Методика обучения детей 6-7 лет технике владения мячом в футболе.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 03.06.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Проблемы, связанные с технической подготовкой юных футболистов
Характеристика технической подготовки футболистов
Основные ошибки в обучении технике владения мячом и пути их исправления
Возрастные особенности развития организма детей 6-7 лет
Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня развития технических способностей
Методические рекомендации по применению кругового метода в работе
Заключение
Список литературы
При этом онтогенетическая программа формируется в результате взаимодействия генетической и социальной программ. Ведущая роль в совершенствовании двигательной деятельности человека принадлежит социальной программе. Это подтверждается практикой физической культуры и спорта, непрерывным ростом арсенала и сложности физических упражнении, которые осваиваются на протяжении жизни одного поколения.
Исследуя показатели силы и быстроты мышечных сокращений, ряд авторов выделяет несколько этапов развития двигательной функции. К 4-5 годам формируется способность развивать направленные усилия. Этот период авторы назвали периодом первичного становления двигательной функции. На следующем возрастном этапе (от 4-5 лет до 6-7 лет) совершается становление произвольной регуляции движений. Происходит совершенствование координационных механизмов ЦНС. В возрасте от 6-7 до 13-14 лет наступает период активного совершенствования двигательной функции. На протяжении этого периода происходит становление координационных механизмов, обеспечивающих высокий уровень проявления двигательных качеств. Вместе с тем организм еще не полностью сформирован и это сказывается на выполнении длительных и интенсивных физических упражнений. Возрастной период с 13-14 до 20-25 лет является заключительным этапом поступательного возрастного развития двигательной функции[7].
Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня развития технических способностей
Практический материал по технической подготовке касается главным образом процесса совершенствования. В рамках этого раздела нельзя не отметить методику развития периферического зрения, необходимую для развития технических навыков периферического зрения.
Периферическое зрение. В футболе оно очень важно: необходимо постоянно ориентироваться по отношению к мячу и к партнерам, к игрокам команды-соперницы. Тот, кто сосредоточивает все внимание только на мяче, невольно ограничивает свое участие в игре в целом. Особенно возросла роль периферического зрения в наши дни: ведь сегодня основное требование в футболе - быстрая гармоничная игра в атаке и в обороне. А без отменного периферического зрения в такой футбол не сыграть.
Поэтому нельзя допускать, чтобы периферическое зрение развивалось у игроков само по себе. Необходимо направлять этот процесс, используя всевозможные в этом плане средства. Разумеется, не все зависит от способности владеющего мячом к ориентированию. Периферическое зрение более чувствительно по отношению к движению, чем по отношению к цвету или к неподвижным предметам. Вот почему наилучшим образом использовать развитое периферическое зрение игроку удастся лишь тогда, когда находящиеся в поле его зрения партнеры будут двигаться[35].
Некоторые из упражнений, рекомендуемых для развития периферического зрения
1. Двое ведут мячи (каждый свой) параллельно в 7-10 м друг от друга. Один из них неожиданно пасует другому. Тот должен заметить это и, в свою очередь, по возможности одновременно отпасовать свой мяч. Инициативу партнеры проявляют по очереди.
2. Трое выстраиваются треугольником в 7-8 м один от другого. У каждого по мячу. Одновременно все начинают передавать мяч плево или вправо. Каждый должен одновременно следить за тем, кому пасует он, и за тем, кто пасует ему. Останавливать мяч только при необходимости.
3. Двое стоят в 5-6 м друг против друга. Один подбрасывает мяч ногой или головой. Второй в это время быстро обегает первого. Как только он возвращается в исходную позицию, первый пасует ему мяч, и роли меняются[35].
Но, какими бы мы не обладали природными задатками молодые футболисты, высокого уровня развития их технического мастерства, мы можем достичь лишь при тщательно продуманной и систематической тренировке. Основным условием воспитания технического мастерства при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго-специализированной подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).
Все методы воспитания технического мастерства должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счете, содействовали бы возможности большему повышению развития скоростно-силовых качеств, координаторных качеств, периферического зрения и т.д. Основным методом воспитания является - метод повторного выполнения упражнения, характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена.
Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами:
- изменение возбудимости центральной нервной системы;
- восстановление показателей вегетативной системы (пульс, давление), связанных с восстановлением дыхания, затратой кислородного долга.
Интервалы отдыха должны быть с одной стороны достаточно короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы не успевала существенно снизиться, с другой стороны достаточно длинными, чтобы более или менее восстановиться. При применении повторного метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается в период утомления после каждого повторения. Этот метод позволяет точно дозировать нагрузку, укреплять опорно-мышечный аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. [11]
- Интервальный метод. Этот метод внешне сходен с повторным методом. Но если, при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладает и интервалы отдыха.
- Игровой метод воспитания. Однако этот метод обладает существенным недостатком - ограничена дозировка нагрузки. То есть здесь получается, что спортсмен больше применяет это качество, чем его воспитывает. Следовательно, этот метод зависит от самого же спортсмена - насколько он активен в игре.
- В последнее время нашел применение метод воспитания, получивший название - метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторных упражнений. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения, энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локально направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена [11].
Кроме того, для повышения технического мастерства, нельзя забывать и координационных качествах юного футболиста, таких, например, как точность. Качественное выполнение технического действия невозможно без определенного уровня развития точности. Даже незначительные отклонения от структуры движений приводят к искажению его техники. Многие авторы включают точность в число ведущих технически-координационных качеств [2, 9, 14, 16, 37].
Нарушение точности движений, а также несоразмерность мышечных усилий вызваны двумя факторами: иррадиацией нервных процессов в коре больших полушарий и слабостью дифференцировочного торможения. Иррадиация нервных процессов в двигательном анализаторе способствует вовлечению в работу излишнего числа двигательных единиц, делающих работу неэкономичной, а движение неточным. Именно поэтому движения новичка отличаются по амплитуде, усилию и направлению, что сказывается на снижении работоспособности.
Чем сложнее физическое упражнение, тем разнообразнее точностные характеристики, составляющие его основу.
Точность каждого двигательного движения определяется степенью его соответствия внешней форме и содержанию.
Внешняя сторона определяет направление, амплитуду, согласованность отдельных двигательных актов, т.е. форму физического упражнения.
Внутренняя сторона двигательного действия определяется взаимосвязью различных физиологических процессов в организме под воздействием определенной физической нагрузки и составляет его содержание. Чем выше согласованность этих процессов, тем экономичнее осуществляется работа. Упражнения, выполняемые с высокой степенью точности, технически совершенны.
Точность, как и другие двигательно-координационные качества, развивается и совершенствуется при наличии определенной целевой установки и использовании определенной методики. В зависимости от конкретного проявления этого качества, задач спортивной тренировки, возраста и уровня тренированности требуются разная продолжительность занятий и разная направленность, а также специфические методы и методические приемы[20].
Методические рекомендации по применению кругового метода в работе
Занятия по методу круговой тренировки требуют четкой организации по времени (по секундомеру). Даются любые задания - повторение разученного движения с целью закрепления его техники, выполнение специально подобранных упражнений для развития двигательных качеств и т. д.
Этот метод учит дифференцированно использовать те или иные комплексы для развития тех или иных физических качеств, значительно снижает утомляемость занимающихся в связи с достаточно частой переменой двигательной деятельности при высокой моторной плотности занятий.
Необходима четкая методика выполнения упражнений. Назначение упражнений тоже строго определено - для комплексного развития двигательных качеств. Поэтому круговая тренировка представляет собой организационно-методическую форму занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств. Одна из важнейших особенностей этой формы занятий - четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее.
Выполняют каждое упражнение комплекса (проходят один круг) заданное число раз в строго обусловленное время, стараясь как можно точнее исполнять каждое движение.
Выполняют весь комплекс (проходят один круг) за строго обусловленное время, повторяя каждое упражнение в индивидуальной для каждого дозировке (установленное число раз).
Заключение
Обучение молодых футболистов технике владения мячом и выбор непосредственной методики их обучения - являются основными направляющими действиями в развитии и прогрессировании футбола в любой стране, в том числе, в России.
Успешные выступления молодых футболистов на ЧЕ 2006 доказали всему миру силу нашего футбола, основанную на хорошей физической подготовке, достаточно высокой технике, прогрессивной тактике и на высоких морально-волевых качествах спортсменов.
Развитие детско-юношеского футбола и дальше должно идти по всем этим направлениям. Создание новых форм и методов совершенствования по всем компонентам футбола, создание стабильных календарей, укрепление связи практики с наукой, изучение опыта работы в других странах - вот неполный перечень источников, которые должны способствовать дальнейшему развитию нашего футбола.
Список литературы
Андреев С.Н. Играй в футбол. - М.: Помпадур, 1999.
Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2000.
Биохимия: Учебник. /Под редакцией проф. Северина Е.С./ - ГЭОТАР-МЕД, М., 2003.
Гагаева Г.М. Психология футбола. М.: Физкультура и спорт, 1969.
Горбунов А.И., Зинченко Е.И. Проблемы в юношеском футболе и их решение. Методическое пособие. Краснодар, Изд-во «Заря», 2007.
Граевская Н.Д., Мошкарин В.В. БМЭ. - Изд. 3-е.-М.: Изд-во «Сов. Энциклопедия», 1986, т. 26, 472с.
Детская спортивная медицина / Под ред. Тихвинского С.Б., Хрущева С.В. - Руководство для врачей. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Медицина. - 1991.
Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта. М., «Вла-дос» 2003.
Жуков М.Н. Подвижные игры. Учебник - М.: ФиС, 2000.
Зациорский В.М. Теория и методика физического воспитания. Т. 1, изд 2-е. - М.: ФиС, 1976.
Зельдович Т.А. Подготовка юных баскетболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1964.
Иванов С.м., Воробьев А.Н. БМЭ. - Изд. 3-е.-М.: Изд-во «Сов. Энциклопедия», 1986, т. 26, 308с.
Кучма В.Р. и др. Физическое развитие, состояния здоровья и образ жизни детей приполярья. - М.: НЦЗД РАМН, 1999.
Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 11-17.
Маслов М.С. Учение о конституциях и аномалиях конституции в детском возрасте. Изд-во «Практическая медицина», Ленинград, 1926.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник - М.: ФиС, 1997.
Мирошников Р.В. Спортивные игры: правила, тактика, техника. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.
Мирский В.Е. и др. Детская и подростковая андрология. - СПб: Питер, 2003.
Назаренко Л.Д. Место и значение точности как двигательно-координационного качества. «Детский тренер» (Журнал в журнале «Физическая культура»), №2, 2001.
Николаев А.Я. Биологическая химия. - ООО «Медицинское информационное агентство», М., 1998.
Покровский В.М., Коротько Г.Ф., Кобрин В.И. и др. Физиология человека: Учебник. Т.I, М., «Медицина», 2001.
Порубова А.Т., Редюк А.Л. Методическое пособие по выполнению квалификационных работ и их защите в государственной аттестационной комиссии. СПб.: Астерион, 2006.
Санин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1994.
Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. Под общ. ред. В.Г.Филина - М.: Физкультура и спорт, 1992.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Издательский центр «Академия», 1994.
Теория и методика физического воспитания. Под ред. К.А. Апгмарина. М.: Физкультура и спорт, 1990.
Теория и практика физической культуры, № 6, 1998.
Фарфель В. С. Управление движениями в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1975.
Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972.
Футбол в коллективах физкультуры. /Под ред. Брейкина А.Д./ - М.: Физкультура и спорт, 1979.
Футбол: учебное пособие для тренеров. /Под ред. Савина С.А./ М.: Физкультура и спорт, 1969.
Футболист в игре и на тренировке. /Под ред. Савина С.А./ М.: Физкультура и спорт, 1975.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2000.
Чанади А. Футбол. Тренировка /Пер. с венг./ Предисл. Климина В.П. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
Штуденер Х., Вольф В. Тренировка футболистов: сборник упражнений М.: Физкультура и спорт, 1970.
Яруллин Р.Х. Качества двигательной деятельности человека // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 8.
2
2.Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2000.
3.Биохимия: Учебник. /Под редакцией проф. Северина Е.С./ - ГЭОТАР-МЕД, М., 2003.
4.Гагаева Г.М. Психология футбола. М.: Физкультура и спорт, 1969.
5.Горбунов А.И., Зинченко Е.И. Проблемы в юношеском футболе и их решение. Методическое пособие. Краснодар, Изд-во «Заря», 2007.
6.Граевская Н.Д., Мошкарин В.В. БМЭ. - Изд. 3-е.-М.: Изд-во «Сов. Энциклопедия», 1986, т. 26, 472с.
7.Детская спортивная медицина / Под ред. Тихвинского С.Б., Хрущева С.В. - Руководство для врачей. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Медицина. - 1991.
8.Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта. М., «Вла-дос» 2003.
9.Жуков М.Н. Подвижные игры. Учебник - М.: ФиС, 2000.
10.Зациорский В.М. Теория и методика физического воспитания. Т. 1, изд 2-е. - М.: ФиС, 1976.
11.Зельдович Т.А. Подготовка юных баскетболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1964.
12.Иванов С.м., Воробьев А.Н. БМЭ. - Изд. 3-е.-М.: Изд-во «Сов. Энциклопедия», 1986, т. 26, 308с.
13.Кучма В.Р. и др. Физическое развитие, состояния здоровья и образ жизни детей приполярья. - М.: НЦЗД РАМН, 1999.
14.Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 11-17.
15.Маслов М.С. Учение о конституциях и аномалиях конституции в детском возрасте. Изд-во «Практическая медицина», Ленинград, 1926.
16.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 1991.
17.Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник - М.: ФиС, 1997.
18.Мирошников Р.В. Спортивные игры: правила, тактика, техника. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.
19.Мирский В.Е. и др. Детская и подростковая андрология. - СПб: Питер, 2003.
20. Назаренко Л.Д. Место и значение точности как двигательно-координационного качества. «Детский тренер» (Журнал в журнале «Физическая культура»), №2, 2001.
21.Николаев А.Я. Биологическая химия. - ООО «Медицинское информационное агентство», М., 1998.
22.Покровский В.М., Коротько Г.Ф., Кобрин В.И. и др. Физиология человека: Учебник. Т.I, М., «Медицина», 2001.
23.Порубова А.Т., Редюк А.Л. Методическое пособие по выполнению квалификационных работ и их защите в государственной аттестационной комиссии. СПб.: Астерион, 2006.
24. Санин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1994.
25.Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. Под общ. ред. В.Г.Филина - М.: Физкультура и спорт, 1992.
26.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и разви¬тия ребенка. М.: Издательский центр «Академия», 1994.
27.Теория и методика физического воспитания. Под ред. К.А. Апгмарина. М.: Физкультура и спорт, 1990.
28.Теория и практика физической культуры, № 6, 1998.
29.Фарфель В. С. Управление движениями в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1975.
30.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972.
31.Футбол в коллективах физкультуры. /Под ред. Брейкина А.Д./ - М.: Физкультура и спорт, 1979.
32.Футбол: учебное пособие для тренеров. /Под ред. Савина С.А./ М.: Физкультура и спорт, 1969.
33.Футболист в игре и на тренировке. /Под ред. Савина С.А./ М.: Физкультура и спорт, 1975.
34.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2000.
35. Чанади А. Футбол. Тренировка /Пер. с венг./ Предисл. Климина В.П. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
36. Штуденер Х., Вольф В. Тренировка футболистов: сборник упражнений М.: Физкультура и спорт, 1970.
37.Яруллин Р.Х. Качества двигательной деятельности человека // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 8.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы могут возникнуть при обучении детей 6-7 лет технике владения мячом в футболе?
При обучении детей такого возраста возникают различные проблемы. Во-первых, дети могут иметь низкую координацию движений и слабо развитую моторику, что затрудняет выполнение техники владения мячом. Во-вторых, дети могут испытывать затруднения в понимании и выполнении инструкций тренера. Также, дети могут быть несговорчивыми и несосредоточенными во время тренировок. Все эти проблемы требуют от тренера терпения, гибкости и индивидуального подхода при обучении.
Какими ошибками часто допускаются при обучении детей 6-7 лет технике владения мячом в футболе и как их можно исправить?
При обучении детей такого возраста часто допускаются следующие ошибки: недостаточное количество практических упражнений, неправильная техника выполнения упражнений, отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку, недостаточное использование игровых элементов в тренировках. Чтобы исправить эти ошибки, тренеры должны увеличить количество практических упражнений, следить за правильной техникой выполнения, а также индивидуально подходить к каждому ребенку, учитывая его особенности и способности. Также желательно использовать игровые элементы в тренировках, чтобы увеличить мотивацию и интерес детей к обучению.
Какие возрастные особенности развития организма детей 6-7 лет необходимо учитывать при обучении технике владения мячом в футболе?
Дети 6-7 лет находятся в периоде активного роста и развития организма. Их координация движений и моторика могут быть еще не полностью развитыми. Также это возраст, когда дети начинают становиться более самостоятельными и самоуверенными, но в то же время могут испытывать затруднения в понимании и выполнении инструкций. Поэтому при обучении технике владения мячом в футболе необходимо учитывать эти особенности и предоставлять детям достаточно времени и возможностей для практики и самостоятельного повторения упражнений.
Какие проблемы связаны с технической подготовкой юных футболистов?
Проблемы, связанные с технической подготовкой юных футболистов, могут быть различными. Некоторые дети могут испытывать трудности при правильном владении мячом, например, с точностью удара или паса. Другие могут иметь проблемы с координацией движений или в понимании тактических аспектов игры.
Какие ошибки чаще всего делают тренеры при обучении технике владения мячом у детей 6-7 лет?
Одной из распространенных ошибок в обучении технике владения мячом у детей 6-7 лет является недостаточная индивидуализация тренировок. Разные дети могут иметь разные навыки и уровень физической подготовки, поэтому важно учитывать их индивидуальные потребности и разрабатывать индивидуальные программы обучения.
Каковы возрастные особенности развития организма детей 6-7 лет в контексте технической подготовки футболистов?
Возрастные особенности развития организма детей 6-7 лет в контексте технической подготовки футболистов могут быть связаны с физическими и когнитивными аспектами. Дети в этом возрасте обычно находятся в периоде активного роста, поэтому важно учитывать особенности их физического развития при проведении тренировок. Когнитивные функции также продолжают развиваться, поэтому можно использовать игровые и интерактивные методы обучения для лучшего усвоения технических навыков.
Какие современные тренировочные программы помогают увеличить уровень развития технических способностей у детей 6-7 лет?
Существует множество современных тренировочных программ, целью которых является увеличение уровня развития технических способностей у детей 6-7 лет. Некоторые из них включают упражнения на освоение основных элементов управления мячом, упражнения на улучшение координации движений и пасов, игровые ситуации для закрепления навыков и так далее. Важно выбирать программы, которые основаны на индивидуальных потребностях и уровне развития каждого ребенка.