"Похвала глупости" Эразм Ротердамский
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 29.05.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Особенности и история жанра «Похвалы глупости»
Композиция
Основные идеи произведения Эразма Роттердамского
Заключение
Всю силу своей гневной критики автор обращает на представителей монашества, которых он считает бесчестными лицедеями, которые лишь прикидываются набожными.
Не обошла Глупость своим вниманием и представителей власти, как светской: королей, придворных, так и церковной: епископов, кардиналов. Обвиняя их в преступном пути прихода к власти, таком, как клятвопреступление и убийство, в том, что, придя к власти, правитель занимается только решением своих личных дел, а не государственными благами.
Ведь пороки и слабые стороны государей представляют особую опасность для страны, в противоположность слабостям всех остальных жителей государства: «Кто взял в свои руки кормило правления, тот обязан помышлять лишь об общественных, а отнюдь не о частных своих делах, не отступать ни на вершок от законов, каковых он и автор и исполнитель, следить постоянно за неподкупностью должностных лиц и судей; вечно он у всех перед глазами, как благодетельная звезда, чистотой и непорочностью своей хранящая от гибели род человеческий, или как грозная комета, всем несущая гибель.
Пороки всех остальных лиц губительны для немногих и по большей части остаются скрытыми, но государь поставлен так высоко, что если он позволит себе хотя бы малейшее уклонение от путей чести, тотчас же словно чума распространяется среди его подданных».
Священнослужителей автор обвиняет в излишней праздности их жизни, пышности одеяний и несоблюдении предписаний, в перекладывании их прямых обязанностей на своих многочисленных помощников.
«Что касается обязанностей, то они благоразумно перелагают это бремя на чужие плечи или передают из рук в руки, словно мячик. Подобно тому, как светские государи посылают для управления областями наместников, а наместники в свою очередь поручают это дело своим помощникам, так и духовенство, по смирению своему, предоставляет труды благочестия простому народу».
Что было бы, спрашивает автор, если бы вместо всего этого проводились бы бдения, посты, проповеди, покаяния, молитвенные собрания? ( Глава LIX). Ответ заключается в следующем: в церковном аппарате наметился бы острый недостаток служителей.
Действительно, весь религиозный аппарат был значительно отягощен дополнительными должностями, которые наживались на поборах с населения, живя на взимаемые налоги. Данный вопрос был очень актуален в эпоху Средневековья и Возрождения.
Речь Глупости затрагивает довольно смелые темы: после того, как она доказала свое значение для человечества, она вторгается в христианскую религию, отождествляя себя с ней: «что христианская вера, по-видимому, сродни некоему виду глупости и с мудростью совершенно несовместна».
«Сам Христос, хотя в нем воплотилась мудрость отца, стал тем не менее некоторым образом глупым, дабы помочь глупости людей: усвоив человеческую природу, он и характером сделался подобен человеку. Равным образом стал он грешником, чтобы уврачевать грех, и уврачевал он его не чем иным, как юродством креста при помощи невежественных глупцов – апостолов. Последним он усердно проповедовал неразумие и предостерегал против мудрости, указуя им в виде примера на детей, лилии,
горчичные зерна и маленьких птичек – то есть нечто глупое, чуждое здравого смысла, живущее по внушениям одной природы, без всяких забот и без всяких хитростей».
Данные высказывания являются чрезвычайно вызывающими, как для эпохи Возрождения, так и в настоящее время. Не удивительно, что «Похвала глупости» Эразма Роттердамского вызвала широкий общественный резонанс, и пой сей день, писателя знают преимущественно как автора «одного произведения».
Данный раздел (касающийся христианства) является кульминационным в речи Глупости. Она отличается и стилистикой – в предыдущих главах второй части автор часто приводил цитаты из священного писания, подвергая их своеобразному толкованию. В последних же, заключительных главах произведения, почти нет цитат, тон высказывания отличается особой серьезностью.
Заключение
«Похвала глупости» Эразма Роттердамского, наряду с «Утопией» Томаса Мора и сочинениями Франсуа Рабле, является одной из вершин европейского гуманизма Возрождения. Книга принесла автору мгновенный и шумный успех. Всего в течение нескольких лет сочинение разошлось по всей Европе в количестве двадцати тысяч экземпляров, что являлось неслыханным случаем для книги, написанной на латинском языке.
Впоследствии автор использовал многие сатирические мотивы речи Глупости в диалогах и маленьких комедиях, объединенных в цикл «Домашние беседы» (Диалоги «Кораблекрушение», «Неосторожный обет», «Паломничество», «Рыцарь без лошади», «Славное ремесло»).
Данное сочинение явилось выразителем общего мнения современников писателя. Оно сформулировало и распространило в кругах общественности неприятие деятельности служителей церкви, правителей и других представителей общества.
Основными чертами, которые создают индивидуальность и неповторимость работы Эразма, является:
– иронично–сатирическая окраска тона высказывания, что стало позволительно благодаря выступлению в роли героини такой аллегории, как Глупость;
– острый, предельно усиленный критицизм современности (который значительно набирает силу во второй части произведения);
– глубокое проникновение в социально–историческую атмосферу современного общества (автор выражает недовольство, накопленное многими веками);
– противопоставление средневековой схоластики и свободной античной мысли (что выражается в стилистике произведения, применении софизмов, приемов риторики);
– освещение всех аспектов, вызывающих недовольство современников;
– аллегоричность (подражание античному и средневековому театру, применение в качестве героини и ее спутников пороков человечества);
– выражение критики посредством, казалось бы, несовместимого с самой идеей обличения жанром панегирика (что в итоге можно назвать как антипанегирик);
– индивидуальная двухчастная композиция, в которой представлены два плана критики: общефилософская, ироничная в первой части, и сатирическая, обличающая во второй части;
– исключительная монологичность высказывания, за которой ярко прослеживается авторский взгляд; по сути, сочинение воспринимается как речь автора, не смотря на использование такого персонажа, как Глупость;
– сочетание в стилистике произведения «ученого» языка, который заимствован у античных философов, в частности, у софистов; проповеднических мотивов; откровенного, без прикрас, грубовато–народного элемента. Такая эклектичность может быть объяснена желанием быть понятым всеми слоями общества, от самых необразованных до изысканных эстетов;
– особая резкость при описании философов, богословов, монахов, епископов, кардиналов и первосвященников, который были противниками Эразма на протяжении всей его деятельности, и которые препятствовали распространению идей писателя в широких кругах общества.
Таким образом, нами выявлены те параметры, которые были заявлены во вступлении к данной работе.
Сочинение Эразма Роттердамского «Похвала глупости» оказала значительное влияние на современников. Это влияние усматривают в появлении после издания данной работы протестантизма. Когда в Германии начался период Реформации (1517), сторонники ее не сомневались в том, что Эразм выступит в ее защиту и своим авторитетом укрепит реформаторское движение.
Но писатель несколько лет уклонялся от прямого ответа на этот волновавший всех современников вопрос. Наконец, в 1524 году он выступил решительно против Лютера, заняв в религиозном вопросе нейтральную позицию, которую сохранил до конца дней.
Своим сочинением Эразм Роттердамский нанес существенный удар церкви и всем порокам современному ему обществу.
Эразм Роттердамский «Похвала глупости» – М., Государственное издательство художественной литературы, 1960, с. 8
Гл. VII, с. 15
Гл. VIII, с. 17
Гл. XXVII, с. 45
Гл. XXVIII, с. 45
Гл. XXV, с. 42
Гл. XXXVII, с. 63
Гл. XI, с. 20
Гл. XXIV, с. 41
Гл. XXIV, с. 40
Гл. XXXIV, с. 59
Гл. XXXII, с. 58
Гл. XIX, с. 34
Гл. XX, с. 35
Гл. XXVII, с. 45
Гл. XLIII, с. 77
Гл. XII, с. 19
Гл. XVII, с. 30
Гл. XXI, с. 36
Гл. L, с. 90
Гл. LI, с. 93
Гл. LIII, с. 95
Гл. LV, с. 113
Гл. LV, с. 119
Гл. LXVI, с.143
Гл. LXV, с. 141
3
Вопрос-ответ:
Какие особенности и история жанра "Похвала глупости"?
Жанр "Похвала глупости" отличается своеобразием и остротой. Он возник в средние века и имел корни в античной прозе. Основная идея жанра заключается в критике мирской и церковной власти, а также осуждении холодной расчетливости и лицемерия.
Какая композиция у произведения "Похвала глупости" Эразма Роттердамского?
Композиция произведения "Похвала глупости" состоит из ряда рассуждений и аллегорических образов. Эразм вводит персонажа Глупость, которая выступает в роли некоего архетипа. Глупость обращается к читателю и показывает его собственные ошибки и недостатки.
Какие основные идеи в произведении "Похвала глупости"?
В произведении "Похвала глупости" Эразм Роттердамский высмеивает лицемерие, лицедейство и холодную расчетливость властных структур. Он критикует представителей монашества, которые только притворяются набожными, а также мирских правителей и церковных деятелей. Автор призывает к простоте и непосредственности, осуждая сложность и изощренность ума.
Кого конкретно осуждает Эразм в произведении "Похвала глупости"?
Эразм Роттердамский в своем произведении "Похвала глупости" осуждает представителей монашества, которых он считает бесчестными лицедеями, притворяющимися набожными. Он также обращает внимание на представителей власти, как светских (королей, придворных), так и церковных (епископов, кардиналов). Автор обвиняет их в преступном пути прихода к власти, включая клятвоизменение и махинации.
Почему Эразм Роттердамский обращает внимание Глупости на представителей власти?
Эразм Роттердамский в своем произведении "Похвала глупости" обращает внимание Глупости на представителей власти, так как считает их виновными в преступных методах прихода к власти. Автор осуждает махинации и клятвоизменения, которыми пользуются как светские правители, так и церковная иерархия.
Какие особенности и история жанра "Похвалы глупости"?
Жанр "Похвалы глупости" имеет своей особенностью пародирование и иронию. Он возник в Средние века и является типичным для книг церковных и книжников. Эразм Ротердамский создал одноименную работу в 1509 году, ставшую одной из его самых известных и популярных.
Какие основные идеи произведения "Похвала глупости" Эразма Роттердамского?
Одной из основных идей произведения является критика монашества и представителей власти. Эразм Роттердамский считал, что они являются лицедеями и неискренними набожными идолами. Автор также обвинял их в преступных способах прихода к власти. Он выражает свой гнев и негодование по отношению к этим категориям людей.
На кого автор обращает свою гневную критику в "Похвале глупости" Эразма Роттердамского?
Эразм Роттердамский обращает свою критику на представителей монашества, которых он считает лицедеями. Он также не обошел вниманием представителей власти, как светских королей, придворных и церковных епископов, кардиналов. Автор обвиняет их в преступных путях прихода к власти, таких как ложь и клятва.