Мода как социокультурное явление
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 11 + 11 источников
- Добавлена 03.03.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
МОДА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.Связь моды с социальными явлениями. Структура и функции моды. Мода как социальная норма
1.1.Связь моды с социальными явлениями
1.2.Структура моды как системы
1.3.Функции моды
1.4.Мода как социальная норма. Потребители моды
2.Мода в СССР в «эпоху развитого социализма»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В то же время среди сторонников обязательного следования последней моде оказалось особенно много молодых людей. К ним отнесли себя 90-95% советских юношей и девушек в возрасте 17-18 лет, причем 20% из них назвались «фанатами моды».
По другим данным, от 10 до 20% молодежи Европейской части СССР предпочитали носить вещи именно в авангардном стиле, а 50-60% юношей и девушек, по их словам, ориентировалось на уже признанную моду. В стране нарастал «модный бум», в который были вовлечены социально, политически и экономически наиболее активные граждане.
Возникновение «модного бума» в 1970-1980-е годы было связано не только с повышением благосостояния граждан (материальная основа следования моде), количественным насыщением магазинов и появлением возможности выбора одежды, общим ростом потребительских запросов всех категорий граждан, но и особым интересом к моде со стороны молодежи.
Кроме того, происходило интенсивное разрушение вековых деревенских ценностей при окончательной победе городской культуры на фоне перехода СССР от преимущественно аграрного общества к индустриальному.
В то время, когда развитые страны Запада входили в эпоху постиндустриального общества, в СССР только формировались основные признаки индустриального, причем разрыв оказался наиболее заметен именно в отраслях, ориентированных на потребление. Десятки миллионов преимущественно молодых людей оказались по существу в условиях культурной трансформации. К примеру, дольше, чем во многих западноевропейских странах, в СССР сохранялось строгая черта между тем, что считалось приличным и неприличным в женской и мужской одежде и что соответствовало определенному возрасту.
На Западе, в отличие от СССР, социальные и биологические границы молодого возраста стремительно расширялись. В СССР молодость человека (особенно – женская), была сравнительно короткой, а «нарушение» возрастной границы не приветствовалось традиционной этикой.
В СССР ситуация осложнялась еще и стойкостью традиций религиозной православной этики, причем, зачастую они были адаптированы в систему «социалистической морали».
В смысле негласной регламентации советская культура одеваться всегда отличалась от более терпимого к индивидуальности Запада. Особенно четко это прослеживалось в отношении места и обстоятельств, при которых та или иная одежда казалась уместной. В учреждения культуры – театры, концертные залы и музеи, советские люди, не сговариваясь, приходили в лучшей, выходной одежде.
В 1980-е годы разрушение традиционных норм, безволие господствующей идеологии и растущая социальная дифференциация позднего советского общества способствовали росту популярности внешне притягательных западных ценностей. Одной реакцией общества на падение коммунистической морали сложно объяснить распространившуюся в конце 1980-х – начале 1990-х годов вульгарность, подчас заслонившую собой настоящую моду.
К середине 1980-х годов советской промышленности удалось завалить прилавки магазинов вполне добротной одеждой массового фабричного производства, не соответствовавшей, однако, мировым стандартам качества и моды, на которые уже ориентировался взыскательный советский потребитель.
Из-за массового затоваривания неудовлетворенный спрос населения на изделия легкой промышленности достиг к 1988 г. астрономической цифры в 8 млрд. руб. По подсчетам специалистов, 87% товаров отечественной легкой промышленности являлись неходовыми, залежалыми или вышедшими из моды. В 1986 г. СССР выпустил 801 млн. пар обуви – значительно больше, чем все остальные страны СЭВ вместе взятые и больше, чем США.
Однако это не означало, что покупательский спрос был полностью удовлетворен. Модной и качественной модельной обуви по-прежнему не хватало. Новые перспективные модели, разрабатывавшимися советскими дизайнерами, при внедрении на поток постигала та же участь, что и с моделями одежды.
В начале 1980-х годов об идее «постепенного отмирания моды» было забыто. Задача срочного увеличения производства модных вещей оказалась приоритетной. Задания по изготовлению «особо модной продукции» теперь включались специальной строкой в планово-отчетные показатели развития экономики подобно тому, как в середине 1930-х гг. предприятия легкой и пищевой промышленности отчитывались за расширение ассортимента изделий.
На 12-ю пятилетку (1985 - 1990 гг.) была поставлена задача утроить производство особо модных изделий. Между тем, по официальным данным ЦСУ СССР, к 1985 г. доля таковых в общем объеме производимой в стране одежды составляла лишь 1,8%. Намеченное к 1990 г. утроение вряд ли могло кардинально изменить ситуацию.
В постсоветской России наблюдается небывалый интерес к моде. В значительной степени это - естественная реакция общества на освобождение от строгих морально-ценностных норм времен СССР. Все стало доступно и все имеет свою цену. Модные бутики, модельные дома, дефиле, обилие специализированных модных журналов, активная реклама и кастинги.
Трагедия современной России не только в крахе отечественной легкой промышленности, но и в коррозии моральных ценностей. В первой половине 1990-х годов, в условиях быстрого материального расслоения населения, именно тенденция использования одежды для самоидентификации приобрела небывалые, вероятно, с революционных пор, формы и масштабы («малиновые пиджаки», кожа и массивные золотые цепи бандитов).
Ныне Москва стала одним из самых «модных» городов мира. Российский «модный бум» был бы, несомненно, еще большим по масштабам, если бы не нищета большей части населения в регионах, озабоченного проблемой элементарного выживания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мода, особенно в молодежной среде, является средством повышения социального престижа. В области моды вырабатываются и модифицируются стандарты поведения и социальные образы вещей.
Средства массовой информации, реклама, кино и авторитетные личности создают эталоны поведения и формируют определенный образ жизни, не исключая разнообразия вариаций, учитывая реальные различия в социальном положении групп, национальные, религиозные и другие особенности.
Одним из важнейших регуляторов потребления в традиционном обществе является обычай. На смену традиционному обществу пришел капитализм, индустриальное общество, где место обычая занимает мода, выросшая из обычая, который, таким образом, теряет роль главного регулятора потребительского поведения.
В качестве социальной нормы мода предписывает членам данного общества определенную модель потребительского поведения.
Мода как социальная норма носит внешний по отношению к индивиду характер. Мода превращается в ценность, когда внешняя норма модного поведения принимается человеком, становится его внутренней потребностью и желанием. В этом случае мода регламентирует потребительское поведение. Люди добровольно стремятся быть модными.
Стремительные изменения в жизни российского общества требуют от его членов новые способы удовлетворения потребностей в социогрупповой и личностной идентификации, включаются новые средства и способы активного поиска места в общественной структуре, задача которого ощутимо усложнилась для социальных субъектов постперестроечной России.
Процесс поиска сопровождается усилением или ослаблением способности выступать в качестве творца социальной реальности.
Список литературы
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000
Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - М.: Гном и Д, 2003
Журавлев С., Гронов Ю. Власть моды и советская власть: история противостояния // Историк и художник, № 4 (10), 2006
Ионин Л.Г. Социальные культуры: путь в новое тысячелетие. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Наука, 2005
Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. - СПб, 2003
Максаева Ю.В. Мода как один из типов социо – культурной регуляции социального поведения // www.fashion.ru – рус.
Петров Л.В. Мода как общественное явление. - СПб.: Знание, 1994
Талалай Ю.С. Мода как социальный феномен / www.wciom.ru – рус.
Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация.- М., 2004
www.fom.ru – рус.
www.wikipedia.org – рус.
Максаева Ю.В. Мода как один из типов социо – культурной регуляции социального поведения // www.fashion.ru – рус.
www.wikipedia.org – рус.
Петров Л.В. Мода как общественное явление. - СПб.: Знание, 1994
Талалай Ю.С. Мода как социальный феномен / www.wciom.ru – рус.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000
Ионин Л.Г. Социальные культуры: путь в новое тысячелетие. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Наука, 2005
Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - М.: Гном и Д, 2003
Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - М.: Гном и Д, 2003
Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. - СПб, 2003
Журавлев С., Гронов Ю. Власть моды и советская власть: история противостояния // Историк и художник, № 4 (10), 2006
Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация.- М., 2004
Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация.- М., 2004
21
1.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000
2.Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - М.: Гном и Д, 2003
3.Журавлев С., Гронов Ю. Власть моды и советская власть: история противостояния // Историк и художник, № 4 (10), 2006
4.Ионин Л.Г. Социальные культуры: путь в новое тысячелетие. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Наука, 2005
5.Лебина Н.Б., Чистиков А.Н. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия. - СПб, 2003
6.Максаева Ю.В. Мода как один из типов социо – культурной регуляции социального поведения // www.fashion.ru – рус.
7.Петров Л.В. Мода как общественное явление. - СПб.: Знание, 1994
8.Талалай Ю.С. Мода как социальный феномен / www.wciom.ru – рус.
9.Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация.- М., 2004
10.www.fom.ru – рус.
11.www.wikipedia.org – рус.
Вопрос-ответ:
Чем связана мода?
Мода связана социальными явлениями, такими как культура, экономика, политика и т.д.
Какую структуру имеет мода?
Мода имеет структуру системы, включающую производителей, дизайнеров, потребителей и т.д.
Какие функции выполняет мода?
Мода выполняет различные функции, такие как самовыражение, социальная идентификация, экономическая стимуляция и др.
Что такое мода как социальная норма?
Мода как социальная норма определяет, что считается соответствующим и актуальным в определенное время и в определенном круге людей.
Кто является потребителями моды?
Потребители моды включают различные группы людей, от молодежи до взрослых, которые стремятся выразить себя через одежду и аксессуары.
Чем связана мода с социальными явлениями?
Мода с течением времени становится отражением социокультурных процессов и является индикатором социальных изменений. Она может быть связана с экономическими, политическими, технологическими и культурными факторами общества.
Какова структура моды?
Мода имеет сложную структуру, состоящую из создателей моды (дизайнеров, стилистов), диффузоров (глянцевых журналов, интернет-сайтов) и потребителей. Она представляет собой систему, где каждый компонент взаимодействует друг с другом.
Какие функции выполняет мода?
Мода выполняет несколько функций: социально-психологическую (самовыражение и самоидентификация), социально-экономическую (создание рабочих мест, стимулирование экономики) и социально-культурную (формирование коллективной идентичности, сохранение культурных традиций).
Как мода связана с социальными нормами?
Мода играет роль социальной нормы, определяющей то, как нужно одеваться и выглядеть, в соответствии с требованиями определенной социальной группы или общественных конвенций. Невыполнение модных трендов может вызвать негативную реакцию окружающих.
Каковы особенности моды в СССР в эпоху развитого социализма?
В эпоху развитого социализма мода в СССР имела свои особенности. Государство контролировало модные тенденции и пропагандировало простоту и скромность в одежде. Однако среди молодежи было много сторонников моды, и они старались оставаться в тренде, хотя это было не всегда просто.
Как связана мода с социальными явлениями?
Мода и социальные явления тесно связаны, так как мода отражает социальные тренды и предпочтения определенной группы людей. Она может быть выражением статуса, идеалов и образа жизни. Мода также может служить инструментом социальной коммуникации и самовыражения.