Деградация личности в рассказах А,П. Чехова "Ионыч" и "Человек в футляре"
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 15.04.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. «ФУТЛЯРНАЯ» ЖИЗНЬ БЕЛИКОВА
2. ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА ДЕГРАДАЦИЮ ЛИЧНОСТИ («ИОНЫЧ»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Именно это ощущение испытал Ионыч ночью на кладбище (всюду ему видится не мрамор надгробий, а белые обнаженные женские тела). Чехов показывает глубинные процессы, происходящие в человеческой душе: оказывается, что не слабостью характера и не порочностью объясняется стремление Ионыча солгать, что Котик играла прекрасно, не критиковать роман Веры Иосифовны и нежиться в лени, поверить в записку Котика — это объясняется ещё и глубоким, сокровенным желанием человека вернуться в райское состояние гармонии, беззаботности, бесконечной любви, благости, желанием скрыться от пошлого и жестокого реального мира. За такое душевное движение осудить Ионыча мы не можем. Кроме того, волен ли Ионыч (и любой другой человек) управлять такими желаниями; скорее всего нет, значит перед нами не только конфликт человека и среды, а внутренний конфликт человека, труднообъяснимый, не сводимый к двум простым полюсам «хорошо» и «плохо». Иначе говоря, идея рассказа Чехова «Ионыч» заключается не в изображении духовной деградации человека с подробным рассмотрением причин и обстоятельств этого процесса, а в мысли о том, что нельзя однозначно судить о виновности среды или человека в случившемся, человек «устроен» гораздо сложнее, чем привычно о нем судят обыватели.
Чем ближе к финалу рассказа, тем более сложным и непонятным становится смысл истории об Ионыче.
Получив отказ от Котика, Ионыч срывает с себя маску, роль («…Он прежде всего сорвал с себя жесткий галстук и вздохнул всей грудью. Ему было немножко стыдно…»). Ни читатель, ни автор, ни сам Ионыч до конца не понимают, что с ним происходит. Ясно одно: ненасыщенная любовью, страстью, азартом желаний жизнь становится скучной. Может быть лучше даже такая ненастоящая романтическая любовь, создающая волнение, порождающая сильные впечатления, чем отсутствие всякой любви?.. Скука превращает Ионыча в банального обывателя: «Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже не глупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти.
Когда Старцев в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо спорить. При этом обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними. И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и всё, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал». Его умершую душу уже не пробуждает запоздалый интерес к нему Котика: «<…> Когда вошли в дом и Старцев увидел при вечернем освещении ее лицо и грустные, благодарные, испытующие глаза, обращенные на него, то почувствовал беспокойство и подумал опять: «А хорошо, что я тогда не женился». Он стал прощаться <…>»
Столь радикальное изменение героя, происходящее на глазах у читателя, которое показал Чехов в рассказе «Ионыч», — материал, более соответствующий жанру романа, а не рассказа. Вместо изображения одного главного события из жизни героя, как это обычно бывает в жанре рассказа, Чехов показывает чуть ли не всю его жизнь. Однако из «Ионыча» романа не вышло: в романе по мере изменения героя меняется к нему отношение автора (и читателя), а в данном случае, в рассказе Чехова «Ионыч», позиция автора остаётся неизменной. С самого начала он иронизирует над героем, не верит в здравый смысл и самостоятельность Старцева, потом, ближе к концу рассказа, ирония автора оказывается оправданной — Старцев действительно пренебрег здравым смыслом и поддался влиянию среды в ущерб самостоятельности. Однако рассмотрение самых глубоких, подспудных мыслей и желаний Дмитрия Старцева заставляло иногда автора и читателя испытать к герою если не симпатию, то по крайней мере сочувствие, понимание.
Чехов отличается, как известно, своим особым стилем, суть которого сводится к тому, что он изображает предмет (вещь, человека и т.д.) не в эмоциональной оценке, то есть не выделяет в предмете главное или типичное, а изображает его как он есть в жизни со всем необъяснённым противоречием. Именно по этой причине герой у Чехова - средний обыкновенный человек со всем набором дурных привычек, опасных и безобидных. При создании образа героя Чехов не освобождает его от случайных, нетипичных, нехарактерных свойств, а оставляет все как в реальной жизни. Его герой может иметь привычку мять манжеты, поглаживать себя по груди или голове, щелкать пальцами и т.п. — это никак не объясняет их характер, зато придает образам живость, настоящесть, правдоподобие; Чехов не пытается все свести в одну точку, в один фокус, он показывает его с нерешенным противоречием. Герой рассказа «Ионыч» именно таков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимо обратить особенное внимание на губительное влияние «человека в футляре» на окружающее. Беликов при ближайшем с ним знакомстве оказывается не забавным, не нейтральным, а зловредным. Он заключает в футляр не только свое существование, но и всячески стремится вызвать у других потребность в футляре, вытравить индивидуальность, уничтожить естественное стремление к общественности, к новому. Своей «отрезвляющей» трусливой формулой «как бы чего не вышло» он сеял опасения, сомнения в необходимости даже таких невинных нововведений, как драматический кружок, читальня или чайная; своей «осторожностью, мнительностью, чисто-футлярными соображениями» не только досаждал, но и угнетал, давил всех и, в результате, добился своего — создал в городе и в гимназии «удушающую атмосферу» всеобщего страха, заторможенности, подавленности.
Чехов видел особую опасность Беликовых в том, что они могли ввести в заблуждение окружающих. Беликовы не выступали с открытой, грубой силой, которая могла породить противодействие, а говорили тихо, деликатно, осторожно, захватывали «исподтишка», как паук в свою паутину.
Наиболее частотный способ в раскрытии литературного характера в цикле рассказов Чехова – это внешний блок приемов, т.е. портретная характеристика и описание бытового антуража героя.
Вспомним финал нравственной деградации Ионыча: он стал известным, довольно богатым («есть имение и два дома в городе»), он «пополнел, ожирел, тяжело дышит», «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким». Всё это явно напоминает судьбу «толстых чиновников» по классификации Чичикова: «<…> У толстого <…> глядь — и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями». Чичиковская типология чиновников наглядно показывает механизм вырождения человека и превращения его в мёртвую душу чиновника. Подключение такого контекста позволяет уточнить идею чеховского рассказа: у Ионыча произошло не просто нравственное упрощение, обеднение, а полное перерождение личности, как бы вымирание в нём живой индивидуальности, он превратился в мёртвую душу. Благодаря наличию такого контекста становится понятным, что Чехов показывает не единичный случай и даже не судьбу поколения в образе Дмитрия Старцева, — поглощение человека средой, общественным мнением, безликим множественным числом («все», «люди говорят», «так не делают»), возможно является серьёзной проблемой в жизни русских людей многих поколений (по крайней мере в XIX веке — от Гоголя до Чехова).
С учётом такого контекста рассказ «Ионыч» воспринимается как более масштабное произведение, в котором речь идёт не только о конфликте между человеком и общественной средой, но о конфликте между личными устремлениями человека и непонятной властной стихией жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бердников Г. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М., 1994.
2. Бялый Г.А. История русской литературы: А.П. Чехов. М., 1997. Т.9. Ч.2.
3. Ермилов В.В. А.П. Чехов. М., 1999.
4. Заманская В. Пути художественного воплощения характера в русской литературе конца XIX – начало XX века. Магнитогорск, 2001.
5. Михайловский Н.К. Литературная критика : Статьи о русской литературе конец XIX – начало XX века. М, 1996.
6. Полоцкая Э. Пути чеховских героев. М., 1993.
7. Турков А.А. П. Чехов и его время. М., 1998.
8. Чехов А. Рассказы. М., 1995.
9. Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М.,1999.
Бялый Г.А. История русской литературы: А.П. Чехов. М., 1997. Т.9. Ч.2. С. 236.
Заманская В. Пути художественного воплощения характера в русской литературе конца XIX – начало XX века. Магнитогорск, 2001. С. 218.
Полоцкая Э. Пути чеховских героев. М., 1993. С. 144.
Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М.,1999. С. 294.
Полоцкая Э. Пути чеховских героев. М., 1993. С. 112.
2
2. Бялый Г.А. История русской литературы: А.П. Чехов. М., 1997. Т.9. Ч.2.
3. Ермилов В.В. А.П. Чехов. М., 1999.
4. Заманская В. Пути художественного воплощения характера в русской литературе конца XIX – начало XX века. Магнитогорск, 2001.
5. Михайловский Н.К. Литературная критика : Статьи о русской литературе конец XIX – начало XX века. М, 1996.
6. Полоцкая Э. Пути чеховских героев. М., 1993.
7. Турков А.А. П. Чехов и его время. М., 1998.
8. Чехов А. Рассказы. М., 1995.
9. Чудаков А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М.,1999.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет деградация личности в рассказах А. П. Чехова "Ионыч" и "Человек в футляре"?
В рассказах "Ионыч" и "Человек в футляре" деградация личности играет важную роль. Чехов показывает глубинные процессы, происходящие в человеческой душе, и объясняет, что не слабостью характера и не порочностью можно объяснить стремление персонажей солгать или скрыть свои истинные чувства.
Каким образом среда влияет на деградацию личности персонажа Ионыча?
Среда в рассказе "Ионыч" имеет существенное влияние на деградацию личности Ионыча. Именно на кладбище ему видится не мрамор надгробий, а белые обнаженные женские тела, что символизирует его внутреннюю деградацию и погружение в мир соблазнов и порока.
Чем объясняется интерес Ионыча к лжи и скрытию истинных чувств?
В рассказе "Ионыч" Чехов объясняет, что интерес Ионыча к лжи и скрытию истинных чувств не объясняется слабостью характера или порочностью. Этот интерес проистекает из глубинных процессов, происходящих в его душе, и символизирует его деградацию и потерю нравственной целостности.
Какая роль отводится лжи и самообману в рассказе "Человек в футляре"?
В рассказе "Человек в футляре" ложь и самообман играют важную роль. Главный герой, Беликов, ведет футлярную жизнь, скрывая свои истинные чувства и намерения. Это показывает его деградацию и потерю способности открыто и честно выразить себя.
Как автор показывает влияние среды на деградацию личности в рассказе "Ионыч"?
Автор, Чехов, показывает влияние среды на деградацию личности в рассказе "Ионыч" через образы, которые Ионыч видит на кладбище. Надгробия, превращающиеся для него в белые обнаженные женские тела, символизируют его погружение в мир соблазнов и порока, что в конечном итоге приводит к его деградации.
Какие рассказы А.П. Чехова рассказывают о деградации личности?
О деградации личности пишет Чехов в рассказах "Ионыч", "Человек в футляре" и "Футлярная жизнь Беликова".
Какое влияние среды оказывает на деградацию личности героев рассказов Чехова?
Влияние среды на деградацию личности героев рассказов Чехова описывается в рассказах "Ионыч" и "Человек в футляре". В этих произведениях Чехов показывает, что окружающая обстановка может привести к моральному упадку человека и влиять на его поведение.
Какие внутренние процессы происходят в душе героя рассказа "Ионыч"?
В рассказе "Ионыч" Чехов показывает глубинные процессы, происходящие в душе главного героя. Он ощущает стремление солгать и не критиковать, чтобы сохранить хорошие отношения с другими людьми. Такое поведение объясняется не слабостью характера или порочностью, а стремлением поддерживать приятную атмосферу и избегать конфликтов.