Педагогика века Просвещения.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 16 16 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 31.03.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.........................................................................................................3
1. Новые школы и учебные заведения.........................................................4
2. Идеология новой образованности: Т.Прокопович, В.Татищев и др....7
3. Воспитательные дома...............................................................................9
4. Педагогика «нового времени»: А.И.Радищев, Н.В.Новиков, М.В.Ломоносов......................................................................................................11
Заключение..................................................................................................15
Список использованной литературы........................................................ 16
Фрагмент для ознакомления

Он обращал серьезное внимание на задачи и пути формирования «сынов Отечества», русских патриотов, граждан. Требовал полноценного образования для всех россиян, независимо от сословия, считал, что воспитание человека непременно должно быть политическим, направленным на развитие человека, готового к переустройству общества на основе идеалов справедливости.
В «Беседе о том, что есть сын Отечества» А.Н. Радищев отмечал, что главной задачей воспитания должно стать воспитание человека высокой нравственности, для которого интересы Отечества превыше всего.
Критикуя русских педагогов (И.И. Бецкой) и педагогов Западной Европы (Ж.-Ж. Руссо и др.), признававших необходимость изоляции детей от окружающей жизни, А.Н. Радищев подчеркивал, что подобные действия способствуют воспитанию индивидуалистов, ставящих на первое место свои личные интересы.
Вместе с тем А.Н. Радищев полагал, что, несмотря на наличие у всех детей природной склонности к развитию и воспитанию, формирование личности определяется не природой, а теми условиями, жизненными обстоятельствами, в которых находится человек. В отличие от позиции И.И. Бецкого, А.Н. Радищев не считал, что общество можно изменить при помощи воспитания. Более того, он декларировал мысль о том, что только в разумном обществе возможно организовать правильное воспитание (8).
Сильное влияние на развитие педагогической мысли в России оказали идеи и деятельность М.В. Ломоносова (1711-1756).
Вместе с И. Шуваловым М.В. Ломоносов был инициатором открытия Московского университета, который носит его имя. В составе университета было три факультета: юридический, философский и медицинский. При университете открылось две гимназии (для дворян и разночинцев). Обучение велось в основном на русском языке. Ломоносов разработал «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, наглядное обучение. Ведущими дидактическими принципами считал принципы посильности и развивающего обучения. Одним из первых в России стал разрабатывать вопросы содержания и методов обучения. Считал, что способы обучения должны соответствовать возрасту ребенка, а учебный материал соразмерен с его силами. Широко применял в педагогической практике конкретный фактический материал.
М.В. Ломоносов сделал ряд научных открытий: сформулировал закон сохранения материи, заложил основы физической химии, создал ряд оптических приборов, описал строение Земли.
Основную роль в реализации идей просвещения М.В. Ломоносов отводил Академии наук как источнику воспитания отечественных ученых.
Суть воспитательных идеалов русского просвещения, представления о содержании и структуре образования сформулированы в педагогических и прочих сочинениях Н.И. Новикова (1744-1818).
Педагогические воззрения Н.И. Новиков изложил в статьях «О воспитании и наставлении детей» (1783), «О раннем начале учения детей» (1784) и др. В программе предусмотрена гармонизация развития нравственных, умственных и физических качеств и способностей личности ребенка.
Объявив педагогику наукой, Н.И. Новиков не только определил ее предмет как «воспитание тела, разума и сердца», сформулировал главную задачу – воспитать детей счастливыми людьми и полезными гражданами, но и нарисовал идеальный образ российского «полезного гражданина», перечислив основные качества, которые должны быть воспитаны в детях: привычка к порядку, благородная гордость, презрение слабости, любовь к простоте и натуре.
Сформулированные Н.И. Новиковым педагогические принципы основаны на соответствии воспитания (и его средств) природным особенностям детского восприятия окружающего мира. Главные из них сформулированы следующим образом: «не погашайте любопытство детей ваших или питомцев»; «упражняйте детей ваших или воспитанников в употреблении чувств, научайте их чувствовать справедливо»; «остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точные понятия»; «не учите детей ничему такому, чего они по возрасту своему или при недостаче других предполагаемых при этом познаний разуметь не могут»; «старайтесь не только умножить и распространить их познание, но и сделать его основательным и верным»; «оберегайте детей от скоропостижности в заключении» (5, 27-28).
Педагогическая концепция Новикова предусматривала определённые требования к личности педагога: высокую нравственность, кругозор, знание педагогики и детской психологии, творческое отношение к делу воспитания, умение найти верный подход к ребёнку. Большую роль в формировании личности отводил семье, но отдавал предпочтение школьному воспитанию, которое открывает возможности для общения и соревнования детей, учит поведению в обществе и осуществляется специально подготовленными для этого людьми. По убеждению Новикова, любое воспитание должно основываться на гуманных принципах, предполагающих уважение к личности ребёнка, независимо от сословной принадлежности (7, 53).
Деятельность и взгляды М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.И. Радищева, И.И. Бецкого оказали сильное влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли в России.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что многие педагогические идеи эпохи Просвещения актуальны и в сегодняшней системе педагогического образования школьников.





Заключение
Воспитательные идеалы, содержание и структура образования в России в век Просвещения неоднократно меняются в русле ключевых преобразований, осуществлявшихся в разные периоды и при разных правителях. В самом начале, в петровскую эпоху, основное внимание государство уделяло специальному образованию, мало заботясь о воспитании, оставляя эти проблемы в сфере контроля церкви. К концу века, в эпоху Екатерины II, эти две составляющие процесса социализации детей уравновешиваются.
Потребность интенсивно реформирующегося государства в образованных, энергичных людях настоятельно требует создания не только регулярных образовательных структур разного уровня и направления, но и систематического просвещения народа.
Эпоха Просвещения постепенно утвердила в общественном сознании мысль о необходимости создания целостной светской системы воспитания и образования «нового человека» – человека-гражданина, ставящего интересы общества выше своих собственных, обладающего широким кругом разнообразных познаний, энциклопедически образованного.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что век Просвещения оказал в целом благотворное влияние на развитие педагогической мысли в России.

Список использованной литературы
1. Веселова, А. Воспитательный дом в России и концепция И.И. Бецкого / А.Веселова // Отечественные записки. – 2004. - №3.
2. Джуринский, А.Н. Зарубежная педагогика. Учебное пособие для вузов / А.Н. Джуринский. – М.: Издательство «Гардарики», 2008. – 383 с.
3. Зеньковский, В.В. История русской философии. В 2-х томах / В.В. Зеньковский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 544 с.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : Учеб. пособ. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2007. – 496 с.
5. Карайченцева, С.А. Русская детская книга XVIII – XX вв. / С.А. Карайченцева. – М.: МГУП, 2006. – 294 с.
6. Курочкина, И.Н. Русская педагогика: Страницы становления (VIII – XVIII вв.) / И.Н. Курочкина. - М.: Флинта, 2002. – 112 с.
7. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993-99.
8. http://www.gala-d.ru/parts/part10.html#_Toc466795141













2

Список использованной литературы
1. Веселова, А. Воспитательный дом в России и концепция И.И. Бецкого / А.Веселова // Отечественные записки. – 2004. - №3.
2. Джуринский, А.Н. Зарубежная педагогика. Учебное пособие для вузов / А.Н. Джуринский. – М.: Издательство «Гардарики», 2008. – 383 с.
3. Зеньковский, В.В. История русской философии. В 2-х томах / В.В. Зеньковский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 544 с.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : Учеб. пособ. / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2007. – 496 с.
5. Карайченцева, С.А. Русская детская книга XVIII – XX вв. / С.А. Карайченцева. – М.: МГУП, 2006. – 294 с.
6. Курочкина, И.Н. Русская педагогика: Страницы становления (VIII – XVIII вв.) / И.Н. Курочкина. - М.: Флинта, 2002. – 112 с.
7. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: «Большая Россий¬ская энциклопедия», 1993-99.
8. http://www.gala-d.ru/parts/part10.html#_Toc466795141

Вопрос-ответ:

Какие новые школы и учебные заведения появились во время века Просвещения?

Во время века Просвещения появились различные новые школы и учебные заведения, такие как гимназии, реальные училища, педагогические институты и университеты. Эти учебные заведения ставили перед собой целью образовывать новое поколение образованных граждан, которые были способны мыслить независимо и анализировать информацию.

Что представляла собой идеология новой образованности в веке Просвещения?

Идеология новой образованности в веке Просвещения представляла собой концепцию образования, основанную на принципах разума, свободы и независимости мысли. Она призывала к обучению всех граждан, независимо от их социального положения, и стремилась к формированию критического мышления и самостоятельности мышления у учеников. Эта идеология подчеркивала важность образования для процветания общества и развития нации.

Что представляют собой воспитательные дома во время века Просвещения?

Во время века Просвещения воспитательные дома были специальными учреждениями, созданными для воспитания и образования детей, чьи родители были либо недееспособны, либо не желали или не могли их воспитывать. Воспитательные дома создавались с целью дать детям возможность получить образование и приобрести навыки, необходимые для успешной социализации и будущей карьеры.

Какие принципы и идеи были предложены А. И. Радищевым, Н. В. Новиковым и М. В. Ломоносовым в педагогике нового времени?

А. И. Радищев, Н. В. Новиков и М. В. Ломоносов внесли значительный вклад в педагогику нового времени. Они выступали за распространение образования среди населения, а не только среди дворянства. Они также пропагандировали принципы свободы мысли и независимого мышления, а также подчеркивали важность практического образования. Они призывали к формированию критического мышления и развитию навыков самообразования.

Какие школы и учебные заведения возникли в эпоху Просвещения?

В эпоху Просвещения появились новые школы и учебные заведения, такие как гимназии, лицеи и реальные училища. Они были направлены на более глубокое и всестороннее образование учащихся.

Какие идеологии пропагандировались в области образования в период Просвещения?

В период Просвещения пропагандировались идеологии новой образованности, которые ставили акцент на развитие разума, логического мышления и критического мышления. Одними из главных пропагандистов этой идеологии были Т. Прокопович, В. Татищев и другие представители просветительских кругов.

Что представляли собой воспитательные дома во времена Просвещения?

Во времена Просвещения воспитательные дома были специальными учебными заведениями, где дети-сироты и дети, лишенные моральной и материальной поддержки, получали образование и воспитание. Они включали в себя различные просветительские программы и давали детям возможность развить свои способности и таланты.

Какая педагогика была характерна для нового времени?

Педагогика нового времени, представленная А.И. Радищевым, Н.В. Новиковым, М.В. Ломоносовым и другими мыслителями, отличалась акцентом на самостоятельность и инициативность учеников. Она признавала важность развития индивидуальности и включала в себя новые методы обучения, такие как работы в группах и практическое применение знаний.

Какие изменения произошли в области образования в эпоху Просвещения?

В эпоху Просвещения произошли значительные изменения в области образования. Это включало в себя создание новых школ и учебных заведений, изменение идеологии образования, открытие воспитательных домов и развитие новых педагогических идей и методов обучения.