Деградация личности в рассказах А,П. Чехова "Ионыч" и "Человек в футляре"

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 19 19 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 15.04.2008
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. «ФУТЛЯРНАЯ» ЖИЗНЬ БЕЛИКОВА
2. ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА ДЕГРАДАЦИЮ ЛИЧНОСТИ («ИОНЫЧ»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Именно это ощущение испытал Ионыч ночью на кладбище (всюду ему видится не мрамор надгробий, а белые обнаженные женские тела). Чехов показывает глубинные процессы, происходящие в человеческой душе: оказывается, что не слабостью характера и не порочностью объясняется стремление Ионыча солгать, что Котик играла прекрасно, не критиковать роман Веры Иосифовны и нежиться в лени, поверить в записку Котика — это объясняется ещё и глубоким, сокровенным желанием человека вернуться в райское состояние гармонии, беззаботности, бесконечной любви, благости, желанием скрыться от пошлого и жестокого реального мира. За такое душевное движение осудить Ионыча мы не можем. Кроме того, волен ли Ионыч (и любой другой человек) управлять такими желаниями; скорее всего нет, значит перед нами не только конфликт человека и среды, а внутренний конфликт человека, труднообъяснимый, не сводимый к двум простым полюсам «хорошо» и «плохо». Иначе говоря, идея рассказа Чехова «Ионыч» заключается не в изображении духовной деградации человека с подробным рассмотрением причин и обстоятельств этого процесса, а в мысли о том, что нельзя однозначно судить о виновности среды или человека в случившемся, человек «устроен» гораздо сложнее, чем привычно о нем судят обыватели.
Чем ближе к финалу рассказа, тем более сложным и непонятным становится смысл истории об Ионыче.
Получив отказ от Котика, Ионыч срывает с себя маску, роль («…Он прежде всего сорвал с себя жесткий галстук и вздохнул всей грудью. Ему было немножко стыдно…»). Ни читатель, ни автор, ни сам Ионыч до конца не понимают, что с ним происходит. Ясно одно: ненасыщенная любовью, страстью, азартом желаний жизнь становится скучной. Может быть лучше даже такая ненастоящая романтическая любовь, создающая волнение, порождающая сильные впечатления, чем отсутствие всякой любви?.. Скука превращает Ионыча в банального обывателя: «Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже не глупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти.
Когда Старцев в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо спорить. При этом обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними. И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и всё, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал». Его умершую душу уже не пробуждает запоздалый интерес к нему Котика: «<…> Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении ее лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращенные на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда не женился». Он стал прощаться <…>»
Столь радикальное изменение героя, происходящее на глазах у читателя, которое показал Чехов в рассказе «Ионыч», — материал, более соответствующий жанру романа, а не рассказа. Вместо изображения одного главного события из жизни героя, как это обычно бывает в жанре рассказа, Чехов показывает чуть ли не всю его жизнь. Однако из «Ионыча» романа не вышло: в романе по мере изменения героя меняется к нему отношение автора (и читателя), а в данном случае, в рассказе Чехова «Ионыч», позиция автора остаётся неизменной. С самого начала он иронизирует над героем, не верит в здравый смысл и самостоятельность Старцева, потом, ближе к концу рассказа, ирония автора оказывается оправданной — Старцев действительно пренебрег здравым смыслом и поддался влиянию среды в ущерб самостоятельности. Однако рассмотрение самых глубоких, подспудных мыслей и желаний Дмитрия Старцева заставляло иногда автора и читателя испытать к герою если не симпатию, то по крайней мере сочувствие, понимание.
Чехов отличается, как известно, своим особым стилем, суть которого сводится к тому, что он изображает предмет (вещь, человека и т.д.) не в эмоциональной оценке, то есть не выделяет в предмете главное или типичное, а изображает его как он есть в жизни со всем необъяснённым противоречием. Именно по этой причине герой у Чехова - средний обыкновенный человек со всем набором дурных привычек, опасных и безобидных. При создании образа героя Чехов не освобождает его от случайных, нетипичных, нехарактерных свойств, а оставляет все как в реальной жизни. Его герой может иметь привычку мять манжеты, поглаживать себя по груди или голове, щелкать пальцами и т.п. — это никак не объясняет их характер, зато придает образам живость, настоящесть, правдоподобие; Чехов не пытается все свести в одну точку, в один фокус, он показывает его с нерешенным противоречием. Герой рассказа «Ионыч» именно таков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимо обратить особенное внимание на губительное влияние «человека в футляре» на окружающее. Беликов при ближайшем с ним знакомстве оказывается не забавным, не нейтральным, а зловредным. Он заключает в футляр не только свое существование, но и всячески стремится вызвать у других потребность в футляре, вытравить индивидуальность, уничтожить естественное стремление к общественности, к новому. Своей «отрезвляющей» трусливой формулой «как бы чего не вышло» он сеял опасения, сомнения в необходимости даже таких невинных нововведений, как драматический кружок, читальня или чайная; своей «осторожностью, мнительностью, чисто-футлярными соображениями» не только досаждал, но и угнетал, давил всех и, в результате, добился своего — создал в городе и в гимназии «удушающую атмосферу» всеобщего страха, заторможенности, подавленности.
Чехов видел особую опасность Беликовых в том, что они могли ввести в заблуждение окружающих. Беликовы не выступали с открытой, грубой силой, которая могла породить противодействие, а говорили тихо, деликатно, осторожно, захватывали «исподтишка», как паук в свою паутину.
Наиболее частотный способ в раскрытии литературного характера в цикле рассказов Чехова – это внешний блок приемов, т.е. портретная характеристика и описание бытового антуража героя.
Вспомним финал нравственной деградации Ионыча: он стал известным, довольно богатым («есть имение и два дома в городе»), он «пополнел, ожирел, тяжело дышит», «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким». Всё это явно напоминает судьбу «толстых чиновников» по классификации Чичикова: «<…> У толстого <…> глядь — и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями». Чичиковская типология чиновников наглядно показывает механизм вырождения человека и превращения его в мёртвую душу чиновника. Подключение такого контекста позволяет уточнить идею чеховского рассказа: у Ионыча произошло не просто нравственное упрощение, обеднение, а полное перерождение личности, как бы вымирание в нём живой индивидуальности, он превратился в мёртвую душу. Благодаря наличию такого контекста становится понятным, что Чехов показывает не единичный случай и даже не судьбу поколения в образе Дмитрия Старцева, — поглощение человека средой, общественным мнением, безликим множественным числом («все», «люди говорят», «так не делают»), возможно является серьёзной проблемой в жизни русских людей многих поколений (по крайней мере в XIX веке — от Гоголя до Чехова).
С учётом такого контекста рассказ «Ионыч» воспринимается как более масштабное произведение, в котором речь идёт не только о конфликте между человеком и общественной средой, но о конфликте между личными устремлениями человека и непонятной властной стихией жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бердников Г. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1994.
2. Бялый Г.А. История русской литературы: А.П. Чехов. М., 1997. Т.9. Ч.2.
3. Ермилов В.В. А.П. Чехов. М., 1999.
4. Заманская В. Пути художественного воплощения характера в русской литературе конца XIX – начало XX века. Магнитогорск, 2001.
5. Михайловский Н.К. Литературная критика : Статьи о русской литературе конец XIX – начало XX века. М, 1996.
6. Полоцкая Э. Пути чеховских героев. М., 1993.
7. Турков А.А. П. Чехов и его время. М., 1998.
8. Чехов А. Рассказы. М., 1995.
9. Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М.,1999.
Бялый Г.А. История русской литературы: А.П. Чехов. М., 1997. Т.9. Ч.2. С. 236.

Заманская В. Пути художественного воплощения характера в русской литературе конца XIX – начало XX века. Магнитогорск, 2001. С. 218.
Полоцкая Э. Пути чеховских героев. М., 1993. С. 144.

Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М.,1999. С. 294.
Полоцкая Э. Пути чеховских героев. М., 1993. С. 112.












2

1. Бердников Г. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1994.
2. Бялый Г.А. История русской литературы: А.П. Чехов. М., 1997. Т.9. Ч.2.
3. Ермилов В.В. А.П. Чехов. М., 1999.
4. Заманская В. Пути художественного воплощения характера в русской литературе конца XIX – начало XX века. Магнитогорск, 2001.
5. Михайловский Н.К. Литературная критика : Статьи о русской литературе конец XIX – начало XX века. М, 1996.
6. Полоцкая Э. Пути чеховских героев. М., 1993.
7. Турков А.А. П. Чехов и его время. М., 1998.
8. Чехов А. Рассказы. М., 1995.
9. Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М.,1999.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет деградация личности в рассказах А. П. Чехова "Ионыч" и "Человек в футляре"?

В рассказах "Ионыч" и "Человек в футляре" деградация личности играет важную роль. Чехов показывает глубинные процессы, происходящие в человеческой душе, и объясняет, что не слабостью характера и не порочностью можно объяснить стремление персонажей солгать или скрыть свои истинные чувства.

Каким образом среда влияет на деградацию личности персонажа Ионыча?

Среда в рассказе "Ионыч" имеет существенное влияние на деградацию личности Ионыча. Именно на кладбище ему видится не мрамор надгробий, а белые обнаженные женские тела, что символизирует его внутреннюю деградацию и погружение в мир соблазнов и порока.

Чем объясняется интерес Ионыча к лжи и скрытию истинных чувств?

В рассказе "Ионыч" Чехов объясняет, что интерес Ионыча к лжи и скрытию истинных чувств не объясняется слабостью характера или порочностью. Этот интерес проистекает из глубинных процессов, происходящих в его душе, и символизирует его деградацию и потерю нравственной целостности.

Какая роль отводится лжи и самообману в рассказе "Человек в футляре"?

В рассказе "Человек в футляре" ложь и самообман играют важную роль. Главный герой, Беликов, ведет футлярную жизнь, скрывая свои истинные чувства и намерения. Это показывает его деградацию и потерю способности открыто и честно выразить себя.

Как автор показывает влияние среды на деградацию личности в рассказе "Ионыч"?

Автор, Чехов, показывает влияние среды на деградацию личности в рассказе "Ионыч" через образы, которые Ионыч видит на кладбище. Надгробия, превращающиеся для него в белые обнаженные женские тела, символизируют его погружение в мир соблазнов и порока, что в конечном итоге приводит к его деградации.

Какие рассказы А.П. Чехова рассказывают о деградации личности?

О деградации личности пишет Чехов в рассказах "Ионыч", "Человек в футляре" и "Футлярная жизнь Беликова".

Какое влияние среды оказывает на деградацию личности героев рассказов Чехова?

Влияние среды на деградацию личности героев рассказов Чехова описывается в рассказах "Ионыч" и "Человек в футляре". В этих произведениях Чехов показывает, что окружающая обстановка может привести к моральному упадку человека и влиять на его поведение.

Какие внутренние процессы происходят в душе героя рассказа "Ионыч"?

В рассказе "Ионыч" Чехов показывает глубинные процессы, происходящие в душе главного героя. Он ощущает стремление солгать и не критиковать, чтобы сохранить хорошие отношения с другими людьми. Такое поведение объясняется не слабостью характера или порочностью, а стремлением поддерживать приятную атмосферу и избегать конфликтов.