Экспериментальные исследования темперамента в концепции Б. М. Теплова и В. Н. Небылицына
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 03.06.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Б. М. Теплов о типологических свойствах нервной системы
2. В. Д. Небылицын об изучении темперамента психологией индивидуальных различий
Заключение
Литература
Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.
Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.
Вместе с тем В. Д. Небылицын отмечал, что темперамент надо строго отличать от характера. «Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности».
Подводя итоги, следует отметить, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.
Заключение
Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем соотношении) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
Основу для разработки научной теории темперамента создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный - темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный - темперамент холерика; слабый - темперамент меланхолика.
Б. М. Тепловым и В. Н. Небылицыным были экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы:
лабильность — скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса;
динамичность — скорость и легкость выработки условных рефлексов;
концентрированность — показатель меры дифференцировки раздражителей.
Ими было открыто важное положительное свойство слабого типа — высокая чувствительность.
Б. М. Теплов выдвинул следующее общее положение о том, что свойства нервной системы не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее – другие.
Практическая задача, на которую была направлена исследовательская работа Б. М. Теплов, состояла не в нахождении способов изменения свойств нервной системы, а в нахождении наилучших для каждого типа нервной системы путей и методов воспитания и обучения детей, организации труда и жизни взрослых.
Анализ внутренней структуры темперамента привел В. Д. Небылицына к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, по мнению этого исследователя, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.
В. Д. Небылицын отмечал, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует. Задача воспитателя заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка.
Литература
Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 272 с.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. – 336 с.
Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. – М.: Российское педагогическое общество, 1997. – 442 с.
Небылицын В. Д. Темперамент. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. - с. 153-159.
Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
Теплов Б. М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776с. - с. 163-172.
Теплов Б. М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776с. - с. 172-179.
Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. – М.: Российское педагогическое общество, 1997. – 442 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
Теплов Б. М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776с. - с. 163-172.
Теплов Б. М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776с. - с. 172-179.
Теплов Б. М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776с. - с. 163-172.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. – 336 с.
Небылицын В. Д. Темперамент. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. - с. 153-159.
Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 272 с
Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
16
2.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. – 336 с.
3.Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. – М.: Российское педагогическое общество, 1997. – 442 с.
4.Небылицын В. Д. Темперамент. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. - с. 153-159.
5.Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
6.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
7.Теплов Б. М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776с. - с. 163-172.
8.Теплов Б. М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776с. - с. 172-179.
Вопрос-ответ:
Какие основные идеи относительно темперамента высказывает Б.М. Теплов в своей концепции?
Б.М. Теплов разделяет все люди на три основных типа, основанных на свойствах и функциях нервной системы: эмоционально-реактивные, кваритативные и этонические типы. Он также считает, что каждый человек может иметь склонность к определенному типу.
Какие исследования темперамента проводит В.Н. Небылицын?
В.Н. Небылицын изучает темперамент через признаки индивидуальных различий в психологии. Он исследует, каким образом различные типы темперамента связаны с характеристиками личности и процессами мышления.
Какую задачу ставит перед собой воспитатель в отношении темперамента?
Задача воспитателя состоит в том, чтобы систематически работать над развитием темперамента ребенка и способствовать развитию его собственных, индивидуальных свойств. Он не должен пытаться изменить один тип темперамента на другой, а скорее помогать ребенку развивать его сильные стороны и компенсировать слабости.
Какие типы темперамента выделяет Б.М. Теплов?
Б.М. Теплов выделяет три основных типа темперамента: эмоционально-реактивный (сильная реакция на внешние воздействия, эмоциональная неустойчивость), кваритативный (замкнутый, спокойный, уравновешенный) и этонический (активный, общительный, нежнострастный).
Чем занимаются исследования В.Н. Небылицына в психологии темперамента?
Исследования В.Н. Небылицына в психологии темперамента изучают связь типов темперамента с личностными характеристиками и процессами мышления. Он интересуется, какие свойства и функции нервной системы определяют те или иные особенности темперамента.
Чем особенными были экспериментальные исследования темперамента по концепции Б.М. Теплова?
Экспериментальные исследования темперамента по концепции Б.М. Теплова были особенными тем, что они основывались на типологических свойствах нервной системы. Были проведены многочисленные эксперименты, в которых изучались различные стороны темперамента, такие как эмоциональная устойчивость, активность и реактивность нервной системы. Эти исследования помогли выделить 3 основных типа темперамента: эмоционально-активный, эмоционально-устойчивый и эмоционально-быстроустающий.
Что интересного рассказывает В.Н. Небылицын об изучении темперамента психологией индивидуальных различий?
В.Н. Небылицын рассказывает о том, что изучение темперамента психологией индивидуальных различий является важной задачей для понимания человеческой натуры. Он указывает, что темперамент - это индивидуальная особенность каждого человека, которая влияет на его поведение и эмоциональные реакции. Поэтому психология индивидуальных различий стремится изучить темперамент с помощью различных методов, таких как опросники, наблюдение и эксперименты, чтобы понять, какие факторы формируют темперамент и как его свойства влияют на жизнь человека.
Какие типологические свойства нервной системы исследовал Б.М. Теплов?
Б.М. Теплов исследовал такие типологические свойства нервной системы, как активность-пассивность, эмоциональность-неэмоциональность, подвижность-неудержимость, настроенность-ненастроенность и ритмичность-аритмичность.