Сущность принципа налогового федерализма

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 23 23 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 06.06.2008
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1Сущность налогов, их классификация и основные функции
1.1Сущность понятия «налог»
1.2Основные функции налогов
2Сущность принципа налогового Федерализма
3Государственная налоговая политика
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Налоги выступают одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на экономику. Можно сказать, что, создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой.
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов1.
В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.
Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих важнейших целей:
- участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве;
- обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенные на них функций;
- обеспечение государственной политики регулирования доходов.
В основе формирования налоговой политики лежат две взаимно увязанные методологические посылки:
использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства;
использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.
Практическая деятельность по осуществлению данных принципов, в конечном счете, направлена на решение основной проблемы страны – обеспечению экономического роста.
Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя указанную политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как:
-изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика,
-замена одних способов или форм налогообложения другими,
-изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения,
-введение или отмена налоговых льгот и преференций,
-введение дифференцированной системы налоговых ставок.
Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторые другие. Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Изменяя ее, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование.
Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда имеется заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности, и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.
С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.
Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.
Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет все же относительно самостоятельное значение.


Заключение



Налоги - обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты.
По уровням взимания налоги делятся на:
федеральные,
республиканские,
местные.
По виду объектов налогообложения налоги делятся на:
прямые, взимаемые непосредственно с дохода (подоходный налог, налог на прибыль, заработную плату и ее прирост),
косвенные - в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость).
Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.
К основным функциям налогов относят:
фискальная,
контрольная,
распределительная,
экономическая и т.д.
Налоговый федерализм – законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.
Принцип налогового федерализма, заложенный в действующем законодательстве РФ, делает возможным в некоторых случаях послабление налогового бремени более чем в два раза путём выбора налогового режима, наиболее оптимально соответствующего специфике деятельности организации.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.



Список использованной литературы



НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Часть первая. Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. Москва: «Гос. Издат.М».-2005.-618 с.
Малис Н.И. Поступление налогов в 2003 году.//Финансы. – 2004. - №5. – С.25-28.
"Налоговый вестник", N 1, 2003
Глухов В.В., Дольде И.В. Налоги: теория и практика. - СПб., 2006.-418 с.
Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. Финансовое право России. Понятие налога и налоговой системы. Налоговое законодательство. Структура закона о налоге. Москва: «Знание Об-во».-2006.-394 с.
Комментарий к Налоговому кодексу РФ части первой (в редакции Федерального закона от 9 июля 2004 г.) // под общей редакцией Г.В. Петровой. М: НОРМА-ИНФРА. – 2004. – 428с.
Петрова Г.В. Налоговое право: учебник для вузов. – 2-ое изд. – М.: Норма. – 2001. – 272 с.




1 НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Часть первая. Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. Москва: «Гос. Издат.М».-2005.-618 с., с. 75
2 Дмитриева Н. Г. Налоги и налогообложение. Ростов.: Феникс,2001. - 416с., с. 100

1 НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Часть первая. Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. Москва: «Гос. Издат.М».-2005.-618 с., с. 25-38
1 Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. Финансовое право России. Понятие налога и налоговой системы. Налоговое законодательство. Структура закона о налоге. Москва: «Знание Об-во».-2006.-394 с., с. 143

2 НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Часть первая. Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. Москва: «Гос. Издат.М».-2005.-618 с., с. 128

1 Петрова Г.В. Налоговое право: учебник для вузов. – 2-ое изд. – М.: Норма. – 2001. – 272с., с. 30
1 Малис Н.И. Поступление налогов в 2003 году.//Финансы. – 2004. - №5. – С.25-28.
1 Глухов В.В., Дольде И.В. Налоги: теория и практика. - СПб., 2006.418 с., с. 40.
1 "Налоговый вестник", N 1, 2003
1 Комментарий к Налоговому кодексу РФ части первой (в редакции Федерального закона от 9 июля 2004 г.) // под общей редакцией Г.В. Петровой. М: НОРМА-ИНФРА. – 2004. – 428с.




12


1.НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Часть первая. Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. Москва: «Гос. Издат.М».-2005.-618 с.
2.Малис Н.И. Поступление налогов в 2003 году.//Финансы. – 2004. - №5. – С.25-28.
3."Налоговый вестник", N 1, 2003
4.Глухов В.В., Дольде И.В. Налоги: теория и практика. - СПб., 2006.-418 с.
5.Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. Финансовое право России. Понятие налога и налоговой системы. Налоговое законодательство. Структура закона о налоге. Москва: «Знание Об-во».-2006.-394 с.
6.Комментарий к Налоговому кодексу РФ части первой (в редакции Федерального закона от 9 июля 2004 г.) // под общей редакцией Г.В. Петровой. М: НОРМА-ИНФРА. – 2004. – 428с.
7.Петрова Г.В. Налоговое право: учебник для вузов. – 2-ое изд. – М.: Норма. – 2001. – 272 с.

Вопрос-ответ:

Что такое налог и какие бывают налоги?

Налог - это обязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц государством для финансирования своих расходов. Существует несколько видов налогов, включая налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество и др.

Какие функции выполняют налоги?

Основные функции налогов включают финансовую функцию (обеспечение доходов государства), регулятивную функцию (влияние на распределение доходов и ресурсов в экономике) и социальную функцию (редистрибуция средств для социальной защиты и обеспечения услуг государства).

Что представляет собой принцип налогового федерализма?

Принцип налогового федерализма заключается в распределении налоговых полномочий между центральным правительством и региональными (федеральными) единицами. Он предполагает, что определенная часть налоговых доходов остается у регионов для самостоятельного использования и развития.

Какое значение имеет государственная налоговая политика?

Государственная налоговая политика определяет принципы и методы налогообложения, а также цели и задачи этого процесса. Она направлена на достижение определенных экономических и социальных результатов, включая стимулирование экономического роста, распределение доходов и обеспечение социальной справедливости.

Почему налоги являются одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики?

Налоги играют важную роль в государственном регулировании экономики, поскольку позволяют влиять на расходы и доходы физических и юридических лиц, стимулируя или ограничивая их поведение. Они также обеспечивают государству финансовые ресурсы для реализации своих политических и экономических задач.

Какова сущность принципа налогового федерализма?

Сущность принципа налогового федерализма заключается в распределении налоговой власти между центральным правительством и региональными или местными органами власти. Это означает, что определенная часть налогового сбора остается у регионов или муниципалитетов, чтобы они могли финансировать свои собственные программы и предоставлять услуги своим гражданам.

Какова сущность понятия "налог"?

Сущность понятия "налог" заключается в обязательном денежном платеже, взимаемом государством или другой компетентной организацией от физических и юридических лиц в целях финансирования государственных расходов. Налоги являются основным источником доходов государства и позволяют ему выполнять свои функции.

Каковы основные функции налогов?

Основные функции налогов включают финансирование государственных расходов, регулирование экономики и обеспечение социальной справедливости. Через налогообложение государство собирает деньги на финансирование различных программ и услуг, таких как образование, здравоохранение, безопасность и т. д. Также налоги используются для регулирования экономики путем стимулирования или сдерживания определенных видов деятельности. Наконец, налоги направляются на обеспечение социальной справедливости, предоставляя более богатым слоям населения большие налоговые обязательства и предоставляя льготы и социальную поддержку беднейшим.

Какова сущность принципа налогового федерализма?

Сущность принципа налогового федерализма заключается в разделении налоговой власти между центральным правительством и региональными или местными органами власти на основе их территориальной компетенции. Этот принцип предполагает, что определенные налоги взимаются и остаются у регионов, что позволяет им финансировать свои программы и предоставлять местные услуги. Такое разделение налоговой власти способствует более эффективному управлению и учитывает особенности и потребности разных регионов.

Какие функции выполняют налоги?

Налоги выполняют несколько функций: финансовую, экономическую и социальную. Финансовая функция налогов заключается в сборе средств для обеспечения государственных нужд. Экономическая функция связана с регулированием экономики и стимулированием или ограничением определенных видов деятельности. Социальная функция налогов направлена на обеспечение социальной справедливости и равенства.

Что такое налог и как его можно классифицировать?

Наолог - это обязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц государством с целью финансирования государственных нужд. Налоги можно классифицировать по различным признакам: по объекту наложения (налоги на доходы, налоги на имущество, налоги на товары и услуги), по источнику дохода (налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль организаций), по ставке (прогрессивные, пропорциональные, регрессивные налоги) и др.

Какой принцип лежит в основе налогового федерализма?

Принцип налогового федерализма основан на распределении полномочий в области налогообложения между центральным и региональными уровнями власти. Этот принцип предполагает, что часть налоговых доходов остается на местах, где они были собраны, и используется для финансирования местных нужд. Таким образом, налоговый федерализм способствует более эффективному и справедливому распределению ресурсов между различными уровнями власти.