Понятие и сущность методов воспитания и их классификация.
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 12.01.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Понятие и сущность методов воспитания и их классификация
Заключение
Литература
На следующем этапе имеет место синтез и закрепление подражательных или подражательно-самостоятельных действий, на которые активно влияют жизненные ситуации и противоречия. Большую роль в выборе примера и закреплении положительных действий у школьников играют внушения, разъяснения и советы со стороны педагогов. (6, с. 115)
Методы поощрения и наказания
Метод поощрения - положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника, метод наказания - это выявление ошибок в поведении и осуждение антиобщественных поступков.
Поощрения стимулируют правильную линию в поведении, наказания тормозят проявления недисциплинированности, недобросовестности и других отрицательных качеств.
Эти методы педагогического воздействия служат тому, чтобы помочь школьникам осознать свои достоинства или недостатки, стимулировать или тормозить определенное поведение, приучать контролировать свое поведение.
Без системы этих мер педагогического воздействия вообще нельзя воспитывать, невозможно и развивать самовоспитание школьников, их общественную активность. Авторитет и опыт А.С.Макаренко, С.Т. Шацкого, Я. Корчака и других выдающихся педагогов подтверждает этот вывод.
Продуманная система поощрений и наказаний, утверждает А.С.Макаренко, не только законна, но и необходима. Она помогает закалять человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности гражданина.
Оценки всегда имеют побочное действие: они вызывают внимание к собственной персоне, актуализируют самооценки и нередко эго-центрируют. Поэтому нельзя злоупотреблять как положительными, так и отрицательными оценками.
Если возникает вопрос, с чего начинать, то начинать надо с похвалы. Опережающая похвала педагога - всегда несет в себе положительный воспитательный заряд - веру, намечает хорошую перспективу для личности. Педагогическая вера помогает потенциальной возможности стать действительностью. (3, с. 56)
Вместе с этим надо проявлять осторожность и чувство меры при одобрениях. Нелишне обратить внимание на ряд правил в этой связи: не следует хвалить:
за то, что получено от природы (ум, здоровье и т.д.);
за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой;
больше двух раз за одно и то же достижение;
из-за жалости;
из-за желания понравиться. Тот, кто хвалит, далеко не всегда становится любимым.
Похвала обладает свойством наркотика: получив ее порцию, хочется еще и еще. Поэтому следует воздерживаться в поощрениях там, где это можно сделать.
Не менее значимы в практической педагогической деятельности наказания, к которым учителям приходится прибегать в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Но каждый раз следует задуматься над тем, как нельзя наказывать. И в этом отношении существуют множество рекомендаций, среди которых важнейшие сводятся к следующим:
По-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами (Вл.Леви).
Использование методов поощрения и наказания основывается на принципе гуманизма. В них проявляется забота о гражданском росте личности. Поэтому методика применения этих воспитательных мер исключает односторонность. (Встречаются еще педагоги, которые или преимущественно осуждают, или без достаточных оснований хвалят своих воспитанников за выполнение даже самых простых поручений).
Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным - наказание. Это помогает сформировать определенную линию: постоянно опираться на те лучшие качества личности школьника, которые есть в нем, развивать эти качества, проектируя постепенно новые, еще более ценные. Поощрение и наказание должны быть индивидуализированными, учитывать возрастные и психологические особенности личности, педагогическую ситуацию. Такт в поощрениях и наказаниях - необходимый элемент. Нужно стимулировать школьника давать самооценку своему поведению. Наказание применено правильно, если провинившийся понимает его, если оно разрешает конфликт между виновником проступка и коллективом.
Педагогическая инструментовка позволяет делать на том или ином этапе воспитательного процесса какую-то форму работы ведущей, подчиняя ей другие. Педагогическая инструментовка не может не : учитывать выдвижения перед коллективом и отдельными учащимися значимых перспектив в работе, обновления содержания воспитательных целей, форм и приемов работы. Она направлена на то, чтобы обеспечить каждому воспитаннику самые благоприятные условия для проявления его способностей и умений в учебе, труде, в играх, в самодеятельности. (4. с 25).
Инструментовка призвана создавать и укреплять педагогически обоснованную систему отношений сотрудничества воспитателей с воспитанниками.
Такими приемами, которые помогают устанавливать, развивать, укреплять взаимопонимание и сотрудничество, являются:
проявления доброты, внимания, заботы;
просьбы, стимулирующие добрые дела;
одобрительные обращения;
снисхождение (прощение);
проявления восхищения;
внушение уверенности;
радостные удивления;
сопереживания;
похвала;
проявление доверия;
организация успеха;
присуждение награды;
ласковый упрек и намек;
показ положительных примеров;
поручение посильных и ответственных дел;
активизация сокровенных чувств учащихся;
проявление огорчения учителем;
моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы;
вовлечение в интересную работу, обеспечивающую моральное и возможно материальное вознаграждение;
обращение за советом к учащимся.
К числу приемов открытой педагогической помощи можно отнести такие:
доброжелательные предложения без адреса;
параллельные педагогические взаимодействия;
упоминание (показ) отрицательного примера;
организация естественных последствий;
стимулирование состязательности;
выполнение определенного дела вместо воспитанника;
переключение внимания;
мнимое безразличие;
изменения заданий (поручений);
мнимое недоверие.
Заключение
Продумывая работу с, детьми, педагог должен всегда сохранять трехнаправленность своего методического замысла, так, чтобы в одном групповом деле, в одном индивидуальном акте поведения ребенка соединились разум, эмоции, действие как формы выражения складывающегося и развивающегося отношения ребенка к ценностному объекту мира.
Литература
Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие.- М.: МГППУ, 2004.
Азаров Ю.П. Искусство воспитания - М.: «Просвещение», 1985г.
.Бордовская Н.В.Педагогика.-СПб.:ПИТЕР,2000-304с.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004.- 382с.
Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А.Смирнова.-М.:Академия,1999-510с.
Педагогика./Под ред. Сластёнина В.А..- М.:Школа-Пресс,2000-512с.
Подласый И.П.Педагогика. Новый курс. В 2 кн.-М.:ВЛАДОС,2000-256с.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004.- 336с.
Степаненков Н.К.Педагогика.-Мн.:Изд-во В.М.Скакун,1998.-448с.
Харламов И.Ф.Педагогика.-М.:Юристъ,1997-512с.
3
1.Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие.- М.: МГППУ, 2004.
2.Азаров Ю.П. Искусство воспитания - М.: «Просвещение», 1985г.
3..Бордовская Н.В.Педагогика.-СПб.:ПИТЕР,2000-304с.
4.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004.- 382с.
5.Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А.Смирнова.-М.:Академия,1999-510с.
6.Педагогика./Под ред. Сластёнина В.А..- М.:Школа-Пресс,2000-512с.
7.Подласый И.П.Педагогика. Новый курс. В 2 кн.-М.:ВЛАДОС,2000-256с.
8.Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004.- 336с.
9.Степаненков Н.К.Педагогика.-Мн.:Изд-во В.М.Скакун,1998.-448с.
10.Харламов И.Ф.Педагогика.-М.:Юристъ,1997-512с.
Вопрос-ответ:
Чему посвящена статья "Понятие и сущность методов воспитания и их классификация"?
Статья посвящена изучению понятия и сущности методов воспитания, а также их классификации.
Какой этап следует после подражательных или подражательно самостоятельных действий в воспитании?
На следующем этапе имеет место синтез и закрепление подражательных или подражательно самостоятельных действий, на которые активно влияют жизненные ситуации и противоречия.
Какую роль играют педагоги в выборе примера и закреплении положительных действий у школьников?
Большую роль в выборе примера и закреплении положительных действий у школьников играют внушения, разъяснения и советы со стороны педагогов.
Что изучается в статье "Понятие и сущность методов воспитания и их классификация"?
В статье изучаются понятие и сущность методов воспитания, а также их классификация.
О каких методах идет речь в статье "Понятие и сущность методов воспитания и их классификация"?
В статье идет речь о методах поощрения и наказания воспитания.
Какие методы воспитания существуют?
Существуют различные методы воспитания, которые могут быть использованы педагогами. Некоторые из них включают моделирование, поощрение и наказание, внушение, разъяснение и советы.
Какие роли играют методы поощрения и наказания в воспитании школьников?
Методы поощрения и наказания являются важными инструментами в воспитании школьников. Они помогают мотивировать учеников и формировать правильные навыки и поведение. Поощрение может стимулировать положительное поведение и достижение успеха, в то время как наказание может помочь ученикам осознать негативные последствия и изменить свое поведение.
Какие методы используются для закрепления положительных действий у школьников?
Для закрепления положительных действий у школьников используются различные методы, такие как моделирование, жизненные ситуации и противоречия, внушение, разъяснение и советы со стороны педагогов. Педагоги могут использовать примеры и подавать советы, чтобы помочь ученикам понять, какие действия являются правильными и полезными.
Какую роль играют жизненные ситуации и противоречия в процессе воспитания?
Жизненные ситуации и противоречия важны в процессе воспитания, так как они помогают ученикам осознавать и понимать различия между положительным и негативным поведением. Они могут подвигнуть школьников на анализ своих действий и поиска правильных решений, а также способствовать развитию самостоятельности и критического мышления.
Какие методы используются для формирования правильного поведения у школьников?
Для формирования правильного поведения у школьников используются различные методы, такие как моделирование, поощрение и наказание, внушение, разъяснение и советы. Педагоги могут демонстрировать правильное поведение и подбирать примеры, помогающие ученикам разобраться в том, какие действия являются правильными и полезными.
Какие методы воспитания существуют?
Существуют различные методы воспитания, которые используются для формирования нужных навыков и ценностей у детей и подростков. К ним относятся методы поощрения и наказания, методы обучения, методы примера и закрепления положительных действий, методы общения и взаимодействия со школьниками и другие.
Каким образом методы воспитания влияют на развитие личности?
Методы воспитания оказывают значительное влияние на развитие личности. Они способствуют формированию нужных ценностей, навыков и характеристик у детей. Например, методы поощрения и наказания помогают стимулировать желаемое поведение и предотвращать нежелательное, а методы примера и закрепления положительных действий помогают воспитывать положительные черты и навыки.