Проблема детско-родительских конфликтов.
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 10.11.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы детско – родительских конфликтов
1.1. Понятие и сущность конфликта в психологической литературе
1.2. Особенности семейного воспитания как причина возникновения детско – родительских конфликтов
1.3. Кризис подросткового возраста как фактор повышения конфликтности детско – родительских отношений
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей детско – родительских конфликтов
2.1. Программа и методы исследования
2.2. Анализ и обсуждение результатов
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Блок противоречивости / непротиворечивости отношений
непоследовательность (изменчивость и непостоянство воспитательных приемов родителя),
неуверенность (сомнение родителя в верности его воспитательных усилий)
Дополнительные шкалы
удовлетворение потребностей (качество удовлетворения материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании, в информации),
неадекватность образа ребенка (искажение образа ребенка),
отношения с супругом (качество отношений со вторым родителем подростка),
общая удовлетворенность отношениями (общая оценка подростком качества отношений с родителем),
шкала ценностных ориентации (эта шкала содержит открытые вопросы, которые помогают подростку описать те положительные и отрицательные ценности, которые оказывают влияние на отношения с родителем).
Подросток отвечает на вопросы на отдельных бланках для матери и отца. В бланке это помечается подчеркиванием соответствующего слова в пункте «мать / отец».
Текст опросника письменно предваряется следующей инструкцией: «Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения Ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов. Просим вас оценить, насколько поведение Ваших родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа поставьте на бланке для ответов рядом с номерами вопроса соответствующий балл.
1 - если подобное поведение не встречается у Вашего отца (матери) никогда;
2 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) редко;
3 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) иногда;
4 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) часто.
5 - если подобное поведение встречается у Вашего отца (матери) всегда
В вопросах №№ 109 - 116 необходимо закончить фразы, для чего на бланке отведено особое место. Мы просим Вас оценить эти утверждения сначала в отношении матери, а потом, на другом бланке, в отношении отца».
Далее результаты подсчитываются в соответствии с ключом по каждой из шкал и сравниваются с возрастными нормами.
После проведения диагностики полученные эмпирические данные подвергались количественной и качественной обработке.
2.2. Анализ и обсуждение результатов
Итак, сравнительный анализ особенностей отношения матерей и отцов к детям подросткового возраста представлен в таблице 1 и диаграмме 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ особенностей отношения матерей и отцов к детям подросткового возраста, средние значения по группе
Шкала отношений Матери Отцы Принятие – отвержение 52,10 58,43 Кооперация – социально желаемый образ 31,02 43,19 Адекватная дистанция – симбиоз 60,63 52,16 Демократизм – авторитаризм 55,02 67,45 Адекватный образ ребенка - инфантилизация 69,20 55,44
Диаграмма 1
Сравнительный анализ особенностей отношения матерей и отцов к детям подросткового возраста, средние значения по группе
Как видно из таблицы и диаграммы, особенности отношения отцов и матерей к детям подросткового возраста следующие.
По шкале «принятие – отвержение» средние значения выше у отцов, чем у матерей. Таким образом, подростки в большей степени принимаются матерями и воспринимаются такими, какие он есть. Матери в большей степени уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, стремятся проводить больше времени вместе с ребенком, в большей степени одобряют его интересы и планы.
Отношение отцов к подросткам характеризуется меньшей степенью принятия. Отцы в большей степени считают своего ребенка неприспособленным, в меньшей степени доверяют ему, считают, что подросток может иметь дурные наклонности.
По шкале «кооперация – социально желаемый образ родительского отношения» отношение к подростку у отцов выше, чем у матери.
Матери выше оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Они в большей степени, по сравнению с отцами, поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных.
По шкале «адекватная дистанция - симбиоз» у матерей присутствует ярко выраженное стремление к симбиотическим отношениям с ребенком. Они стремятся оградить подростка от неприятностей и трудностей в жизни, испытывают постоянную тревогу за него, которая еще повышается, когда подросток стремится проявить самостоятельность и независимость. Подросток в глазах матери чаще воспринимается как маленький и беззащитный.
Отцы воспринимают подростков более самостоятельными, способными справиться с жизненными трудностями.
По шкале «авторитарная гиперсоциализация» у отцов, по отношению к подростку четко прослеживается авторитаризм. Отцы в большинстве своем требуют от подростка послушания и дисциплины, следят за социальными достижениями ребенка, его привычками, мыслями, чувствами, могут сурово наказать за непослушание.
У матери по отношению к подростку отмечается более демократичное отношение. Подросток может иметь свою точку зрения, непослушание матерью не так строго.
По шкале «адекватный образ ребенка - инфантилизация» высокие значения выявлены у матерей, ответы отцов характеризуются более низкими значениями.
Матери в большинстве своем склонны инфантилизировать подростка, приписать ему личную и социальную несамостоятельность. Матери склонны видеть подростка более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения и склонности подростка воспринимаются матерью не всегда несерьезно. Матери в большинстве своем считают, что подростки не приспособлены самостоятельно разбираться в людях, открыты для дурного влияния, в связи с этим, стараются оградить подростка от трудностей жизни.
Отцы более адекватно оценивают возможности своих детей подросткового возраста, считают их достаточно социально зрелыми, считают, что подростки могут адекватно разбираться в окружающих людях и обстоятельствах.
Таким образом, особенностью отношения матерей к подросткам можно считать, во-первых, большее принятие ребенка, позитивная оценка его способностей и возможностей, во-вторых, стремление к симбиотическим отношения с ребенком, что выражается в чрезмерной опеке и тревоге за ребенка, стремлении оградить его от всех внешних трудностей, в-третьих, инфантилизация подростка, когда его считают маленьким и несамостоятельным, подверженным дурному влиянию, неспособным к каким-либо серьезным увлечениям и деятельности.
Особенностью отношения отцов к подростку является меньшая демонстрация принятия, более адекватная оценка способностей и возможностей ребенка, его самостоятельности, но, тем не менее, отцы в большей степени демонстрируют авторитаризм по отношению к подростку, предъявляют завышенные требования и стремятся, чтобы образ ребенка соответствовал социально желаемым нормам.
Далее мы проанализировали данные, полученные в ходе опроса подростков по методике «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП).
Результаты представлены в таблице 2 и диаграмме 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ особенностей отношения подростка к матери и отцу, средние значения по группе
Шкала отношений Матери Отцы Принятие 22 17,33 Эмпатия 19,73 15,73 Эмоциональная дистанция 18,07 15,67 Сотрудничество 19,53 17,47 Принятие решений 15,33 14,73 Конфликтность 9,73 10,4 Поощрение автономности 17,93 16 Требовательность 15,53 15,6 Мониторинг 17,73 11,8 Контроль 15,93 12,27 Авторитарность 13,07 10,67 Непоследовательность родителя 13,8 12 Неуверенность 12,27 10,53 Удовлетворение потребностей ребенка 19,6 15,33 Неадекватность образа ребенка 11,8 10,8 Общая удовлетворенность отношениями 20,13 15,87
Итак, подростки считают, что их матери в большей степени демонстрируют им свою любовь и внимание, чем отцы; матери в большей степени понимают чувства своего ребенка и его эмоциональное состояние; подростки и матери имеют более близкие эмоциональные отношения.
Между матерью и подростком в большей степени выражено сотрудничество, равноправие, менее выражена конфликтность.
Отцы в большей степени требовательны к подросткам, демонстрируют авторитарность; отцы в большей степени стараются контролировать своих детей.
Матери в большей степени стремятся удовлетворять желания и потребности подростка.
Однако подростки считают именно матерей менее уверенными в своих педагогических знаниях и опыте, менее последовательными в своих решениях.
Однако общая удовлетворенность отношениями в системе «мать – ребенок» у подростков выше, чем системой «отец – ребенок».
Диаграмма 2
Сравнительный анализ особенностей отношения подростка к матери и отцу, средние значения по группе
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подростки считают своих матерей более демократичными, мягкими, демонстрирующими заботу и привязанность; отцов более авторитарными, строгими, отчужденными.
В связи с этим оценка уровня конфликтности отношений подростка с отцом выше, чем отношений с материю. То же самое касается и общей удовлетворенностью отношениями с материю и отцом.
Однако, чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение о том, что нарушения стиля семейного воспитания является причиной возникновения конфликтов в детско – родительских отношениях, мы подвергли данные, полученные в ходе эмпирического исследования методу корреляционного анализа.
Расчеты показателей особенностей отношения родителей к детям и уровня конфликтности подростков и общей удовлетворенностью отношениями представлены в приложении.
Как видно из таблицы, существует выраженная корреляция между особенностями отношения родителей к ребенку и уровнем конфликтности детско – родительских отношений и степенью удовлетворенности ребенком этих отношений, а именно, если родители по отношению к ребенку демонстрируют отвержение, авторитарность, считают его инфантильным, требуют соответствия социально желаемому образу или пытаются сильно опекать его, то ребенок неудовлетворен отношениями и, соответственно, уровень конфликтности в системе родитель – ребенок повышается.
Таким образом, наше предположение доказано.
Заключение
Итак, целью данной исследовательской работы было изучение проблемы детско – родительских конфликтов.
Семья выступает наиболее важным фактором личностного и социального развития ребенка. Включаясь в систему семейных взаимоотношений, ребенок проходит процесс социализации и самоидентификации.
Поэтому особенности детско – родительских отношений напрямую влияют на особенности отношения ребенка к окружающим его близким.
Следствием нарушения благоприятного психологического климата в семье являются конфликты, которые могут происходить на разных уровнях, как между взрослыми (между родителями, между другими членами семьи и т.д.), так и с системе детско – родительских отношений. Последние наиболее пагубно влияют на процесс психического и социального развития подрастающего индивида.
Таким образом, знание особенностей семейного воспитания и их нарушений дают возможность предотвраить возможные конфликты в системе отношений родитель – ребенок.
В качестве рабочей гипотезы выступило предположение о том, что нарушения стиля семейного воспитания является причиной возникновения конфликтов в детско – родительских отношениях.
В нашем исследовании мы изучили понятие и сущность конфликта в психологической литературе, рассмотрели особенности отношений родителей с детьми подросткового возраста; эмпирически изучили особенности родительско–подростковых отношений в семьях в зависимости от стиля семейного воспитания.
По результатам диагностики и анализа полученных данным мы сделали следующие выводы, которые подтвердили наше предположение.
Однако данное экспериментальное исследование особенностей отношений родителей с подростками, проживающими в сельской местности можно считать лишь начальным этапом изучения проблемы, и данные, полученные в ходе эмпирического исследования, нуждаются в дельнейшем более глубоком изучении.
Список литературы
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2000
Абрамова Г.С. Возростная психология М., 2003
Байард Р., Дайард Дж. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей /Пер. с англ. – М., 1991
Братченко С.Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии. – Красноярск, 1990
Берк Л. Развитие ребенка. – СПб., 2006
Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М., 2007
Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб., 2006
Гришина Н.В. Психология конфликта – СПб., 2000
Громова О. Н. Конфликтология. – М.:, 2001.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2001
Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2002. - №1. – С. 36 – 44.
Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания - М., 2006
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000
Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2008
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000
Мариновская И. Д., Цветков, В. Л. Гришин А. А. Конфликтология. – М., 2001
Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб., 2007
Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. - М., 2001
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2008
Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000
Реан А.А. Коломинский Я.П. Социальная педагогическая психология. — СПб., 2008
Репринцева Г.И., Понарина С.П., Рыбакова Т.Т. Технологии социально-педагогической деятельности по гармонизации детско - родительских отношений в семье. - М., 2006
Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989
Сенько Т.В. Личностные притязания родителей к детям. // Образование и воспитание. - 1997. - № 1
Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997
Спиваковская А.С. Как быть родителями. Психология родительской любви. – М., 1986
Фельдштейн. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995
Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни е их разрешение. – Минск, 1996
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2005
Приложение 1
Расчет корреляции между показателями особенностей отношения матери к ребенку и оценкой ребенка уровня конфликтности отношений и общей удовлетворенности ими
матери принятие - отвержение кооперация - социальная желательность адекватная дистанция - симбиоз демократизм - авторитаризм адекв образ - инфантилизация конфликтность общ удовлетвор отнош 1 м 12,02 принятие 7,88 кооперация 19,53 адекв. Дист 13,86 демократизм 45,57 адекв образ 6 28 2 м 31,01 принятие 9,77 кооперация 39,06 адекв. Дист 32,13 демократизм 70,25 адекв образ 5 27 3 м 31,01 принятие 9,77 кооперация 39,06 адекв. Дист 32,13 демократизм 45,57 адекв образ 4 27 4 м 31,01 принятие 12,29 кооперация 39,06 адекв. Дист 32,13 демократизм 70,25 адекв образ 6 25 5 м 53,79 принятие 19,22 кооперация 39,06 адекв. Дист 32,13 демократизм 70,25 адекв образ 6 24 6 м 31,01 принятие 12,29 кооперация 57,96 адекв. Дист 32,13 демократизм 70,25 адекв образ 8 21 7 м 53,79 принятие 9,77 кооперация 57,96 адекв. Дист 53,87 демократизм 45,57 адекв образ 7 22 8 м 53,79 принятие 7,88 кооперация 57,96 адекв. Дист 69,3 демократизм 45,57 адекв образ 7 19 9 м 53,79 принятие 19,22 кооперация 74,97 симбиоз 53,87 демократизм 45,57 адекв образ 8 19 10 м 53,79 принятие 48,82 соц желат 74,97 симбиоз 69,3 демократизм 84,81 инфантилизация 9 17 11 м 53,79 принятие 48,82 соц желат 74,97 симбиоз 69,3 демократизм 84,81 инфантилизация 12 17 12 м 77,21 отвержение 48,82 соц желат 74,97 симбиоз 83,79 авторитаризм 84,81 инфантилизация 14 15 13 м 77,21 отвержение 48,82 соц желат 86,63 симбиоз 83,79 авторитаризм 84,81 инфантилизация 16 14 14 м 84,17 отвержение 80,93 соц желат 86,63 симбиоз 83,79 авторитаризм 93,04 инфантилизация 19 14 15 м 84,17 отвержение 80,93 соц желат 86,63 симбиоз 83,79 авторитаризм 96,83 инфантилизация 19 13 Xср 52,104 31,01533 60,628 55,02067 69,19733 9,733333 20,13333 S 21,91003 26,26117 21,41795 24,25925 19,09141 5,020909 5,166743 сумм XY1 8935,82 6265,06 10114,29 9461,1 11147,33 сумм XY2 14296,46 7765,45 16813,33 14946,01 19959,18 r_к 0,86 0,86 0,94 0,94 0,84 0,84 0,84 0,84 0,78 0,78 r_у -0,91 -0,91 -0,84 -0,84 -0,97 -0,97 -0,95 -0,95 -0,68 -0,68
Расчет корреляции между показателями особенностей отношения отца к ребенку и оценкой ребенка уровня конфликтности отношений и общей удовлетворенности ими
отцы принятие - отвержение кооперация - социальная желательность адекватная дистанция - симбиоз демократизм - авторитаризм адекв образ - инфантилизация конфликтность общ удовлетвор отнош 1 о 31,01 принятие 9,77 кооперация 39,06 адекв. Дист 32,13 демократизм 14,55 адекв образ 6 25 2 о 31,01 принятие 12,29 кооперация 19,53 адекв. Дист 32,13 демократизм 14,55 адекв образ 6 24 3 о 53,79 принятие 19,22 кооперация 19,53 адекв. Дист 32,13 демократизм 14,55 адекв образ 7 21 4 о 31,01 принятие 12,29 кооперация 57,96 адекв. Дист 32,13 демократизм 45,57 адекв образ 7 20 5 о 53,79 принятие 9,77 кооперация 19,53 адекв. Дист 53,87 демократизм 45,57 адекв образ 5 18 6 о 53,79 принятие 48,82 соц желат 39,06 адекв. Дист 53,87 демократизм 45,57 адекв образ 4 17 7 о 53,79 принятие 48,82 соц желат 57,96 адекв. Дист 69,3 демократизм 45,57 адекв образ 7 15 8 о 53,79 принятие 48,82 соц желат 39,06 адекв. Дист 83,79 авторитаризм 45,57 адекв образ 8 14 9 о 53,79 принятие 48,82 соц желат 57,96 адекв. Дист 83,79 авторитаризм 70,25 адекв образ 9 14 10 о 53,79 принятие 48,82 соц желат 57,96 адекв. Дист 83,79 авторитаризм 45,57 адекв образ 12 13 11 о 77,21 отвержение 48,82 соц желат 74,97 симбиоз 83,79 авторитаризм 84,81 инфантилизация 14 13 12 о 77,21 отвержение 48,82 соц желат 74,97 симбиоз 83,79 авторитаризм 84,81 инфантилизация 14 12 13 о 84,17 отвержение 80,93 соц желат 74,97 симбиоз 95,76 авторитаризм 84,81 инфантилизация 17 11 14 о 84,17 отвержение 80,93 соц желат 74,97 симбиоз 95,76 авторитаризм 93,04 инфантилизация 19 11 15 о 84,17 отвержение 80,93 соц желат 74,97 симбиоз 95,76 авторитаризм 96,83 инфантилизация 21 10 Xср 58,43267 43,19133 52,164 67,45267 55,44133 10,4 15,86667 S 19,08495 25,65259 21,45597 25,49735 28,70353 5,408987 4,778922 сумм XY1 10345,84 8334,55 9455,67 12039,66 10485,85 сумм XY2 12787,86 8738,61 11284,56 14411,11 11467,19 r_к 0,85 0,85 0,82 0,82 0,81 0,81 0,79 0,79 0,85 0,85 r_у -0,87645 -0,87645 -0,89783 -0,89783 -0,78751 -0,787506 -0,96291 -0,962909 -0,89973 -0,89973
28
2.Абрамова Г.С. Возростная психология М., 2003
3.Байард Р., Дайард Дж. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей /Пер. с англ. – М., 1991
4.Братченко С.Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии. – Красноярск, 1990
5.Берк Л. Развитие ребенка. – СПб., 2006
6.Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М., 2007
7.Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб., 2006
8.Гришина Н.В. Психология конфликта – СПб., 2000
9.Громова О. Н. Конфликтология. – М.:, 2001.
10.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2001
11.Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2002. - №1. – С. 36 – 44.
12.Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания - М., 2006
13.Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000
14.Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2008
15.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000
16.Мариновская И. Д., Цветков, В. Л. Гришин А. А. Конфликтология. – М., 2001
17.Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб., 2007
18.Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. - М., 2001
19.Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2008
20.Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002
21.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000
22.Реан А.А. Коломинский Я.П. Социальная педагогическая психология. — СПб., 2008
23.Репринцева Г.И., Понарина С.П., Рыбакова Т.Т. Технологии социально-педагогической деятельности по гармонизации детско - родительских отношений в семье. - М., 2006
24.Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989
25.Сенько Т.В. Личностные притязания родителей к детям. // Образование и воспитание. - 1997. - № 1
26.Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997
27.Спиваковская А.С. Как быть родителями. Психология родительской любви. – М., 1986
28.Фельдштейн. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995
29.Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни е их разрешение. – Минск, 1996
30.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2005
Вопрос-ответ:
Что такое детско-родительский конфликт?
Детско-родительский конфликт - это негативное противостояние между ребенком и его родителями, которое может возникать из-за различных причин и приводить к серьезным последствиям.
Какие особенности семейного воспитания могут стать причиной детско-родительских конфликтов?
Семейное воспитание имеет ряд особенностей, которые могут способствовать возникновению конфликтов между родителями и детьми. Например, непоследовательность в методах воспитания, недостаток коммуникации, слишком строгий или, наоборот, слишком позволительный подход к воспитанию.
Как кризис подросткового возраста может повышать конфликтность детско-родительских отношений?
Подростковый возраст характеризуется рядом особенностей, таких как стремление к самостоятельности и независимости от родителей, формирование собственной личности и протест против авторитета. Эти факторы могут приводить к конфликтам между подростком и его родителями.
Какие методы исследования использовались в эмпирическом исследовании детско-родительских конфликтов?
В эмпирическом исследовании было использовано несколько методов, включая анкетирование родителей и детей, наблюдение за поведением детей и andy. Также была проведена статистическая обработка данных для выявления особенностей детско-родительских конфликтов.
Какие результаты были получены в ходе эмпирического исследования детско-родительских конфликтов?
Результаты исследования показали, что детско-родительские конфликты являются распространенным явлением. Было выявлено, что чаще всего конфликты возникают из-за различий во взглядах и ценностях между родителями и детьми. Кроме того, конфликты часто возникают на фоне недостаточной коммуникации и понимания между сторонами.
Какие теоретические аспекты изучаются в статье?
В статье изучаются понятие и сущность конфликта в психологической литературе, особенности семейного воспитания как причина возникновения детско-родительских конфликтов, а также кризис подросткового возраста как фактор повышения конфликтности детско-родительских отношений.
Что такое конфликт в психологической литературе?
Конфликт в психологической литературе определяется как состояние противоречия, противостояния интересов, ценностей и потребностей между людьми, которое сопровождается негативными эмоциями и стремлением к их преодолению или разрешению.
Почему семейное воспитание может стать причиной детско-родительских конфликтов?
Семейное воспитание может стать причиной детско-родительских конфликтов из-за недостаточного взаимопонимания, различий в воспитательных методах и подходах, отсутствия или несоответствия правил и ограничений, а также из-за непоследовательности и несогласованности воспитательных действий родителей.
Как кризис подросткового возраста влияет на конфликтность детско-родительских отношений?
Кризис подросткового возраста может повысить конфликтность детско-родительских отношений из-за гормональных изменений, поиска личной идентичности, стремления к автономии и независимости, а также конфликта между желанием самостоятельности и нуждой в поддержке и границах со стороны родителей.
Какие особенности детско-родительских конфликтов были выявлены в эмпирическом исследовании?
В эмпирическом исследовании были выявлены различные формы и виды детско-родительских конфликтов, такие как конфликты из-за школьных успехов, свободного времени, общения с друзьями, выполнения домашних заданий и т. д. Также было выявлено, что чаще всего конфликты возникают из-за возрастных различий, различий во мнениях и ценностях, а также из-за недостатка общения и взаимопонимания между родителями и детьми.
Какие теоретические аспекты изучают проблему детско-родительских конфликтов?
В теоретическом плане исследуются понятие и сущность конфликта в психологической литературе, особенности семейного воспитания как причина возникновения детско-родительских конфликтов и кризис подросткового возраста как фактор повышения конфликтности детско-родительских отношений.
В чем заключается сущность конфликта в психологической литературе?
В психологической литературе конфликт определяется как противоречие между потребностями, интересами и ценностями людей, которое возникает в результате непоследовательности их действий и поведения, и приводит к конфронтации, напряженности и негативным эмоциям.