Единая система контроля качества образовательного учреждения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 39 39 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 21.12.2010
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава I. Современный подход к единой системе контроля качества
§ 1.1. Единая система контроля качества на основе Total Quality Management
§ 1.2. Особенности контроля качества услуг сферы образования
Глава II. Единая система контроля качества РГУТиС
§ 2.1. Характеристика РГУТиС
§ 2.2. Анализ единой системы контроля качества в РГУТиС
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Общее руководство деятельностью по контролю качества осуществляет председатель совета (представитель руководства по качеству), назначаемый приказом ректора РГУТиС.
В деятельности совет учитываются направления специальностей (по каждой из них работает специалист по учебно-методической работе), осуществляется взаимодействие с деканатами и кафедрами, проводится мониторинг основных показателей качества, его данные и аналитический обзор представляются руководству РГУТиС для дальнейших действий по совершенствованию качества.
Основные этапы построения системы менеджмента качества РГУТиС представлены на рис. 2.1


Рис. 2.1 Основные этапы построения системы менеджмента качества РГУТиС

РГУТиС видит свою миссию в том, чтобы нести в мир знания и опыт, позволяющие личности, обществу видеть и использовать лучшие образцы подготовки высококвалифицированных кадров, эффективно реализовывать нововведения в сфере высшего педагогического образования и науки.
РГУТиС предоставляет возможность и создает необходимые условия для получения обучающимися современного качественного образования посредством интеграции разных отраслей знания и их взаимного обогащения, реализации на практике принципа единства образования, воспитания и науки.
РГУТиС — образовательный, научно-исследовательский и культурный центр, обеспечивающий фундаментальность образования и активно влияющий на развитие социальной и духовной жизни преподавательского состава и студентов.
Политика РГУТиС в области качества состоит в том, что он стремится быть конкурентоспособным на рынках образовательных услуг и подготовки педагогических кадров с высшим профессиональным образованием, дополнительного образования, подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также научных исследований и разработок.
Приоритеты РГУТиС:
удовлетворенность потребителя высоким качеством образовательных услуг и научных исследований;
компетентность профессорско-преподавательского состава, научных работников, высокий уровень подготовки учебно-вспомогательного персонала;
вовлеченность студентов и сотрудников в корпоративную культуру института, педагогического сообщества;
современные образовательные технологии и высокий уровень научных исследований;
единство образовательного и воспитательного процесса;
оптимизация затрат на подготовку кадров и проведение научных исследований;
здоровье и безопасность студентов и сотрудников института, создание условий для их саморазвития и реализации творческого потенциала;
укрепление материально-технической базы РГУТиС.
Политика РГУТиС в области качества связана с достижением следующих целей:
удовлетворять существующие и перспективные потребности клиентов:
личности — в качественных образовательных услугах,
общества — в подготовке высококвалифицированных профессионалов,
государства — в гражданах с высоким уровнем образованности и ответственности;
стремиться к достижению основных результатов образовательных услуг, которыми являются приобретенные клиентом знания, умения, компетенции, методологическая культура и комплексная подготовка к самореализации в обществе;
развивать традиции сочетания фундаментальности образования с практической ориентацией профессиональной подготовки будущих специалистов;
осуществлять в институте как центре образования и науки подготовку кадров с повышенным творческим потенциалом для профессиональной деятельности по различным специальностям, специализациям и направлениям;
прогнозировать, планировать, обеспечивать, достигать и гарантировать качество подготовки выпускников;
непрерывно совершенствовать структуру, содержание и технологию реализации ГОС ВПО, рабочих планов и программ, основываясь на современных тенденциях развития экономики и общества, исследовании рынка интеллектуального труда и образовательных услуг, сопровождении карьеры выпускников, изучении их потребностей в повышении квалификации и переподготовке;
обогащать качество образования современным содержанием гуманитарного, экономического и экологического образования, высоким уровнем владения информационно-коммуникационными технологиями;
обеспечивать внешние гарантии качества образовательных услуг и подготовки кадров.
Структура управления СМК РГУТиС представлена на рис. 2.2


Рис. 2.2. Структура управления СМК РГУТиС
Процессная модель системы управления качеством в РГУТиС представлена на рис. 2.3


Рис. 2.3 Процессная модель системы управления качеством в РГУТиС

Таблица 2.1.
Реестр типовых процессов и видов деятельности РГУТиС
№ п/п Наименование вида деятельности или процесса 1 Деятельность руководства по управлению качеством образования   1.1 Стратегическое планирование и управление качеством образования   1.2 Планирование и развитие СК ОУ   1.3 Распределение ответственности и полномочий   1.4 Лицензирование, аттестация и аккредитация   1.5 Анализ СК ОУ со стороны руководства 2 Основные процессы СК ОУ   2.1 Маркетинг рынка научных, образовательных услуг и рынка труда   2.2 Проектирование и разработка образовательных программ   2.3 Довузовская подготовка   2.4 Прием студентов   2.5 Реализация основных образовательных программ   2.6 Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми   2.7 Повышение квалификации ППС   2.8 Проектирование и реализация программ дополнительного образования   2.9 Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура)   2.10 Научно-исследовательская деятельность   2.11 Инновационная деятельность   2.12 Международная деятельность 3 Обеспечивающие процессы СК   3.1 Бухгалтерско-финансовое обеспечение научно-образовательного процесса   3.2 Управление персоналом   3.3 Управление образовательной средой   3.4 Редакционно-издательская деятельность   3.5 Управление информационной средой   3.6 Управление инфраструктурой   3.7 Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов   3.8 Обеспечение безопасности жизнедеятельности (БЖД)   3.9 Социальная поддержка студентов и сотрудников 4 Деятельность по измерению, анализу и улучшению   4.1 Мониторинг, измерение и анализ процессов   4.2 Управление несоответствиями   4.3 Улучшение процессов
Руководство по качеству является основным документом, определяющим политику, стратегические цели, организационную структуру системы менеджмента качества, ее инструменты и гарантии по непрерывному совершенствованию процессов обеспечения качества предоставляемых образовательных услуг и реализации научно-исследовательского процесса в РГУТиС.
Документ устанавливает основные требования к системе качества института, состав и структуру документации системы качества (СК), предполагается возможность внесения в документ уточнений и изменений в процессе функционирования СК в вузе.

Выводы по главе:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТиС) - это высшее образовательное учреждение, осуществляющее подготовку российских и международных кадров для индустрии сервиса и туризма. Единая система контроля качества РГУТиС реализована через деятельность совета по качеству ФГОУВПО «РГУТиС».
Управление качеством образования – это вид и элемент управленческой деятельности уполномоченных на то субъектов системы образования (органов, учреждений, должностных лиц) по выявлению и согласованию разнообразных факторов и условий, опосредующих образовательный процесс (образовательную деятельность), в целях достижения и поддержания оптимальных показателей качества (уровня) образования, соотносимого с различными компонентами структуры и функционирования системы образования.
Политика РГУТиС в области качества направлена на обеспечение студентов образовательными услугами на уровне требований регионального и российского рынков образования, интеллектуального труда и наукоемкой продукции и непрерывное повышение качества услуг на основе эффективной внешней обратной связи с выпускниками, обществом и государством, внутренней обратной связи со студентами и сотрудниками, адаптации к личностным характеристикам сотрудников и студентов, включения механизмов их саморазвития и самореализации.
Заключение

Система управления одновременно и статична (стабильна), и в то же время подвижна (изменчива) и для того чтобы система управления могла эффективно реализовывать свои функции в современной динамичной бизнес среде она должна постоянно совершенствоваться.
Максимальная стандартизация процедур предоставления услуг позволяет повысить контроль качества, проблема которого остро стоит в сфере образования.
Центральным инструментом стратегии совершенствования управления компанией направленной на качество является TQM.
Качество в современном менеджменте представляет собой системную, многоуровневую категорию, отражающую способность организации удовлетворять потребности сторон, заинтересованных в ее деятельности, достигая при этом устойчивого развития в постоянно меняющихся конкурентных условиях.
В условиях нарастающего предложения образовательных услуг сетью провайдеров образования крайне актуальной становится проблема качества поставляемого ими образования. Следует заметить, что зачастую соответствующие аккредитационные органы не заботятся о качестве экспортируемого образования, а сами поставщики не проявляют должного ответственного отношения к стандартам качества образовательных услуг. Характерной является тенденция к созданию новых систем и процедур контроля качества высшего образования. Она проявляется через многообразие их моделей. В одних случаях организуются единые системы оценивания для всех секторов высшего образования. В других — предпочтение отдается специализированным органам оценивания для каждой предметной области (профессии, образовательной программы). Но главными их чертами остаются:
независимый характер оценивания;
принцип управления «по результатам».
выработка совместимых систем контроля, ориентированных на пороговые стандарты высшего образования, которые устанавливают требования к уровню подготовки выпускников (результаты), но не временные и содержательные параметры процесса. Иными словами, в пороговых стандартах, как нормах качества высшего образования, должно произойти смещение акцентов с количественно-затратных показателей на показатели результата: компетентность, обученность, знания. Не трудно видеть, что уже с точки зрения этого первого условия, отечественная высшая школа рискует оказаться на периферии общеевропейского процесса, если государственные образовательные стандарты устойчиво будут придерживаться концептуальной установки на нормирование содержания образования, его продолжительности и условий организации образовательного процесса.
создание систем независимого оценивания качества для широких предметных областей высшего образования. Предполагается, что контролирующие структуры ВПО станут устанавливать минимальные стандарты для отдельных дисциплин или их совокупностей, а также инициировать процедуры измерения скорее на уровне отдельных образовательных программ (предметов), нежели на уровне высших учебных заведений.
Следовательно высказанная во введении гипотеза полностью доказана и  применение единой системы контроля качества в сфере образования в современных условиях является необходимой для обеспечения уровня образовательных услуг.
Список литературы
Азар В. Вспомнить о стандартизации услуг // Отель. - 2008. - №3. - С. 36 - 42.
Версан В.Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности. -М: ВНИИС, 2008. -218 с.
Войтоловский Н.В. Управление качеством продукции в современных условиях -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006. -156 с.
Гиссин В.И. Управление качеством продукции. \Уч.пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 321 с.
Гличев А.В. Основы управления качеством. - Изд.2-е перер. и доп. - М.: РИА Стандарты и качество, 2008. – 259 с.
Дейч Г. Стоимость пренебрежения к качеству // Стандарты и качество. -2007. -№8. -с. 62-65.
Евгеньев А.С. Клиент не цифра статистика // HoReCa – 2009 - № 11, - с. 32
Йеверт Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача бизнеса.// Проблемы теории и практики управления. – 2007, №2, стр. 102.
Качалов В.А. Всеобщий менеджмент качества - стратегия ХХI века// Стандарты и качество. -2006. -№8. -с. 48-50.
Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2007.
Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления. – М.: Академический проект, Трикста – 2006. – 566 с.
Международные стандарты: Управление качеством продукции. ИСО 9000 ИСО 9004, ИСО 8402 // Государственная система стандартизации (сборник)
Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. -СПб.: Лань, 2008. -320 с.
Окрепилов В.В., Иванова Г.Н. Стратегия формирования системы качества на основе стандартов ИСО 9000: (Препринт)/ Центр испытаний и сертификации. - СПб: Изд-во: СПбУЭФ, 2008. - 427 с.
Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С.Д, Ильенковой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. -499 с.
Хлебников Д. Как быть готовым к кризису // Генеральный Директор №5-2008
Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", издательство "ГНОМ-ПРЕСС", 2008. – 423 с.
http://www.mgus.ru/ - сайт Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский государственный университет туризма и сервиса











Приложения






















Обобщенная схема взаимодействия (или обобщенная карта) типовых процессов ОУ














40



Ректор

Ученый совет

Ректорат

Совет качества

Отдел контроля качества

Факультеты

Деканы

Деканаты

Кафедры

Список литературы
1.Азар В. Вспомнить о стандартизации услуг // Отель. - 2008. - №3. - С. 36 - 42.
2.Версан В.Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности. -М: ВНИИС, 2008. -218 с.
3.Войтоловский Н.В. Управление качеством продукции в современных условиях -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006. -156 с.
4.Гиссин В.И. Управление качеством продукции. \Уч.пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 321 с.
5.Гличев А.В. Основы управления качеством. - Изд.2-е перер. и доп. - М.: РИА Стандарты и качество, 2008. – 259 с.
6.Дейч Г. Стоимость пренебрежения к качеству // Стандарты и качество. -2007. -№8. -с. 62-65.
7.Евгеньев А.С. Клиент не цифра статистика // HoReCa – 2009 - № 11, - с. 32
8.Йеверт Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача бизнеса.// Проблемы теории и практики управления. – 2007, №2, стр. 102.
9.Качалов В.А. Всеобщий менеджмент качества - стратегия ХХI века// Стандарты и качество. -2006. -№8. -с. 48-50.
10.Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. – М.: ОАО «Типография «Новости», 2007.
11.Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления. – М.: Академический проект, Трикста – 2006. – 566 с.
12.Международные стандарты: Управление качеством продукции. ИСО 9000 ¬ИСО 9004, ИСО 8402 // Государственная система стандартизации (сборник)
13.Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. -СПб.: Лань, 2008. -320 с.
14.Окрепилов В.В., Иванова Г.Н. Стратегия формирования системы качества на основе стандартов ИСО 9000: (Препринт)/ Центр испытаний и сертификации. - СПб: Изд-во: СПбУЭФ, 2008. - 427 с.
15.Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С.Д, Ильенковой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. -499 с.
16.Хлебников Д. Как быть готовым к кризису // Генеральный Директор №5-2008
17.Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", издательство "ГНОМ-ПРЕСС", 2008. – 423 с.
18. http://www.mgus.ru/ - сайт Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский государственный университет туризма и сервиса

Вопрос-ответ:

Что представляет собой единая система контроля качества в образовательном учреждении?

Единая система контроля качества в образовательном учреждении – это комплекс мер и инструментов, направленных на оценку и улучшение качества образовательного процесса, удовлетворение потребностей студентов и достижение поставленных целей.

На чем основана единая система контроля качества в образовательном учреждении?

Единая система контроля качества в образовательном учреждении основана на принципах Total Quality Management (TQM) – это подход, в котором управление качеством осуществляется на всех уровнях организации, с участием всех ее сотрудников.

Какие особенности имеет контроль качества услуг сферы образования?

Контроль качества услуг сферы образования имеет свои особенности: необходимость учета индивидуальных потребностей студентов, оценка качества преподавания и содержания образовательной программы, осуществление обратной связи со студентами и родителями, организация системы обучения и повышения квалификации преподавателей и др.

Какие основные характеристики имеет РГУТиС?

РГУТиС (Российский государственный университет туризма и сервиса) – это образовательное учреждение высшего профессионального образования. Основные характеристики РГУТиС: большой выбор образовательных программ, высокий уровень преподавательского состава, современная материально-техническая база, активное научное и научно-практическое направление деятельности.

Как проанализировать единую систему контроля качества в РГУТиС?

Анализ единой системы контроля качества в РГУТиС может быть выполнен путем изучения документации, проведения опросов студентов и преподавателей, анализа статистических данных по успеваемости и уровню удовлетворенности студентов, а также проведения внешней экспертизы и сравнения с аналогичными системами в других образовательных учреждениях.

Какие принципы лежат в основе единой системы контроля качества?

Основными принципами единой системы контроля качества являются: ориентация на клиента, использование подхода Total Quality Management, использование системного подхода, непрерывное улучшение качества, участие всех работников учреждения в процессе контроля качества.

Какие особенности контроля качества в сфере образования?

Контроль качества в сфере образования имеет свои особенности. Во-первых, основной объект контроля - это образовательные услуги. Во-вторых, контроль должен быть направлен на обеспечение высокого качества образования и развитие его потенциала. В-третьих, контроль должен осуществляться комплексно и систематически.

Как характеризуется РГУТиС?

РГУТиС - это Российский государственный университет туризма и сервиса. Университет имеет богатый опыт в области образования и сервиса. Он является одним из ведущих учебных заведений в сфере туризма и сервиса, имеет высокий уровень подготовки кадров и сотрудничает с ведущими компаниями и организациями в данной области.

Как проводится анализ единой системы контроля качества в РГУТиС?

Анализ единой системы контроля качества в РГУТиС проводится с использованием различных методов, таких как анкетирование студентов и преподавателей, проведение мониторинга качества образовательного процесса, анализ сведений о выпускниках и их трудоустройстве, а также проведение внутренней и внешней экспертизы учебных программ и материально-технической базы университета.

Кто осуществляет руководство деятельностью по контролю качества в учебном учреждении?

Руководство деятельностью по контролю качества в учебном учреждении осуществляет председатель учебно-методического совета или иной уполномоченный орган. Он отвечает за разработку и внедрение системы контроля качества, организацию мониторинга и анализа результатов, принятие мер по улучшению качества образования.

Какой подход используется в единой системе контроля качества образовательного учреждения?

Единая система контроля качества образовательного учреждения базируется на подходе Total Quality Management.