Ментальность стран мира. Пути повышения межнациональной толерантности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: География
  • 26 26 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 22.02.2008
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава I. Ментальность основных этнических групп
Глава II. Пути повышения межнациональной толерантности
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира в Осло, две трети всех насильственных конфликтов в середине 90-х годов были межэтническими.
Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени. Причины, ведущие к ним, многообразны. Их сочетание в каждом конкретном случае особое. Вместе с тем для возникновения этнического конфликта необходимо, как правило, наличие трех факторов.
Первый фактор связан с уровнем национального самосознания, которое может быть адекватным, заниженным или завышенным. Два последних уровня и способствуют появлению этноцентристских устремлений.
Второй фактор заключается в наличии в обществе «критической» массы социальных проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия.
Третий фактор состоит в наличии политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.
Важное значение имеет установление типологии межнациональных конфликтов. При этом основанием классификации можно определить следующее разделение конфликтов:
по сферам проявления (социально-экономические, культурно-языковые, территориально-статусные, сепаратистские);
по целям (реалистические, нереалистические);
по объему использования военной силы (мирные, с минимальным использованием военной силы);
по вертикали (между центром и республиками, межрегиональными и местными органами власти);
по горизонтали (между группами коренной и некоренной национальности, микроконфликты на личностном уровне).
Мировой опыт, в том числе наша практика, показывает, что межэтнические конфликты могут быть решены только мирным путем.
Межэтнические конфликты — одни из самых труднорегулируемых. Эти конфликты, как правило, имеют многолетнюю историю, порождаются комплексом социально-экономических, политических, социокультурных и этнопсихологических проблем.
Основные особенности межэтнических конфликтов заключаются в том, что они имеют исторические корни, вытекают из элементов этнической культуры, нередко приобретают религиозный оттенок, наряду с социальными и политическими целями имеют национальный аспект, принимают резкий характер при резком и существенном изменении сложившейся этнической, экономической и социальной ситуации.
Межэтнические конфликты носят чаще всего более острый, более непримиримый характер, чем другие социальные конфликты, активное участие в разрешении конфликтов и в самом конфликте принимает государство, разрешение межэтнических конфликтов является более трудным и течет более медленно, чем многие другие социальные конфликты, последствия межэтнического конфликта проявляются длительное время и дольше, откладываясь в исторической, этнической, памяти и национальной психологии этноса. Межэтнические конфликты особенно разгораются после достижения независимости государств, т.к. возникают споры о границах для угнетаемых ранее наций.
В основе непосредственных столкновений больших этнических групп лежит расхождение между достигнутым уровнем получения материальных и культурных благ и твердым убеждением, что доступ к ним блокирован противоположной стороной.
Полезным считается участие в переговорах посредников и медиаторов. В особо сложных ситуациях легитимацию договоренностям придает участие представителей международных организаций. Урегулирование конфликтов — это всегда сложный процесс, граничащий с искусством.
Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как предупреждение конфликтов. В процессе их регулирования этносоциологи и политологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах конфликта, для оценки «движущих сил», массовости участия групп при том или другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений. [3, c.18-29]
Изучение межэтнических конфликтов в различных странах мира, включая Россию, позволяет предложить такую систему их урегулирования, которая предполагает сочетание институционального и инструментального подходов.
Институциональный подход подразумевает создание сети организаций, особой инфраструктуры предотвращения и урегулирования внутренних конфликтов. Она должна включать институты национального, регионального и глобального уровней.
Инструментальный подход состоит в сочетании конкретных мер, инструментов регулирующего воздействия на межэтнический конфликт. Среди них выделяют тактические, оперативные и стратегические решения.
Тактические решения направлены на регулирование конфликтов путем силового, в том числе и экономического, давления на его участников или посредством налаживания переговорного процесса.
Оперативные решения связаны с разовыми действиями, направленными на ограничение разрастания конфликтов (разоружение «боевиков», разъединение воюющих сторон, усиление охраны жизненно важных объектов) или на устранение последствий конфликтов (обустройство беженцев, восстановление коммуникаций, наказание организаторов погромов и т.п.). [14, с.396-412]
Стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических уровней безболезненного решения проблем.
Наиболее перспективным путем решения межнациональных конфликтов может быть следующий:
формирование правового, а в последствии и гражданского общества, основанного на демократических принципах, с одной стороны, и торжестве закона, с другой;
воспитание культуры межнационального общения.
В первую очередь, должен быть разработан механизм предупреждения и преодоления межнациональных конфликтов, учитывающий как уникальный опыт добрососедских отношений и взаимодействие между народами (куначество, дружественные контакты и связи, использование народной дипломатии при конфликтах), так и следующие общепринятые нормы: [14, с.396-412]
оперативное решение наиболее острых вопросов, которые не требуют длительной подготовки и больших затрат, организационно-политическая и информационно - разъяснительная работа;
налаживание диалога противостоящих сторон, переговорного процесса с присутствием, как правило, посредников в лице нейтральной стороны;
применение санкций - экономических, политических, административно-правовых, вплоть до санкционированного применения силы органами охраны общественного порядка в случае острой необходимости;
создание правовых, экономических, социальных, культурных предпосылок для преодоления напряженности и конституционного решения проблемы;
организация соответствующих государственных, общественных, научных институтов, институтов "Третейского суда" и арбитража, неправительственных организаций по предотвращению конфликтов и миротворческой деятельности
Заключение
Наступающая сегодня эпоха Знания, сменяющая «экономическую» эпоху, на первый план выдвигает категорию Истины, которая, по нашему предположению, является ведущей у славянского метаэтноса — основного носителя православной веры. В этой связи логика исторического развития представляется в виде сменяющих друг друга метаэтнических общностей, играющих на определенных этапах социального развития главную роль.
Круговорот (или, скорее, спиралевидное восхождение) всех трех основных сфер организации социальной жизни (имеющих параллели и в этнопсихологических свойствах) завершается в Европе, по сути, на наших глазах, когда доминирование греческого суперэтноса (духовная сфера), а затем романского (преобладание политической сферы) сменилось господством германского суперэтноса с ведущей экономической сферой жизнедеятельности, после чего, по нашему предположению, на первый план вновь выходит духовная сфера, основным носителем, которой в европейском мире мог бы стать именно славянский суперэтнос.
Формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.)
Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров, - далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны.
Профилактика межэтнических конфликтов состоит в такой организации жизнедеятельности людей, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов.
Предупреждение межэтнических конфликтов — это создание объективных, организационно-управленческих условий их возникновения. К объективным условиям относятся:
создание благоприятных условий для жизнедеятельности;
справедливое и гласное распределение материальных благ
разработка правовых и других нормативных документов разрешения типичных предконфликтных ситуаций.
Список использованной литературы
Аутлева Ф.Т. Ценностно-нормативные ориентиры русской ментальности: социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1996. 23 с.
Гегель Г. В. Ф. Философия истории: Пер. с нем. — М.; Л., 1935.
Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. — Л., 1990.
Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 20-29.
Колесов В.В. Язык как действие: культура, мышление, человек // Разные грани единой науки. СПб., 1996. С.58-69.
Конвенция о предупреждении геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г.
Народы мира: историко-этнографический справочник / Гл. ред. Ю. В. Бромлей. — М., 1988.
Пищальникова В.А. Национальная специфика концептуальной системы и ее репрезентация в языке // Горный Алтай и Россия. 240 лет ГАГУ. Барнаул, 1996. С. 6-8.
Пищальникова В.А., Сорокин Ю.А. Введение в психопоэтику: Монография. Барнаул: Изд-во АГУ, 1993.209с.
Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки // Отечественная история. 1995. №3. С. 158-166.
Рожанский М. Ментальность // 50/50. Опыт словаря нового мышления.М.: Прогресс, 1989. С. 459-463.
Российская ментальность. Пантин И.К. Национальный менталитет и история России // Вопросы философии. 1994. № 1. С.29-33.
Платонов Ю.П. Этнический фактор: Геополитика и психология СПб.: Речь, 2002. - 519с.
Современная западная философия: Словарь. — М., 1990.6
Щекин Г. В. Социальная теория и кадровая политика: Монография. — К., 2000.
Чернова Л.А. Русский менталитет и языковые аспекты его выражения (на материале хроники А.Ремизова «Взвихренная Русь») // Культура и текст. Вып. II. Лингвистика. Ч.1. Материалы Международной науч. конф.Барнаул, 1998. С. 161-165.




25

1)Аутлева Ф.Т. Ценностно-нормативные ориентиры русской ментальности: социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1996. 23 с.
2)Гегель Г. В. Ф. Философия истории: Пер. с нем. — М.; Л., 1935.
3)Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. — Л., 1990.
4)Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 20-29.
5)Колесов В.В. Язык как действие: культура, мышление, человек // Разные грани единой науки. СПб., 1996. С.58-69.
6)Конвенция о предупреждении геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г.
7)Народы мира: историко-этнографический справочник / Гл. ред. Ю. В. Бромлей. — М., 1988.
8)Пищальникова В.А. Национальная специфика концептуальной системы и ее репрезентация в языке // Горный Алтай и Россия. 240 лет ГАГУ. Барнаул, 1996. С. 6-8.
9)Пищальникова В.А., Сорокин Ю.А. Введение в психопоэтику: Монография. Барнаул: Изд-во АГУ, 1993.209с.
10)Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки // Отечественная история. 1995. №3. С. 158-166.
11)Рожанский М. Ментальность // 50/50. Опыт словаря нового мышления.М.: Прогресс, 1989. С. 459-463.
12)Российская ментальность. Пантин И.К. Национальный менталитет и история России // Вопросы философии. 1994. № 1. С.29-33.
13)Платонов Ю.П. Этнический фактор: Геополитика и психология СПб.: Речь, 2002. - 519с.
14)Современная западная философия: Словарь. — М., 1990.6
15)Щекин Г. В. Социальная теория и кадровая политика: Монография. — К., 2000.
16)Чернова Л.А. Русский менталитет и языковые аспекты его выражения (на материале хроники А.Ремизова «Взвихренная Русь») // Культура и текст. Вып. II. Лингвистика. Ч.1. Материалы Международной науч. конф.Барнаул, 1998. С. 161-165.

Вопрос-ответ:

Почему межэтнические конфликты возникают?

Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени. Причины ведущие к ним многообразны и их сочетание различно в каждом конкретном случае. Некоторые причины межэтнических конфликтов включают национальную гордость, экономическую конкуренцию, религиозные и культурные различия, территориальные споры и политическую нестабильность.

Какие основные этнические группы существуют в мире?

В мире существует множество различных этнических групп, и каждая из них имеет свою уникальную ментальность. Одни из основных этнических групп включают европейцев, африканцев, азиатов и американцев. Каждая группа отличается своей культурой, религией, языком и значениями.

Какие пути помогут улучшить межнациональную толерантность?

Существует несколько путей повышения межнациональной толерантности. Важно образование и просвещение людей о других культурах и этнических группах, чтобы создать понимание и уважение к различиям. Также важную роль играют межкультурные коммуникации и диалог, которые помогают строить мосты между разными группами. Правительственная политика, направленная на защиту прав и интересов всех этнических групп, также является важной составляющей в достижении межнациональной толерантности.

Какие последствия может иметь межэтнический конфликт?

Межэтнический конфликт может иметь серьезные последствия для всех вовлеченных сторон. Он может привести к гражданской войне, большому количеству жертв и нанести неисправимый вред экономике и социальной сфере страны. Кроме того, межэтнические конфликты могут вызвать расслоение общества, углубить религиозные и культурные различия и усилить вражду и ненависть между этническими группами.

Ментальность каких этнических групп рассматривает данная статья?

Данная статья рассматривает ментальность основных этнических групп.

Какие причины могут вести к межэтническим конфликтам?

Причины, ведущие к межэтническим конфликтам, многообразны и могут включать в себя социоэкономические различия, религиозные разногласия, территориальные споры, националистические настроения и другие факторы.

Какие меры могут помочь повысить межнациональную толерантность?

Существует несколько путей к повышению межнациональной толерантности, включая образование, осведомленность о культурных различиях, пропаганду миролюбия, установление диалога и сотрудничества между различными этническими группами, а также установление законов и политик, которые защищают права всех граждан независимо от расовой, этнической или религиозной принадлежности.

Какие данные предоставлены Стокгольмским международным институтом?

По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира в Осло, две трети всех насильственных конфликтов в середине 90-х годов были межэтническими.

Почему межэтнические конфликты не возникают неожиданно?

Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, они вызревают в течение длительного времени. Это связано с накоплением социальных, экономических, культурных и политических напряжений между различными этническими группами.