Роль малого бизнеса в экономике России
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 23.04.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и особенности малого бизнеса
2. Роль малого бизнеса в экономике
3. Развитие малого бизнеса в Российской Федерации
Формирование
4. Государственная поддержка малого бизнеса
Заключение
Список литературы
Процентные ставки по пользованию бюджетными финансовыми ресурсами, предоставляемыми субъектам малого предпринимательства на возвратной основе, могут устанавливаться в пределах от 0,25 до 0,75 от действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Сроки предоставления финансовых ресурсов могут устанавливаться в интервале от трех до пяти лет.
В городе Новосибирске также осуществляется активная поддержка малого бизнеса. В рамках программы «Развитие и поддержка малого бизнеса в Новосибирске на 2005-2007 гг.» продолжает работу общественная приемная по проблемам малого предпринимательства. На вопросы, обращения и предложения бизнесменов отвечают юристы, специалисты отдела развития предпринимательства, департамента земельных и имущественных отношений мэрии. Возглавляет общественную приемную по проблемам малого бизнеса депутат городского Совета и председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству Александр Солодкин.
Основными задачами общественной приемной являются (2):
- Оказание содействия предпринимателям города Новосибирска и Новосибирской области в решении проблем, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности и преодолением административных барьеров.
- Консультирование предпринимателей по вопросам осуществления хозяйственной деятельности, взаимоотношений с органами власти, контрольно-надзорными и правоохранительными органами.
- Взаимодействие с общественными объединениями малого бизнеса с целью привлечения широких предпринимательских слоев для участия в решении актуальных проблем и представления интересов предпринимателей на всех уровнях власти.
- Анализ состояния и существующих проблем в деятельности предпринимателей на территории Новосибирской области, подготовка предложений для законодательной и исполнительной властей Новосибирской области и города Новосибирска по наиболее важным вопросам развития и поддержки предпринимательства.
- Совершенствование правового обеспечения предпринимательской деятельности.
В рамках реализации городской программы “Развитие и поддержка малого бизнеса в Новосибирске на 2005 – 2007 годы” отдел развития предпринимательства мэрии проводит бесплатные учебные курсы.
Пройти обучение по “Управлению малым предприятием” и “Основам успешного предпринимательства, или как выбрать бизнес-идею и проверить ее на жизнеспособность” могут бизнесмены в возрасте от 25 до 45 лет, владеющие или управляющие малым или средним предприятием, зарегистрированным в Новосибирске.
Участие в финансировании и кредитовании субъектов малого предпринимательства в РФ принимают также международные организации, как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Агентство международного развития США, Фонд «Евразия», ТАСИС и др.
Международный опыт финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что эффективными методами поддержки малого бизнеса является создание гарантийных фондов для оказания финансовой поддержки, осуществление программ микрофинансирования, внедрение франчайзинга и факторинга, широкого осуществления лизинговых операций. Данные направления финансовой поддержки малого предпринимательства в России развиваются, необходимо только более широкое их применение, особенно микрофинансирование на льготной основе и на основе финансового лизинга, при использовании которого у малых предприятий появляется дополнительная возможность для формирования оборотного капитала.
Важное значение в системе государственной поддержки субъектов малого предпринимательства имеет их имущественная поддержка. В связи с этим в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства намечено расширить возможность и повысить эффективность использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельность субъектов малого предпринимательства за счет реализации следующих мер: организовать и обеспечить учет федерального имущества, которое может быть передано субъектам малого предпринимательства, в соответствии с действующим реестром федерального имущества; создать на региональном и муниципальном уровнях реестры и целевые фонды нежилых помещений (в том числе объектов незавершенного строительства), предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям на льготных условиях; установить специальные условия (с возможностью применения льгот и преференций) и порядок передачи производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг; разработать механизм предоставления рассрочки платежей при продаже недвижимых помещений субъектам малого предпринимательства; рекомендовать региональным и муниципальным органам исполнительной власти разработать программы повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, в нашей стране на федеральном и региональном уровнях активно разрабатываются программы, призванные укрепить положение малого бизнеса в экономике страны, стимулирующие развитие малого предпринимательства в различных отраслях деятельности. Вместе с тем все еще остается достаточно много нерешенных вопросов, которые тормозят развитие данного сектора экономики.
Заключение
Малый бизнес широко распространен в большинстве развитых стран мира и играет важную роль в их экономике. Он имеет ряд преимуществ по сравнению со средними и крупными предприятиями. Среди них можно выделить следующие: гибкость, высокая способность адаптироваться к условиям внешней среды, возможность внедрения новых технологий, большая свобода действий, низкая потребность в первоначальном капитале и т.п. В последние двадцать лет малый бизнес активно развивается и в Российской Федерации, хотя он и сталкивается с огромным количеством проблем и трудностей. Но в то же время у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития
При этом малый бизнес достаточно уязвим в условиях жесткой рыночной конкуренции, поэтому он нуждается в активной государственной поддержке. С этой целью государство разрабатывает различные программы, обеспечивающие малым предприятиям льготные условие существования. К таким льготам можно отнести упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения, льготные условия кредитования и др. Причем поддержка осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Бизнес-планирование является основой деятельности любого предприятия, в том числе и малого. Именно на нем основано большинство принимаемых фирмой решений. Бизнес-план целесообразно составлять как в самом начале деятельности предприятия малого бизнеса, так и при необходимости принятия важных управленческих решений, таких как привлечение инвесторов, диверсификация производства, получение кредитов и т.п.
Список литературы
Монографии, коллективные работы
Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – С.-П.: Бизнес-пресса, 2005. – 608 с.
Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.
Малый бизнес в России: Аналитическое пособие. Серия “Бизнес Тезаурус” (аналитические справочники для российского бизнеса). – М.: КОНСЭКО, 2006. – 352 с.
Романюк В.Я. Мы из малого бизнеса: Очерки о лидерах рыночных преобразований на малых предприятиях России. – М., 2006. – 256 с.
Высоков В. В. Малый бизнес: made in Russia: Научно-практическое пособие. – Ростов-на-Дону: Издательский центр, 2005. – 120 с.
Брюк Р. и др. Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций. / Р.Брюк, Е.В.Калинкин, Ж.Виане, Д.Десхулместер. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 214 с.
Статьи из периодических изданий
Остапкович Г., Чебашков И. Кооперация – первый шаг к рыночной экономике. // Вестник статистики. – 2003. - № 9. – с.12-15.
Малому бизнесу – 15 лет. // Новости малого бизнеса. – 2005. - № 15. – с.10.
Хенкен М. Дадим законы джунглям: репортаж с первой областной конференции по малому предпринимательству в Новосибирске. // ЭКО. – 2006. - № 12. – с.97-99.
Мазурова Г.В. Развитие малого предпринимательства в России. // Вопросы статистики. – 2007. - № 5. – с.13-17.
За год количество малых предприятий в России уменьшилось на 4,2%. // Новости малого бизнеса. – 2007. - № 14. – с.10
Борисова Е. Малый бизнес залег на дно. // Российская газета. – 2006. - № 6. – с.6.
Выходить из тени – значит получить удар… // Новости малого бизнеса. – 2007. - № 15. – с.10-11.
Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы. // Вопросы экономики. – 2006. - № 4. – с. 130-140.
Иоффе А. Власть должна иметь волю, чтобы исправлять собственные ошибки. // Бизнес для всех. – 2007. - № 1. – с.2.
Коновалова И. Свое дело. // Бизнес для всех. – 2007. - № 26. – с.11-15.
2
Рис.2. Основные этапы создания малого предприятия
Заключение договоров, организация учета и отчетности и др. виды хозяйственной деятельности 12
Регистрация предприятия в
налоговой
инспекции
9
Заключение учредителями договора о создании и деятельности предприятия. Утверждение устава. 6
Формирование
решения об
открытии
своего дела
(предварительный
выбор ОПФ) 3
Лицензирование отдельных видов
деятельности
11
Открытие счетов
в банке
10
Изготовление печатей и
штампов
8
Определение
состава
учредителей и разработка
учредительных
документов
5
Целеполагание
2
Регистрация предприятия с включением в государственный реестр
7
Подбор
соучредителей
(выбор ОПФ)
4
Возникновение и
формирование
бизнес-идеи
1
Монографии, коллективные работы
1)Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – С.-П.: Бизнес-пресса, 2005. – 608 с.
2)Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.
3)Малый бизнес в России: Аналитическое пособие. Серия “Бизнес Тезаурус” (аналитические справочники для российского бизнеса). – М.: КОНСЭКО, 2006. – 352 с.
4)Романюк В.Я. Мы из малого бизнеса: Очерки о лидерах рыночных преобразований на малых предприятиях России. – М., 2006. – 256 с.
5)Высоков В. В. Малый бизнес: made in Russia: Научно-практическое пособие. – Ростов-на-Дону: Издательский центр, 2005. – 120 с.
6)Брюк Р. и др. Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций. / Р.Брюк, Е.В.Калинкин, Ж.Виане, Д.Десхулместер. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 214 с.
Статьи из периодических изданий
1)Остапкович Г., Чебашков И. Кооперация – первый шаг к рыночной экономике. // Вестник статистики. – 2003. - № 9. – с.12-15.
2)Малому бизнесу – 15 лет. // Новости малого бизнеса. – 2005. - № 15. – с.10.
3)Хенкен М. Дадим законы джунглям: репортаж с первой областной конференции по малому предпринимательству в Новосибирске. // ЭКО. – 2006. - № 12. – с.97-99.
4)Мазурова Г.В. Развитие малого предпринимательства в России. // Вопросы статистики. – 2007. - № 5. – с.13-17.
5)За год количество малых предприятий в России уменьшилось на 4,2%. // Новости малого бизнеса. – 2007. - № 14. – с.10
6)Борисова Е. Малый бизнес залег на дно. // Российская газета. – 2006. - № 6. – с.6.
7)Выходить из тени – значит получить удар… // Новости малого бизнеса. – 2007. - № 15. – с.10-11.
8)Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы. // Вопросы экономики. – 2006. - № 4. – с. 130-140.
9)Иоффе А. Власть должна иметь волю, чтобы исправлять собственные ошибки. // Бизнес для всех. – 2007. - № 1. – с.2.
10)Коновалова И. Свое дело. // Бизнес для всех. – 2007. - № 26. – с.11-15.
Вопрос-ответ:
Какова роль малого бизнеса в экономике России?
Малый бизнес играет важную роль в экономике России, так как он является основным источником создания новых рабочих мест, способствует увеличению производства и предлагает разнообразные товары и услуги на рынке. Малые предприятия также способствуют развитию инноваций и повышению конкурентоспособности экономики в целом.
Какие особенности характеризуют малый бизнес в России?
Малый бизнес в России характеризуется небольшим размером предприятий, часто семейным типом владения, большой гибкостью в управлении и принятии решений. Он также часто ориентирован на удовлетворение потребностей местного рынка и имеет более простые процедуры регистрации и лицензирования, по сравнению с крупными компаниями.
Каким образом малый бизнес влияет на экономику России?
Малый бизнес влияет на экономику России, прежде всего, через создание новых рабочих мест. Он также способствует увеличению производства и разнообразию предлагаемых товаров и услуг на рынке, что способствует росту экономики в целом. Малые предприятия также играют важную роль в развитии инноваций и повышении конкурентоспособности страны.
Как развивается малый бизнес в России?
Малый бизнес в России развивается благодаря созданию новых предприятий и расширению деятельности уже существующих. Он получает поддержку от государства, а также может использовать кредитные ресурсы для роста и развития. Важную роль в развитии малого бизнеса играют также образование и повышение квалификации предпринимателей.
Как государство поддерживает малый бизнес в России?
Государство в России поддерживает малый бизнес различными способами. Это может быть финансовая поддержка в виде субсидий, льготных кредитов или грантов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, снижение налоговых ставок, обучение и консультирование предпринимателей, а также создание специальных инфраструктурных условий для развития малого бизнеса.
Что такое малый бизнес и какие у него особенности?
Малый бизнес - это форма предпринимательства, характеризующаяся малыми размерами компаний, ограниченным количеством сотрудников и небольшим объемом производства или услуг. Особенности малого бизнеса включают небольшой оборот капитала, гибкую структуру управления, возможность быстрого принятия решений и адаптации к изменениям на рынке. Также малый бизнес часто является основным источником занятости для населения и способствует развитию региональной экономики.
Какую роль играет малый бизнес в экономике России?
Малый бизнес играет значительную роль в экономике России. Он является основным источником новых рабочих мест, способствует развитию регионов, повышает уровень жизни населения. Малые предприятия предоставляют разнообразные товары и услуги, создают конкуренцию на рынке и повышают его эффективность. Также малый бизнес способствует развитию инноваций и модернизации экономики.
Как развивается малый бизнес в России?
Развитие малого бизнеса в России происходит постепенно. В последние годы наблюдается увеличение количества малых предприятий и объема их производства. Повышается осведомленность населения о возможностях предпринимательства и уровень предпринимательской активности. Для развития малого бизнеса в стране проводятся различные программы государственной поддержки, предоставляются льготы и кредиты.
Как государство поддерживает малый бизнес в России?
Для поддержки малого бизнеса в России введены различные меры государственной поддержки. Это включает программы финансовой поддержки, льготные кредиты, налоговые преференции, обучение и консультации предпринимателей, создание инфраструктуры для развития предпринимательства. Также государство проводит мероприятия по стимулированию предпринимательской активности и созданию благоприятного бизнес-климата в стране.
Какая роль малого бизнеса в экономике России?
Малый бизнес играет важную роль в экономике России. Он способствует созданию новых рабочих мест, развитию конкуренции и инноваций. Малые предприятия также вносят значительный вклад в налоговые поступления в бюджет страны. Кроме того, малые бизнесы являются основой для развития среднего и крупного бизнеса.
Какие особенности характеризуют малый бизнес в России?
В России малый бизнес характеризуется рядом особенностей. Во-первых, это небольшие размеры предприятий и низкая концентрация капитала. Также важными особенностями являются гибкость и адаптивность к изменяющимся рыночным условиям. Кроме того, малый бизнес часто является семейным предпринимательством, где бизнесом занимаются члены одной семьи.
Как осуществляется развитие малого бизнеса в Российской Федерации?
Развитие малого бизнеса в Российской Федерации осуществляется через реализацию государственной политики поддержки. Разработаны различные программы и меры государственной поддержки, направленные на развитие малого предпринимательства. Важными инструментами развития малого бизнеса являются предоставление финансовой поддержки, упрощение административных процедур и доступа к рынку.