Искусство Итальянского Возрождения: основные особенности.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 34 34 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 09.06.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава I Предпосылки возникновения и основные черты искусства Итальянского Возрождения
§ 1 Предпосылки формирования искусства Итальянского Возрождения
§ 2 Сущность и основные черты искусства Итальянского Возрождения
Глава II
Искусство эпохи Возрождения в Италии
§ 1 Основные особенности искусства Итальянского Возрождения
§ 2 Особенности последнего этапа эпохи Возрождения
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Он написал несколько удивительных тондо – круглых картин – изображающих мадонну с ангелами, а в старости, под влиянием проповеди Савонаролы, раскаялся в своих светских картинах и сделал несколько картин исступленно религиозного содержания. Можно любить или не любить способ живописи Боттичелли, его томные, изнуренные, и в то же время изящные образы, но его картины остаются незабываемым даром итальянского Возрождения.
Другим представителем поздней готики можно, пожалуй, считать Андреа дель Верроккьо (1435-1488), скульптора, ювелира и живописца, тоже работавшего во Флоренции. Ему принадлежит вторая знаменитая статуя конного кондотьера, Коллеони, стоящая в Венеции. Оба монумента (Гаттамелата и Коллеони) скопированы в гипсе, и копии находятся в Пушкинском музее в Москве. Мастерская Верроккьо была центром художественной жизни Флоренции. Сам он не очень любил заниматься живописью, предпочитая скульптуру, и часто картины его возникали в сотрудничестве с его мастерской. В одной картине ему помог ученик по имени Леонардо, который всегда предпочитал живопись скульптуре. Впрочем, этот молодой человек, по-видимому, умел делать все.
Хотим отметить, что и последний этам искусства Итальянского Возрождения имел свои особенности, поэтому, полагаем, целесообразно их рассмотреть в следующем параграфе нашей работы.
§ 2 Особенности последнего этапа эпохи Возрождения


С начала 16 века искусство Возрождения в Италии вступило в новую фазу развития, ознаменовавшуюся его наивысшим расцветом и, вслед за тем, быстрым разложением и гибелью. Последний этап развития итальянского Возрождения характеризуется богатством контрастов. Эта особенность искусства XVI века станет понятной, если мы вспомним, что развитие его протекало в совершенно иных условиях, чем те, в которых формировалось раннее итальянское Возрождение. Если в XIV-XV веках Италия, ранее других вступившая на путь капиталистического производства, была самой передовой страной Западной Европы, то в XVI веке она переживала глубокий экономический кризис, сопровождавшийся политической реакцией. Уже во второй половине XV века в Италии стал обнаруживаться упадок промышленности и торговли, для успехов которых все более серьезным препятствием становились раздробленность и неравномерность развития страны. Одновременно начинался процесс аристократизации верхушки буржуазии, постепенно сближавшейся с феодальным поместным дворянством, наблюдался заметный отлив капиталов из предприятий и вложение их в покупку земель. Взятие Константинополя турками, а затем великие географические открытия и связанное с ними перемещение важнейших путей европейской торговли еще более усугубили начавшийся кризис, нанеся сильнейший, непоправимый удар итальянской внешней торговле, составлявшей основу экономического процветания страны. В довершение всего, в конце XV-начале XVI века Италия стала ареной соперничества двух могущественнейших европейских держав — Франции и Германской империи. Не будучи в силах оказать им сопротивление, разобщенные, постоянно враждовавшие между собой итальянские государства в течение нескольких десятилетий подвергались нашествиям иностранных войск. Эти нашествия сопровождались насилиями и грабежами (так, например, особенно варварскому разгрому подвергся Рим, захваченный в 1527 году войсками германского императора). В результате цветущие некогда области Северной и Средней Италии были опустошены, что еще более ускорило упадок итальянской промышленности и торговли. Экономический упадок Италии вызвал усиление феодальных элементов и церковного гнета. Республиканская форма правления повсеместно была вытеснена тиранией полуфеодального типа. Этот процесс нашел яркое выражение в истории Флоренции, где давние республиканские традиции были окончательно сметены в 1530 году, когда после упорной и кровопролитной борьбы Флоренция была превращена в столицу Тосканского герцогства, во главе которого встали Медичи. Одновременно началось наступление католической церкви на гуманизм и свободомыслие. Подавление реформационных движений, утверждение иезуитского ордена (1540), восстановление в Италии инквизиции (1542), Тридентский собор (1545-1563) – таковы этапы этого наступления.
Не удивительно, что сформировавшееся в этой обстановке искусство представляет сложную и противоречивую картину. С одной стороны, именно на это время приходится заключительный этап, высочайший взлет искусства, питавшегося традициями гуманистической культуры, этап, получивший в истории наименование Высокого Возрождения, давший миру таких художников, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Корреджо, Джорджоне, Тициан. С другой стороны, в это время зарождаются глубоко чуждые Возрождению художественные явления, отражающие крушение гуманистических идеалов и породившие в итальянском искусстве так называемый маньеризм – течение не только распространившееся во второй половине века по всей Италии, но и проникшее в большинство европейских стран. Эти два явления не могут быть в полной мере разграничены хронологически, ибо первые признаки маньеризма стали обнаруживаться еще в то время, когда культура Высокого Возрождения находилась в полном расцвете, дальнейшее же его развитие протекало параллельно поздним явлениям Возрождения.
Отметим, что этапы развития искусства Италии в XVI веке соответствуют ее историческому пути. Сначала, в первые два десятилетия XVI века, главным явлением в художественной культуре Италии было выросшее на основе большого общественного подъема и стремления к национальному объединению искусство Высокого Возрождения. Но уже около 1515 года в творчестве ряда молодых мастеров появляются признаки растерянности и тревоги, разочарования в гуманистических идеалах, особенно усилившиеся с 30-х годов после разграбления Рима и падения Флоренции. Далее, 40—60-е годы, годы наступления феодально-католической реакции, знаменуют сложение и укрепление маньеризма и повсеместное его распространение. Наконец, во второй половине XVI века наряду с дальнейшим распространением маньеризма и проникновением его в другие страны Европы наблюдается стремление к оздоровлению искусства, с особой силой проявляющееся в последние десятилетия века, и начинается формирование враждебных маньеризму течений, расцвет которых приходится уже на XVII век.
Напомним, что формирование искусства Высокого Возрождения протекало в тот критический в истории Италии момент, когда начавшийся кризис и угроза иноземных вторжений со всей остротой поставили вопрос о необходимости национального объединения. В Италии не было предпосылок для такого объединения. Наличие рано сформировавшихся, постоянно враждовавших между собой городов и государств, непримиримость их политических интересов, вытекавшая из резких экономических противоположностей между отдельными областями, оказались непреодолимым препятствием для создания единого государства. И все же идея объединения страны волновала лучшие умы Италии, вплоть до того момента, когда разграбление Рима войсками германского императора и падение флорентийской республики положили конец всем иллюзиям и надеждам. С этим кратковременным периодом борьбы за единство и свободу Италии и совпал расцвет искусства Высокого Возрождения, выросшего на почве реалистических традиций Раннего Ренессанса и проникнутого идеями гуманизма – верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в разумное устройство мира, в торжество исторического прогресса. Не удивительно, что в этот период на смену наивной повествовательности и бытовизму, распространившимся в искусстве позднего кваттроченто, снова приходят проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, героического подвига. Главным содержанием искусства Высокого Возрождения становится образ прекрасного, гармонически развитого, сильного телом и духом человека, возвышающегося над уровнем повседневной обыденности героя.
Вообще для искусства этого времени характерна тяга к синтезу, к обобщению, к раскрытию общей закономерности явлений и их логической взаимосвязи. И в этом отношении мастера Высокого Возрождения существенно отличаются от художников позднего кваттроченто, которые в своем наивном увлечении пестрым многообразием вновь открывшегося для искусства земного реального мира, страдали нередко известным многословием, приводившим к преобладанию частностей над общим в их работах. Напротив, мастера Высокого Возрождения всегда опускали незначительные с точки зрения общего замысла подробности и детали и, отрешаясь от частных случайностей, стремились достигнуть в своих произведениях гармонического синтеза наиболее прекрасных сторон действительности.
Заключение

XV и XVI века - это временя значительных изменений в экономике, политике и культуре европейских стран, сопровождающиеся подъемом естественных наук, литературы и изобразительного искусства. Появившись в Италии, это оживление захватывает остальные страны ЕвропыИзобразительное искусство эпохи итальянского Возрождения в значительной степени построено на контрасте со средневековым, оно выражалось в популярности светских изображений, изменении манеры написания портретов и пейзажей, жанровому истолкованию религиозных сюжетных линий, и даже обновлении, затрагивающим основы живописи. Абстрактную художественную систему сменяет система, базирующаяся на постижении и беспристрастном воспроизведении мира глазами человека. Отсюда важнейшей заботой художников в искусстве эпохи Возрождения была проблема пространства. Уже к XV веку данная проблема осознается всеми, с отличием лишь в том, что в северных странах Европы, к объективному созданию пространства идут медленно и с помощью эмпирических наблюдений, а в Италии уже в первой половине столетия была создана основанная на оптике и геометрии концепция научной линейной перспективы.
Взаимосвязь науки и искусства представляет собой характерную особенность искусства эпохи Возрождения. Подлинное изображение человека и мира в целом опирается на познание, потому познавательные методы играли в искусстве эпохи Возрождения такую значительную роль. Это время отмечено возникновением целого ряда ученых и художников, первое место среди которых однозначно принадлежит Леонардо да Винчи. В искусстве эпохи итальянского Возрождения поведение людей обуславливается не правилами и ритуалами, а психологическими особенностями и ходом действий, в соразмерности же фигур художники стараются добиться сходства с реальностью.
Не соглашаясь со средневековым аскетическим презрением ко всему мирскому, представители итальянского Возрождения вбирают из античной культуры все созвучное их собственным взглядам, - приверженности к реальности, восхищение красотами земного мира и героическим подвигом, жизнерадостностью. Но сформировавшись в другое время, вобрав в себя обычаи романской манеры и готики, искусство эпохи Возрождения хранит отпечаток своей истории. И в сравнении с предыдущими периодами духовный мир человека осложняется и наполняется многими гранями. Искусство эпохи итальянского Возрождения пронизано идеями гуманизма, в нем был создан облик красивого и гармонически сложенного человека. Героизм характер и могучие страсти типичны для искусства эпохи Возрождения. А образы, воплощенные талантливыми художниками, демонстрируют гордое осознание своей силы, веры в свободу волеизъявления и в безграничность его творчества.
Если для изобразительного искусства эпохи итальянского Возрождения характерно стремление к реальному изображению, то в архитектуре особенностью стало возврат к классической традиции. Это четко проявляется в уходе от готики, возрождении античной системы, антропоцентрический характер, классическая соразмерность пропорций. Большое количество нововведений было в гражданском зодчестве: распространяется праздничный внешний вид зданий, появляется палаццо и новый вид загородных вилл, фасадное убранство и другие. 
Если в эпоху Средневековья основными заказчиками произведений искусства были крупные феодалы и церковь, то в это время круг заказчиков сильно расширился, и изменилась их социальная структура. Наравне с церковью часто делают заказы художникам городские власти, профессиональные группы ремесленников, купеческие гильдии, частные лица.
Меняется сам статус художника в социальной структуре общества – из положения ремесленного дела, теперь его относят к наукам, а картины стали рассматриваться как результат духовной творческой деятельности мастера. Увеличение спроса за счет светских заказов стимулировало возникновение новых техник и форм искусства эпохи Возрождения. Вместе с монументальными широко распространяются станковые формы – живопись на холсте и дереве, скульптуры из бронзы, дерева, майолики и терракоты. Заметно выросший спрос на изделия искусства способствовал возникновению очень недорогой технике (гравюры на металле и дереве), которая дала возможность делать множество экземпляров изображения. С точки зрения истории Европы, искусство эпохи итальянского Возрождения явилось поворотным пунктом. Разработки этого времени в области искусства актуальны и в настоящее временя, а потому изучение искусства эпохи Возрождения особо значимо.

Список использованной литературы

Арбитров Н.Н. История мировых цивилизаций. М., 2006. – 536 с.
Ардобольская А.А. Культура и искусство Италии. Тюмень, 1999. – 214 с.
Аршинов А.А. Искусство эпохи Возрождения. М., 2009. – 512 с.
Большой Энциклопедический Словарь. М., 2000. – 1755 с.
Вятников А.А. Современное искусство и эпоха Возрождения: особенности и сходства. М., 2007. – 423 с.
Гусман Д.С. Магия и алхимия эпохи Возрождения // Новый Акрополь. М., 2006. № 2. С. 34-37.
Долгополов И. Мастера и шедевры. Том I. М., 1986.
Долгополов И. Мастера и шедевры. Том II. М., 1987.
Долгополов И. Мастера и шедевры. Том III. М., 1988.
История Древнего Рима / отв. Ред. Булыгин А.Г. М., 2007.
История Рима / в кн. Исторические очерки о создании великих империй. Отв. ред. Евпиров К.Е. СПб, 2005.
Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. Пер. на русский язык Губер А.А., Шилейко В.К. М., 1930.
Некопетов Е.А. Искусство эпохи Возрождения. М., 1990. – 315 с.
Петрарка Ф. Малые произведения. М., 1991.
Решетников Р.А. Формирование и развитие французской культуры. Ростов н/Дону, 2004.
Рязановская Е.Н. Мировая культура и искусство. М., 1996.
Синицын Н.Г. История Древнего Рима. М., 2009.
Тихомиров А.Н. Искусство Итальянского Возрождения. Т. 1. М., 1963.
Фет А.И. Культура и искусство Итальянского Возрождения. М., 2006.
Янкин Г.Н. История искусств. М., 2006. С. 315.

См.: Фет А.И. Культура и искусство Итальянского Возрождения. М., 2006. С. 5.
См. подробнее: Тихомиров А.Н. Искусство Итальянского Возрождения. Т. 1. М., 1963. С. 12.
См.: История Древнего Рима / отв. Ред. Булыгин А.Г. М., 2007. С. 31.
См.: Большой Энциклопедический Словарь. М., 2000. С. 214.
См. подробнее об этом: Арбитров Н.Н. История мировых цивилизаций. М., 2006. С. 54-58.
Там же.
Там же.
См.: История Рима / в кн. Исторические очерки о создании великих империй. Отв. ред. Евпиров К.Е. СПб, 2005. С. 75.
Там же. С. 81.
См. подробнее: Решетников Р.А. Формирование и развитие французской культуры. Ростов н/Дону, 2004. С. 21.
См.: Петрарка Ф. Малые произведения. М., 1991. С. 324.
См.: Фет А. Указ. соч. С. 47.
Там же. С. 52.
См.: Синицын. Н.Г. История Древнего Рима. М., 2009. С. 25.
См. подробнее: Гусман Д.С. Магия и алхимия эпохи Возрождения // Новый Акрополь. М., 2006. № 2. С. 34.
См. об этом: Решетников Р.А. Указ. соч. С. 111-115.
См.: Фет А. Указ. соч. С. 68.
См.: Фет А. Указ. соч. С. 67.
См.: Ардобольская А.А. Культура и искусство Италии. Тюмень, 1999. С. 87.
См.: Долгополов И. Мастера и шедевры. Том I. М., 1986. С. 11.
Там же. С. 43.
Там же. С. 65.
Там же. С. 213.
См.: Фет А. Указ. соч. С. 132.
См.: Долгополов И. Указ. соч. С. 54.
Там же. С. 76.
См.: Вятников А.А. Современное искусство и эпоха Возрождения: особенности и сходства. М., 2007. С. 12.
См., например: Долгополов И. Указ. соч. С. 213; Рязановская Е.Н. Мировая культура и искусство. М., 1996. С. 31; Некопетов Е.А. Искусство эпохи Возрождения. М., 1990. С. 34; Фет А. Указ. соч. С. 213 и др.
См.: Фет А. Указ. соч. С. 76.
См.: Рязановская Е.Н. Указ. соч. С. 47; Тихомиров А.Н. Указ. соч. С. 55.
См.: Долгополов И. Указ. соч. С. 317.
См.: Долгополов И. Мастера и шедевры. Том II. М., 1987. С. 132.
См.: Фет А. Указ. соч. С. 145; Янкин Г.Н. История искусств. М., 2006. С. 315.
См. об этом: Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. Пер. на русский язык Губер А.А., Шилейко В.К. М., 1930. С. 32-42.
См.: Фет А. Указ. соч. С. 78.
См.: Долгополов И. Мастера и шедевры. Том III. М., 1988. С. 107.
См.: Фет А. Указ. соч. С. 89.
См.: Долгополов И. Указ. соч. С. 23.
См.: Там же. С. 25.
См.: Аршинов А.А. Искусство эпохи Возрождения. М., 2009. С. 312.
Там же. С. 315.
См.: Там же. С. 365.
Там же. С. 326.









3

Список использованной литературы

1.Арбитров Н.Н. История мировых цивилизаций. М., 2006. – 536 с.
2.Ардобольская А.А. Культура и искусство Италии. Тюмень, 1999. – 214 с.
3.Аршинов А.А. Искусство эпохи Возрождения. М., 2009. – 512 с.
4.Большой Энциклопедический Словарь. М., 2000. – 1755 с.
5.Вятников А.А. Современное искусство и эпоха Возрождения: особенности и сходства. М., 2007. – 423 с.
6.Гусман Д.С. Магия и алхимия эпохи Возрождения // Новый Акрополь. М., 2006. № 2. С. 34-37.
7.Долгополов И. Мастера и шедевры. Том I. М., 1986.
8.Долгополов И. Мастера и шедевры. Том II. М., 1987.
9.Долгополов И. Мастера и шедевры. Том III. М., 1988.
10.История Древнего Рима / отв. Ред. Булыгин А.Г. М., 2007.
11.История Рима / в кн. Исторические очерки о создании великих империй. Отв. ред. Евпиров К.Е. СПб, 2005.
12.Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. Пер. на русский язык Губер А.А., Шилейко В.К. М., 1930.
13.Некопетов Е.А. Искусство эпохи Возрождения. М., 1990. – 315 с.
14.Петрарка Ф. Малые произведения. М., 1991.
15.Решетников Р.А. Формирование и развитие французской культуры. Ростов н/Дону, 2004.
16.Рязановская Е.Н. Мировая культура и искусство. М., 1996.
17.Синицын Н.Г. История Древнего Рима. М., 2009.
18.Тихомиров А.Н. Искусство Итальянского Возрождения. Т. 1. М., 1963.
19.Фет А.И. Культура и искусство Итальянского Возрождения. М., 2006.
20.Янкин Г.Н. История искусств. М., 2006. С. 315.

Вопрос-ответ:

Какие предпосылки легли в основу искусства Итальянского Возрождения?

Искусство Итальянского Возрождения возникло на фоне культурного и политического подъема Италии, а также в культурной столице Флоренции. Возникновение искусства Итальянского Возрождения было обусловлено рядом факторов: ростом экономики, развитием городских коммун и банковского дела, открытием древних греческих и римских текстов, интересом к гуманистическим идеям. Важную роль сыграл и Католический церковный совет во всех этих явлениях и стала прообразом иКатолической церкви концентрирует в руках художес...

В чем заключается сущность и основные черты искусства Итальянского Возрождения?

Основные черты искусства Итальянского Возрождения заключаются в стремлении художников к гармонии, балансу и совершенству. Они уделяли большое внимание изучению анатомии человеческого тела, перспективе и светотени. Особое внимание уделывалось деталям и мельчайшим элементам. Художники стремились создать идеальное, гармоничное и красивое произведение искусства. Ценности Возрождения состоят в том, что человек рассматривается как центральное и самостоятельное существо, обладающее интеллектуальными и художественными способностями.

Какие особенности есть у последнего этапа эпохи Возрождения?

На последнем этапе эпохи Возрождения наблюдается уход от гармонии и симметрии к более динамичным и сложным композициям. Художники начинают использовать новые приемы и техники, такие как сглаживание характерных черт лиц, создание эффекта объемности и глубины с помощью светотени, использование перспективы и анатомической точности. На этом этапе чаще появляются идеи греко-римской мифологии и аллегории. Особенное внимание также уделяется пейзажам и деталям окружающей природы.

Какие предпосылки привели к возникновению искусства Итальянского Возрождения?

Искусство Итальянского Возрождения возникло благодаря нескольким предпосылкам. Во-первых, это было время, когда Италия переживала экономическое и политическое расцветающиеся, что создавало благоприятные условия для развития искусства. Во-вторых, возникновение искусства Возрождения было связано с новыми идеями и философскими концепциями того времени, такими как гуманизм и ренессанс, которые в свою очередь вдохновляли художников и архитекторов создавать новые произведения.

В чем заключается сущность и основные черты искусства Итальянского Возрождения?

Основные черты искусства Итальянского Возрождения – это стремление к гармонии, к совершенству и к идеалам красоты. Искусство Возрождения отличается реалистичностью, изучением анатомии человека, перспективой и светотеневым рисунком. Оно также характеризуется глубоким интересом к античности и восстановлением античных идей и форм.

Какие особенности можно назвать для искусства Итальянского Возрождения?

Основными особенностями искусства Итальянского Возрождения являются: внимание к деталям и реалистичность в изображении, гармония и пропорции, использование перспективы и светотени, а также восстановление античных идей и форм. Кроме того, искусство Возрождения отличается высоким мастерством и тщательным изучением анатомии человека.

Какие особенности присутствуют в искусстве последнего этапа эпохи Возрождения?

На последнем этапе эпохи Возрождения в искусстве Италии происходил некоторый сдвиг от идеалов совершенства и гармонии к более эмоциональным выражениям. Художники стали выделяться индивидуальным стилем и большей экспрессивностью в своих работах. Также характерным признаком этого периода является внимание к деталям и более насыщенная и яркая цветовая гамма.

Какие были предпосылки формирования искусства Итальянского Возрождения?

Предпосылки формирования искусства Итальянского Возрождения включали в себя ряд факторов. Одним из основных было возрождение интереса к древнегреческой и древнеримской культуре, что способствовало развитию гуманизма и рационализма. Также важным фактором являлось экономическое развитие Италии, особенно городов Флоренции и Рима, которое создало благоприятные условия для развития искусства. Кроме того, поддержка искусства со стороны меценатов и церкви также играла важную роль в становлении итальянского искусства Возрождения.

Каковы основные черты искусства Итальянского Возрождения?

Основные черты искусства Итальянского Возрождения включают гармонию, пропорциональность, рациональность и реализм. Художники стремились к идеальной пропорции и совершенству форм, а также копировали природу с максимальной точностью. В их работах можно также наблюдать глубокое изучение анатомии человека и перспективы. Интерес к античности привел к воссозданию архитектурных форм и использованию классических ордеров. Отличительным признаком искусства Возрождения была также центральная композиция и гармония цветов.

Каковы особенности последнего этапа эпохи Возрождения в Италии?

На последнем этапе эпохи Возрождения в Италии появились реформаторы и новые художественные направления. Одним из важных событий стало возникновение маньеризма – стиля, характеризующегося сильным экспериментом с формами и структурой произведений искусства. Мастера этого периода старались переосмыслить идейные основы Возрождения и воплотить их в новую, инновационную форму. Этот этап также характеризовался большим влиянием иностранных художников, особенно в Риме, где работали многие мастера из Европы.