Правовой статус вооруженных формирований ООН

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Международное право
  • 40 40 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 23.12.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Оглавление

Введение
Глава 1. Вооруженные силы ООН – инструмент поддержания мира и международной безопасности
Глава 2. Эволюция и практика операций по поддержанию мира под эгидой Организации объединенных наций
Список использованных источников и литературы



Фрагмент для ознакомления

И потому Конвенция исключает из своей компетенции операции ООН в соответствии с главой УП Устава, когда персонал ООН задействован в качестве комбатантов.
В преамбуле Конвенции излагаются причины ее принятия. К ним относятся: обеспокоенность растущим числом убитых и раненых в результате преднамеренных нападений на персонал Организации Объединенных Наций и связанный с ней персонал; понимание, что нападения или иные посягательства на персонал, действующий от имени Организации Объединенных Наций, не могут иметь оправдания и являются неприемлемыми, кем бы они ни совершались; учитывание того, что операции Организации Объединенных Наций проводятся в общих интересах международного сообщества и в соответствии с принципами и целями Устава Организации Объединенных Наций; признание важного вклада, который персонал ООН и связанный с ней персонал вносят в усилия Организации Объединенных Наций в области превентивной дипломатии, миротворчества, поддержания мира, миростроительства и гуманитарных и других операций; признание недостаточности существующих мер по защите персонала ООН и связанного с ней персонала; признание того, что эффективность и безопасность операций ООН повышаются, если такие операции проводятся с согласия и при сотрудничестве со стороны принимающего государства; наконец, убежденность в том, что необходимо незамедлительно принять надлежащие эффективные меры для предотвращения нападений на персонал ООН и связанный с ней персонал и для наказания тех, кто совершил такие нападения.
Конвенция определяет два вида операций. Первый вид операций (статья 1) автоматически подпадает под юрисдикцию Конвенции и включает в себя операцию, направленную на поддержание или восстановление международного мира и безопасности. Эти операции санкционируются или организуются Советом Безопасности. Согласно второму виду действие Конвенции начинается, когда Совет Безопасности или Генеральная Ассамблея заявляет о “наличии исключительного риска безопасности участвующего в операции персонала”.
Конвенция распространяется на военный, полицейский и гражданский персонал как миссий непосредственно проводимых ООН, так и организаций, проводящих эти миссии по поручению ООН. Конвенция охватывает своей юрисдикцией две группы персонала, который “ осуществляет свою деятельность в поддержку выполнения мандата операции ООН”. К первой группе относятся лица, как бы составляющие ядро вовлеченных в миротворческую деятельность: военнослужащие, полиция или гражданские компоненты, необходимые для проведения операции. Определение “персонал ООН” включает, кроме того, других официальных лиц и экспертов, нанимаемых ООН или ее специализированными органами, а также Международным агентством по атомной энергии, которые находятся в районе проведения операций ООН в официальном качестве. Вторую группу представляет “связанный с ООН персонал”. Этот термин относится к лицам, назначенным правительством или межправительственной организацией с согласия компетентного органа ООН; лицам, привлеченным Генеральным Секретарем или специализированным учреждением, или Международным агентством по атомной энергии, либо направленным гуманитарной неправительственной организацией или гуманитарным учреждением в соответствии с соглашением с Генеральным Секретарем ООН либо со специализированным учреждением или Международным агентством по атомной энергии для осуществления деятельности в поддержку выполнения мандата операции ООН. Данные силы могут не быть под командованием и контролем ООН, но к ним может быть обращена просьба ООН оказать помощь “голубым беретам”, входящим в понятие “персонала ООН”. Таким образом, сфера юрисдикции данной конвенции распространяется на довольно широкий круг лиц, которые должны иметь определенные договорные отношения с ООН и, следовательно, ООН имеет определенный контроль над их деятельностью. После вступления Конвенции в силу государства вносят в свое национальное уголовное законодательство соответствующие положения, отражающие содержание Конвенции. (По примеру, скажем, Токийской конвенции относительно преступлений и некоторых других актов, совершенных на борту самолетов 1963 г., Гаагской конвенции по предотвращению незаконных захватов самолетов 1970 г., Монреальской конвенции относительно предотвращения незаконных актов против безопасности гражданского авиасообщения 1971 г., Конвенции о предотвращении и наказании за преступления, совершенные против лиц, находящихся под международной защитой, включая дипломатических агентов 1973 г., Международной конвенции против захвата заложников 1979 г.).
Статья 6 предусматривает, что персонал ООН и связанный с ней персонал без ущерба для привилегий и иммунитетов, которыми они могут обладать, или требований, связанных с их деятельностью, соблюдают законы и правила принимающего государства и государства транзита и воздерживаться от любых действий или деятельности, несовместимых с беспристрастным либо международным характером своих обязанностей.
Статья 9 Конвенции определяет состав преступления, который ратифицировавшее Конвенцию государство должно ввести в свое уголовное законодательство. К преступлениям относятся “преднамеренное совершение убийства, похищения или другого нападения, направленного против личности, либо свободы любого члена персонала ООН или связанного с ней персонала, либо насильственного нападения на служебные помещения, жилые помещения или транспортные средства любого члена персонала ООН или связанного с ней персонала, которое может подвергнуть опасности личность либо свободу этого члена персонала”. Необходимо обратить внимание на слово “преднамеренное”, поскольку для наступления уголовного наказания необходимо доказательство, что нарушитель осознавал статус потерпевшего. Преступлением в соответствии с Конвенцией считается также угроза совершить подобное нападение с целью принудить физическое или юридическое лицо совершить любые действия либо воздержаться от их совершения; попытка совершить нападение, а также акт соучастия в подобном нападении или попытке совершить подобное нападение, либо в организации либо отдаче приказа о совершении подобного нападения. Последнее положение является исключительно важным, поскольку зачастую нападения или организуются, или санкционируются лицами, не принимающими в них непосредственного участия. Данные акции должны быть признаны преступными каждым государством-участником согласно его национальному законодательству с установлением наказания с учетом тяжести их характера.
Статьи 10 и 11 подробно рассматривают вопросы установления юрисдикции, в зависимости от гражданского состояния совершившего преступление или места его совершения, а также комплекс мер по предотвращению приготовлений к совершению таких преступлений, включая обмен информацией и координацию действий.
Статья 12 Конвенции предусматривает, что в случае совершения преступления, государство, на территории которого оно совершено, обязано, если оно имеет основание полагать, что предполагаемый преступник покинул его территорию в соответствии со своим национальным законодательством, предоставить Генеральному Секретарю ООН, а также другим заинтересованным государствам (стране-жертве) все относящиеся к совершенному преступлению факты и всю имеющуюся в его распоряжении информацию относительно личности предполагаемого преступника. Это же положение относится и к каждому другому государству-участнику.
Статья 13 устанавливает, что государство, на территории которого находится предполагаемый преступник, примет все меры, чтобы обеспечить либо проведение должного следствия, либо выдачу данного лица с информацией о действиях как Генерального Секретаря ООН, так и заинтересованного государства.
Важным для Конвенции является статья 14, которая предусматривает, что в случае принятия решения о судебном преследовании предполагаемого преступника соответствующие органы рассматривают данное дело так же, как и иное тяжкое преступление согласно национальному законодательству.
Статья 15 включает обязательность введения положения о выдаче лица, совершившего преступление, даже если подобные случаи не предусмотрены действующими для государства международными соглашениями.
Статья 16 определяет, что стороны должны оказывать друг другу помощь в уголовных разбирательствах, в частности в получении необходимых доказательств.
Статья 17 отмечает, что каждому лицу, в отношении которого осуществляется расследование или судебное разбирательство в связи с любым из указанных выше преступлений, гарантируются справедливое обращение, справедливый судебный процесс и полная защита его прав на всех стадиях расследования или разбирательства.
Подписавшие стороны обязуются как можно шире распространять указанную Конвенцию, включать изучение текста Конвенции и соответствующих положений международного гуманитарного права в свои программы военного обучения (статья 19).
В заключение рассмотрим положения Конвенции относительно статуса войск ООН. Статья 4 гласит, что соглашения о статусе операций ООН и всего задействованного в ней персонала должны быть заключены либо до, либо вскоре после введения этих сил на территорию страны. Войска ООН обязаны соблюдать законы и правила принимающего государства.
В статье 7 излагаются обязанности страны, на территории которой находятся войска ООН. Эти обязанности исходят из преамбулы Конвенции, где говорится, что “нападения или иные посягательства на персонал, действующий от имени Объединенных Наций, не могут иметь оправдания и являются неприемлемыми, кем бы они ни совершались”. Следует отметить, что помимо общих ссылок на необходимость принимающей стороной осуществлять меры по безопасности персонала статья предусматривает консультации с ООН и другими государствами-участниками, если принимающее государство не способно предпринимать необходимые меры.
Статья 8 касается вопроса недопустимости захвата персонала ООН в качестве заложников.
Отдельной нитью через статьи Конвенции проходят права и обязанности государства-транзита, которые в целом аналогичны положениям в отношении принимающего государства.
Статьи 20–29 являются как бы заключительными статьями Конвенции, содержащими обычные положения об отсутствии противоречия между текстом Конвенции и другими международными нормами и соглашениями.
Отдельно следует обратить внимание на статью 21 Конвенции, где подчеркивается, что ничто в настоящей Конвенции не должно толковаться как допускающее умаления права на самооборону.
Конечно, современная практика международных отношений и урегулирования международных и внутригосударственных конфликтов еще во многом только складывается. Мы являемся свидетелями все более возрастающей диктаторской деятельности НАТО в принятии решений подчас силового характера. Эти действия воспринимаются совершенно не однозначно международной общественностью. Однако нарушение правила, как известно, не должно отменять самого правила. И потому Европейская организация Союзов военнослужащих (ЕВРОМИЛ), представляющая 29 организаций из 18 стран Европы, вела активную деятельность, направленную на то, чтобы как можно скорее Конвенция вошла в законную силу. В январе 1999 г. Конвенцию ратифицировала Новая Зеландия, и она вступила в силу. ЕВРОМИЛ продолжает свою компанию, добиваясь ратификации Конвенции всеми европейскими государствами. Этой же позиции придерживается и Независимый профсоюз военнослужащих России (НПСВ), который с 1994 г. является членом ЕВРОМИЛа. НПСВ направил соответствующий документ в правительство России с просьбой предпринять необходимые действия для представления на ратификацию Конвенции, подписанной Россией в 1995 г.
Принятие Конвенции расширит сферу деятельности, в том числе и самих сил ООН и представительств государств-участников в стране пребывания, у которых будет еще один инструмент воздействия для усиления безопасности, в частности представителей военнослужащих своей страны, участвующих в миротворческих операциях ООН. Конечно, разговор в этом случае идет об операциях ООН.
В документе ЕВРОМИЛа, принятом на заседании его Президиума в Москве в 1997 г., подчеркивалась необходимость строгого соблюдения Устава ООН при организации и проведении операций ООН. В документе, в частности, отмечено следующее: 1) ЕВРОМИЛ считает, что миротворческие силы ООН могут осуществлять свою деятельность только в результате прямо выраженного мандата в случае резолюции Совета Безопасности либо в силу рекомендации Генеральной Ассамблеи; 2) ЕВРОМИЛ считает, что резолюции и рекомендации ООН должны быть строго ограничены рамками Устава ООН; 3) ЕВРОМИЛ считает, что в принципе все участвующие государства, вовлеченные в миссии ООН, включая приглашающие и транзитные государства, должны считаться подписавшими Конвенцию и находиться в процессе ратификации Конвенции и ее инкорпорирования в национальное законодательство и передачи документа о присоединении в представительство Генерального Секретаря ООН; 4) ЕВРОМИЛ считает, что национальные представительские ассоциации и союзы должны иметь право на проведение с ними консультаций для достижения соглашения относительно всех обстоятельств оплаты и условия службы, включая вопросы безопасности в отношении миссий ООН; 5) ЕВРОМИЛ настаивает на том, чтобы каждая миссия ООН имела четкие военные и политические задачи; 6) ЕВРОМИЛ считает, что, принимая резолюцию об использовании персонала ООН, политики должны быть ответственными за принятие данного решения и осознавать последствия для персонала их использования; 7) ЕВРОМИЛ настаивает на том, чтобы персонал имел достаточную предварительную подготовку перед его размещением, а также обладал знаниями культуры района проведения миссии; 8) политика ЕВРОМИЛа состоит в том, чтобы представительское право было предоставлено военному персоналу в тех странах, где это еще не имеет места.
Деятельность ЕВРОМИЛа получила прямую поддержку Генерального Секретаря ООН, направившего специальное послание руководству ЕВРОМИЛа, отмечая активную работу этой организации для быстрейшего вступления Конвенции в силу.
Заключение

В настоящее время важное значение, придаваемое участию вооруженных сил ООН в операциях по поддержанию мира и созданию условий для политического урегулирования, делает необходимым тесное международное сотрудничество в этой области, в том числе и на региональном уровне. Такое сотрудничество должно быть важным фактором международных отношений и одним из компонентов всеобщей безопасности.
Созданная система поддержания мира в зонах конфликтов является целостным организмом, включая в себя следующие компоненты: Устав ООН и Уставы международных региональных организаций как правовая основа системы. Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, главные органы международных региональных организаций как институционная основа системы, а также вооруженные силы государств членов ООН и международных региональных организаций, предоставляемые для проведения операций по поддержанию мира. В данную систему необходимо включить такой важный элемент как политика по поддержанию мира и мирному строительству в зонах конфликтов, под которой следует понимать набор определенных средств и методов, применяемых в ходе операций, а также ответственность государств за нарушение норм международного права, применяемого для регулирования всех аспектов деятельности вооруженных сил ООН при проведении операций по поддержанию мира и мирному строительству.
Список использованных источников и литературы
Источники

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=2875.
Постановление СФ ФС «Об использовании воинского формирования Вооруженных Сил Российской Федерации в операции ООН по поддержанию мира в Республике Сьерра-Леоне».
Генеральной Ассамблеи А / 3943, No 154/.
Генеральной Ассамблеи ООН - А/ 45/594 (9 October 1990). «Типовое соглашение о статусе сил для проведения операций по поддержанию мира».
Генеральной Ассамблеи, 49 / 233А.
Генеральной Ассамблеи S /PRST/1996 /13.
Генеральной Ассамблеи S /PRST/1994 /62.
Генеральной Ассамблеи А/52/100. Пятьдесят вторая сессия. Нью- Йорк, 15 июля 1997.
ООН. Миротворческие акции (1948-1996). М.,1996.
Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1949.
ООН. - Генеральная Ассамблея. Пятьдесят вторая сессия- 15 июля 1997.
Резолюция ГА ООН 794 - от 3 декабря 1992 г. О ситуации в Сомали.
Резолюция 859 Совета Безопасности ООН: призыв к регулированию в Боснии и Герцеговине, (1993).

Литература

Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: учеб. пособие/ под ред. П. А. Цыганкова.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Альфа-М, 2009.- 320с.
Международное публичное право: учебник/ под ред. К. А. Бекяшева. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2003.- 640с.
Найер, Арье Военные преступления: Геноцид. Террор. Борьба за правосудие: [пер. с англ.]/ А. Найер.- М. : Юристъ, 2000.- 368с.
Подшибякин, С.А. Правовой статус международных неправительственных организаций: [монография]/ С. А. подшибякин.- М. : Юрлитинформ, 2006.- 128с.
Цивилизация человечества-история и современность: материалы междунар. науч. конф., 5-9 июля 2005г., Алматы/ [ред. совет: Е. С. Омаров (председатель) и др.]. – Алматы. [Ч. 2].- 2005.- 247с.
2001 год-Год диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций/ ООН.- [М.], [2002].- 30с.

Цивилизация человечества-история и современность: материалы междунар. науч. конф., 5-9 июля 2005г., Алматы/ [ред. совет: Е. С. Омаров (председатель) и др.]. – Алматы. [Ч. 2].- 2005.- 247с.
Там же.
Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: учеб. пособие/ под ред. П. А. Цыганкова.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Альфа-М, 2009.- 320с.
Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: учеб. пособие/ под ред. П. А. Цыганкова.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Альфа-М, 2009.- 320с.
Международное публичное право: учебник/ под ред. К. А. Бекяшева. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2003.- 640с.
Подшибякин, С.А. Правовой статус международных неправительственных организаций: [монография]/ С. А. подшибякин.- М. : Юрлитинформ, 2006.- 128с.
Цивилизация человечества-история и современность: материалы междунар. науч. конф., 5-9 июля 2005г., Алматы/ [ред. совет: Е. С. Омаров (председатель) и др.]. – Алматы. [Ч. 2].- 2005.- 247с.
Цивилизация человечества-история и современность: материалы междунар. науч. конф., 5-9 июля 2005г., Алматы/ [ред. совет: Е. С. Омаров (председатель) и др.]. – Алматы. [Ч. 2].- 2005.- 247с.
Подшибякин, С.А. Правовой статус международных неправительственных организаций: [монография]/ С. А. подшибякин.- М. : Юрлитинформ, 2006.- 128с.
Подшибякин, С.А. Правовой статус международных неправительственных организаций: [монография]/ С. А. подшибякин.- М. : Юрлитинформ, 2006.- 128с.
Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: учеб. пособие/ под ред. П. А. Цыганкова.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Альфа-М, 2009.- 320с.
2001 год-Год диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций/ ООН.- [М.], [2002].- 30с.









39

Список использованных источников и литературы
Источники

1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=2875.
2.Постановление СФ ФС «Об использовании воинского формирования Вооруженных Сил Российской Федерации в операции ООН по поддержанию мира в Республике Сьерра-Леоне».
3.Генеральной Ассамблеи А / 3943, No 154/.
4.Генеральной Ассамблеи ООН - А/ 45/594 (9 October 1990). «Типовое соглашение о статусе сил для проведения операций по поддержанию мира».
5.Генеральной Ассамблеи, 49 / 233А.
6.Генеральной Ассамблеи S /PRST/1996 /13.
7.Генеральной Ассамблеи S /PRST/1994 /62.
8.Генеральной Ассамблеи А/52/100. Пятьдесят вторая сессия. Нью- Йорк, 15 июля 1997.
9.ООН. Миротворческие акции (1948-1996). М.,1996.
10.Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1949.
11.ООН. - Генеральная Ассамблея. Пятьдесят вторая сессия- 15 июля 1997.
12.Резолюция ГА ООН 794 - от 3 декабря 1992 г. О ситуации в Сомали.
13.Резолюция 859 Совета Безопасности ООН: призыв к регулированию в Боснии и Герцеговине, (1993).

Литература

1.Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: учеб. пособие/ под ред. П. А. Цыганкова.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Альфа-М, 2009.- 320с.
2.Международное публичное право: учебник/ под ред. К. А. Бекяшева. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2003.- 640с.
3.Найер, Арье Военные преступления: Геноцид. Террор. Борьба за правосудие: [пер. с англ.]/ А. Найер.- М. : Юристъ, 2000.- 368с.
4.Подшибякин, С.А. Правовой статус международных неправительственных организаций: [монография]/ С. А. подшибякин.- М. : Юрлитинформ, 2006.- 128с.
5.Цивилизация человечества-история и современность: материалы междунар. науч. конф., 5-9 июля 2005г., Алматы/ [ред. совет: Е. С. Омаров (председатель) и др.]. – Алматы. [Ч. 2].- 2005.- 247с.
6. год-Год диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций/ ООН.- [М.], [2002].- 30с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играют вооруженные силы ООН в поддержании мира и международной безопасности?

Вооруженные силы ООН служат важным инструментом поддержания мира и международной безопасности. Они выполняют миротворческие операции в странах, где возникли или возможны вооруженные конфликты. Цель таких операций - предотвращение насилия, установление стабильности и восстановление мира.

Как эволюционировали операции по поддержанию мира под эгидой ООН?

Операции по поддержанию мира ООН эволюционировали по мере изменения международной обстановки. Начавшись с конца Второй мировой войны, эти операции стали все более сложными и многообразными. Они включают не только традиционные войска, но и полицейские силы, наблюдателей, экспертов по правам человека и других специалистов.

Какие операции ООН исключены из компетенции Конвенции?

Конвенция исключает из своей компетенции операции ООН, в которых персонал ООН задействован в качестве комбатантов. Это означает, что в таких операциях участники могут принимать прямое участие в военных действиях, в отличие от миротворческих операций, где их роль ограничена поддержанием мира и безопасности.

Какие причины привели к принятию Конвенции?

В преамбуле Конвенции излагаются причины ее принятия, включая необходимость установления правового статуса вооруженных сил ООН и регулирования их деятельности. Конвенция была принята для обеспечения защиты прав и обязанностей персонала ООН, а также для установления правил и норм, регулирующих их взаимодействие с государствами-хозяевами и другими участниками операций.

Какие источники использовались для написания статьи?

Для написания статьи использовались различные источники и литература, включая официальные документы и публикации ООН, научные статьи, правовые акты, а также экспертные мнения и аналитические отчеты. Все источники были тщательно отобраны и использованы для обеспечения достоверности и объективности информации.

Какие функции выполняют вооруженные силы ООН?

Вооруженные силы ООН являются инструментом поддержания мира и международной безопасности. Они выполняют ряд функций, включая разрешение конфликтов на международном уровне, поддержку мирных переговоров и миротворческих операций, защиту гражданского населения в конфликтных зонах, обеспечение гуманитарной помощи и другие.

Каков правовой статус вооруженных формирований ООН?

Правовой статус вооруженных формирований ООН определен Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ООН. Согласно этой Конвенции, они обладают некоторыми привилегиями и иммунитетами, которые обеспечивают им защиту и независимость в выполнении своих задач. Однако, они не имеют права на участие в боевых действиях, если несут ответственность за поддержание мира и безопасности.

Какие операции по поддержанию мира проводятся ООН?

ООН проводит различные операции по поддержанию мира под своей эгидой. Они включают разрешение конфликтов, поддержку мирных переговоров, миротворческие операции, защиту гражданского населения в конфликтных зонах, обеспечение гуманитарной помощи и другие. Такие операции проводятся для предотвращения вооруженных конфликтов, поддержания мира и безопасности в мире.

Какие источники использовались при написании статьи?

При написании статьи были использованы различные источники, включая Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН, литературу по вопросам международного права, публикации ООН и другие ресурсы. Это позволило предоставить достоверную информацию о правовом статусе вооруженных формирований ООН и их деятельности.

Какие условия исключают операции ООН из компетенции Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН?

Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН исключает из своей компетенции операции ООН в соответствии с главой УП (Устава ООН), когда персонал ООН задействован в качестве комбатантов. Это означает, что если вооруженные формирования ООН участвуют в боевых действиях, то они не могут претендовать на привилегии и иммунитеты, предоставляемые Конвенцией.