Личность и типы ученых
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 11.11.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Наука: основные черты
Личность и типы ученых
Характеристика и структура научной элиты
Сравнение понятий «элита» и «научная элита»
Некоторые подходы к формированию отечественной научной элиты
Заключение
Список использованной литературы
Тот факт, что цивилизованные западные страны ведут селективный отбор отъезжающих на жительство за границу, изменяет, привычные стереотипы государственно-общественного отношения к элитной части научных работников. Здесь наблюдается если не полное признание легального существования элиты, то признание ее высокой общекультурной значимости.
Наконец, третий подход состоит в том, что элита рассматривается в качестве основной движущей силы развития научных исследований.
Элита вносит решающий вклад в формирование научного знания. Позитивный взгляд на социально-профессиональные функции элиты проявляется также в подчеркивании ее ведущей культурологической роли, благодаря чему происходит постоянная подпитка культурного слоя общества новыми научными идеями.
В основе конструктивного подхода лежит исходный тезис о циркуляции элит в обществе, выдвинутый В. Парето. Элита существует всегда, до тех пор, пока существует человечество, но циклически меняются качества элиты, ее внутренняя суть.
В зависимости от конкретных исторических условий один тип элиты сменяется другим. В частности, на разных этапах исторического пути в обществе преобладают те или иные взгляды на мироздание, общественные отношения, законы развития. Эти атрибуты мировоззрения формируют свой тин элиты для данного исторического отрезка.
Взгляды Парето можно трактовать и применительно к современной России. Сейчас она находится на переходном пути к новому обществу. Старые законы социального развития, основанные на прежних принципах общественных отношений, потеряли свою силу, а прежняя научная элита общества оказалась недееспособной к реформированию страны. Поэтому назрела критическая ситуация, в которой интеллектуальный слой общества оказался по существу не компетентным в управлении страной. Причиной тому являются замедленные темпы формирования новой элиты общества, в том числе и научной.
В науковедческих исследованиях замечено, что существует, независимо от типов и групп наук, единая шкала ценности научных результатов.
Первый ранг, наиболее высокий, присваивается проблеме и ожидаемому результату тогда, когда ожидаемый результат претендует на открытие новых закономерностей объекта исследования, новых явлений, новых социально-общественных теорий и т.п.
Ожидаемый, результат либо не имеет аналога в структуре научного знания, либо представляет совершенно новое видение в исследовании объекта.
Второй ранг научной ценности характеризуется углублением и расширением знаний о тех объектах, в которых получены научные результаты первого ранга.
Содержание второго ранга — поиск новых свойств и взаимосвязей в ранее открытых законах, явлениях, новых изобретениях и т.н.
Если первый ранг означает поиск и открытие нового, то второй ранг — изучение и поиск свойств и характеристик этого нового. По существу, проблема, содержащая искомое научное знание второго ранга, позволяет закончить весь научный цикл в изучаемой проблемной области.
В результате решения одной или нескольких проблем второго ранга происходит исчерпание проблемной ситуации; проблема считается решенной.
Третий ранг научной ценности представляет собой поиск новых областей применения известных идей и решений, расширение сферы использования открытий с учетом как положительных, так и негативных сопутствующих факторов.
Решение проблем третьего ранга связано с исследованием возможностей инноваций полученных научных результатов первого и второго рангов, т.е. это прединновационная часть полного цикла научных идей.
На основании данной классификации научной проблематики и результатов исследований можно построить критерии элитарности научных работников.
Научный работник может быть отнесен к элитной части научного сообщества, если его творческие научные результаты содержат научные знания первого ранга ценности. Другим «проходным баллом» в элиту является величина коэффициента предпочтения той науки и того объекта исследования, которым занимается научный работник.
Тогда сочетание этих двух факторов — наличие в творческом активе научного знания первого ранга ценности и определенное значение коэффициента на шкале предпочтений в структуре науки дает возможность научному работнику иметь статус элитного.
Заключение
В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах.
В качестве компонентов современной науки обычно берутся четыре основных императива: универсализм, коллективизм (коммунизм), незаинтересованность, организованный скептицизм».
Универсализм (важнейшая норма) - истинность, достоверность научного знания, полученного кем-либо должна оцениваться независимо от личности ученого - от его национальности, положения в научной иерархии, пола, возраста, и т.п.
Перед лицом истины все равны - академик и аспирант. Должны применяться общие для всех, универсальные критерии доказательности, обоснованности, оценки знания. Императив универсализма порождается неличностным характером научного знания. Надежность нового знания определяется по неличностным критериям: соответствию наблюдениям и ранее подтвержденным знаниям.
Универсализм проявляет себя в провозглашении равных прав на занятия наукой и на научную карьеру для людей любой национальности и любого общественного положения. Он обусловливает интернациональный и демократический характер науки.
Коллективизм. Этот императив предписывает ученому незамедлительно передавать плоды своих трудов в общее пользование, то есть сообщать свои открытия другим ученым тотчас после проверки, свободно и без предпочтений.
Научные открытия являются продуктом социального сотрудничества и принадлежат научному сообществу и обществу в целом. Они образуют общее достояние, в котором доля индивидуального «производителя» весьма ограничена. «Права собственности» в науке фактически не существует. У первооткрывателя нет каких-либо исключительных прав или привилегий по использованию этого открытия.
Потребность ученого как-то воспользоваться своей интеллектуальной «собственностью» удовлетворяется только через признание и уважение, которые он получает как автор открытия. Отсюда повышенное внимание к вопросам научного приоритета.
Бескорыстность. Стремление ученых к приоритету создает в науке своего рода конкурентные условия. Такая ситуация может толкать на какие-то особые действия, предпринимаемые специально, чтобы затмить соперников. Эти действия способны исказить нормальный ход исследования и соответственно его результаты.
В качестве «противоядия» указанным побуждениям выдвигается требование бескорыстной деятельности. Эта норма предписывает ученому строить свою деятельность так, как будто кроме постижения истины у него нет никаких других интересов.
В целом императив бескорыстности в наиболее широком толковании утверждает, что для ученого недопустимо приспосабливать свою профессиональную деятельность к целям личной выгоды.
Организованный скептицизм.
Эта норма требует по отношению к любому знанию детального объективного анализа и исключающего возможность некритического приятия. Для науки нет ничего «святого», огражденного от критического анализа. В то же время норма организованного скептицизма является и директивным требованием по отношению к ученым.
Поскольку работа каждого ученого строится на результатах предшествующих исследований, умышленное или неумышленное отступление от истины наносит вред развитию науки. Отсюда следует, что никакой вклад в знание не может быть допущен без тщательной, всесторонней проверки. Норма скептицизма предписывает ученому подвергать сомнению как свои, так и чужие открытия и выступать с публичной критикой любой работы, если он обнаружил ее ошибочность. «Ученый — это человек, который питает придирчивый интерес к делам своего соседа». Императив организованного скептицизма создает атмосферу ответственности, институционально подкрепляет профессиональную честность ученых, предписываемую им нормой бескорыстия.
Список использованной литературы
Горелов А.А., Концепция современного естествознания М.; Изд-во: Эксмо 2007.
История буржуазной социологии XIX — начала XX века. М.: Наука, 1979.
Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. Ч. 1. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1993.
Келле В.Ж. Самоорганизация процесса познания // Вести. АН СССР. 1990. № 9. С. 3—11.
Лоутон А., Роу Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М.: ИНИОН, 1993.
Мечтать не грех, но лучше остаться реалистом // Поиск. 1994. № 30 (272). 12— 18 авг.
Никитаев В.В. В поисках самостоятельности (Технологическое развитие и инженерное образование) // Высш. обр. в России. 1994. № 2.
Оствальд В. Великие люди / Пер. с нем. СПб., 1910.
Пузанов В.И. Проектная культура Америки: образование // США — экономика, политика, идеология. 1993. №6. С. 14—20.
Проскурин А. Процессы Элитообразования: исторический и прогностический аспекты. Народное образование // Alma mater. 1993. № 2. С. 43—48.
Савельев Л.Д. Интеллектуальные системы управления наукой и научно-образовательным потенциалом. М., 1993. Обзор ннформ. / /НИИВО. Вып.
Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.
Яковец Ю.В. , Пирогов С.И. Закономерности циклической динамики и генетики науки, образования и культуры. М., 1993.
Горелов А.А., Концепция современного естествознания М.; Изд-во: Эксмо 2007,
Горелов А.А., Концепция современного естествознания М.; Изд-во: Эксмо 2007,
Селье Г. От мечты к открытию. М.: 1987. С 51-61
Там же С. 72-91
Там же С.75
Там же С.84.
Там же С.48.
История буржуазной социологии XIX — начала XX века. М.: Наука, 1979, С.2.
Оствальд В. Великие люди / Пер. с нем. СПб., 1910
Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987
Мечтать не грех, но лучше остаться реалистом // Поиск. 1994. № 30 (272).
Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. Ч. 1. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1993, с.19.
Там же С.18
Лоутон А., Роу Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М.: ИНИОН, 1993
Келле В.Ж. Самоорганизация процесса познания // Вести. АН СССР. 1990. № 9. С. 3—11.
Мечтать не грех, но лучше остаться реалистом // Поиск. 1994. № 30 (272).
26
2.История буржуазной социологии XIX — начала XX века. М.: Наука, 1979.
3.Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. Ч. 1. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1993.
4.Келле В.Ж. Самоорганизация процесса познания // Вести. АН СССР. 1990. № 9. С. 3—11.
5.Лоутон А., Роу Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М.: ИНИОН, 1993.
6.Мечтать не грех, но лучше остаться реалистом // Поиск. 1994. № 30 (272). 12— 18 авг.
7.Никитаев В.В. В поисках самостоятельности (Технологическое развитие и инженерное образование) // Высш. обр. в России. 1994. № 2.
8.Оствальд В. Великие люди / Пер. с нем. СПб., 1910.
9.Пузанов В.И. Проектная культура Америки: образование // США — экономика, политика, идеология. 1993. №6. С. 14—20.
10.Проскурин А. Процессы Элитообразования: исторический и прогностический аспекты. Народное образование // Alma mater. 1993. № 2. С. 43—48.
11.Савельев Л.Д. Интеллектуальные системы управления наукой и научно-образовательным потенциалом. М., 1993. Обзор ннформ. / /НИИВО. Вып.
12.Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.
13.Яковец Ю.В. , Пирогов С.И. Закономерности циклической динамики и генетики науки, образования и культуры. М., 1993.
Вопрос-ответ:
Какие основные черты личности ученого?
Основными чертами личности ученого являются высокий уровень интеллекта, любознательность, настойчивость, творческий подход к решению проблем и научному исследованию, стремление к познанию и расширению знаний, а также способность к самоорганизации и самодисциплине.
Какие бывают типы ученых?
Существует несколько типов ученых. Некоторые из них являются теоретиками и стремятся к разработке и формулированию новых концепций и теорий, другие — практики и ориентированы на практическое применение научных знаний. Есть также ученые-экспериментаторы, которые проводят эксперименты и проверяют гипотезы, а также исследователи, которые занимаются изучением и анализом уже существующих научных данных и результатов.
Чем отличается понятие "элита" от "научной элиты"?
Понятие "элита" обозначает группу людей, обладающих высоким социальным, политическим или экономическим статусом, в то время как "научная элита" - это ученые, которые имеют выдающиеся достижения в своей научной области и признание в научном сообществе. Таким образом, "научная элита" является одной из составляющих "элиты", имеющей особое значение в научной сфере.
Как формируется отечественная научная элита?
Отечественная научная элита формируется через систему высшего образования, где талантливым и перспективным студентам предоставляются возможности для профессионального развития и научных исследований. Они также могут получать поддержку и финансирование через гранты и стипендии от государственных и частных организаций. Кроме того, важную роль в формировании научной элиты играет научное сообщество, где ведущие ученые признают и поддерживают молодых и перспективных исследователей.
Какие основные черты определяют личность ученого?
Основные черты личности ученого включают умственную активность, творческий подход к задачам, научную любознательность, стремление к знаниям, способность к анализу и синтезу информации, настойчивость, трудолюбие, умение работать в команде и др.
Какие типы ученых можно выделить?
Можно выделить такие типы ученых, как теоретики, экспериментаторы, практики, руководители научных исследований, авторы новых идей и концепций, специалисты по прикладным наукам и т.д. Каждый тип ученого имеет свои особенности и вклад в научное сообщество.
В чем заключаются основные черты научной элиты?
Основные черты научной элиты включают высокий уровень научных достижений, признание в научном сообществе, авторитетность, влияние на развитие науки, умение сочетать теоретическую работу и практическое применение результатов исследований, лидерские качества, способность к научному руководству и др.
Как изменяются стереотипы государственно-общественного отношения к элитной части научных работников в связи с переездом иностранных ученых?
Переезд иностранных ученых приводит к изменению стереотипов государственно-общественного отношения к элитной части научных работников. Такая мобильность вызывает необходимость пересмотра подходов к формированию отечественной научной элиты, а также изменение привычных представлений о престиже и значимости российской науки.