Наука как особый тип знания
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 01.10.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Идеальный мир науки
Научное познание
Наука как система знаний
Заключение
Список литературы
Признанная научным сообществом парадигма на долгие годы определяет круг проблем, привлекающих внимание ученых является как бы официальным подтверждением подлинной научности их занятий. К парадигмам в истории науки Т.Кун причислял, например, аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию ньютоновскую механику и т.д. Развитие, приращение научного знания внутри, в рамках такой парадигмы получило название «нормальной науки» смена же парадигмы есть не что иное как научная революция. Наглядный пример – смена классической физики (ньютоновской) на релятивистскую (энштейновскую).
Решающая же новизна концепции Т.Куна заключалась в мысли о том, что смена парадигм в развитии науки не является детерминированной однозначно, или, как сейчас говорят, не носит линейного характера. Развитие науки, рост научного знания нельзя, допустим, представлять в виде тянущегося строго вверх, к солнцу дерева (познания добра и зла). Оно похоже, скорее, на развитие кактуса, прирост которого в принципе может начаться с любой точки поверхности этого растительного «ежика» и продолжаться в любую сторону. И где, с какой стороны нашего научного «кактуса» возникает вдруг «точка роста» новой парадигмы – непредсказуемо принципиально. Причем не потому, что процесс этот произволен или случаен, а потому, что в каждый критический момент перехода от одного состояния к другому имеется несколько возможных продолжений. Какая именно точка из многих возможных «пойдет в рост» - зависит от стечения самых разнообразных обстоятельств.
Таким образом логика развития науки содержит в себе закономерность, но закономерность эта «выбрана» случаем из целого веера других, ничуть не менее закономерных возможностей. Так что привычная нам ныне квантово-релятивистская картина мира в принципе могла бы быть и совсем другой, хотя наверняка не менее логичной и последовательной.
Заключение
Ведущей, ключевой функцией науки считается объяснительная. Подлинное назначение науки – объяснять, как устроен мир, почему мы наблюдаем его именно таким, а не другим, что будет если мы предпримем такие-то действия и пр. В этом предназначение науки есть и свои фундаментальные ограничения.
Во первых, объяснительный потенциал науки ограничен масштабными общественно-исторической практики человечества.
Во-вторых, полноте объяснения любого явления действительности всегда упирается, как в глухой забор, в проблему достаточности оснований науки. Большая (и самая надежная) часть современного здания науки построена гипотетико-дедуктивным методом, при котором все частные утверждения и законы теории логически выводятся из общих первичных допущений, постулатов, аксиом и пр. Однако эти первичные постулаты и аксиомы, не выводимые и, следовательно, не доказуемые в рамках данной теории, всегда чреваты возможностью опровержении. Это относиться и ко всем фундаментальным, т.е. наиболее общим теориям.
Эти и многие другие ограничители объяснительного потенциала науки ясно показывают, что ее возможности хотя и велики, но не беспредельны. Поэтому сбрасывать со счетов другие способы освоение мира (философский, эстетический, религиозный и т.д.) заведомо не оправдано.
Суть практически-действенной функции науки заключена в том, что наука не только объясняет, как устроен мир, но и одновременно дает метод, т.е. систему правил и практических приемов обращения с ним. Именно общественно-историческая практика выступает главным ориентиром для науки: она есть, во-первых, главный источник научного познания, а во-вторых, его цель.
Часто практические последствия того или иного научного открытия становятся очевидными с некоторой временной задержкой, необходимой для движения научных идей по цепочке: фундаментальная теория – система специальных (узких) научных дисциплин – прикладная наука – конкретные технологии.
Трудно переоценить важность и такой функции науки, как прогностическая. Ее актуальность к концу ХХ в. возросла многократно. Причины тому очевидны. Современное состояние взаимоотношений общества и природы, повышенная конфликтность геополитических, национальных и прочих отношений, напряженность демографической ситуации – эти и многие другие глобальные проблемы таят в себе угрозу самому существованию человечества. За возникновение этих проблем как негативных, непредусмотренных последствий нарастающей активности человечества наука несет немалую ответственность.
Мировоззренческая функция науки задана самой ее сущностью. Под мировоззрением обычно понимают систему общих взглядов на мир и место человека в нем. Основные типы мировоззрения: мифологический, религиозный, обыденный, научный. Можно сказать, что рождение науки одновременно знаменовало собой появление нового типа мировоззрения, т.е. такой системы взглядов на существование объективного мира, которой свойственны те же черты, что научному знанию вообще – объективность, системность, логичность и пр. Между понятиями «мировоззрение» и «наука» нельзя ставить знак равенства ведь наряду с рациональным знанием мировоззрение включает в себя и мировосприятие, социальные установки, отношение к миру и пр. Однако именно наука составляет его информационную основу, а также определяет сам способ построения общей картины мира, обеспечивает ему системность и глубину.
Список литературы
Горелов А.А. Концепция современного естествознания. – М., 2004.
Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепция современного естествознания. – М., 1998.
Дуничев В.М. Концепция современного естествознания. / Уч. пособие, 2 изд. – Южно-Сахалинск, 2000.
Ивушкина Е.Б., Режабек Е.Я. Философия и история науки. – СПб., 2006.
Философия. Учебник для вузов. / Под ред. Лавриненко В.И., Рашникова В.П. – М., 2004.
Ивушкина Е.Б., Режебек Е.Я. Философия и история науки . СПб., 2006.
Философия. Учебник для вузов. / под ред. Лавриненко В.И., Рашникова В.П. – М., 2004.
Горелов А.А. Концепция современного естествознания. – М., 2004.
Грушевичкая Т.Г., Садохин А.П. Концепция современного естествознания. – М., 1998.
Ивушкина Е.Б., Режебек Е.Я. Философия и история науки. – СПб., 2006.
Ивушкина Е.Б., Режебек Е.Я. Философия и история науки. – СПб., 2006.
Дуничев В.М. Концепция современного естествознания. / Уч. пособие, 2 изд. – Южно-Сахалинск, 2000.
Ивушкина Е.Б., Режебек Е.Я. Философия и история науки. – СПб., 2006.
3
1.Горелов А.А. Концепция современного естествознания. – М., 2004.
2.Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепция современного естествознания. – М., 1998.
3.Дуничев В.М. Концепция современного естествознания. / Уч. пособие, 2 изд. – Южно-Сахалинск, 2000.
4.Ивушкина Е.Б., Режабек Е.Я. Философия и история науки. – СПб., 2006.
5.Философия. Учебник для вузов. / Под ред. Лавриненко В.И., Рашникова В.П. – М., 2004.
Вопрос-ответ:
Что такое наука?
Наука - это особый тип знания, который характеризуется систематическим и организованным изучением мира с использованием определенных методов и принципов.
Какой идеальный мир науки?
Идеальный мир науки - это такой, в котором все исследования проводятся объективно и независимо от личных предубеждений ученых, где результаты опубликованы и доступны для всех, и где научное сообщество объединяется по общим интересам в развитии знания.
Что такое научное познание?
Научное познание - это процесс получения знаний о мире на основе систематического наблюдения, экспериментов, анализа данных и построения теорий и моделей, которые могут быть проверены и подтверждены.
Что представляет собой наука как система знаний?
Наука как система знаний включает в себя огромный объем информации, полученной в результате постоянных исследований, экспериментов и анализа данных. Эта информация упорядочена и структурирована в определенные дисциплины, которые взаимодействуют между собой и развиваются с течением времени.
Почему признанная научным сообществом парадигма влияет на круг проблем, привлекающих внимание ученых?
Признанная научным сообществом парадигма определяет основные рамки и принципы, в которых происходит научное исследование. Ученые работают внутри этой парадигмы, и их выбор проблем для исследования и методы исследования определяются этой парадигмой. Она является важным определителем для научных исследований и руководит развитием научных знаний в определенной области на протяжении многих лет.
Что представляет собой наука?
Наука — это особый тип знания, который обладает системным и объективным характером. Она основана на исследовании природы, общества, познавательной деятельности и других явлений мира. Научное познание стремится к открытию общих закономерностей и объяснению явлений исходя из этих закономерностей.
Какие особенности есть у науки?
Наука отличается от других видов знания своей систематичностью, объективностью и проверяемостью. Она стремится к непрерывному развитию и обновлению знаний, используя методы исследования, логику и эмпирические данные. Наука также характеризуется формированием парадигм, которые определяют круг проблем, привлекающих внимание ученых на определенный период времени.
Что такое парадигма в науке?
Парадигма в науке - это признанная научным сообществом модель или основной фреймворк, который определяет способы мышления, методы и принципы, используемые учеными в изучении определенной области знания. Парадигма позволяет ученым проводить исследования внутри рамок установленных правил и теорий и является подтверждением научности их занятий.
Какие примеры парадигм в истории науки?
В истории науки было множество парадигм, которые определяли направление исследований на определенный период времени. Например, аристотелевская динамика, птолемеевская астрономия, ньютоновская механика. Каждая из этих парадигм внесла значительный вклад в развитие научного знания и была признана научным сообществом в свое время.
Как происходит развитие научного знания внутри парадигмы?
Внутри парадигмы научное знание развивается путем приращения. Ученые используют существующие теории, концепты и методы, чтобы исследовать новые проблемы и расширять познания внутри рамок установленной парадигмы. Однако, со временем, возникают новые факты и открытия, которые могут вызвать изменение парадигмы и подвигнуть науку на новые пути развития.
Что такое наука?
Наука - это особый тип знания, основанный на систематическом исследовании и объяснении окружающего мира с помощью эмпирических данных и логических моделей.