Государственное регулирование макроэкономики. Теоретические основы.
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 33 + 33 источника
- Добавлена 11.06.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Эволюция теоретической мысли государственного
регулирования экономики
1.1. Содержание, методы и инструменты государственного регулирования
рыночной экономики
1.2. Экономические институты как субъекты и объекты государственного
регулирования экономики
Глава 2. Особенности государственного регулирования экономики в различных
институциональных условиях
2.1. Особенности и противоречия институциональной среды государственного
регулирования российской экономики
2.2. Направления преобразования институтов государственного регулирования
экономики России
Заключение
Список литературы:
Такое выделение позволило провести анализ последствий государственного регулирования на каждом уровне его институциональной среды.
Основные участники первого уровня институциональной среды государственного регулирования – домохозяйства и малые фирмы – остро реагируют на обеспечение государством социальных и экономических гарантий существования в рыночных условиях. По отношению к ним наиболее эффективны бюджетные инструменты регулирования и антимонопольная деятельность государства. Борьба с инфляцией выступает на данном уровне одним из важнейших способов создания благоприятных условий для экономического роста в стране.
На втором уровне институциональной среды государственного регулирования актуализируется значение деятельности центрального банка, правил функционирования кредитной системы, регулирования фондового и валютного рынков. Особенно важна роль регулирования государством оплаты труда, создания рабочих мест, развития социальной инфраструктуры.
На третьем уровне институциональной среды государственное регулирование экономики сосредоточивается на взаимоотношениях отечественных корпораций с зарубежными контрагентами, правилах участия в международных экономических организациях, контроле слияний и поглощений компаний, имеющих национальное значение, взаимодействии государственного и частного секторов экономики.
Четвёртый уровень институциональной среды государственного регулирования – уровень элиты – наиболее восприимчив к условиям формирования и исполнения государственного бюджета, правилам хозяйственной деятельности нерезидентов, условиям инвестирования и перемещения капитала между странами.
Установлено, что государственное регулирование экономики оказывает троякое воздействие на участников рынка. Во-первых, оно задаёт рамки допускаемых законодательством действий домохозяйств и фирм. Во-вторых, инициирует поток информации, влияющей на хозяйственные решения участников рынка. В-третьих, изменяет элементы самой институциональной среды, открывая возможность модернизации институтов.
Прямое воздействие государственных органов управления на отдельно взятых участников рыночной экономики способно дать ожидаемый эффект, главным образом, в краткосрочном периоде. Однако, в долгосрочной перспективе изменение институциональной среды оказывается более сильным фактором регулирования поведения участников рынка, чем непосредственное влияние государственных органов управления.
Заключение
Характер функционирования государственного регулирования экономики и его эффективность существенно различаются в зависимости от институциональной среды той или иной страны.
Рыночная экономическая система в России сформирована лишь в самых общих чертах. Хозяйствующие субъекты развиваются в условиях наличия мощных институтов государственно-административного регулирования, для которых характерны отношения иерархической координации. Поиск адекватных объекту форм, методов, инструментов регулирования происходит путём череды реформ в различных сферах взаимодействия государства и частного бизнеса и последующего «отбраковывания» правил хозяйственной деятельности, не оказавших влияния на экономический рост и социальную обстановку в стране.
Российское государство пытается использовать сугубо рыночные методы управления для тех видов деятельности, которые создают блага общего пользования, что ведет к диспропорциям и сопровождается чрезмерным администрированием в тех видах деятельности, в которых существует повышенная угроза коррупции. В результате институты государственного управления в России развиваются вширь, а не вглубь, то есть происходит увеличение количества регламентирующих хозяйственную деятельность правил, а не рост качества управления, повышения его эффективности.
Регулирование экономики государством в России затруднено также вследствие одновременного функционирования институтов, генетически присущих различным экономическим системам. Поэтому дальнейшее прогрессивное развитие рыночных отношений наталкивается на несоответствие институтов государственного регулирования его институциональной среде.
Одной из причин этого служит слабое информационное обеспечение органов государственного управления со стороны экономических институтов. Серьёзные помехи в информационные потоки вносят параллелизм ряда действий Администрации Президента и Правительства, попытки части работников государственных учреждений выдать свои кланово-групповые интересы за общенациональные, отсутствие надёжного механизма обратной связи между действиями правительства, с одной стороны, и домохозяйств и фирм – с другой.
Пока невысоким остается интерес институтов хозяйственной жизни России в отношении освоения новых технологий и производства высокотехнологичной конечной продукции. Поэтому государство вынуждено брать на себя инициативу в инновационном процессе, чтобы создать «критическую массу» высоких технологий для последующих прогрессивных изменений в производственной базе страны.
Существует вариант структурных преобразований, при котором корпоративный сектор и банковская система постепенно создадут механизм, способный трансформировать сбережения российских домохозяйств в инвестиции фирм. Однако крупным российским корпорациям выгоднее получать инвестиционные ресурсы из-за рубежа, пользуясь перенасыщением мирового рынка капитала. Поэтому российское государство должно активно способствовать созданию условий аккумулирования сбережений домохозяйств для инвестирования в хозяйство страны.
Повышение степени управляемости российской экономикой требует модернизации инструментов ГРЭ, прежде всего основных. В России 1990-х годов XX в. наблюдалось ставка на быстрое создание механизма рыночной саморегуляции. Однако, в первое десятилетие XXI века отношение государства к регулированию экономики изменилось. Органы государственного управления пытаются использовать сложившиеся инструменты регулирования рыночной экономики при одновременной модернизации тех из них, которые содержат в себе потенциал развития.
Значение основных и дополнительных инструментов ГРЭ для регулирования экономики России будет выравниваться. Однако в ближайшие годы деятельность Правительства, опирающаяся на бюджетирование и управление государственной собственностью, останется ведущим звеном системы государственного регулирования экономики.
Для России как федеративного государства всегда будет оставаться актуальной проблема нахождения баланса внутри двух групп интересов: между финансово сильными и слабыми регионами, между федеральным Центром и субъектами Федерации. Действующая система межбюджетных отношений пока ещё мало приспособлена для достижения данного баланса. Создание развитой рыночной инфраструктуры является тем рычагом, который может не только уменьшить социально-экономические диспропорции в развитии субъектов Российской Федерации, но и сделать их более восприимчивыми к рыночным методам ГРЭ.
Список литературы:
Аганбегян А.Г. Экономика России на перепутье. – ЭКО, №9, 2007. с.3.
Амосов А. О предпосылках устойчивого экономического роста. - Экономист, 2005, № 10. с.16-23.
Андрианов В. Основные западно-либеральные концепции регулирования экономики. - Журнал «Золотой Лев» № 111-112. www.zlev.ru.
Антипина О.Н., Миклашевская Н.А., Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. Учебное пособие. Серия: Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова – М.: ДиС, 2008, - 534 с.
Булыга Р., Кохно П. Добавленная стоимость как целевой критерий. - Экономист, 2007, № 10, с. 68-76.
Вертакова Ю. В. и др. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2008. - 272 с.
Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. – М.: РДЛ, 2005. – 288 с.
Губайдуллина Ф.С. Цикличность мирового развития и смена модели мирового хозяйства. - ЭКО, 2005, № 12.
Гурвич Е. Бюджетная и монетарная политика в условиях нестабильной внешней конъюнктуры. - Вопросы экономики, 2006, № 3.
Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Несводимость и макроэкономика (полемические заметки по поводу статьи А.Рубинштейна «Группы и их интересы»: приглашение к дискуссии). - Вопросы экономики, 2007, № 3.
Ершов М. Как обеспечить стабильное развитие в условиях финансовой нестабильности? - Вопросы экономики, 2007, №12, с.4-26.
Ершов М. Экономический рост: новые проблемы и новые риски. - Вопросы экономики, № 12, 2006.
Иванченко В. К поиску модели динамичного развития. - Экономист, 2007, №12, с. 24-30.
Крепкий Л. М. Регулирование экономических циклов. – М.: Экономика, 2007. -183 с.
Курнышева И., Засько В. Тенденции и перспективы экономического роста. - Экономист, 2007, №10, с. 13-20.
Кучуков Р., Савка А. Государственное регулирование: нацеленность на результаты. - Экономист, 2006, № 9. с. 3-11.
Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения. - Экономист, 2007, №11. с. 3-12.
Кушлин В. Переход к новой модели экономического развития. - Экономист, 2006, № 10. с.3-10.
Попова Е. К общегосударственной программе планово-индикативного развития. -Экономист, 2007, № 3, с. 3-10.
Пути развития экономики России. Теория и практика. Учебное пособие. / М. Г. Покидченко, Л. Н. Сперанская, Т. А. Дробышевская. – М.: Инфра-М, 2005.
Райзберг Б.А. Государственное управление и администрирование в экономической и социальной сфере. – М.: Экономистъ, 2007. – 191 с.
Рогов С.М. Традиционные и современные функции государства.- ЭКО, 2005, № 8.
Розмаинский И. Посткейнсианская макроэкономика: основные аспекты. - Вопросы экономики, 2006, № 5.
Россия на пути к новой экономике. К 100-летию Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. К 150-летию со дня рождения Г.В. Плеханова: Монография / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. Москва, 2006
Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова; под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева. – М.: КноРус, 2008. – 272 с.
Тамбовцев В.Л. Теории институциональных изменений. Учебное пособие: Серия: Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова – М.: Инфра-М, 2008, -154 с.
Трансформация современной рыночной системы хозяйствования: теория и практика. Монография. / Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н., проф. Журавлёвой Г.П. и д.э.н., проф. Бычина В.Б. Москва-Тверь: Научная книга, 2006. – 376 с.
Теняков И. К вопросу о природе экономического роста. - Экономист, 2007, № 11, с. 28-30.
Фетисов Г. «Голландская болезнь» в России: макроэкономические и структурные аспекты. - Вопросы экономики, №12, 2006.
Харкорт Дж. Посткейнсианская мысль. - Экономист, 2005, № 4. с.33-46.
Чарахчян К.К. Институциональная среда государственного регулирования экономики: Монография / К.К.Чарахчян. – Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 2006. – 14,9 п.л.
Черковец В. Й. Шумпетер и трудовая парадигма. - Экономист, 2007, №12, с. 35-52.
Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для ВУЗов. – СПб: Изд. СПБГУЭФ, Изд. «Питер», 2006. – 542 с.
Антипина О.Н. и др. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. Учебное пособие. Серия: Учебники МГУ им. Ломоносова. – М.: ДиС, 2008, с.25-26.
Гурвич Е. Бюджетная и монетарная политика в условиях нестабильной внешней конъюнктуры. – Вопросы экономики, 2006. №3. с. 15.
Кучуков Р., Савка А. Государственное регулирование: нацеленность на результат. – Экономист, 2006, № 9. с.4.
Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е.В.Само-фалова Е.В., Кузьбожев Э.Н., под ред д-ра эконом. Наук , проф. Кузьбожева. – М.: КноРус, 2008. с. 209.
Трансформация современной рыночной системы хозяйствования: теория и практика. Монография. / Под общ ред. Засл. Деят. Науки РФ, д.э.н., проф. Журавлевой Г.П. д.э.н., проф. Бычина В.Б. – М-Тверь: Научная книга, 2006. с. 115.
Чарахчян К.К. Институциональная среда государственного регулирования экономики: Монография / К.К.Чарахчян. – Воронеж: Центр –Чернозем. Кн. Изд-во, 2006. с. 35.
21
1.Аганбегян А.Г. Экономика России на перепутье. – ЭКО, №9, 2007. с.3.
2.Амосов А. О предпосылках устойчивого экономического роста. - Экономист, 2005, № 10. с.16-23.
3.Андрианов В. Основные западно-либеральные концепции регулирования экономи-ки. - Журнал «Золотой Лев» № 111-112. www.zlev.ru.
4.Антипина О.Н., Миклашевская Н.А., Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. Учебное пособие. Серия: Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова – М.: ДиС, 2008, - 534 с.
5.Булыга Р., Кохно П. Добавленная стоимость как целевой критерий. - Экономист, 2007, № 10, с. 68-76.
6.Вертакова Ю. В. и др. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2008. - 272 с.
7.Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. – М.: РДЛ, 2005. – 288 с.
8.Губайдуллина Ф.С. Цикличность мирового развития и смена модели мирового хо-зяйства. - ЭКО, 2005, № 12.
9.Гурвич Е. Бюджетная и монетарная политика в условиях нестабильной внешней конъюнктуры. - Вопросы экономики, 2006, № 3.
10.Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Несводимость и макроэкономика (полемические за-метки по поводу статьи А.Рубинштейна «Группы и их интересы»: приглашение к дискуссии). - Вопросы экономики, 2007, № 3.
11.Ершов М. Как обеспечить стабильное развитие в условиях финансовой нестабиль-ности? - Вопросы экономики, 2007, №12, с.4-26.
12.Ершов М. Экономический рост: новые проблемы и новые риски. - Вопросы эконо-мики, № 12, 2006.
13.Иванченко В. К поиску модели динамичного развития. - Экономист, 2007, №12, с. 24-30.
14.Крепкий Л. М. Регулирование экономических циклов. – М.: Экономика, 2007. -183 с.
15.Курнышева И., Засько В. Тенденции и перспективы экономического роста. - Эко-номист, 2007, №10, с. 13-20.
16.Кучуков Р., Савка А. Государственное регулирование: нацеленность на результаты. - Экономист, 2006, № 9. с. 3-11.
17.Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения. - Эко-номист, 2007, №11. с. 3-12.
18.Кушлин В. Переход к новой модели экономического развития. - Экономист, 2006, № 10. с.3-10.
19.Попова Е. К общегосударственной программе планово-индикативного развития. -Экономист, 2007, № 3, с. 3-10.
20.Пути развития экономики России. Теория и практика. Учебное пособие. / М. Г. По-кидченко, Л. Н. Сперанская, Т. А. Дробышевская. – М.: Инфра-М, 2005.
21.Райзберг Б.А. Государственное управление и администрирование в экономической и социальной сфере. – М.: Экономистъ, 2007. – 191 с.
22.Рогов С.М. Традиционные и современные функции государства.- ЭКО, 2005, № 8.
23.Розмаинский И. Посткейнсианская макроэкономика: основные аспекты. - Вопросы экономики, 2006, № 5.
24.Россия на пути к новой экономике. К 100-летию Российской экономической акаде-мии им. Г.В. Плеханова. К 150-летию со дня рождения Г.В. Плеханова: Моногра-фия / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. Москва, 2006
25.Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб-ное пособие / Е.В. Самофалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова; под ред. д-ра экон. наук, проф. Э.Н. Кузьбожева. – М.: КноРус, 2008. – 272 с.
26.Тамбовцев В.Л. Теории институциональных изменений. Учебное пособие: Серия: Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова – М.: Инфра-М, 2008, -154 с.
27.Трансформация современной рыночной системы хозяйствования: теория и практи-ка. Монография. / Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н., проф. Жу-равлёвой Г.П. и д.э.н., проф. Бычина В.Б. Москва-Тверь: Научная книга, 2006. – 376 с.
28.Теняков И. К вопросу о природе экономического роста. - Экономист, 2007, № 11, с. 28-30.
29.Фетисов Г. «Голландская болезнь» в России: макроэкономические и структурные аспекты. - Вопросы экономики, №12, 2006.
30.Харкорт Дж. Посткейнсианская мысль. - Экономист, 2005, № 4. с.33-46.
31.Чарахчян К.К. Институциональная среда государственного регулирования эконо-мики: Монография / К.К.Чарахчян. – Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 2006. – 14,9 п.л.
32.Черковец В. Й. Шумпетер и трудовая парадигма. - Экономист, 2007, №12, с. 35-52.
33.Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для ВУЗов. – СПб: Изд. СПБГУЭФ, Изд. «Питер», 2006. – 542 с.
Вопрос-ответ:
Какие методы и инструменты используются государственным регулированием рыночной экономики?
Государственное регулирование рыночной экономики осуществляется с помощью различных методов и инструментов: макроэкономическая политика, фискальная политика, денежно-кредитная политика, тарифное регулирование, антимонопольное регулирование и другие.
Какие субъекты и объекты являются экономическими институтами в государственном регулировании экономики?
Экономические институты в государственном регулировании экономики являются как субъектами, так и объектами регулирования. К субъектам относятся банки, предприятия, организации, государственные учреждения и другие институты, которые участвуют в процессе регулирования. Объектами регулирования могут быть цены, зарплаты, инфляция, безработица и другие экономические показатели.
Какие особенности и противоречия существуют в институциональной среде государственного регулирования экономики?
В институциональной среде государственного регулирования экономики существуют различные особенности и противоречия. Например, одной из особенностей является наличие многочисленных экономических институтов, которые могут иметь различные цели и интересы. Это создает противоречия и сложности при координации их действий. Также важно учитывать различия в организации и уровне развития институциональной среды в разных странах.
Какие особенности существуют при государственном регулировании экономики в различных институциональных условиях?
При государственном регулировании экономики в различных институциональных условиях существуют такие особенности, как различия в правовой системе, политическом строе, уровне развития инфраструктуры и др. Эти особенности могут влиять на эффективность регулирования и требуют учета при разработке и применении соответствующих мер.
Какие методы и инструменты используются для государственного регулирования рыночной экономики?
Для государственного регулирования рыночной экономики используются различные методы и инструменты, такие как налоги, санкции, субсидии, кредитная политика, регулирование цен и тарифов, административные регулирования и прочие. Эти инструменты позволяют государству влиять на различные аспекты экономики, как например стимулирование отраслей с высоким потенциалом роста или ограничение деятельности монополий.
Какие экономические институты могут быть субъектами и объектами государственного регулирования экономики?
Экономические институты, как субъекты государственного регулирования экономики, могут включать государственные органы, международные организации, банки, предприятия, профсоюзы и другие экономические акторы. Они выполняют функции регулирования в соответствии со своими правомочиями и целями. В то же время, экономические институты также могут быть объектами государственного регулирования, когда государство принимает меры для корректировки их деятельности в интересах общества.
Какие особенности и противоречия существуют в институциональной среде государственного регулирования экономики?
В институциональной среде государственного регулирования экономики существуют особенности и противоречия. Одна из особенностей заключается в необходимости балансирования между интересами государства и частного сектора, а также между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Также существуют противоречия в форме конфликта интересов различных экономических агентов, которые могут противодействовать реализации государственной политики.
Какие методы и инструменты используются для государственного регулирования рыночной экономики?
Для государственного регулирования рыночной экономики применяются различные методы и инструменты, такие как монетарная политика (регулирование денежного обращения и процентных ставок), фискальная политика (регулирование государственных расходов и налогов), внешнеэкономическая политика (включая торговую, валютную и кредитно-финансовую политику), административные меры (например, установление цен и квот на определенные товары), стимулирование инвестиций и инноваций, а также регулирование конкуренции и защита прав потребителей.
Какие особенности и противоречия существуют в институциональной среде государственного регулирования экономики?
В институциональной среде государственного регулирования экономики существует ряд особенностей и противоречий. Одна из основных особенностей заключается в том, что государственное регулирование может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на экономику, в зависимости от своей эффективности и сбалансированности. Кроме того, государственное регулирование может вмешиваться в деятельность частного сектора и ограничивать его свободу, что может привести к нарушению рыночных принципов. Противоречия могут возникать при выборе оптимальной стратегии государственного регулирования, например, между желанием обеспечить социальную справедливость и рост экономики, и между национальными интересами и международными обязательствами.