Политические и правовые идеи в Древнем Египте и Вавилоне

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История политических и правовых учений
  • 14 14 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 20.11.2011
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение...................................................................................................................3
1. Политическая и правовая мысль Древнего Египта..........................................4
2. Политические взгляды и право Древнего Вавилона........................................9
Заключение.............................................................................................................14Список использованной литературы...................................................................15
Фрагмент для ознакомления

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить устройство государства, господствующей силой в котором должны быть мелкие и сред-ние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в строгих наказаниях, сохранении принципа талиона, ордалий.
12
Законник не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминается много государственных и религиозных преступлений, основные виды убийств и др. Есть основания полагать, что дела о таких преступлениях рассматривались согласно нормам обычного права.
В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины в источниках не упоминается.
В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась, как правило, трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавались еще не освоенные земли. Законодательство, которое определяло отношения между собственником земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был заплатить владельцу земли арендную плату соответственно объему урожая, который вырастили соседи. Достаточно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи является стремление к защите должника от кредитора, предотвращение долговой кабалы. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате плохого с ним обращения.
В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме и при свидетелях. Продажа имущества, изъятого из оборота (Илку), считалась недействительной.

13
Брак считался разновидностью договора, который обычно заключался между родителями жениха и невесты. Согласия последних не требовалось.
Закон уже не квалифицировал брак как договор купли-продажи. Приданое и подарки от жениха давали будущей жене некоторые гарантии материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвинялась в ненадлежащем образе жизни или безрассудном поведении. Жена могла уйти к другому мужчине, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств к существованию. Однако если он возвращался, то жена была обязана вернуться к нему, а дети "должны были идти за своими родителями".
Законы Хаммурапи различают наследование по закону и завещанию. Преобладающим способом является наследование по закону. Наследниками могли быть: дети (сыновья, дочери), усыновленные дети, внуки, дети от рабыни, если отец признавал их своими.
Как и другие древние кодификации, Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными. Ничего не говорится в законах Хаммурапи о государственных и религиозных преступлениях, которые всегда карались смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.
Среди преступлений против личности называются неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится), подробно в Законах говорится о различных телесных повреждениях. В этих случаях при определении наказания действует принцип талиона - "равное за равное".
К имущественным преступлениям, указанным в Законах, следует отнести кражу скота, рабов. Как отдельное преступление Законы называют грабеж. Все имущественные преступления карались очень строго: смертная казнь, членовредительство, штраф. Среди преступлений против семьи Законы называют прелюбодеяние (но только со стороны жены), кровосмешение.
14
Заключение
Политическая и правовая мысль у древних народов - древних египтян, вавилонян, - берет истоки из мифологических источников и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На раннем этапе своего развития политико-правовые взгляды, в целом, еще не успели выделиться в относительно самостоятельный участок человеческих знаний и были только составным элементом целостного мифологического мировоззрения. Социально-политические представления древневосточных обществ преимущественно подчеркивали божественное возникновение существующих отношений власти и порядка.
Право и закон на стадии начальных религиозно-мифологических представлений еще не выделились в особую систему норм и существовали в виде органической части религиозно-мифологически одобряемого порядка государственной и общественной жизни.
В законах этого времени тесно переплетались мифологические, религиозные, моральные, социально-политические и другие аспекты, а законодательство, в целом, выводилось из божественного первоисточника. Законы происходили или прямо от богов, или от их ставленников - правителей.
Рационализация государственно-правовых представлений, которую можно наблюдать в I тысячелетии до нашей эры, означала отход от мифологической идеологии и, одновременно, устранение монополии жрецов.







15
Список использованной литературы
1. Андрусяк Т.Г. История политических и правовых учений. - Л., 2002.
2. Брегеда А.Ю. Политология: Уч.-метод. пособие для самост. изучения дисц. - К., 1999.
3. История политических и правовых ученый / Под. общ. ред. B.C. Нерсесянца.- М., 1997.
4. Кремень В. Политология. -- К-Х.: Единорог, 2001.
5. Медиссон В. В. История развития политической мысли. Курс лекций: уч. пособие. – К., 1996.
6. Основы политологии: Курс лекций. – 2-е изд. / Под ред. Б.Л. Кухта. – К., 1992.
7. Политология / Под ред. акад. О. И. Семкива. – 2-е изд. – Л., 1994.
8. Политология: учебник. Под ред. О. В. Бабкиной, В. П. Горбатенко. - 3-е изд., перераб., доп. - К.: Академия, 2006. - 568 с.




Медиссон В. В. История развития политической мысли. Курс лекций: уч. пособие. – К., 1996.
Андрусяк Т.Г. История политических и правовых учений. - Л., 2002.
Андрусяк Т.Г. История политических и правовых учений. - Л., 2002.
История политических и правовых ученый / Под. общ. ред. B.C. Нерсесянца.- М., 1997.
История политических и правовых ученый / Под. общ. ред. B.C. Нерсесянца.- М., 1997.

1. Андрусяк Т.Г. История политических и правовых учений. - Л., 2002.
2. Брегеда А.Ю. Политология: Уч.-метод. пособие для самост. изучения дисц. - К., 1999.
3. История политических и правовых ученый / Под. общ. ред. B.C. Нерсесянца.- М., 1997.
4. Кремень В. Политология. -- К-Х.: Единорог, 2001.
5. Медиссон В. В. История развития политической мысли. Курс лекций: уч. пособие. – К., 1996.
6. Основы политологии: Курс лекций. – 2-е изд. / Под ред. Б.Л. Кухта. – К., 1992.
7. Политология / Под ред. акад. О. И. Семкива. – 2-е изд. – Л., 1994.
8. Политология: учебник. Под ред. О. В. Бабкиной, В. П. Горбатенко. - 3-е изд., перераб., доп. - К.: Академия, 2006. - 568 с.

Вопрос-ответ:

Какие были политические идеи в Древнем Египте?

В Древнем Египте государство считалось божественным учреждением, а фараон был высшим представителем божества на земле. Политическая власть передавалась от отца к сыну, так что монархия была наследственной. Отношение к государственной власти было покорным, и фараону служили высокопоставленные чиновники, которые контролировали провинции и обеспечивали правильное выполнение указов

Какие были основные принципы правовой мысли в Древнем Египте?

Право в Древнем Египте было тесно связано с религией. Боги считались источником права, и законы считались божественной волей. Судебная система была развита, и судьи принимали решения на основе законов, которые были записаны на каменных стелах и папирусных свитках. Основополагающими принципами права были справедливость и равенство перед законом.

Какие взгляды на политику и право были у Древнего Вавилона?

В Древнем Вавилоне существовала монархия, в которой король обладал абсолютной властью и считался божественным правителем. Он был главным законодателем и судьей. Право в Вавилоне было кодифицировано в легендарном «Кодексе Хаммурапи», который содержал нормы, регулирующие различные сферы жизни. В правосудии существовала презумпция невиновности и принцип «ока за око».

Каковы основные черты политической мысли в Древнем Вавилоне?

Политическая мысль в Древнем Вавилоне характеризовалась сосредоточением власти в руках монарха. Король считался не только политическим, но и религиозным лидером, который обладал сверхъестественными способностями. Он имел абсолютное право на принятие решений и управление государством, включая законодательство и военные действия.

Какие основные принципы политической и правовой мысли существовали в Древнем Египте?

В Древнем Египте политическая и правовая мысль была тесно связана со сложившейся религиозной системой. Основными принципами была идея о божественном происхождении власти фараона, его обязанности защищать и процветание страны, а также принципы справедливости и равенства перед законом.

Каким образом право в Древнем Египте распространялось на все слои общества?

В Древнем Египте право было всеобщим и распространялось на все слои общества. Все граждане, независимо от своего положения, пользовались равными правами и имели доступ к суду в случае нарушения законов. Также важную роль играли церемонии и религиозные ритуалы, которые укрепляли правовой порядок.

Какую роль в политической и правовой системе Древнего Вавилона играл король?

Король в Древнем Вавилоне играл решающую роль в политической и правовой системе. Он был высшим правителем, который обладал абсолютной властью и был признан божественным. Король принимал законы, решал спорные вопросы и назначал должностных лиц.

Каким образом правовая система Древнего Вавилона обеспечивала справедливость?

Правовая система Древнего Вавилона обеспечивала справедливость через установление жестких правил и наказаний за их нарушение. Законы были одинаковыми для всех граждан и основывались на принципе "око за око, зуб за зуб". Кроме того, рассмотрение споров и разбирательств проводилось перед судьями, которые принимали решения на основе собранной доказательной базы.

Какие идеи политической мысли существовали в Древнем Египте и Вавилоне, которые могли появиться в современных обществах?

В Древнем Египте и Вавилоне существовали идеи о равноправии перед законом, о важности справедливости и обязанности правителей защищать и развивать свои страны. Эти идеи имеют актуальность и в современных обществах, где также стремятся к равенству, справедливости и благополучию для всех граждан.

Какие политические и правовые идеи развивались в Древнем Египте?

В Древнем Египте существовала монархическая форма правления, где фараон, являющийся как представителем народа, так и божественным существом, имел абсолютную власть. Фараон был обязан защищать права и интересы народа, поддерживать порядок и обеспечивать процветание государства. Право в Древнем Египте основывалось на кодексах и законах, которые регулировали все сферы жизни. Эти законы определяли права и обязанности граждан, а также наказания за нарушение законов. У народа были ограниченные политические права, но при этом они могли обратиться к фараону со своими проблемами и жалобами.

Какие политические взгляды и какой правовой порядок существовали в Древнем Вавилоне?

Древний Вавилон представлял собой многонациональную империю, где существовала пантеистическая религия. Вавилонский император располагал полной властью и имел почти божественное положение. Он признавался верховным владыкой и выводил свою власть от бога Мардука. Вавилонский кодекс Хаммурапи был основным источником права в Древнем Вавилоне. Он включал в себя законоположения, регулирующие различные сферы жизни, включая семейное, торговое и уголовное право. Вавилонский кодекс предусматривал строгое наказание за нарушение законов, что создавало справедливый и стабильный правопорядок в обществе.

Каковы особенности политических и правовых идей в Древнем Египте и Вавилоне?

В Древнем Египте и Вавилоне политическая власть была монархической и имела божественное основание. Фараон и Вавилонский император считались представителями богов и обладали абсолютной властью над государством и народом. Право в обоих цивилизациях было основано на законах и кодексах, которые регулировали все сферы жизни. Важными особенностями права Древнего Египта и Вавилона были строгость наказаний за нарушение законов, что способствовало соблюдению правопорядка, а также возможность обращения к высшим властям с проблемами и жалобами.