Формирование творческого воображения у глухих школьников младших классов на уроке ППО
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 30.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Особенности воображения детей с нарушениями слуха
2. Развитие воображения
3. Эмпирическое исследование уровня развития творческого воображения и анализ результатов.
Заключение
Литература
Чем больше степень дефекта слуха, тем ниже уровень развития творческого воображения.
Значимые различия по уровню развития воображения существуют не только между детьми с сохранным слухом и глухими, но и между детьми с сохранным слухом и слабослышащими и между слабослышащими и глухими детьми.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема влияния дефекта слуха на уровень развития творческого воображения изучается давно. Но исследования проводились в основном в виде сравнения глухих и «слышащих» детей по уровню развития творческого воображения, где доказывалось, что полная потеря слуха влечет за собой снижение творческого воображения.
К сожалению, при этом не учитывалось, что значимые отличия по уровню развития творческого воображения могут быть между слабослышащими и «слышащими» детьми, а также между слабослышащими и глухими детьми.
В нашем исследовании мы подтвердили, что дети с частичной потерей слуха и с полной потерей отличаются по уровню развития творческого воображения и от «слышащих» детей и между собой.
Можно сказать, что не только полная потеря слуха влечет за собой снижение уровня развития творческого воображения, но и частичная потеря. Различия в степени дефекта слуха приводят к разным результатам, то есть чем сильнее дефект слуха, тем ниже уровень развития творческого воображения.
Воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью.
Поэтому желательно чтобы при составлении различных развивающих программ для детей с нарушениями слуха учитывали не только наличие самого дефекта слуха, но и его степень. И на основании этого, возможно, создавались разные подходы к обучению глухих и слабослышащих детей, тогда бы эффективность работы с ними была бы выше.
Литература
Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М, 2002
Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963. - 335 с.
Власова Т.А О влиянии нарушений слуха на развитие ребенка. - М.,1954. - 132 с.
Выготская Г.Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих дошкольников. - М., 1964. - 155 с.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,1967. - 93 с.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982-1983. - Т. 2. - 502 С.; Т. 4. -432 с.
Гозова А.П. Овладение глухими учащимися младших классов относительными понятиями // Специальная школа. - 1968. - № 2. - С. 95-101.
Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 52-59.
Дьяченко О.М, Кириллова А.И Что можно сделать из квадрата? // 1981.№ 6. - С. 16-18.
Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей //Дошкольное воспитание. - 1971. - № 2. - С. 41-46.
Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979. - 144 с.
Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. - Тбилиси., 1972. - 187 с.
Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? - М., 1978. - 48 с.
Нудельман Н.Н. Воссоздающее воображение у глухих детей: Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников // Психология глухих детей / под ред. И.М.Соловьева и др. – М, 1971
Нудельман М.М. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников // Психология глухих детей. - М., 1971. - С. 136-142.
Рау М.Ю. Развитие воображения глухих детей средствами изобразительной деятельности// Дефектология – 1984 - № 5
Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Возможности развития творческого воображения младших глухих школьников. - В кн.: Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. - М., 1997. - С. 238-243.
Речицкая Е.Г. Сошина Е.А. Развитие творческого воображения глухих школьников. - В сб.: Коррекционная педагогика - вчера, сегодня, завтра. М., 1997. - С. 197-198.
Речицкая Е.Г., Сошина А.Е. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха – М, 1999
Речицкая Е.Г, Сошина Е.А. Некоторые возможности развития творческого воображения младших глухих школьников на уроках предметно-практического обучения. В сб.: Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих учащихся. // Отв. ред. Е.г. Речицкая - М., 1997.С. 83-88.
Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников // Психология младшего школьника. - М., 1960. -С. 128-147.
Сошина Е.А., Речицкая Е.Г Изучение особенностей творческого воображения глухих учащихся младшего школьного возраста. - В сб.: Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. - М., 1994. - С. 83-89.
Ушинский К.Д. История воображения. Собр. соч.: М.-Л., 1950. - Т. 8.С. 429-441.
Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Возможности развития творческого воображения младших глухих школьников. - В кн.: Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. - М., 1997 с.-28
Речицкая Е.Г. Сошина Е.А. Развитие творческого воображения глухих школьников. - В сб.: Коррекционная педагогика - вчера, сегодня, завтра. М., 1997 с.-12
Нудельман М.М. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников // Психология глухих детей. - М., 1971 с.-18
Нудельман Н.Н. Воссоздающее воображение у глухих детей: Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников // Психология глухих детей / под ред. И.М.Соловьева и др. – М, 1971 с.-24
Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. - Тбилиси, 1972 с. -35
Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей //Дошкольное воспитание. – 1971 с.-16
Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. – 1988 с- 39
Власова Т.А О влиянии нарушений слуха на развитие ребенка. - М.,1954 с.-25
Ушинский К.Д. История воображения. Собр. соч.: М.-Л., 1950 с.-51
Рау М. Ю. Развитие воображения глухих детей средствами изобразительной деятельности// Дефектология – 1984 с.-19
Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979 с.-27
Дьяченко О.М, Кириллова А.И Что можно сделать из квадрата? // 1981 с.-34
Выготская Г.Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих дошкольников. - М., 1964 с.-14
2
1.Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М, 2002
2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963. - 335 с.
3.Власова Т.А О влиянии нарушений слуха на развитие ребенка. - М.,1954. - 132 с.
4.Выготская Г.Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих дошкольников. - М., 1964. - 155 с.
5.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,1967. - 93 с.
6.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982-1983. - Т. 2. - 502 С.; Т. 4. -432 с.
7.Гозова А.П. Овладение глухими учащимися младших классов относительными понятиями // Специальная школа. - 1968. - № 2. - С. 95-101.
8.Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 52-59.
9.Дьяченко О.М, Кириллова А.И Что можно сделать из квадрата? // 1981.№ 6. - С. 16-18.
10. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей //Дошкольное воспитание. - 1971. - № 2. - С. 41-46.
11. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979. - 144 с.
12. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. - Тбилиси., 1972. - 187 с.
13. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? - М., 1978. - 48 с.
14. Нудельман Н.Н. Воссоздающее воображение у глухих детей: Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников // Психология глухих детей / под ред. И.М.Соловьева и др. – М, 1971
15. Нудельман М.М. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников // Психология глухих детей. - М., 1971. - С. 136-142.
16. Рау М.Ю. Развитие воображения глухих детей средствами изобразительной деятельности// Дефектология – 1984 - № 5
17. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Возможности развития творческого воображения младших глухих школьников. - В кн.: Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. - М., 1997. - С. 238-243.
18. Речицкая Е.Г. Сошина Е.А. Развитие творческого воображения глухих школьников. - В сб.: Коррекционная педагогика - вчера, сегодня, завтра. М., 1997. - С. 197-198.
19. Речицкая Е.Г., Сошина А.Е. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха – М, 1999
20. Речицкая Е.Г, Сошина Е.А. Некоторые возможности развития творческого воображения младших глухих школьников на уроках предметно-практического обучения. В сб.: Активизация учебно-воспитательного процесса глухих и слабослышащих учащихся. // Отв. ред. Е.г. Речицкая - М., 1997.С. 83-88.
21. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников // Психология младшего школьника. - М., 1960. -С. 128-147.
22.Сошина Е.А., Речицкая Е.Г Изучение особенностей творческого воображения глухих учащихся младшего школьного возраста. - В сб.: Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. - М., 1994. - С. 83-89.
23.Ушинский К.Д. История воображения. Собр. соч.: М.-Л., 1950. - Т. 8.С. 429-441.
Вопрос-ответ:
Какое влияние имеет нарушение слуха на развитие творческого воображения у глухих школьников младших классов?
Степень дефекта слуха непосредственно связана с уровнем развития творческого воображения. Чем больше степень дефекта слуха, тем ниже уровень развития творческого воображения.
Существуют ли значимые различия по уровню развития воображения между детьми с сохранным слухом и глухими школьниками?
Да, значимые различия по уровню развития воображения существуют не только между детьми с сохранным слухом и глухими, но и между детьми с сохранным слухом.
Какими особенностями обладает воображение детей с нарушениями слуха?
У детей с нарушениями слуха есть особенности воображения, которые могут отличаться от детей со слухом. Например, такие дети могут использовать более визуальные образы и рисунки для выражения своих идей.
Каким образом развивается воображение у глухих школьников младших классов?
Развитие воображения у глухих школьников младших классов может происходить через различные активности, такие как творческие задания, игры и обсуждения. Важно создать подходящую обстановку, в которой дети могут развивать свое воображение и выражать свои идеи.
Каким было эмпирическое исследование уровня развития творческого воображения у глухих школьников младших классов и какие результаты были получены?
В ходе эмпирического исследования был изучен уровень развития творческого воображения у глухих школьников младших классов. Результаты показали, что уровень развития творческого воображения может быть разным у разных детей, и зависит от различных факторов, включая степень дефекта слуха.
Как формировать творческое воображение у глухих школьников младших классов на уроке ППО?
Формирование творческого воображения у глухих школьников младших классов на уроке ППО осуществляется через использование различных творческих методик и приемов. Например, можно использовать игры на развитие творческого мышления, задания на составление иллюстраций к тексту, рассказывание историй и развитие воображения через визуализацию и ассоциации.
Какие особенности воображения у детей с нарушениями слуха?
У детей с нарушениями слуха наблюдаются особенности в развитии и функционировании воображения. Из-за отсутствия слухового восприятия, дети часто полагаются на визуальное воображение, а также на другие чувства, такие как осязание или обоняние. Они могут использовать руками созданные знаки для образования внутренней представления и представления о мире.
Как развивать воображение у детей с нарушениями слуха?
Развитие воображения у детей с нарушениями слуха может осуществляться через использование визуальных материалов, создание ситуаций, требующих творческого мышления, стимулирование других чувств, таких как осязание и обоняние, и использование жестовой речи. Также важно поощрять и поддерживать их креативные идеи и предложения.
Какие результаты показало эмпирическое исследование уровня развития творческого воображения у глухих детей?
Эмпирическое исследование уровня развития творческого воображения у глухих детей показало, что уровень развития воображения зависит от степени дефекта слуха. Чем больше степень дефекта слуха, тем ниже уровень развития творческого воображения. Кроме того, были выявлены значимые различия по уровню развития воображения не только между детьми с сохранным слухом и глухими, но и между детьми с различными степенями дефекта слуха.