снежко О.Я. Президент Российской Федерации – гарант прав и свобод граждан // Право и политика. 2005. №2.
25.Студеникина М.С. Вступление федерального закона в силу: правовое ре-гулирование и практика // Журнал российского права. 2000. N 7.
26.Ткаченко В.Г. Некоторые аспекты ограничения законотворческой компе-тенции Федерального Собрания Российской Федерации // Право и политика. 2000. N 11;
27.Черданцев, А. Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2000.
28.Чехарина В.И. Право законодательной инициативы и его влияние на про-цесс стабилизации закона // В кн.: Концепция стабильности закона. М., 2000.
29.Чухвичев Д.В. Законодательная техника: Учеб. Пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
30.Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 2. Вып. 1. М., 2001.
31.Шумаков А.И. Взаимообусловленность законотворческого и законода-тельного процесса в контексте современного российского правотворчества // Го-сударственная власть и местное самоуправление. 2006. N 4.
32.Югов А.А., Игишев К.А. Законопроектный процесс как теоретическое и практическое явление в конституционном праве России // Юридический мир. 2006. N 10.

Вопрос-ответ:

Какие стадии прохождения законопроекта существуют в Российской Федерации?

Законодательный процесс в Российской Федерации состоит из нескольких стадий: 1) Инициатива; 2) Обсуждение законопроекта; 3) Принятие закона; 4) Обнародование закона.

Что означает понятие "законодательная инициатива"?

Законодательная инициатива представляет собой право участников законодательного процесса на предложение новых законов или изменений к существующим законам.

Как происходит обсуждение законопроекта?

Обсуждение законопроекта происходит на различных уровнях и в разных органах государственной власти. Законопроект может быть обсужден в парламенте, на заседаниях комитетов, во время публичных слушаний и т.д.

Как принимается закон в Российской Федерации?

Процесс принятия закона в Российской Федерации начинается с рассмотрения и голосования над законопроектом в думе или совете федерации. Затем законопроект передается на подпись президенту. Если президент согласен с законом, он становится законом, если нет - возвращается на переработку.

Что происходит после принятия закона в России?

После принятия закона он должен быть обнародован, то есть опубликован и вступить в силу. Обнародование закона осуществляется через официальные издания и медиа.

Какова общая характеристика законодательного процесса в Российской Федерации?

Законодательный процесс в Российской Федерации - это процесс выработки и принятия законов в государстве. Он осуществляется в соответствии с конституцией и иными законами РФ, и включает в себя различные стадии и процедуры.

Какие стадии включает в себя законодательный процесс в Российской Федерации?

Законодательный процесс включает в себя несколько стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и обнародование закона.

Что такое законодательная инициатива?

Законодательная инициатива - это право определенных должностных лиц или групп общества выдвигать законопроекты для рассмотрения в законодательном органе. Такие лица могут быть президентом, правительством, парламентом или различными общественными организациями.

Что происходит на стадии обсуждения законопроекта?

На стадии обсуждения законопроекта происходит детальное изучение и обсуждение предлагаемых изменений к закону. Данный процесс может включать в себя публичные слушания, консультации с экспертами и обсуждения в рабочих группах. Цель этой стадии - учесть мнение и предложения различных групп общества перед принятием окончательного решения.

Как принимаются законы в Российской Федерации?

Принятие закона происходит в результате голосования в законодательном органе. Проект закона должен быть поддержан большинством голосов депутатов или сенаторов. Окончательный текст закона затем передается на подписание президенту, который может либо подписать закон, либо вернуть его на повторное рассмотрение.

Какова общая характеристика законодательного процесса в Российской Федерации?

Законодательный процесс в Российской Федерации представляет собой процесс создания, обсуждения, принятия и обнародования законов. Он осуществляется законодательными органами власти с целью установления и утверждения норм права, регулирующих различные сферы общественных отношений.

Какие виды стадий законодательного процесса существуют?

В законодательном процессе в Российской Федерации выделяются следующие стадии: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование. Каждая стадия имеет свои особенности и требует выполнения определенных правил и процедур.