Принципы административного права

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Административное право
  • 21 21 страница
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 15.06.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1. Понятие принципов права, функции и принципы административного права
1.1. Принципы права
1.2. Функции и принципы административного права
2. Значение принципов административного права
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Принцип ответственности. Это универсальный принцип, характерный для всех отраслей права, направлен на обеспечение соблюдения иных принципов, в частности законности. Это своего рода страж, который наделен правом принуждения к соблюдению правовых норм. Принцип ответственности было бы неверно распространять только на сферу административных правонарушений и ответственности за их совершение. Данный принцип имеет гораздо более широкую сферу применения, поскольку направлен на обеспечение соблюдения норм не только административного, но и многих других отраслей права и в равной степени применим ко всем участникам отношений, регулируемых нормами административного права. Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" лица, виновные в нарушении данного Закона, несут ответственность, примеры которой рассматривает ст. 16:
гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда (ч. 1 ст. 16);
в свою очередь, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда (ч. 2 ст. 16).
Вместе с тем в некоторых случаях устанавливается приоритетная ответственность того или иного участника регулируемых административным правом общественных отношений. Например, одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, закрепленных ст. 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в нем.
Ряд принципов является характерным для отраслей права, которые принято относить к публичному праву (в противоположность частному праву), таких как гражданское, семейное и т.д.
В числе межотраслевых можно выделить такие принципы, как принцип презумпции невиновности (на наш взгляд, далеко не бесспорный принцип применительно к административному праву о чем подробнее будет сказано при рассмотрении его источников), принцип федерализма, в том числе реализуемый через установление единства системы государственной власти и разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами, принцип разделения властей, принцип признания местного самоуправления и разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.
Наконец, есть значительное количество принципов, которые можно считать собственно административно-правовыми, характерными именно для данной отрасли. Как правило, эти принципы определяют содержание каких-то определенных сфер административно-правового регулирования. Так, можно выделить специфические принципы государственной гражданской службы, определенные ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", такие как стабильность гражданской службы; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность. Более того, в некоторых случаях законодатель идет по пути установления принципов, определяющих составные элементы регулируемых отношений.
Возвращаясь к административно-правовому регулированию государственной гражданской службы посредством норм Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", отметим, что названный Закон определяет не только общие принципы гражданской службы (ст. 4), но и такие частные, как принципы формирования кадрового состава гражданской службы в государственном органе, которые в соответствии со ст. 60 этого Закона обеспечиваются на основе:
назначения на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств;
совершенствования профессионального мастерства гражданских служащих.
Другим примером специфических административно-правовых признаков могут выступать такие названные принципы, как установление единого порядка лицензирования на территории РФ, а также определение лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, содержащиеся в ст. 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Заключение
Подводя итог сказанному о принципах административного права, необходимо отметить следующее:
перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. К числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, иногда особо выделяют принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.;
формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны), сочетания гласных и негласных методов работы. Оговорки есть и в отношении принципа равенства перед законом. Так, статьей 1.4 КоАП РФ, закрепляющей принцип равенства перед законом применительно к административной ответственности за совершение административных правонарушений, тем не менее предусмотрено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Важно лишь, чтобы любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.
Библиография
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195- ФЗ. Российская газета, № 256, 31.12.2001.
ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ. Российская газета, № 245, 23.12.1997.
ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 № 128-ФЗ. Российская газета, № 153-154, 10.08.2001.
ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Российская газета, № 245, 26.12.1995.
ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. Российская газета. 2006. № 95.
ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ. "Российская газета", № 162, 31.07.2004.
Закон РФ "О милиции"от 18.04.1991 № 1026-1. "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, № 16, ст. 503.
Агапов А.Б. Административное право. 5-е изд. М.: Эксмо, 2006. – 412 с.
Алехин А.П. Административное право России Учебник для ВУЗов. М: Зерцало, 2006. – 487 с.
Бахрах Д.Н. Административное право. 3-е изд. М.: Инфра-М, 2007. – 389 с.
Габричидзе Б.М. Чириявский А.Г. Административное право. – М.2003. – 394 с.
Габричидзе Б.Н. Административное право России. Уч. 2- е изд. М.: Проспектъ, 2005. – 438 с.
Звоненко Д.П. Административное право. Учебник. М.: Юстицинформ, 2007. – 346 с.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях / Под. Ред. Ю.М. Козлова – М: Век. 2003. – 346 с.
Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: уч.пос.-2. изд., перераб. и доп. М.: Проспектъ, 2007. – 512 с.
Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2005. – 241 с.
Попов Л.Л, Мигачев Ю.И. Административное право России. Учебник. М.: Проспектъ, 2006. – 428 с.
Россинский Б.В. Административное право России. Практикум: учебно- методическое пособие. М.: Эксмо, 2006. – 378 с.
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
Агапов А.Б. Административное право. 5-е изд. М.: Эксмо, 2006. С.67.
Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах:уч.пос.-2. изд., перераб. и доп. М.: Проспектъ, 2007. С. 38.
Россинский Б.В. Административное право России. Практикум: учебно- методическое пособие. М.: Эксмо, 2006. С. 59.
Звоненко Д.П. Административное право. Учебник. М.: Юстицинформ, 2007. С. 46.
Попов Л.Л, Мигачев Ю.И. Административное право России. Учебник. М.: Проспектъ, 2006. С. 89.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195- ФЗ. «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
ФКЗ «О Правительстве РФ" от 17.12.1997 № 2-ФКЗ. "Российская газета», № 245, 23.12.1997.
Закон РФ "О милиции"от 18.04.1991 № 1026-1. "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, № 16, ст. 503.
ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 № 128-ФЗ. Российская газета, № 153-154, 10.08.2001.
Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2005. С. 72.
ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Российская газета, № 245, 26.12.1995.
ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. Российская газета. 2006. № 95.
Бахрах Д.Н. Административное право. 3-е изд. М.: Инфра-М, 2007. С. 58.
ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ. "Российская газета", № 162, 31.07.2004.












22

1.Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195- ФЗ. Российская газета, № 256, 31.12.2001.
3.ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ. Российская газета, № 245, 23.12.1997.
4.ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 № 128-ФЗ. Российская газета, № 153-154, 10.08.2001.
5.ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Российская газета, № 245, 26.12.1995.
6.ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. Российская газета. 2006. № 95.
7.ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ. "Российская газета", № 162, 31.07.2004.
8.Закон РФ "О милиции"от 18.04.1991 № 1026-1. "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, № 16, ст. 503.
9.Агапов А.Б. Административное право. 5-е изд. М.: Эксмо, 2006. – 412 с.
10.Алехин А.П. Административное право России Учебник для ВУЗов. М: Зерцало, 2006. – 487 с.
11.Бахрах Д.Н. Административное право. 3-е изд. М.: Инфра-М, 2007. – 389 с.
12.Габричидзе Б.М. Чириявский А.Г. Административное право. – М.2003. – 394 с.
13.Габричидзе Б.Н. Административное право России. Уч. 2- е изд. М.: Проспектъ, 2005. – 438 с.
14.Звоненко Д.П. Административное право. Учебник. М.: Юстицинформ, 2007. – 346 с.
15.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях / Под. Ред. Ю.М. Козлова – М: Век. 2003. – 346 с.
16.Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: уч.пос.-2. изд., перераб. и доп. М.: Проспектъ, 2007. – 512 с.
17.Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2005. – 241 с.
18.Попов Л.Л, Мигачев Ю.И. Административное право России. Учебник. М.: Проспектъ, 2006. – 428 с.
19.Россинский Б.В. Административное право России. Практикум: учебно- методическое пособие. М.: Эксмо, 2006. – 378 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные функции и принципы административного права?

Основными функциями административного права являются регулирование публичных отношений, обеспечение гармоничного функционирования исполнительной власти, предоставление государству возможности осуществлять управленческие воздействия. Основными принципами административного права являются принцип законности, принцип доступности и открытости информации, принцип пропорциональности, принцип защиты прав и свобод граждан.

Какое значение имеют принципы административного права?

Принципы административного права имеют огромное значение, так как они определяют основные принципы деятельности государственных органов, формируют основу для регулирования взаимоотношений государства и граждан. Они также обеспечивают установление и поддержание порядка и стабильности в обществе и служат гарантией защиты прав и свобод граждан.

Каким принципам подчиняется административное право?

Административное право подчиняется таким принципам, как принципы законности, пропорциональности, доступности и открытости информации, защиты прав и свобод граждан, ответственности и т.д. Все эти принципы направлены на обеспечение соблюдения законов, защиту прав и интересов граждан, обеспечение прозрачности и открытости государственной деятельности.

Какая роль играет принцип ответственности в административном праве?

Принцип ответственности является универсальным принципом, который применим ко всем отраслям права. В административном праве он играет особую роль, так как направлен на обеспечение соблюдения других принципов, в частности, принципа законности. Принцип ответственности предоставляет государству право принуждать к соблюдению правовых норм и накладывать административные санкции в случае их нарушения.

Какие функции имеет административное право?

Административное право обладает несколькими функциями. Во-первых, оно нормативно-регулятивная функция, которая заключается в установлении правил поведения для органов государственной власти и должностных лиц. Во-вторых, административное право имеет охранительную функцию, направленную на обеспечение соблюдения прав и свобод граждан. В-третьих, оно контрольная функция, которая заключается в осуществлении надзора за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц. Наконец, административное право имеет и компенсационную функцию, которая направлена на восстановление нарушенных прав и интересов граждан.

Какие принципы административного права существуют?

В административном праве существует ряд принципов, которые являются основополагающими и определяют его работы. К ним относятся принцип законности, который предписывает органам государственной власти действовать только на основании и в пределах, установленных законом. Также есть принцип справедливости, который предусматривает равенство всех граждан перед законом и его применением. Еще одним принципом является принцип пропорциональности, который требует, чтобы мера, применяемая государственными органами, была соразмерной с нарушением. Кроме того, существуют принципы децентрализации, гласности, эффективности и др.

Какое значение имеют принципы административного права?

Принципы административного права играют важное значение, так как они являются основой для создания и применения административных норм и правил. Они помогают обеспечить законность и справедливость в деятельности государственных органов и должностных лиц, а также защитить права и интересы граждан. Принципы административного права также способствуют эффективности и эффективному функционированию государственных органов, а также содействуют развитию демократического правового государства.

Что такое принципы административного права?

Принципы административного права - это основные положения, которые определяют цели, задачи и принципы функционирования административной системы права. Они устанавливают основные принципы организации и функционирования государственного аппарата, а также основные нормы действия органов государственной власти и их положения по отношению к гражданам и организациям.

Какие функции выполняют принципы административного права?

Принципы административного права выполняют несколько функций. Они служат основой для разработки и принятия административных норм и правил, определяют правовые гарантии и обязанности государства, а также устанавливают принципы ответственности, равномерности и справедливости применения административных мер и санкций.

Каково значение принципов административного права?

Принципы административного права имеют большое значение в обеспечении законности и соблюдения прав граждан и организаций. Они являются основой для разработки и применения административных норм и правил, а также определяют обязанности и ответственность государственных органов. Без принципов административного права невозможно эффективное функционирование административной системы права и обеспечение правовой защиты граждан.

Что означает принцип ответственности в административном праве?

Принцип ответственности в административном праве является универсальным принципом, который направлен на обеспечение соблюдения других принципов, в частности, законности. Он является своего рода стражем, который обладает правом принуждения к соблюдению правовых норм. Принцип ответственности предусматривает применение административных мер и санкций в случае нарушений, а также устанавливает порядок их применения и основания для назначения ответственности.