Теоретические основы соотношения международного и национального права
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 09.06.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы соотношения международного и национального права
2. Соотношение внутригосударственного и международного права
2.1. Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права
2.2. Влияние международного права на формирование, функционирование и развитие внутригосударственного права
3. Юридические формы согласования систем международного и национального права
Заключение:
Список использованной литературы:
Особенно значимой является область защиты и осуществления прав и свобод человека. В современную эпоху государства не могут не полагаться на разработанные в международной сфере стандарты прав человека при создании национально-правовых норм или в ходе правоприменительной деятельности.
Западные авторы задаются вопросом о юридической природе обязанности по осуществлению международного права во внутренней сфере. Я. Броунли полагает, что обязанность по приведению своего внутреннего права в соответствие с обязательствами по международному праву возникает из природы договорных обязательств и обычного права. Однако, продолжает он, «необеспечение такого соответствия само по себе не представляет собой прямого нарушения международного права. Нарушение налицо лишь тогда, когда то или иное государство не выполняет своих обязательств в конкретном случае». По мнению же французского ученого М. Коснара, анализируемая обязанность несомненно является международно-правовым обязательством: если законодательный орган совершит политический выбор в сторону принятия акта, противоречащего согласно международному праву обязательству государства, это повлечет за собой его международную ответственность.
3. Юридические формы согласования систем международного и национального права
Активное присутствие на международной арене и участие в решении конкретных международных проблем диктует для гocyдарств необходимость вступать в разнообразные политические и иные отношения с другими государствами, заключать международные договоры, причем сообразуясь не только с нормами собственного национального законодательства, но и с принципами и нормами международного права. Таким образом, чтобы избежать коллизии, следует иметь такое национальное право, которое не противоречило бы установлениям международного права. Подобное согласование международного и внутригосударственного права может быть обеспечено несколькими способами. Хотя международное право не предписывает, каким образом государство осуществит реализацию взятого на себя международно-правового обязательства, так как это целиком лежит в плоскости осуществления государственного суверенитета, нельзя сказать, что международное право игнорирует этот вопрос. Механизм согласования, увязки международного и национального права базируется на принципе, что государство обеспечивает выполнение международного договора всеми находящимися в его распоряжении властными действиями в соответствии с конституционными и иными предписаниями. Среди юридических форм согласования международного и внутригосударственного права в науке международного права различают: трансформацию (прямую и опосредствованную), инкорпорацию, рецепцию, отсылку к международному договору, С. В. Черниченко говорит, например, о пяти способах трансформации: автоматической инкорпорации, отсылке, индивидуальной инкорпорации, адаптации, легитимации. В последующем он пересмотрел свою позицию в некоторой ее части и отказался признавать адаптацию (приспособление) существующих норм внутригосударственного права к каким-либо положениям международного права самостоятельным видом трансформации. Р. А. Мюллерсон,, критикуя термин «трансформация», предлагает ввести иное понятие — «имплементация международного договора», который также в юридической литературе подвергся основательной критике как в общем-то тоже довольно условный. А. С. Гавердовский высказывается в пользу квалификации соответствующего процесса и качестве рецепции. Освещение в правовой литературе проблем, касающихся способов реализации норм международного права во внутригосударственной сфере, представляется достаточно полным. Попробуем сосредоточиться на согласовании норм международного и национального права и юридических формах их фактического взаимодействия. Под прямой трансформацией в международно-правовой литературе чаще всего понимают то, что международный договор, заключенный государством и вступивший в действие, непосредственно приобретает силу закона. При этом аргументация связывается с конституциями государств, которые объявляют международное право либо частью права страны, либо превышающим силу законов. Как устанавливается в ст. VI Конституции США, договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются верховным правом страны, и судьи каждого штата обязываются их исполнять, даже если бы в конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие им постановления.
Многие отечественные и иностранные авторы в числе инструментов придания эффекта нормам международного права в юридической системе государства усматривают и такое средство, как опубликование договора. В частности, в связи со спецификой французской системы опубликование характеризуется особым значением. В ст. 55 Конституции Франции закреплено: «Договоры и соглашения, должным образом ратифицированные и одобренные, имеют силу, превышающую силу внутренних законов, с момента опубликования при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной. Французские ученые отмечают, что помимо фундаментального аспекта юридической действительности международно-правовой нормы во внутригосударственном плане существенную роль играют формальные предпосылки для ее применения государственными органами.
При опосредствованной трансформации имеется в виду, что конституция или другие законодательные акты государств регламентируют вопрос о способах введения в действие международных договоров внутри государств. Например, ст. 12 Конституции Нигерии гласит, что «ни один договор между Федерацией и какой-либо другой страной не будет иметь силы закона, кроме как в объеме, в котором любой такой договор был введен в право Национальным собранием». Статья 96 Конституции Испании предусматривает, что «законно заключенные и официально опубликованные в Испании международные договоры составляют часть ее внутреннего законодательства». Еще более интересными и определенными выглядят в этом отношении положения Гражданского кодекса Испании: «Правовые нормы, содержащиеся в международных договорах, не имеют прямого применения в Испании. Эти нормы применяются лишь после введения их во внутреннее право путем полного опубликования в Официальном бюллетене государства» (ст. 1.5). Примерами форм прямой (непосредственной) трансформации могут служить положения, скажем, ст. 3 Закона Дании о присоединении к Сообществам, определяющей, что прямо применимые нормы Сообществ действуют на территории Дании без издания национальных законов, а нормы Сообществ, не^ имеющие характера прямоприменимых, осуществляются правительством, действующим под контролем парламента, ст. 66 Конституции Нидерландов, устанавливающей, что «постановления, имеющие законную силу в пределах Королевства, неприменимы в случае несоответствия их общеобязательным положениям соглашений, заключенных до либо после оформления этих постановлений». Небезынтересна в исследуемом аспекте также ее ст. 63, которая гласит: «...в интересах, требуемых развитием международного правопорядка, соглашение может содержать отступление от Конституции. В этом случае одобрение (Палаты Генеральных штатов. — Л. А.) может быть только явно выраженным».
Термин «трансформация» носит условный характер, так как и действительности нормы международного права не утрачивают присущей им правовой природы. Никакого превращения одних норм в другие не происходит и произойти не может. Сущность явления, именуемого трансформацией, по мнению многих приверженцев этой концепции, состоит в обеспечении государством выполнения международных обязательств посредством своих властных полномочий. Последние реализуются во внутригосударственной сфере. В этом плане подразумевается не формальный юридико-технический прием преобразования международно-правовых норм во внутригосударственные предписания, а вся совокупность мер, предпринимаемых государством в целях обеспечения исполнения международно-правового обязательства в пределах национальной территории. В этой связи говорят о «материальной трансформации» (В. Оутрата, Е. Т. Усенко).
Нередко приемом введения положений международного права (преимущественно международных договоров) во внутригосударственное право является такая форма юридического обеспечения осуществления международного права внутри территории конкретного государства, как отсыпка. Например, ст. 134 швейцарского Закона о международном частном праве 1987 г., предусматривая всевозможные способы отыскания посредством коллизионных норм применимого права в случае возникновения деликтных обязательств, устанавливает, что «в отношении требований, вытекающих из дорожно-транспортных происшествий, применяется Гаагская конвенция от 4 мая 1971 г.». Отсылки могут содержаться как в отраслевых актах, так и в основных законах страны. В частности, в ст. 16 Конституции Португалии 1976 г. предусматривается, что «предписания, содержащиеся в Конституции и законах и касающиеся основных прав граждан, должны толковаться и находиться в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека». Отсылка с юридической стороны может быть выражена по-разному. Приведенные выше примеры демонстрируют простые ее формы. В то же время иногда государства применяют и более сложные приемы.
С согласованием международного и национального права в форме рецепции приходится сталкиваться в случаях, когда внутригосударственный акт (иногда с незначительными текстуальными расхождениями) отражает содержание и формулировки международно-правовых документов. Например, английский Закон о договорах (применимом праве) 1990 г. основан на Римской конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г., принятой странами — членами ЕЭС, ставшей в результате членства Великобритании в Общем рынке обязательной и для нее. Некоторые исследователи используют термин «рецепция» для наименования всего процесса приведения государством своего внутреннего права в соответствие со своими международными обязательствами. Для них рецепция заменяет то, что другими авторами называется «трансформацией».
Заключение:
В данной связи следует отметите одно особое обстоятельство, характеризующее взаимодействие систем международного и внутригосударственного права. Она состоит в том, что такое взаимодействие происходит на уровне и в форме взаимного влияния друг на друга источников права каждой из систем.
Основные функции любого законодательства тем более международного, это сотрудничество между странами, поддержание и укрепление мира и безопасности. И внутригосударственное законодательство и международное должно выполнять эти функции. Поэтому нормы внутригосударственного законодательство должны соответствовать международным нормам, а международное соответствовать требованиям не только международного права, но и требованиям законодательства стран, регулированию в которых они посвящены.
Список использованной литературы:
Броунли Я. Международное право: в 2 кн. М., 1977. Кн.1.
Гавердовский А.С. Имплементация норм международного права. Киев 1980.
Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М.: Международные отношения, 1982.
Рубанов А.А. Вопросы теории международных межправовых отношений // Советское государство и право. 1991. № 10.
Черниченко С.В. Теория международного права: в 2 т. Т. 1. Современные теоретические проблемы.
Черненко С.В. Личность и международное право. М.: Международные отношения, 1974.
Некоторые авторы насчитывают три направления в этом отношении, выделяя в особое течение международно-правовой монизм, помимо монизма внутригосударственного права, а также дуализм международного и внутригосударственного права, а также дуализм международного и внутригосударственного права.
Рубанов А.А. Вопросы теории международных межправовых отношений // Советское государство и право. 1991. № 10. С.99.
Броунлин Я. Международное право: В 2 кн. М., 1977. Кн.1. С. 71.
Броунли Я. Международное право: в 2 кн. М., 1977. Кн.1. С. 71.
Черниченко С.В. Теория международного права: в 2 т. Т. 1. Современные теоретические проблемы. С. 146-170.
Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М.: Международные отношения, 1982. С. 56-74.
Гавердовский А.С. Имплементация норм международного права. Киев 1980. С. 72-80.
Гавердовский А.С. Указ соч. С. 72-80
4
2.Гавердовский А.С. Имплементация норм международного права. Киев 1980.
3.Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М.: Международные отношения, 1982.
4.Рубанов А.А. Вопросы теории международных межправовых отношений // Советское государство и право. 1991. № 10.
5.Черниченко С.В. Теория международного права: в 2 т. Т. 1. Современные теоретические проблемы.
6.Черненко С.В. Личность и международное право. М.: Международные отношения, 1974.
Вопрос-ответ:
Какие основы устанавливают соотношение между международным и национальным правом?
Соотношение между международным и национальным правом основывается на принципе приоритета международного права, который означает, что нормы международного права должны быть исполнены государствами вне зависимости от их национального законодательства.
Как влияет внутригосударственное право на формирование и осуществление норм международного права?
Внутригосударственное право играет важную роль в формировании и осуществлении норм международного права. Государства должны принимать внутренние законы и меры для исполнения своих международных обязательств.
Как международное право влияет на формирование, функционирование и развитие внутригосударственного права?
Международное право оказывает влияние на формирование, функционирование и развитие внутригосударственного права через принятие и ратификацию международных договоров, которые требуют приведения внутреннего законодательства в соответствие с их положениями.
Какие юридические формы согласования существуют между системами международного и национального права?
Существует несколько юридических форм согласования между системами международного и национального права, включая инкорпорацию международных норм во внутреннее законодательство, прямое применение международных норм судами и установление специальных процедур для решения конфликтов между правовыми системами.
Какие теоретические основы лежат в основе соотношения внутригосударственного и международного права?
Одной из основных теоретических основ соотношения внутригосударственного и международного права является концепция дуализма, согласно которой существуют отдельные правовые системы для внутренних и международных дел.
Какие теоретические основы существуют в соотношении международного и национального права?
Теоретические основы соотношения международного и национального права основываются на принципах дуализма и монизма. По принципу дуализма, международное и национальное право существуют отдельно друг от друга и имеют свои сферы действия. По принципу монизма, международное и национальное право составляют единую систему и должны взаимодействовать друг с другом.
Каково соотношение внутригосударственного и международного права?
Соотношение внутригосударственного и международного права представляет собой взаимосвязь и взаимодействие этих двух правовых систем. Внутригосударственное право является основой для реализации обязательств международного права, а международное право влияет на формирование и развитие внутригосударственного права.
Как внутригосударственное право влияет на формирование и осуществление норм международного права?
Внутригосударственное право влияет на формирование и осуществление норм международного права через принятие и ратификацию международных договоров, а также через применение национального законодательства в соответствии с международными нормами. Внутригосударственные юридические системы могут также исполнять обязательства по международным договорам и осуществлять международно-правовые нормы в рамках своей юрисдикции.
Как международное право влияет на формирование, функционирование и развитие внутригосударственного права?
Международное право влияет на формирование, функционирование и развитие внутригосударственного права через принципы и нормы, которые должны быть учтены и реализованы национальными правовыми системами. Международные юридические акты, обязательства и правила международного права могут требовать изменения внутригосударственного законодательства, а также влиять на толкование и применение национального права в соответствии с международными стандартами.
Какие основные теоретические принципы лежат в основе соотношения международного и национального права?
Основными теоретическими принципами, лежащими в основе соотношения международного и национального права, являются принципы двойного действия, прямого действия и преобразования. Принцип двойного действия предусматривает, что нормы международного права не только обладают прямым действием в отношении субъектов международного права, но также могут иметь влияние на внутреннее законодательство государств-участников. Принцип прямого действия означает, что нормы международного права могут иметь прямое влияние на правовую позицию граждан и органов государства. Принцип преобразования предусматривает, что внутреннее законодательство государства должно быть приведено в соответствие с международными обязательствами страны.
Как внутригосударственное право влияет на формирование и осуществление норм международного права?
Внутригосударственное право влияет на формирование и осуществление норм международного права через процесс признания и внедрения международных норм в национальное законодательство. Государства, впервые принимая международное правило, включают его в свою внутреннюю систему права и обязуются соблюдать его. Также государства осуществляют контроль за соблюдением международных норм и принимают меры по их реализации и санкционированию на внутригосударственном уровне. Таким образом, внутригосударственное право играет важную роль в формировании и осуществлении норм международного права.