Отношение человека к русскому прикладному искусству в разные периоды истории

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Обществознание
  • 25 25 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 22.04.2008
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
1. Введение
2.Художественные промыслы России. Истоки зарождения
3. Декоративно-прикладное искусство
3.1 Не просто творчество, а «песнь души»
3.2 Декоративно-прикладное искусство и его эволюция
3.2.1 Декорирование
3.2.2 Развитие скульптуры на протяжении веков
3.2.3 Освобождение от монгольского влияния
3.2.4 Резьба и роспись
3.2.5 Керамика
3.3 Народное влияние на художественные промыслы
4. Значение прикладного искусства в XXI веке
5. Заключение
6. Литература


Фрагмент для ознакомления

Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами [4, 5].
Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета [9].
Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер
создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он [10].
Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта многоплановость в работе мастера — одна из характерных черт народных художественных промыслов. [9, 10]
Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Так, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обогащая друг друга.
Действительно, народные художественные промыслы, признаваемые сегодня в качестве прямого наследника традиционного народного искусства, имеют с ним много общего. Правда, с точки зрения своих утилитарных и духовных задач традиционное народное искусство было явлением значительно более широким, играло в жизни общества несравненно большую роль. С другой стороны, его воздействие ограничивалось тем коллективом, в котором оно функционировало [7, 8, 10].
Значение «окультуривания» современных художественных промыслов давно переросло за рамки регионального масштаба.
Современные художественные промыслы — это собственно художественные производства, в отличие от народного искусства прошлого. Уже само их название, заменившее ранее признанное — «кустарные промыслы», характеризует их направленность на первоочередное решение художественных задач [9].
Такое доминирование художественной функции в немалой степени является следствием развития нашей культуры, ответом на проблемы современной предметной среды.
Разумеется, оно не соответствует синкретической природе традиционной культуры прошлого, отражая те большие изменения, которые произошли в нашем обществе.
В то же время художественные промыслы не являются просто одним из компонентов профессионального искусства и примыкающей к нему художественной промышленности. В них следует видеть народные художественные производства, в которых должны быть максимально закреплены, органично развиваться основные традиции народного изобразительного искусства [9, 10].
Положение художественных промыслов РФ закреплено Федеральным
Законом РФ №7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года. В статье третьей рассматриваются основные понятия, используемые для целей данного закона. Там же дается определение непосредственно художественных промыслов:
«Народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов».
Под изделием народного художественного промысла понимается«...художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла.»
Не стоит также забывать и об изготовителях данных изделий, так как ни в одной другой отрасли промышленности не играет такой значительной роли индивидуальный труд мастера:
Таким образом, Федеральным законом устанавливается статус художественных народных промыслов. Но, несмотря на то, что им отведена роль одной из форм народного творчества, не стоит забывать, что они также являются и производством [7, 8, 10].
Эта новая перспективная форма производства позволяет приобщить рядовых мастеров-исполнителей к активной творческой деятельности, полнее использовать их таланты и способности, сочетать производственное тиражирование изделий с варьированием и последовательной отработкой исходного образца или орнаментального мотива, сохранить в серийном повторе проявления индивидуального исполнительного мастерства.
Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами [8].
К моменту создания восточнославянского государства — Киевской Руси — ремесла в нем достигли высокого уровня развития. Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла.
Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь [9, 10].
Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.
Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX-X вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы — декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал [9].
В древней Руси было развито также и искусство ремесленников-камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и т.д. [9, 10].
4. Значение прикладного искусства в XXI веке
Когда говорят о современных художественных промыслах, в первую очередь упоминают основные традиции народного изобразительного искусства, которые должны быть максимально закреплены в художественных производствах. Было бы полезным уделить внимание характеристике этих традиций, определяющих специфику художественных промыслов как отраслей специализации.
Основным назначением народных художественных промыслов является выпуск утилитарно-художественной продукции, то есть бытовых изделий, художественно оформленных. Некоторое время назад широко распространилось мнение о том, что художественным промыслам надлежит отказаться от своей предметной первоосновы, перейти к выпуску собственно декоративных изделий. Истоки такой позиции заключались в массовом изготовлении и распространении фабричных предметов быта, монотонность которых должна была бы разрушаться, облагораживаться изделиями промыслов, обладающих повышенными декоративными качествами. На практике это привело к тому, что наряду с безликими машинными предметами обихода, в нашем быту появилось множество художественного «мусора» - безделушек, ни о чем не говорящих сувениров, ни к чему не приложимых полудекоративных, полустанковых произведений. Это скоро стало истинной проблемой культуры быта, с одной стороны, и проблемой промыслов – с другой. Теперь очевидна правота тех специалистов, которые настаивали на необходимости сохранения утилитарного характера выпускаемой промыслами продукции [7, 8].
Серьезно протовиположная традициям народного искусства погрешность заключалась в усиленном поиске путей осовременивания образного языка выпускаемых промыслами изделий. Такая постановка вопроса должна быть раз и навсегда признана абсурдной, ибо все то ценное, что мы наследуем от народного изобразительного искусства, приходит к нам в виде конкретной художественной традиции, ассортимента, формы, декора произведений, сохранять и органично развивать которые промыслы обязаны в первую очередь.
Одним из примечательных фактов продукции народных художественных промыслов заключается в том, что для ее изготовления используются традиционные природные материалы. Никакие иные изделия, создаваемые сегодня, не дают современному обществу столь реальной возможности конкретного общения с природными материалами. Это высоко ценимо в современной культуре. Как уже отмечалось, природные материалы отпускаются современному человеку достаточно скупо, это требует от мастеров особого умения пользоваться ими, выявлять их красоту [9].
Эстетика материала познается мастерами в их конкретной будничной практике, в процессе изготовления изделий. Здесь не требуются какие-либо специальные формы обучения: свойства и возможности материала ощущаются рукой, воспринимаются глазом, пробуждая в душе мастера желание творить. С проблемой оптимального использования природных материалов неразрывно связан вопрос о сохранении в деятельности промыслов традиционных художественно-ремесленных приемов, лежащих в основе творческого труда мастеров [8, 9, 10].
Ручной творческий труд народного мастера естественно сочетает в себе различные стороны человеческой деятельности. Вне разумного использования ручного творческого труда невозможно само существование народных художественных промыслов. Отказ от рукотворного создания предметов быта означает практически прекращение основной традиции народного искусства. В этом и заключается специфика художественных промыслов.
Несмотря на современную механизацию труда, художественные промыслы все же сохранили свою особенность, что и выделяет их среди прочих промышленных производств [8, 9].
5. Заключение
Совершенно очевидно, что век технического прогресса сказывается на мировоззрении людей. Стало меньше волшебства, сказок и веры в чудо. Между тем, именно надежда на светлое будущее, вера в прекрасное, способствует развитию как развитию духовного состояния людей, так и научно-техническому прогрессу.
Подводя итого вышесказанному, можно согласиться с определением, согласно которому цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства [3, 4].
За последние годы интерес к декоративно- прикладному искусству чрезвычайно возрос и привлек внимание людей самых разных профессий, от учителя истории до менеджера крупного туристического агентства, проникнув в самые различные слои общества. Обладая активной способностью к выражению этнического самосознания народа, прикладное искусство как бы конденсирует национально-специфические особенности его исторического развития. Народное искусство стало узловой средой существования и функционирования эстетических и нравственных идеалов, как бы способствуя пониманию закономерностей социального поведения людей разных национальностей, способов их мировоззрения и миропонимания. Тема декоративно-прикладного искусства становится актуальна не столько при изучении истории, сколько, может быть, при прогнозировании дальнейшего развития национального искусства в условиях современной России, поскольку оно играет свою особую роль в межнациональных отношениях. В первую очередь, это связано с изменениями в общественном развитии и бурным ростом этнического самосознания народов, их стремлением к выявлению самобытных ценностей национальной культуры и созданию условий для дальнейшего свободного и всестороннего развития в новой реальности XXI века.
6. Литература
1. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. - М.: Просвещение, 2004, 102 с.
2. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. - М.: Наука, 2005, 176 с.
3. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб.
Пособие. – М.: Высшая школа, 2000, 176 с.
4. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М.: Искусство,
1999, 577 с.
5. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.:
Знание, 2004, 144 с.
6. Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н., Художественные промыслы России. - М.: 2005, 150 с.
7. Разина, Художественные промыслы Подмосковья. – М:, 2002, 75 с.
8. Тангибердиева З. И., Варваров В. М. Художественные промыслы РСФСР, издание 3-е перераб., М.: 2004, 92 с.
9. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М.:
Высшая школа, 2002, 159 с.
10. Хохлова Е. Скопинское гончарство// народное творчество. – 1997. - № 6. –
С. 38-40.

















26

1. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. - М.: Просвещение, 2004, 102 с.
2. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. - М.: Наука, 2005, 176 с.
3. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб.
Пособие. – М.: Высшая школа, 2000, 176 с.
4. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. – М.: Искусство,
1999, 577 с.
5. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.:
Знание, 2004, 144 с.
6. Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н., Художественные промыслы России. - М.: 2005, 150 с.
7. Разина, Художественные промыслы Подмосковья. – М:, 2002, 75 с.
8. Тангибердиева З. И., Варваров В. М. Художественные промыслы РСФСР, издание 3-е перераб., М.: 2004, 92 с.
9. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М.:
Высшая школа, 2002, 159 с.
10. Хохлова Е. Скопинское гончарство// народное творчество. – 1997. - № 6. –
С. 38-40.

Вопрос-ответ:

Какие художественные промыслы существовали в России?

В России существовало множество художественных промыслов, таких как ковроткачество, гончарное дело, резьба по дереву, выпиливание по кости, золочение, эмальерство и много других.

Какие были истоки зарождения русских художественных промыслов?

Истоки зарождения русских художественных промыслов находятся в древнерусских и народных традициях, а также влиянии восточных культур, особенно в периоды Московского царства и Русского императорства.

Какое значение имело декоративно-прикладное искусство в разные периоды истории России?

В разные периоды истории России декоративно-прикладное искусство имело большое значение: оно служило не только украшением предметов быта и архитектуры, но и отражало духовные истоки и национальную идентичность русского народа.

Какую роль играло народное влияние на развитие художественных промыслов в России?

Народное влияние играло важную роль в развитии художественных промыслов в России. Оно отражалось в выборе тематики, орнаментике и техниках работы, а также способствовало сохранению народных традиций и передаче их из поколения в поколение.

Какое значение прикладного искусства имеет в XXI веке?

В XXI веке прикладное искусство имеет важное значение, так как оно представляет собой не только искусство создания красивых и функциональных предметов, но и способствует сохранению наследия культуры, развитию ремесленных традиций и поддержанию национальной идентичности.

Каково отношение людей к русскому прикладному искусству в разные периоды истории?

Отношение людей к русскому прикладному искусству в разные периоды истории было разным. В древней Руси и средневековье, прикладное искусство играло важную роль в жизни людей - оно было неотъемлемой частью быта, культуры и религии. Особенно популярными были художественные промыслы, такие как резьба по дереву, роспись и вышивка. В более поздние периоды истории, отношение к прикладному искусству изменилось - оно стало менее ценным и востребованным, так как модернизация и индустриализация привели к массовому производству и стандартизации товаров.

Какие были истоки зарождения художественных промыслов в России?

Истоки зарождения художественных промыслов в России связаны с древнейшей историей нашей страны. Влияние культур различных народов, таких как славяне, византийцы, скифы, монголы, отразилось на культуре и художественности русских земель. Среди основных истоков развития художественных промыслов в России можно выделить древнерусский и ближневосточный источники. Это кельтские и романские влияния, а также богатое культурное наследие русского народа.

В чем особенность декоративно-прикладного искусства?

Особенностью декоративно-прикладного искусства является его фундаментальность в жизни человека. Оно не просто выражает красоту и эстетику, но и служит функциональной цели. Декоративно-прикладное искусство наполняет нашу жизнь красотой и индивидуальностью, превращая обычные предметы быта в произведения искусства.

Каково отношение людей к русскому прикладному искусству в разные периоды истории?

В разные периоды истории отношение людей к русскому прикладному искусству было разным. В истоки его зарождения, в 1-2 веках н.э., художественные промыслы в России имели большое значение и играли важную роль в жизни людей. Они служили не только украшением предметов быта, но и передавали духовные и эстетические ценности того времени. В декоративно-прикладном искусстве, как песне души, проявлялись традиции и культура народов России.

Какова эволюция декоративно-прикладного искусства в России?

Декоративно-прикладное искусство в России претерпело значительную эволюцию на протяжении веков. Оно развивалось и совершенствовалось в разных направлениях, таких как декорирование, скульптура, резьба, роспись и керамика. Особенно важной была эпоха Освобождения от монгольского влияния в XIII-XV веках, которая способствовала созданию новых стилей и техник в искусстве. Современное декоративно-прикладное искусство сочетает в себе традиции прошлого и новаторские идеи, преследуя цель создания качественных и эстетически привлекательных предметов быта.