Библиотечная инноватика как теория изменений.
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 12.12.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. БИБЛИОТЕЧНЫЕ ИННОВАЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
1.1. Терминологическая база исследования
ГЛАВА II. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК
2.1. Инновационная политика библиотеки
2.2. Опыт нововведений в практической деятельности библиотек вузов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Уже многие библиотеки на страницах своих сайтов применяют практику on-line консультирования по запросам читателей, что позволяет оперативно, и не выходя их дома пользоваться услугами профессионалов-библиографов, что значительно расширяет возможности обслуживания.
Уже многие библиотеки вузов провели комплексную автоматизацию всех основных библиотечных процессов: комплектования и учета фондов, каталогизации и систематизации, ведения электронного каталога и полнотекстовой базы данных, поиска и заказа литературы через Интернет, оформления книговыдачи в различных отделах обслуживания, ведения картотеки книгообеспеченности, формирования электронной библиотеки.
Однако зачастую недостаток финансирования мешает некоторым библиотекам полностью перейти на автоматизированную систему работы.
Между тем библиотека является важным элементом в процессе обучения студентов и аспирантов, а также в научном процессе. Поэтому, для успешной организации образовательных и научных процессов вуза необходима эффективная работа библиотеки.
Поэтому повышение качества обслуживания читателей, а также повышение оперативности обслуживания с расширением перечня доступных информационных ресурсов является одной их приоритетных задач современных вузовских библиотек.
Развитие информационно-библиотечной сети вузов и совершенствовании их сервисов происходит на основе инновационных решений.
Инновационность решений заключается в использовании новейших информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих переходить от традиционных библиотек и традиционных форм обслуживания к электронной библиотеке вуза, объединяющей фонды большого количества библиотек в единую информационную систему.
Все указанные изменения в работе библиотек вузов стали основой подходов к новой стратегии, новой модели, согласно которой впереди изменения, касающиеся:
- организационной структуры: в процессе её создания обоснована необходимость закрытия одних и открытия других подразделений, изменение их названий и функций (основой для чего является диссертационное исследование; доклады и опыт европейских коллег и партнеров);
- отношения сотрудников к работе: цели, позволяющие персоналу четко понять, как должен действовать каждый, увидеть перспективы собственного развития.
- отношений в коллективе: тренинги, семинары и конференции, круглые столы позволяют создать команду единомышленников, взаимодействие и четкое понимание цели каждого из которых способствует успеху библиотеки в целом;
- принципов управления: используемая в библиотеках европейских вузов система принятия решений, формы мотивации персонала, поиск материальных средств, связи с общественностью - изучены и внедряются в практику работы библиотек;
- технологии работы с пользователями: проведение в библиотеках мониторингов отношения читателей к библиотеке, ее услугам.
Оценку удовлетворенности пользователей качеством и полнотой информационных ресурсов, комфортностью доступа к ним невозможно получить средствами библиотечной статистики. Для этих целей служат различные исследования, которые постоянно проводятся в библиотеке. Научно-исследовательская работа является базой для выработки стратегии библиотеки, планирования улучшения её деятельности, в том числе в сфере формирования ресурсов и их продвижения пользователям.
- технологии выполнения отдельных операций и процессов (что связано с внедрением различных информационной программ).
В завершении стоит сказать, что библиотека является важным элементом в структуре вуза, поэтому улучшение качества работы библиотеки позволит повысить качество обучения и научной деятельности в целом в вузах.
Проблема повышения эффективности использования информационных ресурсов является комплексной и затрагивает практически все направления деятельности библиотеки. Она должна постоянно находиться в поле зрения менеджеров библиотеки, выделяться в качестве приоритетной задачи в сфере управления. В условиях постоянного роста стоимости библиотечных ресурсов, необходимо вырабатывать подходы к оценке экономической составляющей данной проблемы.
Управлять развитием библиотечного дела – значит умело внедрять инновации: применять на практике достижения науки, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, развивать общественные коммуникации и фандрайзинг, проводить самостоятельные исследования и гибко подстраиваться под общественные потребности. Одной из задач библиотечной инноватики как самостоятельного направления библиотековедения является выявление специфики и разработка механизмов стратегического управления, позволяющего, с учетом долгосрочной перспективы, обеспечивать эффективное развитие библиотек. Важнейшим вопросом инновационной политики является разработка процедуры (особого порядка) предложения и использования новых идей. Этот порядок должен поддерживать и целенаправленно стимулировать активность участников инновационной деятельности, способствовать фиксации новых предложений в «банках идей», позволять отбирать перспективные идеи и применять их на практике. Необходимо установить, на какие инновационные идеи существует реальный спрос, а на какие – потенциальный, на что нужно направить инновационные ресурсы в первую очередь и какие результаты позитивно отразятся на развитии библиотеки в ближайшем будущем. Из возможного перечня идей выбирают главные, ориентируясь на те, которые позволяют «ярче» проявить миссию библиотеки, усилить ее позиции на рынке и укрепить имидж. Определяя приоритеты, необходимо подчинить поставленной цели возможные варианты изменений, сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее значимом объекте, преобразование которого даст наибольший эффект и стимул развиваться дальше. При этом важно учитывать не только экономические, но и социальные факторы, чтобы осуществлять изменения в максимально приемлемой форме, как для пользователей, так и для сотрудников.
Потребность в инновациях определяется путем изучения сильных и слабых сторон деятельности библиотеки, противоречий и результатов ее работы, анализа влияния внешних факторов. Из теории социального управления известно, что любая организация испытывает сильное влияние внешней среды, поэтому необходимо не просто отслеживать и учитывать ее изменения, но стремиться их предвидеть и предвосхищать. Столь же важно уметь распознать в них как позитивные шансы, так и угрозы для деятельности организации.
За последние два года библиотеки проделали большую работу по изменению и совершенствованию и инфраструктуры в рамках совершенствования и создания новых библиотечных услуг. Однако это лишь первый и осторожный шаг в ряду изменений необходимых для выполнения миссии библиотеки – создания инфраструктуры для организации доступа к информационным ресурсам, необходимым решения задач образовательного учреждения. Преодолены первые и необходимые шаги для создания инновационной модели библиотеки с современной управленческой структурой, обеспечивающей открытый доступ к образовательным информационным ресурсам в распределенной библиотечной сети.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Весь цикл осуществления инновации от возникновения идеи нового объекта до ее практической реализации определяется понятием инновационная деятельность. Она охватывает комплекс научных, технологических, организационных и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к созданию инноваций. Под инновационной понимается определенный вид деятельности коллектива высококвалифицированных и технически оснащенных специалистов, обеспечивающих создание и реализацию в общественной практике инновации «под ключ».
Библиотечной профессии присущ большой запас инерции, поэтому оптимальный вариант обновления библиотек – постепенная модернизация. В одном случае простые элементы заменяются более сложными, в другом, наоборот, упрощаются технологические процессы.
Конечная цель инновационной деятельности – обеспечить претворение результатов разработок в новый продукт, востребованный на рынке.
Некоторые виды инноваций в работе современной библиотеки могут быть связаны с внедрением компьютерных технологий. Уже сейчас мы не представляем работы библиотеки без их использования.
Прочное вхождение компьютера отражается на повседневной работе библиографа, будь то:
Подготовка информационных ресурсов:
- ведение картотек, как в традиционном, так и машиночитаемом виде;
- составление библиографических указателей;
Обслуживание читателей:
- посредствам электронных каталогов;
- с помощью баз данных на машиночитаемых носителях;
- работа с библиографическими ресурсами интернет и т.д.
Требование современной жизни – предоставить максимально полную информацию пользователю за минимальный период времени. Значит, библиотеки не могут не учитывать продиктованные временем тенденции, и обязаны адаптироваться к создавшимся условиям.
Этот процесс в библиотеках возможен, по крайне мере двумя способами:
- повышение квалификации библиографов (это необходимое условие этой адаптации);
- корпоративная деятельность библиотек.
Способами повышения квалификации могут быть спецкурсы, тренинги, участие в научно-практических конференциях, но целесообразней, конечно же, направленная практическая деятельность.
Участие в корпоративном проекте расширяет не только функциональные обязанности специалиста, но и его кругозор. Это заключается:
- в освоении ранее не используемых в работе технологий (межкорпоративной связи и обмен данных);
- в освоении новых программных средств, среди которых: электронная почта, работа с программами и с различными форматами документов.
Все это позволит усовершенствовать обслуживание и добиться конечной цели – удовлетворение информационных потребностей пользователей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авраева, Ю. Б. Время библиотечных инноваций / Ю.Б. Авраева // Библиография. – 2005. - № 4. – С. 56-61.
Бартенев, С.А. История экономических учений. – М.: Юрист, 1998. – 192 с.
Бражникова, С.А. Инновации в библиотеках: теоретические и методические аспекты / С.А. Бражникова//Библиография. - 2003. -№ 4.- С. 39-47.
Бургер, И. П. Университетская библиотека: новые реалии - новый облик / И. П. Бургер // Информационный бюллетень РБА. - СПб., 2008. - Всероссийский библиотечный конгресс: XII Ежегодная конференция Российской библиотечной ассоциации "Библиотека в системе социальных коммуникаций" (Брянск, 14-19 мая 2007 г.): Доклады и сообщения. Ч.2 .— С. 50-54 .— (Секция библиотек высших учебных заведений) .— ISSN 1991-8062 .— Бюллетень "Теория и практика библиотечной работы" №2 за 2008 г.
Ефимова, Е. Грани виртуальности: формы и способы справочно-информационного обслуживания / Е. Ефимова // Библиотечное дело. - 2008. - №6. - С. 28-31
Инновационное развитие библиотек: концептуальный подход / М. И. Акилина [и др.] // Библиотековедение. – 2004. - № 2. – С. 27-32.
Калугина, Е.В., Использование традиционных и инновационных форм информационно-библиографического обслуживания в научной и образовательной деятельности / Е.В. Калугина // Материалы второго научно-практического семинара «Библиотека в научно-образовательном пространстве вуза». – Ставрополь: типография СевКавГТУ, 2006. - точка доступа http://www.ncstu.ru
Качанова, Е. Ю. Инновации в библиотеках. – СПб.: Профессия, 2003. – 317с.
Качанова, Е.Ю. Инновационная политика: цели, этапы, методы / Е.Ю. Качанова // Библиотека. – 2003. – № 10. – С.35-38
Качанова, Е.Ю. Классификационный анализ в изучении и управлении инновационной деятельностью библиотек / Е.Ю. Качанова // Научные и технические библиотеки.-2002.-№10.-С.5-24.
Левченко, И. Г. Инновационная деятельность библиотеки университета: некоторые аспекты и проблемы [Электронный ресурс] / И. Г. Левченко, О. Ю. Самохвалова ; Харьковский национальный ун-т. – М., 2006. - . – Режим доступа: http://www gpntb.ru/ win/inter-ewents/crimea 2001/tom/sem2/Doc32.HTML. – Загл. с экрана.
Лягушкина, Л. А. Университетская библиотека: традиции, инновации, перспективы / Л.А. Лягушкина // Информационный бюллетень РБА. – 2002. - № 21. – С. 67-72.
Матлина, С. Г. Об инновациях без восторгов и оваций: методологические аспекты / С. Г. Матлина // Библиотечное дело. – 2008. - №6. - С. 2-10
Фридланд, А.Я. Об уточнении понятия «информатизация» в Образовательных системах / А.Я. Фридланд // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: материалы междунар. Интернет-конфер. (15.01-29.03.2002 г. www/auditorium.ru). - М., 2003. - С.63-68.
Чуприна, Н. Т. Понятийно-терминологическое осмысление инновационной деятельности в условиях библиотек / Н.Т. Чуприна // Научные и технические библиотеки. – 2003. - № 9. – С. 4-16.
Инновационное развитие библиотек: концептуальный подход / М. И. Акилина [и др.] // Библиотековедение. – 2004. - № 2. – С. 27-32.
Бартенев, С.А. История экономических учений. – М.: Юрист, 1998. – С. 42
Авраева, Ю. Б. Время библиотечных инноваций // Библиография. – 2005. - № 4. – С. 57.
Качанова Е.Ю. Классификационный анализ в изучении и управлении инновационной деятельностью библиотек //Научные и технические библиотеки.-2002.-№10.-С.8.
Инновационное развитие библиотек: концептуальный подход / М. И. Акилина [и др.] // Библиотековедение. – 2004. - № 2. – С. 29.
Авраева, Ю. Б. Время библиотечных инноваций // Библиография. – 2005. - № 4. – С. 57.
Чуприна, Н. Т. Понятийно-терминологическое осмысление инновационной деятельности в условиях библиотек // Научные и технические библиотеки. – 2003. - № 9. – С. 9-10.
Фридланд А.Я. Об уточнении понятия «информатизация» в Образовательных системах / А.Я. Фридланд // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: материалы
междунар. Интернет-конфер. (15.01-29.03.2002 г. www/auditorium.ru). - М., 2003. - С.64.
Чуприна Н.Т. Понятийно-терминологическое осмысление инновационной деятельности в условиях
библиотеки / НТ. Чуприна // Науч. итехн. библиотеки. - 2003. - № 9. -С. 10-11.
Бражникова С.А. Инновации в библиотеках: теоретические и методические аспекты/С.А. Бражникова//Библиография. - 2003. -№ 4.- С. 39-40.
Качанова Е.Ю. Инновационная политика: цели, этапы, методы // Библиотека. – 2003. – № 10. – С.35-38
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Авраева, Ю. Б. Время библиотечных инноваций / Ю.Б. Авраева // Библиография. – 2005. - № 4. – С. 56-61.
2.Бартенев, С.А. История экономических учений. – М.: Юрист, 1998. – 192 с.
3.Бражникова, С.А. Инновации в библиотеках: теоретические и методические аспекты / С.А. Бражникова//Библиография. - 2003. -№ 4.- С. 39-47.
4.Бургер, И. П. Университетская библиотека: новые реалии - новый облик / И. П. Бургер // Информационный бюллетень РБА. - СПб., 2008. - Всероссийский библиотечный конгресс: XII Ежегодная конференция Российской библиотечной ассоциации "Библиотека в системе социальных коммуникаций" (Брянск, 14-19 мая 2007 г.): Доклады и сообщения. Ч.2 .— С. 50-54 .— (Секция библиотек высших учебных заведений) .— ISSN 1991-8062 .— Бюллетень "Теория и практика библиотечной работы" №2 за 2008 г.
5.Ефимова, Е. Грани виртуальности: формы и способы справочно-информационного обслуживания / Е. Ефимова // Библиотечное дело. - 2008. - №6. - С. 28-31
6.Инновационное развитие библиотек: концептуальный подход / М. И. Акилина [и др.] // Библиотековедение. – 2004. - № 2. – С. 27-32.
7.Калугина, Е.В., Использование традиционных и инновационных форм информационно-библиографического обслуживания в научной и образовательной деятельности / Е.В. Калугина // Материалы второго научно-практического семинара «Библиотека в научно-образовательном пространстве вуза». – Ставрополь: типография СевКавГТУ, 2006. - точка доступа http://www.ncstu.ru
8.Качанова, Е. Ю. Инновации в библиотеках. – СПб.: Профессия, 2003. – 317с.
9.Качанова, Е.Ю. Инновационная политика: цели, этапы, методы / Е.Ю. Качанова // Библиотека. – 2003. – № 10. – С.35-38
10.Качанова, Е.Ю. Классификационный анализ в изучении и управлении инновационной деятельностью библиотек / Е.Ю. Качанова // Научные и технические библиотеки.-2002.-№10.-С.5-24.
11.Левченко, И. Г. Инновационная деятельность библиотеки университета: некоторые аспекты и проблемы [Электронный ресурс] / И. Г. Левченко, О. Ю. Самохвалова ; Харьковский национальный ун-т. – М., 2006. - . – Режим доступа: http://www gpntb.ru/ win/inter-ewents/crimea 2001/tom/sem2/Doc32.HTML. – Загл. с экрана.
12. Лягушкина, Л. А. Университетская библиотека: традиции, инновации, перспективы / Л.А. Лягушкина // Информационный бюллетень РБА. – 2002. - № 21. – С. 67-72.
13.Матлина, С. Г. Об инновациях без восторгов и оваций: методологические аспекты / С. Г. Матлина // Библиотечное дело. – 2008. - №6. - С. 2-10
14.Фридланд, А.Я. Об уточнении понятия «информатизация» в Образовательных системах / А.Я. Фридланд // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: материалы междунар. Интернет-конфер. (15.01-29.03.2002 г. www/auditorium.ru). - М., 2003. - С.63-68.
15.Чуприна, Н. Т. Понятийно-терминологическое осмысление инновационной деятельности в условиях библиотек / Н.Т. Чуприна // Научные и технические библиотеки. – 2003. - № 9. – С. 4-16.
Вопрос-ответ:
Как можно определить понятие "библиотечная инноватика"?
Понятие "библиотечная инноватика" можно определить как теорию изменений в библиотечной сфере, накопленные знания и методы, связанные с внедрением инноваций в работу библиотек.
Какова роль инновационной деятельности в библиотеках?
Инновационная деятельность в библиотеках играет важную роль в создании и развитии новых услуг и сервисов, повышении эффективности и качества работы, а также удовлетворении информационных потребностей пользователей.
Какие примеры инноваций применяются в практической деятельности библиотек вузов?
В практической деятельности библиотек вузов применяются различные инновации, такие как онлайн-консультирование читателей, создание электронных библиотек, использование виртуальных туров, разработка мобильных приложений и другие.
Какие положительные изменения вносит библиотечная инноватика?
Библиотечная инноватика вносит положительные изменения в библиотечную сферу, такие как повышение доступности библиотечных ресурсов, сокращение времени на поиск и получение информации, улучшение качества обслуживания пользователей и другие.
Какие плюсы имеет on-line консультирование читателей?
On-line консультирование читателей имеет ряд плюсов, таких как оперативность, возможность получить помощь не выходя из дома, удобство для пользователей, быстрое решение проблем и вопросов, расширение географии обслуживания и другие.
Каково определение понятия "библиотечная инноватика"?
Определение понятия "библиотечная инноватика" включает в себя терминологическую базу исследования, которая охватывает сущность и особенности инновационной деятельности библиотек.
Какие факторы определяют инновационную политику библиотеки?
Инновационную политику библиотеки определяют различные факторы, включая потребности и ожидания пользователей, научно-технический прогресс, доступность информационных и коммуникационных технологий и др.
Какие нововведения были внедрены в практическую деятельность библиотек вузов?
В практическую деятельность библиотек вузов были внедрены различные нововведения, например, использование практики on line консультирования по запросам читателей через страницы сайтов библиотек.
Какие преимущества получает пользователь благодаря on line консультированию в библиотеке?
Благодаря on line консультированию в библиотеке пользователь получает возможность оперативно обращаться за помощью и получать ответы на свои вопросы, не выходя из дома.
Как связана библиотечная инноватика с изменениями в обществе?
Библиотечная инноватика тесно связана с изменениями в обществе, так как она позволяет библиотекам адаптироваться к новым требованиям и потребностям пользователей, а также эффективно использовать инновационные технологии для предоставления доступа к информации.
Что такое библиотечная инноватика?
Библиотечная инноватика - это теория и практика внедрения инноваций в библиотечную деятельность. Она включает в себя разработку и применение новых технологий, методов и подходов для улучшения работы библиотек и обеспечения более эффективного обслуживания читателей.
Какова роль инноваций в библиотеках?
Инновации играют важную роль в развитии библиотек и помогают им адаптироваться к современным требованиям и потребностям пользователей. Благодаря инновациям библиотеки могут предлагать новые услуги, улучшать доступ к информации, совершенствовать процессы организации и хранения коллекций, а также повышать эффективность своей работы в целом.