Нетрадиционные платные услуги как составная часть сервисного комплекса современной библиотеки.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 11 + 11 источников
- Добавлена 07.04.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ В БИБЛИОТЕКЕ
1.1.Определение понятия
ГЛАВА II. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ БИБЛИОТЕКИ
2.1. Дополнительное библиотечное обслуживание
2.2. Нетрадиционные платные услуги в деятельности российских библиотек
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2
В зависимости от того, какая техника и какой персонал есть в библиотеке, это могут быть услуги по набору текста, изготовлению афиш, листовок, визиток и наклеек, записи текстов и изображений на CD-R, работа с аудио- и видеоматериалами и т.п. Отдел компьютерной информации Жердевской ЦБС Тамбовской области строит свою работу с организациями на договорной основе. Информирование трудовых коллективов при помощи БД «Консультант Плюс» входит в разряд платных услуг. Сейчас абонентами библиотеки являются администрация района, управление сельского хозяйства, маслобойный завод, горпищекомбинат, районный узел связи и ряд других организаций. Каждый из них получает перечень документов по интересующим темам. Сделав заказ, они возвращают перечни, и библиотека поставляет им компьютерные распечатки этих документов. Все отношения обеспечены договорами. Нижнетагильская ЦГБ разработала концепцию рекламной кампании по заявке коммерческой фирмы; были освоены такие высоко оплачиваемые услуги, как фактографический поиск и систематизация сведений о партнерах, производителях, рынках сбыта. Среди детских библиотек стоит отметить Волгоградскую ОДБ. Несмотря на наличие 25 видов платных услуг, библиотекари понимают, что дети – наименее платежеспособные клиенты, поэтому здесь обратили внимание на родителей, родительские комитеты школ, которые заинтересованы в повышении образовательного, информационного уровня – как личного, так и своих детей. Установлены контакты и со службой социальной защиты населения. Библиотека предоставляет своих специалистов, помещение, а служба социальной защиты оплачивает расходы на проведение мероприятий. В дальнейшем здесь планируют привлечь к сотрудничеству книготорговые фирмы, издательства, фонды, коммерческие структуры, работающие на рынке новых информационных технологий. В Российской национальной библиотеке (РНБ) предоставление услуг на платной основе является одним из направлений, реализующимся с 1993 г. в рамках информационно-библиографического обслуживания. Структурные преобразования и инновационные процессы, связанные с внедрением автоматизированных технологий, позволили создать условия для качественно-нового и комфортного комплекса платных услуг. Важным шагом на этом пути стало создание и открытие в сентябре 2001 г. Информационно-сервисного центра (ИСЦ) — специализированного подразделения в структуре информационно-библиографического обслуживания РНБ, отвечающего за аккумуляцию, распределение и непосредственное выполнение запросов пользователей на платной основе. При составлении каталога услуг Интернет-клуба «На Дорогомиловской», работавшего по выходным дням на базе Компьютерной библиотеки, ЦБС «Киевская» шла несколько иным путем. Наряду с платными услугами, связанными с доступом к ресурсам Интернет, пользователям были предложены бесплатные (дополнительные) услуги на основе библиотечного фонда печатных, электронных, справочных изданий по проблемам Интернет. Это:- ознакомление (без выдачи на дом) с печатными, периодическими и машиночитаемыми материалами;- доступ к печатным и электронным аннотированным каталогам этих материалов;- доступ к электронному аннотированному каталогу журнальных статей;- ознакомление с тематическими списками печатных и машиночитаемых изданий по актуальным проблемам Интернет;- ознакомление с пресс-папками, материалами конференций и семинаров, торговыми каталогами, информационно-рекламными материалами;- работа со справочниками и словарями, со средствами информационной навигации;- оформление заказа на приобретение книг и CD-ROM. Бывает, что основная услуга библиотеки – это предоставление пользователю возможности самому искать информацию в библиотечных источниках. Но все большему числу людей сегодня нужна готовая информация «прямо на стол" и "еще вчера». Вопрос платности библиотечного обслуживания — это вопрос его инновационности. Иннновационность заключается не только в расширении технологической и интеллектуальной базы самого процесса обслуживания, но в кардинальном изменении подходов к форме и качеству его реализации. Как показал анализ деятельности библиотек, спектр продуктов и услуг, предоставляемых библиотеками различных уровней, весьма широк. Так, помимо традиционно предоставляемых библиотечных услуг, поиска информации в базах данных, и т.п., можно наблюдать и услуги, которые ранее были библиотекам несвойственны — посредничество, консалтинг, реклама и др. это свидетельствует о все более отчетливо проявляющейся диверсификации библиотек и их выходе на новые рынки. ЗАКЛЮЧЕНИЕПлатные услуги библиотеки можно рассматривать как результат целесообразной инициативной деятельности библиотеки в условиях рыночной экономики. Это совокупность процессов и результатов сверхнормативной библиотечно-информационной и иной дополнительной полезной деятельности, ориентированной на удовлетворение нетрадиционных запросов различных групп пользователей, предусматривающей возмездный характер экономических взаимоотношений с ними и обеспечивающей получение соответствующих внебюджетных финансовых поступлений.Библиотеки могут брать плату за нетрадиционные услуги, не затрагивающие права читателей на бесплатное пользование фондом, справочным аппаратом библиотеки, также в бесплатном режиме осуществляются консультирование и ориентирование посетителей, а связанные с их реализацией дополнительные услуги/продукция- могут быть дифференцированно платными.Платные услуги и обслуживание предоставляются библиотеками физическим и юридическим лицам с целью реализации их права на удовлетворение дополнительных потребностей, расширения спектра эффективной помощи пользователям, повышения комфортности, интенсификации использования имеющегося и привлечения дополнительного ресурсного потенциала, усиления экономической заинтересованности сотрудников, укрепления материально-технической базы библиотеки.На потребительском рынке платных услуг библиотека может выступать одновременно на нескольких субрынках, превалируя на одном или ряде из них в зависимости от складывающейся конкурентной среды и успешности позиционирования библиотечно-информационных продуктов/услуг. Такими субрынками являются, прежде всего, рынок знания и рынок досуга. Первый, в свою очередь, состоит из образовательного и информационного сегментов. Сюда же примыкает обособленный книжно-журнальный рынок, на котором библиотека присутствует и в роли покупателя, и в роли продавца. В ряде случаев библиотека выступает достаточно успешно на смежных субрынках, например, на рынке бытового обслуживания (ксерокопирование нефондовых документов, прокат видео- и иной техники, оперативные переплетные работы и т.д.).Маркетинговый подход к постановке платных услуг в библиотеке предполагает использование различных признаков для их классификации, в частности: назначение, потребительские характеристики, форму представления, продолжительность взаимодействия с пользователем, предметно-деятельностные параметры. Наиболее оптимально моделировать перечень платных услуг библиотеки позволяет предметно-деятельностный уровень ранжирования, когда в качестве перспективных базовых ассортиментных групп рассматриваются библиотечно-информационные, прибиблиотечные и сервисные, консалтинговые и образовательные, досуговые, издательско-полиграфические, рекламные и посреднические услуги.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАпанасенко, А.А. Портфель платных услуг библиотек / А.А. Апанасенко. – М.: Литера, 2009. – 128 с.Брежнева, В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В. В. Брежнева, В. А. Минкина; СПбГУКИ. - СПб.: Профессия, 2004. - 304 с. - (Серия «Библиотека»). Волженина, С. Ю. Стоимость библиотечных услуг / С. Ю. Волженина // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - №8. - С. 19-25.Грошева, С.Ф. Ресурсы Интернета как источник информации в библиотечном обслуживании / С.Ф. Грошева // Четвертые Азаровские чтения. Библиотечно-информационная деятельность в контексте культурных традиций региона: материалы науч.-практ. конф., Самара, дек. 2003 г. / М-во культуры РФ; Самар. гос. акад. культуры и искусств. – Самара, 2004. – С.82-89.Елисина, Е. Ю. Услуги, реализуемые библиотекой в электронной среде / Е. Ю. Елисина // Библиотековедение = Libraryandinformationscience : научно-практический журнал / Российская государственная библиотека. -2008. - №4. - С. 42-47Клюев, В.К. Управленческая экономика российской библиотеки / В.К. Клюев. – М.: ФАИР, 2007. – 384 с.Кутузова, Е. А. Виртуальное обслуживание в Российской национальной библиотеке: опыт Информационно-сервисного центра / Е. А Кутузова // Библиотечное дело. - 2004. - № 5. - С.18-20. Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание / Ю.П. Мелентьева. – М.: ФАИР, 2006. – 256 с.Самойлова, Е.В. Особенности предоставления библиотечных услуг / Е.В. Самойлова // Научно-практическая конференция «Рыночное пространство современной России: реклама, коммерция, маркетинг», Новосибирск, 15–16 февраля 2006 г.: сборник статей. – Новосибирск: СибУПК, 2006Справочник библиотекаря / Научн. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2005. – 496 с.Цукерблат, Д. М. Технологическое обеспечение библиотечного обслуживания / Д.М. Цукерблат// Библиосфера. – 2006. - № 1. - С. 6-11Приложение 1Классификация библиотечных услугПриложение 2Правила организации платных услуг1. Общие положенияПлатные услуги являются формой инициативной хозяйственнойдеятельности библиотек, предоставляются физическим и юридическим лицамс целью:• расширения дополнительных, внебюджетных источниковфинансирования;• повышения эффективности использования библиотечных ресурсов;• реализации права пользователей на удовлетворение дополнительныхпотребностей;• укрепления материально – технической базы библиотек;• социального развития и материального стимулирования работников.Внедрение платных услуг не должно снижать объемов и качествабесплатного библиотечного обслуживания населения: пользованиебиблиотечным фондом и справочно-библиографическим аппаратом, выдачапользователям документов, библиографических справок и т. д.Деятельность библиотек по оказанию платных услуг регламентируетсяпостановлениями,нормативными документами министерств и ведомств, а также внутренними документамибиблиотеки - приказами, положением (уставом), правиламипользования библиотекой, положением о платных услугах и др., которыеразрабатываются на основании регламентирующих документов, исходя изконкретных условий и специфики.Перечень товаров (работ, услуг), которые могут быть произведены наплатной основе, режим и условия их реализации устанавливаетуполномоченная организация.Библиотекам разрешено приобрести права юридического лица иоткрыть счета в учреждениях банка:• текущий счет - для получения средств бюджетного финансирования;• счет Фонда развития библиотеки.Библиотекам, имеющим статус юридического лица, предоставлено правоформировать Фонд развития библиотеки за счет:• сэкономленных (неиспользованных) средств, поступивших в счетпланового бюджетного финансирования и оставшихся на счетахбиблиотеки на конец последнего рабочего дня отчетного квартала (заисключением средств, предусмотренных на финансированиекапитальных вложений);• доходов от производства и реализации товаров (работ, услуг) попрофилю деятельности;• 50% средств, полученных от предоставления в аренду сторонниморганизациям временно не используемых помещений и другогогосударственного имущества (оставшиеся 50% средств зачисляются вдоход местных бюджетов);• спонсорской (безвозмездной) помощи, оказываемой юридическими ифизическими лицами.Библиотеки, осуществляющие производство и реализацию товаров(работ, услуг), должны обеспечить:• безотказность и равнодоступность их получения физическими июридическими лицами независимо от форм оплаты;• высокое качество и соответствие утверждённым стандартам на всехэтапах обслуживания.Номенклатура платных услуг определяется самостоятельно с учётомбесплатности основной, финансируемой из бюджета, деятельности,потребительских запросов и возможностей каждой библиотеки ипериодически корректируется в зависимости от рыночной конъюнктуры,роста цен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Апанасенко, А.А. Портфель платных услуг библиотек / А.А. Апанасенко. – М.: Литера, 2009. – 128 с.
2.Брежнева, В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В. В. Брежнева, В. А. Минкина; СПбГУКИ. - СПб.: Профессия, 2004. - 304 с. - (Серия «Библиотека»).
3.Волженина, С. Ю. Стоимость библиотечных услуг / С. Ю. Волженина // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - №8. - С. 19-25.
4.Грошева, С.Ф. Ресурсы Интернета как источник информации в библиотечном обслуживании / С.Ф. Грошева // Четвертые Азаровские чтения. Библиотечно-информационная деятельность в контексте культурных традиций региона: материалы науч.-практ. конф., Самара, дек. 2003 г. / М-во культуры РФ; Самар. гос. акад. культуры и искусств. – Самара, 2004. – С.82-89.
5.Елисина, Е. Ю. Услуги, реализуемые библиотекой в электронной среде / Е. Ю. Елисина // Библиотековедение = Library and information science : научно-практический журнал / Российская государственная библиотека. -2008. - №4. - С. 42-47
6.Клюев, В.К. Управленческая экономика российской библиотеки / В.К. Клюев. – М.: ФАИР, 2007. – 384 с.
7.Кутузова, Е. А. Виртуальное обслуживание в Российской национальной библиотеке: опыт Информационно-сервисного центра / Е. А Кутузова // Библиотечное дело. - 2004. - № 5. - С.18-20.
8.Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание / Ю.П. Мелентьева. – М.: ФАИР, 2006. – 256 с.
9.Самойлова, Е.В. Особенности предоставления библиотечных услуг / Е.В. Самойлова // Научно-практическая конференция «Рыночное пространство современной России: реклама, коммерция, маркетинг», Новосибирск, 15–16 февраля 2006 г.: сборник статей. – Новосибирск: СибУПК, 2006
10.Справочник библиотекаря / Научн. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Профессия, 2005. – 496 с.
11.Цукерблат, Д. М. Технологическое обеспечение библиотечного обслуживания / Д.М. Цукерблат // Библиосфера. – 2006. - № 1. - С. 6-11
Вопрос-ответ:
Какие платные услуги доступны в современной библиотеке?
В современной библиотеке доступно множество платных услуг, таких как заказ книг из других библиотек, прокат электронных книг, организация лекций и мастер-классов, аренда конференц-залов, услуги копирования и печати и многое другое.
Что такое нетрадиционные платные услуги в библиотеке?
Нетрадиционные платные услуги в библиотеке - это услуги, которые выходят за рамки обычного библиотечного обслуживания. Это могут быть услуги по организации книжных выставок, детских праздников, вечеров чтения, консультации по выбору литературы, а также услуги по организации клубов, кружков и многое другое.
Какие библиотечные услуги могут предоставлять библиотеки в России?
Библиотеки в России могут предоставлять широкий спектр услуг, таких как услуги по организации культурных мероприятий, выставок и презентаций, компьютерное обслуживание, услуги по организации группового и индивидуального чтения, доступ к специализированным электронным ресурсам и многое другое.
Какие преимущества платных услуг в библиотеке?
Платные услуги в библиотеке имеют ряд преимуществ. Во-первых, они позволяют расширить спектр предоставляемых услуг и удовлетворить разнообразные потребности пользователей. Во-вторых, они могут принести дополнительный доход библиотеке, что позволяет улучшить условия ее работы и обновить материально-техническую базу. В-третьих, платные услуги могут способствовать повышению престижа библиотеки и привлечь новых пользователей.
Какие услуги могут предоставляться в рамках дополнительного библиотечного обслуживания?
В рамках дополнительного библиотечного обслуживания могут предоставляться услуги по доставке книг на дом для инвалидов и пожилых людей, организация книжных выставок и презентаций, проведение литературных вечеров и клубов обсуждения, оказание консультаций по выбору литературы и многое другое.
Какие платные услуги могут предоставляться в современной библиотеке?
В современной библиотеке могут предоставляться различные платные услуги, включая дополнительное библиотечное обслуживание, услуги по набору текста, изготовление копий документов, проведение обучающих мероприятий, аренда помещений и техники и многое другое.
Что такое нетрадиционные платные услуги библиотеки?
Нетрадиционные платные услуги в библиотеке - это такие услуги, которые выходят за рамки традиционного библиотечного обслуживания, и предоставляются за отдельную плату. Это могут быть услуги по обучению компьютерной грамотности, различные мастер-классы, услуги по доставке книг на дом и другие индивидуальные услуги.
Каким образом нетрадиционные платные услуги могут входить в сервисный комплекс библиотеки?
Нетрадиционные платные услуги являются составной частью сервисного комплекса современной библиотеки. Они расширяют возможности пользователей, предоставляя им дополнительные услуги, которых нет в стандартном библиотечном обслуживании. Это помогает привлечь новых пользователей и удовлетворить потребности тех, кто нуждается в специфической информации или услугах.
Что включает в себя дополнительное библиотечное обслуживание?
Дополнительное библиотечное обслуживание может включать в себя услуги по доставке книг на дом, услуги по формированию индивидуальных выборок книг, помощь в подборе литературы по конкретной тематике, консультации по использованию электронных ресурсов и многое другое. Это направление обслуживания нацелено на удовлетворение индивидуальных потребностей пользователей.
Какую роль играют нетрадиционные платные услуги в деятельности российских библиотек?
Нетрадиционные платные услуги играют важную роль в деятельности российских библиотек. Они помогают библиотекам диверсифицировать доходы и привлекать новых пользователей. Библиотеки предоставляют разнообразные услуги, которые отвечают на потребности современного общества и помогают людям получать необходимую информацию и знания.
Что такое нетрадиционные платные услуги в библиотеке?
Нетрадиционные платные услуги в библиотеке - это услуги, которые не входят в основной набор бесплатных услуг и предлагаются по дополнительной плате.