Критерии эффективности элементов электронного правительства
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 02.05.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава I “Электронное правительство” : критерии эффективности
1.1. Общая характеристика “электронного правительства”
1.2. Функциональная деятельность электронного правительства: cоотношение понятий "электронное государственное управление", "электронное государство", "электронное правительство" ("цифровое государство", "цифровое правительство")
1.3. Критерии эффективности элементов “электронного правительства” в Российской Федерации
Глава II Международный опыт обеспечения информационного взаимодействия государства и граждан
2.1. Общие меры обеспечения информационного взаимодействия органов государственной власти и граждан , используемые в странах мира
2.2. Оценка влияния информационных технологий и передовых средств коммуникации на политический процесс и политические институты
Заключение
Список использованной литературы:
Как выяснилось из исследований, в целом канадцы остались довольны информацией, предоставляемой органами государственной власти, и считают вполне приемлемым "государственную рекламу" в СМИ (по мнению граждан, реклама такого рода полезна и не является пустой тратой денег налогоплательщиков).
В Соединенных Штатах Америки Неделя государственной службы (Public Service Recognition Week) представляет собой важное мероприятие. Она начинается с каждого первого понедельника мая ежегодно (традиция идет с 1985 г.). В течение всей недели государственные служащие США посредством Интернет-канала рассказывают рядовым гражданам о государственной службе и о том, каким образом органы власти работают для улучшения жизни общества в целом.
В Канаде начиная с 1992 г. парламент проводит третью по счету национальную неделю государственной службы. В течение всей недели проводятся Интернет-мероприятия, призванные подчеркнуть профессионализм государственных служб, их инициативность и положительную роль, которую они играют в жизни своих сограждан. Целевой аудиторией в данном случае являются не только сами государственные служащие и граждане Канады, но и международное сообщество. Спектр мероприятий, входящих в Национальную неделю государственной службы, достаточно широк, от шуточных игр и конкурсов до вполне серьезных призов и наград лучшим государственным служащим по итогам года.
Продвижение и реклама Национальной недели государственной службы осуществляются не только через целенаправленную работу со СМИ, но и с использованием внутренних возможностей. На сайте www.snfp.gov.ca любой государственный служащий может получить цветной плакат, посвященный Неделе, который рекомендуется разместить в своем учреждении.
Кампании по "электоральному образованию" граждан и их привлечению к выборам. Эта форма достаточно распространена в развитых государствах. Например, в Австралии проводятся регулярные программы информирования граждан об их избирательных правах. В рамках этих кампаний помимо информационных сообщений в различных типах СМИ организуются информационные телефонные линии. Приоритетными целевыми группами для электоральных образовательных кампаний в Австралии являются неанглоговорящее население, аборигенное население, а также молодежь.
Программы по привлечению молодежи на государственную службу являются традиционными для Австралии. Они во многом способствуют информированию граждан о деятельности власти. Например, в 1985 г. впервые была запущена электронная программа "Приоритет номер один" (Priority One). Данная программа помимо решения задач повышения престижа государственной службы среди молодежи ставит более широкий спектр проблем, в том числе общие вопросы образования и трудоустройства. Развитие отношений государства со СМИ является одной из действенных форм повышения транспарентности государственной власти, в том числе выпуск электронных статей, написанных государственными служащими, где представители власти сами ставят наиболее актуальные проблемы в их деятельности.
Есть примеры применения рекламных технологий для повышения прозрачности деятельности власти. Так, Департамент общественного благосостояния (Department of Social Welfare) Ирландии активно использует рекламные ролики в интернете, для доведения до сведения граждан инноваций, касающихся их. Публикация сведений о новых муниципальных программах в Швеции также часто осуществляется в виде еженедельных объявлений на Интернет -ресурсах.
С распространением информационных технологий все большее значение приобретает электронная публикация документов как более эффективный и дешевый канал распространения информации. Отдельный информационный продукт представляют собой так называемые обзоры (guide), брошюры, содержащие общую информацию о государственном устройстве и правах граждан. Это может быть общий обзор прав граждан или отдельных категорий (инвалиды, ветераны войны, жертвы репрессий и т.д.), особенности некоторых административных процедур (уплаты налогов, поступления на государственную службу), тематические обзоры (например, во Франции была издана специальная информационная брошюра для экспортеров вина). В некоторых странах в связи с обилием информационных материалов публикуются также "Обзоры обзоров", содержащие информацию по всем ранее изданным публикациям, в том числе и ту, как и где можно получить ту или иную информацию (во Франции такой обзор представляет собой более чем двухсотстраничную книгу). Предоставление гражданам различной информации, которую они используют в повседневной жизни. Это могут быть бесплатные телефонные справочные службы (Австрия), юридические базы данных (например, www.legifrance.gouv.fr во Франции), тематические справочные службы (например, справочные службы по налоговой системе в Нидерландах, Ирландии, Франции) или просто библиотеки полезной информации (статистические данные, географические карты, туристическая информация).
Следует заметить, что транспарентность предполагает движение информации от государства к обществу и наличие обратной информационной связи - от общества к государству.
Обратная связь позволяет властям не только отслеживать результат своей информационной политики, но и, в более общем плане, лучше соответствовать ожиданиям граждан. Спектр конкретных мер, которые предпринимаются государствами для налаживания обратной связи, может быть достаточно широким. Например, в Швеции время от времени проводятся социологические Интернет-исследования восприятия гражданами деятельности органов государственной власти с тем, чтобы вовремя реагировать на изменение общественного мнения. Традиционно Интернет-опросы общественного мнения распространены во Франции, однако в связи с сомнением в их достоверности результаты опросов проверяются через другие формы реализации обратной связи. Достаточно широко распространены меры, предусматривающие прямое общение между гражданами и органами государственной власти в форме Интернет-консультаций, реакции на те или иные действия. Так, Отделом по информации и коммуникации Департамента по делам молодежи и общественности Нового Южного Уэльса Австралии проводятся не только исследования общественного мнения, но и общественные дебаты.
Опыт многих стран показывает, что там, где правительством принимаются серьезные меры повышения уровня транспарентности власти, наблюдается снижение коррумпированности среди государственных чиновников, повышается доверие населения к государственной службе, снижается уровень напряженности в обществе, а власть становится более компетентной в потребностях граждан. В результате всего этого существенно повышается эффективность управленческих решений, способствующих процветанию нации. Видимо, именно поэтому многие другие страны мира сегодня включились в процесс повышения уровня транспарентности власти.
Таким образом, анализ состояния дел в западных странах по вопросам повышения уровня транспарентности в отношениях государства и гражданского общества позволяет говорить о том, что в мире данному вопросу уделяется большое внимание, особенно это касается экономически развитых стран. Поэтому правительства этих стран напрямую связывают будущий расцвет государства с решением проблемы прозрачности властных структур.
2.2. Оценка влияния информационных технологий и передовых средств коммуникации на политический процесс и политические институты
Анализируя положения современной науки относительно трансформации институтов демократии, можно выделить два подхода к оценке влияния информационных технологий и передовых средств коммуникации на политический процесс и политические институты. Согласно первому подходу, возникшему одновременно с появлением и широким распространением информационных технологий, их применение способствует повышению эффективности государственной деятельности, большей открытости политических процессов и формированию более широкого общественного консенсуса благодаря обратной связи между политической системой и гражданами (И.Л. Бачило, А. Швидунова, Р. Лайтен, А. Кескинен и др.). Согласно второму подходу - в результате распространения и использования ИТ в публичном процессе усилятся позиции исполнительной власти, возрастет роль административного аппарата и экспертов, нарушится баланс различных ветвей власти, усилится контроль бюрократии над гражданами, в целом коренным образом изменятся отношения парламента и правительства, что грозит опасностью информационной диктатуры в государстве.
Таким образом, сейчас невозможно с определенностью утверждать, как развитие информационных технологий отразится на современном политическом процессе и системе права. Информация может стать властью, а властью можно злоупотреблять. Обществу еще предстоит узнать, чего больше для политического процесса несет Интернет: пользы или вреда.
Заключение
Подводя итог курсовой работы, можно сделать вывод о том, что в новых условиях информационные обязанности государства перед гражданами возрастают. Информация, собранная на средства налогоплательщиков, должна быть им доступна.
Вступление России в Совет Европы накладывает на страну обязательства, связанные с достижением международных стандартов по обмену правовой информацией (включая судебную) в электронном виде по сети Интернет. В целях реализации принципа гласности судопроизводства в европейских странах все судебные процессы транслируются в Интернете в режиме реального времени (в прямом эфире). Любой желающий может следить за ходом разбирательства через персональный компьютер. Причем европейцы активно пользуются такой возможностью, особенно если это касается дел, получивших общественный резонанс. О скорой реализации подобной программы в России говорить пока не приходится, но ориентироваться на уровень, достигнутый в этой сфере в наиболее развитых странах, необходимо.
Чтобы реализовать эти задачи, государству необходимо обратить внимание на то, как и с какой целью используются информационные и телекоммуникационные технологии в его структурах.
Для России использование информационных технологий имеет лучшие перспективы не для перехода к прямой демократии, как это предлагается на Западе, а для дальнейшего расширения возможностей существующей системы представительной демократии и развития процессов ее демократизации. Использование интернет-технологий имеет значение для достижения следующих целей: расширение доступа избирателей и СМИ к законотворческой деятельности; повышение эффективности обратных связей между избирателями и их представителями в законодательных органах власти.
Список использованной литературы:
1. Конституция РФ
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65 "О Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 5. Ст. 531.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти".// Российская газета. 2003. 15 февраля.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. N 1244-р "Об одобрении Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 40. Ст. 3981.
5. Антопольский А.Б. Вопросы интеграции информационных ресурсов и структура информационного пространства // Технологии информационного общества. Интернет и современное общество: Труды 6-й Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 3 - 6 ноября 2006 г. СПб.: Изд-во филологического факультета СПбГУ, 2006. С. 231.
6. Горский Ю.И. Региональное электронное правительство: проблемы и перспективы развития // Государство и право 2007. №4. С.98.
7. Беспалов П.В. Массовая коммуникация в современной России. Сборник научных статей / Отв. ред. Е.П. Тавкин. М., Проспет. 2007. С. 279.
8. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2007. С. 341.
9. Демидов А.А. Проблемы доступа к информации в России: возможный сценарий на 2006 - 2010 годы. Интернет-конференция "Право и Интернет" // www.ecsocman.edu.ru.
10. Костюк В.Н. К теории информационного общества. Системные исследования
Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года // http://www.ar.gov.ru.
11. Лапин Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации // Вопросы философии. 2006. N 12. С. 375.
12. Методологические проблемы: Ежегодник, 1997 / Под ред. Д.М. Гвишиани и др. М., 1997. С. 98.
13. Пружинин Б.И. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 2003. N 12. С. 532.
14. Палюсис Н., Хливицкас Э. E-government как вызов информационной эры // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (Государство и общество). 2004. N 4. С. 168.
15. Приходько Л.В. Зарубежный опыт внедрения и использования системы "электронный суд" // Государство и право. 2007. N 9. С. 131.
16. Сарафанов В.И. PR как информационно-технологическое обеспечение современных организационно-управленческих систем // Организационно-управленческие системы информационного общества: теоретические и методологические проблемы: Сб. обзоров и рефератов / ИНИОН РАН; Отв. ред. А.М. Кулькин. М., 2007. С. 471.
17. Стырин Е.М. Региональное электронное правительство в России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (Государство и общество). 2006. N 1. С. 174.
18. Солодов В.В. E-government и борьба с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 11. Управление (Государство и общество). 2006. N 1. С. 174.
19. Талапина Э.В. Информационная функция государства // Административное и информационное право (Состояние и перспективы развития). М.: Академический правовой университет, 2006. С. 417.
20. Уваров А.А. Местное самоуправление в России. М., Норма. 2005. С. 682.
Сарафанов В.И. PR как информационно-технологическое обеспечение современных организационно-управленческих систем // Организационно-управленческие системы информационного общества: теоретические и методологические проблемы: Сб. обзоров и рефератов / ИНИОН РАН; Отв. ред. А.М. Кулькин. М., 2007. С. 145.
Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2007. С. 80.
Талапина Э.В. Информационная функция государства // Административное и информационное право (Состояние и перспективы развития). М.: Академический правовой университет, 2006. С. 248.
Стырин Е.М. Региональное электронное правительство в России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (Государство и общество). 2006. N 1. С. 71.
Приходько Л.В. Зарубежный опыт внедрения и использования системы "электронный суд" // Государство и право. 2007. N 9. С. 82.
Солодов В.В. E-government и борьба с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 11. Управление (Государство и общество). 2006. N 1. С. 51.
Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года // http://www.ar.gov.ru.
Палюсис Н., Хливицкас Э. E-government как вызов информационной эры // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (Государство и общество). 2004. N 4. С. 21.
Горский Ю.И. Региональное электронное правительство: проблемы и перспективы развития // www.ic.tedu.ru.
Антопольский А.Б. Вопросы интеграции информационных ресурсов и структура информационного пространства // Технологии информационного общества. Интернет и современное общество: Труды 6-й Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 3 - 6 ноября 2006 г. СПб.: Изд-во филологического факультета СПбГУ, 2006. С. 42 - 43.
Костюк В.Н. К теории информационного общества. Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник, 1997 / Под ред. Д.М. Гвишиани и др. М., 1997. С. 65 - 79; Лапин Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации // Вопросы философии. 2006. N 12. С. 29 - 41;
Беспалов П.В. Массовая коммуникация в современной России. Сборник научных статей / Отв. ред. Е.П. Тавкин. М., Проспет. 2007. С. 88.
Там же. С. 88.
Демидов А.А. Проблемы доступа к информации в России: возможный сценарий на 2006 - 2010 годы. Интернет-конференция "Право и Интернет" // www.ecsocman.edu.ru.
Уваров А.А. Местное самоуправление в России. М., Норма. 2005. С. 114.
Пружинин Б.И. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 2003. N 12. С. 4.
Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2007. С. 93.
Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2007. С. 95.
Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2007. С. 101.
26
1. Конституция РФ
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65 "О Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 5. Ст. 531.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти".// Российская газета. 2003. 15 февраля.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. N 1244-р "Об одобрении Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 40. Ст. 3981.
5. Антопольский А.Б. Вопросы интеграции информационных ресурсов и структура информационного пространства // Технологии информационного общества. Интернет и современное общество: Труды 6-й Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 3 - 6 ноября 2006 г. СПб.: Изд-во филологического факультета СПбГУ, 2006. С. 231.
6. Горский Ю.И. Региональное электронное правительство: проблемы и перспективы развития // Государство и право 2007. №4. С.98.
7. Беспалов П.В. Массовая коммуникация в современной России. Сборник научных статей / Отв. ред. Е.П. Тавкин. М., Проспет. 2007. С. 279.
8. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2007. С. 341.
9. Демидов А.А. Проблемы доступа к информации в России: возможный сценарий на 2006 - 2010 годы. Интернет-конференция "Право и Интернет" // www.ecsocman.edu.ru.
10. Костюк В.Н. К теории информационного общества. Системные исследования
Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года // http://www.ar.gov.ru.
11. Лапин Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации // Вопросы философии. 2006. N 12. С. 375.
12. Методологические проблемы: Ежегодник, 1997 / Под ред. Д.М. Гвишиани и др. М., 1997. С. 98.
13. Пружинин Б.И. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 2003. N 12. С. 532.
14. Палюсис Н., Хливицкас Э. E-government как вызов информационной эры // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (Государство и общество). 2004. N 4. С. 168.
15. Приходько Л.В. Зарубежный опыт внедрения и использования системы "электронный суд" // Государство и право. 2007. N 9. С. 131.
16. Сарафанов В.И. PR как информационно-технологическое обеспечение современных организационно-управленческих систем // Организационно-управленческие системы информационного общества: теоретические и методологические проблемы: Сб. обзоров и рефератов / ИНИОН РАН; Отв. ред. А.М. Кулькин. М., 2007. С. 471.
17. Стырин Е.М. Региональное электронное правительство в России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (Государство и общество). 2006. N 1. С. 174.
18. Солодов В.В. E-government и борьба с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 11. Управление (Государство и общество). 2006. N 1. С. 174.
19. Талапина Э.В. Информационная функция государства // Административное и информационное право (Состояние и перспективы развития). М.: Академический правовой университет, 2006. С. 417.
20. Уваров А.А. Местное самоуправление в России. М., Норма. 2005. С. 682.
Вопрос-ответ:
Какая общая характеристика электронного правительства?
Электронное правительство - это использование информационно-коммуникационных технологий для предоставления государственных услуг и обеспечения эффективного функционирования государственных органов. Оно предоставляет возможность гражданам получать информацию, подавать заявления и взаимодействовать с органами власти через электронные каналы связи.
Что такое функциональная деятельность электронного правительства?
Функциональная деятельность электронного правительства включает в себя такие понятия, как электронное государственное управление, электронное государство и цифровое государство. Они описывают различные аспекты взаимодействия государства, граждан и организаций через электронные каналы связи. Электронное государственное управление представляет собой использование информационно-коммуникационных технологий для решения задач государственного управления. Электронное государство - это государство, в котором осуществляется полный переход к электронным услугам и процессам. Цифровое государство - это государство, в котором цифровые технологии интегрированы во все сферы жизни и деятельности.
Какие есть критерии эффективности элементов электронного правительства в Российской Федерации?
В России критерии эффективности элементов электронного правительства включают в себя такие аспекты, как доступность и удобство использования электронных сервисов для граждан и организаций, качество предоставляемых услуг, прозрачность и открытость работы государственных органов через электронные каналы связи, защита персональных данных и информационной безопасности, а также снижение бюрократической нагрузки и повышение эффективности работы органов власти.
Какие функции выполняет электронное правительство?
Электронное правительство выполняет такие функции, как предоставление государственных услуг в электронном виде, обеспечение доступа к информации о государственных услугах, электронное взаимодействие с гражданами и организациями, автоматизация процессов государственного управления.
Какие понятия связаны с электронным правительством?
Электронное правительство связано с понятиями электронное государственное управление, электронное государство, электронное правительство, цифровое государство, цифровое правительство.
Какие критерии эффективности элементов электронного правительства существуют в России?
В России существуют критерии эффективности элементов электронного правительства, такие как доступность государственных услуг в электронном виде, удобство использования электронных сервисов, защищенность персональных данных граждан, эффективность автоматизации процессов государственного управления.
Какая общая характеристика у электронного правительства?
Электронное правительство - это способ организации государственного управления, основанный на использовании информационно-коммуникационных технологий. Оно позволяет улучшить доступность государственных услуг, повысить эффективность процессов государственного управления и обеспечить электронное взаимодействие с гражданами.
Какие критерии эффективности элементов электронного правительства в России возможно выделить?
В России возможно выделить критерии эффективности элементов электронного правительства, такие как скорость предоставления государственных услуг, уровень удовлетворенности граждан, снижение бюрократии и коррупции, рост прозрачности государственного управления.
Что такое электронное правительство?
Электронное правительство – это концепция использования информационно-коммуникационных технологий для улучшения качества предоставляемых государством услуг и обеспечения прозрачности и эффективности государственного управления. Оно предполагает внедрение цифровых технологий во все сферы государственной деятельности с целью повышения доступности, удобства и скорости обслуживания граждан и бизнеса.
Какие характеристики можно отнести к электронному правительству?
Электронное правительство характеризуется использованием информационных и коммуникационных технологий для оказания услуг государства, повышения эффективности работы государственных органов и обеспечения участия граждан в процессе принятия решений.