Аналитическая психология: основные концепции и принципы
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 28.10.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Биографический очерк К. Юнга
Глава 2. Аналитическая психология: основные концепции и принципы
2.1. Структура психики (души)
2.2. Архетипы и структура личности в концепции К.Г. Юнга
Заключение
Список используемой литературы
Между тем и функция чувство, не менее объективно, чем мышление, способна информировать человека о ценности тех или иных явлений или объектов для него, переводя оценки в область эмоционального (положительного или отрицательного) отношения-переживания.
Иррациональные проявления, полагал К. Юнг, более инертны. Личность такого типа как бы просто фиксирует происходящее либо во внешнем, либо во внутреннем мире человека. Иррациональные функции личности «не хуже», это – просто совершенно иной способ восприятия мира.
Отмечая эту сторону в развитии теоретических представлений К. Юнга, следует подчеркнуть, что, созданная им типология нашла убедительное подтверждение своей жизненности в одном из новых, активно развивающемся в последние десятилетия, научном направлении – соционике. Сегодня эта наука эффективно решает проблемы человеческого взаимодействия, помогая людям практически построить тактику деловых и личностных отношений.
Заключение
К.Г. Юнг (1875 – 1961), швейцарский врач-психиатр, в начале своей деятельности испытал влияние уже первых работ 3. Фрейда. В психической жизни пациентов К. Юнг обнаружил существенную роль духовных компонентов. И он стремился понять роль духовности в природе человека.
Структуру психики К. Юнг рассматривает как взаимодействие сознания, индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Сознание включает самосознание и обеспечивает целостность и устойчивость личности. Индивидуальное бессознательное содержит психическую энергию индивидуума.
Коллективное бессознательное представляет более глубокий слой в структуре психики и содержит ее глубинные духовные основы. В коллективном бессознательном, отмечал К. Юнг, содержится все духовное наследие человеческой эволюции. Он полагал, что содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. К. Юнг стремился уловить хотя бы некоторые первоосновы в динамике духовного бессознательного. Он выдвинул и обосновал представление о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, которые он обозначил как архетипы, или первичные модели. Архетип – это врожденные духовные предрасполагающие идеи, побуждения, под влиянием которых люди реализуют универсальные модели восприятия, мышления, поведения в ответ на конкретные ситуации. К. Юнг описал целые ряды архетипов, среди них он выделил самость, персону, тень и др.
Структура личности, по К. Юнгу, – ёмкое психологически насыщенное образование. Оно включает и общечеловеческие, и расовые, и культурные, и индивидуальные черты. Далее он стремился обобщить различия между людьми, проявляющиеся в отношении к миру. К. Юнг выделил два универсальных типа направленности или типа жизненных ориентации: экстраверсия и интроверсия. Первая проявляется в преобладании интереса к внешнему миру. Эти люди открыты, общительны, активно идут и устанавливают контакты. Интроверты сдержанны, погружены в мир своих мыслей и переживаний, малообщительны. У индивида преобладает экстравертированная или интровертированная ориентация. Данная типология, ставшая классической в психологии, была дополнена К. Юнгом другой типологией, основанной на преобладании одной из основных психических функций: мышления, ощущения, чувства, интуиции. Он выделил психологические типы: мыслящий, чувствующий, ощущающий, интуитивный.
И наконец, еще одно направление в учении К. Юнга – концепция развития личности. В ней можно выделить три новых положения. Первое: развитие личности осуществляется как динамичный эволюционный процесс, который идет на протяжении всей жизни и наиболее активно на этапах психической зрелости. Позитивное, огромное значение приобретает осознание человеком своего духовного, религиозного и даже мистического опыта. Это положение прямо противостоит фрейдовскому представлению об опыте раннего детства и его травмах детства, как решающих факторах личностного развития.
Второе положение. Конечная жизненная цель – «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Основным процессом этого движения является процесс индивидуализации или интеграции противоборствующих внутриличностных тенденций. Итогом процесса индивидуализации является самореализация.
Третье положение – самореализация, или «обретение самости», является сложным, труднодостигаемым результатом Она предполагает жизненный опыт, психическую зрелость и специальные усилия, духовную работу. Поэтому высокие уровни личностного роста доступны только психически зрелым и одаренным людям.
Хотя главным содержанием души Юнг считал её бессознательные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал, что этот процесс является важнейшим в личностном росте человека. Одним из вариантов такого осознания себя признана психотерапия, в которой врач выступает в роли помощника пациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность. Юнг понимал сложность символической интерпретации и доказывал необходимость отказа от упрощений, применяемых Фрейдом в их интерпретации. Его анализ символов и их возможной интерпретации является одним из значительных достижений этой теории. В отличие от большинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как открытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не искажая её в угоду своим постулатам, и это тоже одно из достоинств его теории.
По мнению многих, Юнг – один из великих творческих мыслителей прошлого столетия, а его теория повлияла на многие умы в самых разных областях науки и культуры за пределами психологии. Хотя периодически то здесь, то там появляются признаки возникновения нового сильного интереса к Юнгу и внутри психологии, однако его идеям ещё предстоит сыграть свою роль в этой области знаний.
Список используемой литературы
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 326 с.
Вер Г. Карл Густав Юнг / пер. с нем. Е. Азначеевой. Челябинск: УРАЛ, 1998. – 216 с.
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2006. – 480 с.
Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. – М.: Флинта, 1999. – 160 с.
Клонингер С. Теория личности: познание человека. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.: ил.
Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.
Психология личности. Т. 1. хрестоматия. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 512 с.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 671 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. Питер Пресс, 2008. – 607 с.
Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы; под ред. А. И. Белкина. – СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 1994. – 416 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 94.
Там же. – С. 94.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – С. 291.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. Питер Пресс, 2008. – С. 198.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – С. 291.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. Питер Пресс, 2008. – С. 198.
Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – С. 291 – 292.
Там же. С. 292.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. Питер Пресс, 2008. – С. 198.
Там же. С. 198 – 199.
Там же. С. 199.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. Питер Пресс, 2008. – С. 199.
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2006. – С. 385.
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2006. – С. 385 – 386.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. Питер Пресс, 2008. – С. 199.
Там же. С. 200.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. Питер Пресс, 2008. – С. 200.
Там же. С. 200.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 192 – 193.
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2006. – С. 386 – 388.
Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. – М.: Флинта, 1999. – С. 104 – 105.
Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. – М.: Флинта, 1999. – С. 105.
Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. – М.: Флинта, 1999. – С. 105 – 106.
Там же. – С. 106.
18
2.Вер Г. Карл Густав Юнг / пер. с нем. Е. Азначеевой. Челябинск: УРАЛ, 1998. – 216 с.
3.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2006. – 480 с.
4.Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. – М.: Флинта, 1999. – 160 с.
5.Клонингер С. Теория личности: познание человека. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.: ил.
6.Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.
7.Психология личности. Т. 1. хрестоматия. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 512 с.
8.Саугстад Пер История психологии. От истоков до наших дней. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 с.
9.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 671 с.
10.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. Питер Пресс, 2008. – 607 с.
11.Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы; под ред. А. И. Белкина. – СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 1994. – 416 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные концепции и принципы лежат в основе аналитической психологии?
Основными концепциями и принципами аналитической психологии являются структура психики, архетипы и структура личности в концепции К.Г. Юнга.
Какую информацию о человеке может дать функция чувств?
Функция чувств способна информировать человека о ценности тех или иных явлений или объектов для него, переводя оценки в область эмоционального положительного или отрицательного.
Что такое архетипы в аналитической психологии?
Архетипы - это универсальные образы и символы, которые находятся в подсознании каждого человека и влияют на его мысли, эмоции и поведение.
Какая структура психики в основе аналитической психологии?
Структура психики в аналитической психологии включает трое основных компонентов: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Какие принципы лежат в основе аналитической психологии?
Основными принципами аналитической психологии являются принципы целостности, саморегуляции и индивидуализации.
Какие основные концепции и принципы лежат в основе аналитической психологии?
Основные концепции и принципы аналитической психологии включают в себя структуру психики (души), архетипы и структуру личности в концепции К.Г. Юнга.
Что такое структура психики (души) в аналитической психологии?
Структура психики (души) в аналитической психологии представляет собой комплексное образование, включающее в себя сознание, бессознательное и коллективное бессознательное. Эти элементы взаимодействуют между собой и влияют на формирование личности.
Что такое архетипы в аналитической психологии?
Архетипы в аналитической психологии - это универсальные образы и символы, которые присутствуют в коллективном бессознательном. Они являются неизменными и заложены во все люди, влияют на формирование личности и определяют ее поведение и реакции.
Какие принципы лежат в основе аналитической психологии?
Один из принципов аналитической психологии - равновесие между противоположностями. Аналитическая психология утверждает, что противоположности, такие как сознание и бессознательное, мужское и женское начала, должны быть взаимосвязанны и сбалансированны, чтобы личность могла достичь гармонии и полноты.