Любовь и ее влияние на судьбу героев в русской литературе

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 19 19 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 28.08.2008
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение. Любовь – вечная тема мирового искусства
«Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма
Любовь в светском обществе в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Любовь к Родине в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Любовь» лишнего человека в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Любовь к Богу в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Преступная любовь в драме Н. А. Островского «Гроза»
Спасительная любовь в «Гранатовом браслете» А. И. Куприна
Любовь к гению в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Заключение. Любовь не стареет
Список источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина, всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как я знаю теперича, что недели две никакой грозы на меня не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Катерина только и может отвечать ему на это: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?».
По моему мнению, Борис, которого любит Катерина, в сущности, ничем не отличается от Кабанихи и Дикого, только лишь образованностью. Он такой же безвольный, как и Тихон, поэтому не решается забрать Катерину с собой. Катерина же не видит способа жить в этом городе дальше, ведь она не Варвара, которая гуляет с Кудряшом и может скрывать свое чувство от окружающих. Единственный путь разрешения создавшейся ситуации в стремлении Катерины вырваться из душной атмосферы самодурства – самоубийство.
Спасительная любовь в «Гранатовом браслете» А. И. Куприна
«От социальной борьбы, – пишет литературовед М. Воровский о Куприне, – его мысль рвется в лесную глушь, на морской простор. И превыше всей этой борьбы, раздирающей народы и классы, он готов поставить единое вечное – женскую любовь» (Воровский В. Литературная критика. С. 261).
Действительно, подобно своему предшественнику, И. С. Тургеневу, среди вечных загадок бытия Куприн особо выделил вечную загадку любви в ее постоянной связи с идеей смерти, с мыслью о быстротечности и конечности человеческой жизни. Но он решал эти проблемы иначе, чем Тургенев. Для Куприна любовь – самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке. Любовь – это спасительная сила, оберегающая «чистое золото» человеческой натуры от «оподления», от разрушительного влияния обанкротившейся буржуазной цивилизации, это сквозная тема купринского творчества, стержень его миропонимания, опора его оптимизма. Заложенная еще в «Молохе», развитая в «Олесе», закрепленная в «Поединке», эта тема определила магистральную линию философских и художественных исканий позднего Куприна и вызвала к жизни главное в его творчестве 1910-х гг. – своего рода «трилогию» о любви: «Суламифь», «Гранатовый браслет» и «Яму».
В «Гранатовом браслете» тема любви истолкована, на мой взгляд, в музыкальном ключе. Исходной точкой замысла рассказа послужила, по признанию самого писателя, вторая соната Бетховена, «шесть тактов» которой «растолковала» ему однажды жена одесского врача. Это не столько рассказ о любви, сколько молитва о ней. Молитвенный экстаз, в котором от начала до конца выдержана центральная тема произведения, закрепляется сменяющими друг друга в едином ряду символическими образами. Это старинный молитвенник, подаренный героине сестрою в день именин, гранатовый браслет, присланный ей, а затем отданный в дар Мадонне, и, наконец, претворение шести музыкальных фраз из бетховенской «Аппассионаты», о которых вспоминает герой перед смертью, в шесть строф стихотворения в прозе, возникающих в сознании княгини. Это своеобразный акафист любви, рефреном в котором служит строка из молитвы, обращенная героем в своем предсмертном письме к любимой: «Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”». Лирическая «музыкальная» концовка рассказа утверждает высокую силу любви, которая дала почувствовать свое величие, красоту и самозабвенность, приобщив к себе на мгновение другую душу.
Я думаю, что патетическая, романтическая по характеру образного воплощения центральная тема любви-трагедии сочетается в «Гранатовом браслете» с тщательно воспроизведенным бытовым фоном и рельефно обрисованными фигурами людей, жизнь которых не соприкоснулась с чувством большой любви. Желтков и товарищ прокурора, думающий, что любовь можно пресечь административными мерами, – люди двух различных жизненных измерений. Но жизненная среда не бывает у Куприна однозначною. Им особо выделена фигура старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она «должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире», не знающей компромиссов.
«Гранатовый браслет» вызвал в современной критике разноречивые оценки, но в целом и русская, и зарубежная критика увидела в этом рассказе высоко поэтичное творение, посвященное Любви с большой буквы. Рассказ был высоко оценен М. Горьким.
Любовь к гению в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Сожженный роман, судьба писателя-сатирика, по моему, объединяют Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова, а Мастера роднит с автором не только сожженный роман, но и бешеная травля со стороны критики, взаимоотношения с благополучной писательской братией, чувство изгоя, даже черная шапочка с желтой буквой «М» и, конечно, его любовь.
Мастер имеет возможность спокойно жить и творить в подвальчике дома, в уютной крохотной квартирке из двух комнаток с печкой, с лампой под абажуром, среди книг. Он пишет роман о Пилате. Судьба посылает ему еще один дар – любовь Маргариты. «Она сулила славу, она подгоняла его, <…> она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь». Роман был закончен, отрывок его напечатали, и на Мастера обрушились обвинения в попытке протащить в печать апологию Иисуса Христа. Для Мастера и его возлюбленной настали совершенно безрадостные дни, которые повлекли за собой болезнь Мастера – страх. В приступе страха во время грозы он сжег свой роман, и прибежавшая среди ночи Маргарита успела выхватить из огня только какую-то главу из середины романа.
Когда Мастер живет в клинике Стравинского, Маргарита не забывает его (на что Мастер искренне надеется). Без него ее жизнь пуста и бессмысленна. У Маргариты есть все, о чем могла мечтать любая женщина: молодой, красивый, добрый, честный муж, крупный специалист, квартира в прекрасном готическом особняке близ Арбата. Она могла купить все, что ей понравится, но она не была счастлива. Без Мастера Маргарита глубоко несчастна, и самое ценное, что у нее есть – это фотография Мастера и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем.
Тоска по возлюбленному толкнула Маргариту вступить в сговор с силами тьмы и стать ведьмой от горя и бедствий. Она принимает участие в бале сатаны в надежде вернуть себе возлюбленного, за ее заслуги Воланд возвращает ей Мастера.
Однако все же в готическом особняке женщина упала, схватившись за сердце, а в клинике Стравинского скончался сосед Иванушки. Воланд забирает с собой Мастера и Маргариту по просьбе Иешуа.
Мастер предал свою любовь, отрекся от своего романа и Маргариты, «спрятавшись» за свою болезнь, поэтому в конце романа он заслужил не свет, а лишь покой.
Мастер говорит: «Он мне ненавистен, этот роман, <…> я слишком много испытал из-за него». Он уговаривает Маргариту, которая только что обрела его снова, бросить, оставить его. И именно Маргарита понимает причину предательства и прощает своего возлюбленного: «Ах ты, маловерный, несчастный человек. <…> Они опустошили тебе душу».
Исследователь Яновская в книге «Творческий путь Михаила Булгакова» писала: «Маргарита в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” стала прекрасным, обобщенным и поэтическим образом Женщины, которая Любит. Этот образ встает над пластом сатирической повседневности романа воплощением живой, горячей любви. Фантастический образ женщины, так вдохновенно оборачивающейся ведьмой, с яростью ее расправы над врагом Мастера Латунским, с ее нежной готовностью к материнству, с этим полетом ее в ночи, когда ей принадлежит все – лунный свет, со свистом омывающий ее тело, зарева проносящихся внизу городов, и колдовство ночной реки, и пляшущие русалки, ведьмы и поющие лягушки. Женщины, которой ничего не стоит сказать черту: «Милый, милый Азазелло!» – потому только, что он заронил в ее сердце надежду, что она увидит своего возлюбленного…»
Заключение. Любовь не стареет
В нашей работе я рассмотрела ряд произведений русской литературы, стоящих выше беллетристического уровня, а значит – всегда в чем-то новаторских, в которых любовь как причина развития действия играет немалую роль в судьбе героев. И часто это новаторство связано именно с изображением этого великого человеческого чувства.
Я убедилась в разноликости любви, в возможности ее самого различного проявления как в реальной жизни, так и в литературе: от счастливого финала, когда влюбленные преодолевают все препятствия («Капитанская дочка»), до самоубийства, когда одна из любящих сторон не видит иной возможности для дальнейшего развития событий, чем лишения себя жизни из-за силы охватившего ее чувства («Гроза»).
Также я проследила эволюцию человеческих представлений о любви: от брака как нерушимого союза на основе Закона Божия, до открытой «чертовщины», благодаря действиям которой человек снова может обрасти свою любовь в окружающем мире («Мастер и Маргарита»).
Любовь была, есть и будет одной из главных тем произведений русской и, шире, мировой литературы и иных видов искусства, поскольку она – одно из чувств, которые по прошествии многих веков так и остались загадкой для человеческой души.
Список источников и литературы
Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. М., 1983
Булгаков М. Мастер и Маргарита. М., 2004.
Воровский В. Литературная критика. М., 1971.
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М., 1987.
История русской литературы в 4 томах. Т. 3., 4., Л., 1983.
Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М., 1990.
Островский А. Н. Драматургия. М., 2004.
Пушкин А. С. Евгений Онегин. Поэмы. М., 1970.
Пушкин А. С. Сочинения в 3-х томах. Т. 3., М., 1987.
Фомичев С. А. Пушкинская перспектива. М. 2007.
Хрестоматия по древнерусской литературе / Сост. М.Е. Федорова. М., 1994.
Яновская Л. М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.











1

1.Белинский В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. М., 1983
2.Булгаков М. Мастер и Маргарита. М., 2004.
3.Воровский В. Литературная критика. М., 1971.
4.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М., 1987.
5.История русской литературы в 4 томах. Т. 3., 4., Л., 1983.
6.Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М., 1990.
7.Островский А. Н. Драматургия. М., 2004.
8.Пушкин А. С. Евгений Онегин. Поэмы. М., 1970.
9.Пушкин А. С. Сочинения в 3-х томах. Т. 3., М., 1987.
10.Фомичев С. А. Пушкинская перспектива. М. 2007.
11.Хрестоматия по древнерусской литературе / Сост. М.Е. Федорова. М., 1994.
12.Яновская Л. М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.

Вопрос-ответ:

Как любовь влияет на судьбу героев в русской литературе?

В русской литературе любовь часто является главной силой, определяющей судьбу героев. Она может приводить к радости, счастью и истинному пониманию мира, а также к горю, страданиям и трагическим последствиям. Любовь влияет на выборы героев, определяет их действия и взаимоотношения, формирует их характеры и меняет их жизнь. Она может быть источником и вдохновением для самого героя, и причиной его падения. В русской литературе любовь изображается во всей своей сложности и многообразии.

Какую роль играет любовь в повести "Петр и Феврония" Елена Ульянова?

В повести "Петр и Феврония" любовь играет центральную роль в судьбе героев. Она сплетает судьбы Петра и Февронии, переплетая их жизни вместе. Любовь позволяет героям найти истинное счастье и испытать духовное обновление. Именно через любовь Петр и Феврония становятся героями благочестия и примером для окружающих. Автор показывает, что только истинная любовь может преодолеть все трудности и проблемы жизни, исцелить и спасти душу.

Каково влияние любви на светское общество в романе "Евгений Онегин" Александра Пушкина?

В романе "Евгений Онегин" любовь оказывает глубокое влияние на светское общество. Она является источником возвышенных чувств, страстей и мучений героев. Любовь между Евгением Онегиным и Татьяной Лариной меняет их судьбы и приводит к непредсказуемым последствиям. Любовь становится причиной разочарования, горя и потери радости жизни для главных героев и окружающих их людей. Роман Пушкина показывает сложность и противоречивость чувства любви в светском обществе.

Как влияет любовь на судьбу героев в русской литературе?

Любовь играет огромную роль в судьбе героев русской литературы. Она может быть как спасительной, так и губительной. Любовь может привести к счастью, исполнению желаний и достижению высоких целей, но также может привести к трагическому концу, разрушению и гибели. Отношения между героями в русской литературе отражают сложность и противоречивость человеческой природы, а также драматические события, происходящие в обществе.

Какая роль любви в повести о Петре и Февронии Ермолая Еразма?

В повести "Повесть о Петре и Февронии Ермолая Еразма" любовь играет центральную роль. Эта история описывает красивую и чистую любовь, способную преодолеть все трудности и испытания. Любовь Петра и Февронии защищает их от зла и является источником силы и мудрости. Они воплощают идеал прекрасной и бескорыстной любви, которая преодолевает все преграды и обретает вечную силу.

Как изображена любовь в светском обществе в романе "Евгений Онегин"?

В романе "Евгений Онегин" Александра Пушкина любовь в светском обществе представлена как игра, скука и пустота. Герои постоянно меняют партнеров, не находя настоящей любви. Они живут поверхностными чувствами и стремятся заполнить свою пустоту развлечениями и внешними признаками успеха. Любовь в светском обществе не имеет глубины и искренности, она лишена истинных эмоций и страстей.

Какую роль играет любовь к Родине в повести "Капитанская дочка" Александра Пушкина?

Любовь к Родине играет важную роль в повести "Капитанская дочка". Главный герой, Петр Гринев, испытывает глубокую привязанность к своей Родине и готов отдать за нее свою жизнь. Его любовь к Родине вдохновляет его на подвиги и жертвы, помогает ему преодолеть испытания и найти свое призвание. Любовь к Родине также служит символом патриотизма и преданности идеалам идейной борьбы.

Какое влияние имеет любовь на судьбу героев в русской литературе?

В русской литературе любовь часто играет существенную роль в жизни героев и может оказывать сильное влияние на их судьбу. Часто герои делают поступки, позволяющие им быть с любимыми, или жертвуют своими интересами ради сохранения любви. Любовь может как сплотить героев и приносить им счастье, так и приводить к конфликтам и трагическим последствиям.

Какую роль играет любовь в повести "Петр и Феврония" Ермолая Еразма?

Любовь в повести "Петр и Феврония" является главной темой и силой, которая способствует спасению главных героев. Любовь Петра и Февронии оказывает положительное влияние на их судьбу и помогает им преодолеть испытания и трудности. Их взаимная преданность и силуэт любви созидают идеалы о трансцендентной любви и способствуют милосердию и гуманизму.

Как описывается любовь в романе "Евгений Онегин" А. С. Пушкина?

В романе "Евгений Онегин" А. С. Пушкина описывается лирическая и трагическая любовь главных героев. Любовь Онегина к Татьяне и ее любовь к нему становятся центральной темой романа. Онегину недоступна любовь и счастье, так как он не умеет отдавать свое сердце и слишком поздно понимает ценность Татьяны. Любовь в романе является причиной боли, разочарования и горечи, но она также служит источником вдохновения и красоты.