жанр малой прозы в рассказах А.П.Чехова

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 20 20 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 22.04.2008
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение
Часть I. Творчество А. П. Чехова
Часть II. Особенности рассказов А. П. Чехова
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

«Порицая современных ему интеллигентов за «вялость душм» и «неустойчивость» в мыслях, Чехов определяет свой эталон интеллигентности: прежде всего, уважение к человеческой личности как таковой, поэтому настоящие интеллигенты «снисходительны, мягки, вежливы и уступчивы… Они не бунтуют из-за пропавшего молотка или резинки. Они прощают и шум и холод, и пережаренное мясо и остроты… Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями… Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплавленному полу…».
Все обитатели Палаты № 6 живут своей жизнью, но только одному человеку можно выходить из нее.
Это Мойсейка, помешавшийся лет двадцать назад. Он всегда услужлив. В сумасшедшем доме идет чередом своя жизнь, которая раньше больно ударила обитателей палаты.
У каждого героя своя судьба и все принимают решения относительно своей участи. В палате № 6 показан мир душевно-больных людей, которых сделала такими жизнь.
Мировоззрение доктора Рагина, давно смирившегося с порядками больницы для душевнобольных, противопоставляется позиции больного Громова.
Спор их о том, что составляет смысл жизни – смирение перед насилием, злом или борьба с ними – был отражением общественных настроений тех лет, вопросов, занимавших передовую интеллигенцию.
Основная идея написания таких сложных психологических рассказов – это изображение реальной жизни героев.
«Активизация общественной мысли отразилась в творчестве писателей новым освещением нравственной темы – появляются типы «прозревших» людей. Человек изо дня в день воспринимал будничную пошлость, неправду, зло как нечто привычное, жизненное, не подлежащее суду.
Перелом заключается в том, что человек вдруг осознает, что это не жизнь, а ее искажение, что такие отношения не норма, а отклонение от нормы.
Открытие это приносит страдание, своего рода недуг – «болезнь совести и мысли».
Появление подобных литературных персонажей являлось временем, началом нового общественного подъема».
Показательно, что чеховское понимание в главных чертах адекватно современной трактовке этого понятия.
В одном из наиболее фундаментальных последних исследований по истории отечественной культуры интеллигентность определяется двумя признаками: «самоотверженность (то есть нравственная проверка всех своих поступков и чувство ответственности за поступки других людей, особенно близких) и самоограничение.
Самоограничение – один из важнейших атрибутов интеллигента.
Антитезой интеллигентности было и остается мещанство (опять – в обобщенном значении).
Если для интеллигента характерно преобладание духовных интересов над материальными, то мещанская психология отличается не только стяжательскими инстинктами, но и отсутствием всякого самоограничения – «одеяло» тянется не только «на», но и «под» себя. Столь же типично для мещанства стремление уйти от любой моральной ответственности.
В жизни и творчестве Чехов вел упорную борьбу с ядовитым наследием той среды, из которой он вышел – с косным мещанством.
Заключение

Творчество А. П. Чехова рассматривалось как высший этап в развитии классического реализма. Писатель не искал ответа на традиционные вопросы «кто виноват?» и «что делать?», но показывал, насколько современная ему жизнь отклоняется от нормы.
В чеховских произведениях мы можем погрузиться в повседневную обывательскую атмосферу. Показывая житейскую нескладицу, писатель воссоздавал сложность жизни, в которой зло присутствовало распыленно и молчаливо, пронизывало быт. Чехов занимался не «моральным расследованием», а выявлением причин взаимного непонимания людей далеких и близких.
Одна из ключевых чеховских фраз – «Никто не знает настоящей правды». Автор подводил героев и читателя к отказу от категоричности суждений, к пониманию сложности каждого человека.
В рассказах Чехова важно не только то, что случается, но и то, что так и не происходит. Сюжетные ситуации помогают обнаружить меру заблуждения каждого из персонажей. При этом Чехов верил в возможности человека изменить свою жизнь.
Исследователи подчеркнули содержательную значимость структуры чеховских произведений.
Сюжеты «прозрения» – герою открывается смысл его существования, внутренняя потребность противостоять пошлости. Сюжеты «ухода» – необходимость и осуществление поступка, шага в неизвестность, поворота судьбы. Непонимание, разделяющее персонажей, осознается читателями не только как подтверждение разобщенности людей, но и как толчок к развитию самосознания.
Главная сторона чеховского новаторства – то, что можно назвать новаторством методологическим. Это одна из функций творца: дать первоначальный толчок дальнейшему бесконечному движению и развитию творения во времени. Чеховым утверждался сам принцип непрерывного обновления искусства.

Список использованной литературы

№ 1. Бердников Г. П. А. П. Чехов. – Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1997. – 640 с. – (След в истории).
№ 2. Бердников Г. П. Чехов. – М.: Мол. гвардия, 1974. – 512 с. – (Жизнь замечательных людей).
№ 3. Гитович Н. И. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. – М.: Гос. изд-во худож. литературы, 1955. – 568 с.
№ 4. Громов М. П. Чехов. – М.: Мол. гвардия, 1993. – 396 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей).
№ 5. Дерман А. О мастерстве Чехова. – М.: Советский писатель, 1959. – 208 с.
№ 6. Ермилов В. Антон Павлович Чехов. – 2-е изд., перераб. – М.: Мол. гвардия, 1949. – 440 с.
№ 7. Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. – М.: РИК Русанова, 2001. – 432 с.: ил.
№ 8. Катаев В. Б. Чехов плюс…: Предшественники, современники, преемники. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 392 с. – (Studia philologica).
№ 9. Роскин А. А. П. Чехов. Статьи и очерки. – М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1959. – 432 с.
№ 10. Творчество А. П. Чехова: Сборник статей. – М.: Просвещение, 1956. – 384 с.
№ 11. Турков А. А. П. Чехов и его время. – 2-е изд. доп и испр. – М.: Сов. Россия, 1987. – 528 с.
№ 12. Чехов и его время. – М.: Наука, 1977. – 354 с.
№ 13. Чехов А. П. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 1. – М.: Худож. лит., 1986. – 736 с. – (Б-ка классики. Рус. лит.)
№ 14. Чехов А. П. Избранные сочинения в 2 т. Т. 2. – М.: Худож. лит., 1986. – 670 с.: ил. – (Б-ка классики. Рус. лит.).
№ 15. Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. – 2-е изд., стер. – СПб.: Изд-во Лань, 2002. – 576 с.
Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. – М.: РИК Русанова, 2001. – С. 364.
Чехов А. П. Избранные сочинения: в 2 т. Т. 1. – М.: Худож. лит., 1986. – С. 26.
Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. – 2-е изд., стер. – СПб.: Изд-во Лань, 2002. – С. 474.
Там же. С. 476.
Там же. С. 475.
Там же. С. 476.
Там же. С. 478.









2


17


№ 1. Бердников Г. П. А. П. Чехов. – Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1997. – 640 с. – (След в истории).
№ 2. Бердников Г. П. Чехов. – М.: Мол. гвардия, 1974. – 512 с. – (Жизнь замечательных людей).
№ 3. Гитович Н. И. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. – М.: Гос. изд-во худож. литературы, 1955. – 568 с.
№ 4. Громов М. П. Чехов. – М.: Мол. гвардия, 1993. – 396 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей).
№ 5. Дерман А. О мастерстве Чехова. – М.: Советский писатель, 1959. – 208 с.
№ 6. Ермилов В. Антон Павлович Чехов. – 2-е изд., перераб. – М.: Мол. гвардия, 1949. – 440 с.
№ 7. Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. – М.: РИК Русанова, 2001. – 432 с.: ил.
№ 8. Катаев В. Б. Чехов плюс…: Предшественники, современники, преемники. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 392 с. – (Studia philologica).
№ 9. Роскин А. А. П. Чехов. Статьи и очерки. – М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1959. – 432 с.
№ 10. Творчество А. П. Чехова: Сборник статей. – М.: Просвещение, 1956. – 384 с.
№ 11. Турков А. А. П. Чехов и его время. – 2-е изд. доп и испр. – М.: Сов. Россия, 1987. – 528 с.
№ 12. Чехов и его время. – М.: Наука, 1977. – 354 с.
№ 13. Чехов А. П. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 1. – М.: Худож. лит., 1986. – 736 с. – (Б-ка классики. Рус. лит.)
№ 14. Чехов А. П. Избранные сочинения в 2 т. Т. 2. – М.: Худож. лит., 1986. – 670 с.: ил. – (Б-ка классики. Рус. лит.).
№ 15. Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. – 2-е изд., стер. – СПб.: Изд-во Лань, 2002. – 576 с.