Традиции и обычаи придворных и двора Великого Могола ( 2-я пол. 16-17 вв.).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Средних веков
  • 31 31 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 15.06.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Придворный этикет империи Великих Моголов.


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Империя при падишахе Акбаре и его приемниках
1.1. Хозяйственная жизнь империи Великих Моголов
1.2.Религия империи Великих Моголов
Глава 2. Двор империи
2.1.Столица Великих Моголов
2.1Приближенные падишаха, их ранги, система отношений, иерархия
Глава 3. Придворный этикет Великих Моголов в историческом аспекте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Падишах раздавал деньги и подарки даже в тем случаях, когда казна стремительно пустела и армия роптала, не получая жалованья. Торжественные приемы (дарбары) с непременной раздачей наград были обязательной частью этикета не только при дворе . Дарбары устраивали в своих поместьях вельможи и феодалы, тратившие на показную роскошь все свои доходы.
Жизнь могольского двора проходила в постоянных праздниках и увеселениях. На пышных церемониях жглись фейерверки, звучали выступления музыкантов и поэтов, происходила раздача одежды, благовонных масел и других подарков.
По традиции индусских раджей в день рождения падишаха или его близких виновника торжества усаживали на чашу огромных весов, а на другую чашу выкладывали золотые и серебряные монеты, самоцветы и жемчуг, которые потом щедро раздавали челяди и беднякам на улице.
Придворный этикет до мелочей расписывал поведение придворных, особенно во время приёмов. Ни при каких обстоятельствах нельзя было поворачиваться к трону спиной и оставлять зал прежде государя; в особых случаях надлежало испросить разрешения и лишь тогда удалиться.
Однако и сам повелитель, к которому обращались не иначе как Прибежище мира или Владыка мира, был таким же рабом этикета, как и его подданные. Можно не сомневаться, что любой из падишахов поступил бы точно так же, как испанский король Филипп III, который предпочёл умереть от ожогов, но не сдвинуться с места, так как поблизости не оказалось придворного, обязанного передвигать его кресло. День за днём при могольском дворе разыгрывалось пышное действо, которое не прекращалось и в те редкие часы, когда монарх был предоставлен самому себе.
Каждый шаг, каждый поступок государя должен был демонстрировать его непобедимость, всемогущество и богатство: ему приходилось осыпать своих подданных золотом, тратить невероятные суммы на строительство дворцов, мечетей и мавзолеев, одаривать поэтов, музыкантов и учёных, даже если казна стремительно пустела и войско роптало, не получая жалованья. Торжественные приёмы — дарбары с непременной раздачей наград были обязательной частью этикета, причём не только при императорском дворе. Свои дарбары устраивали вельможи и феодалы, спускавшие на показную роскошь все доходы с принадлежавших им земель; даже крупные английские чиновники колониальной эпохи, презирая "варварское расточительство туземцев", тем не менее, подражали ему…
Интересно, что, по примеру европейских монархов, могольские падишахи держали при дворе множество так называемых королевских нищих. Этому обычаю следовали и индийские феодалы.
Ярким и красочным спектаклем становились выезды падишаха (сафари), независимо от того, отправлялся ли он по делу или желал лишний раз продемонстрировать свое могущество и великолепие.
Восседая на слоне в расшитом золотом паланкине или верхом на арабском скакуне, падишах под приветственные крики народа шествовал по улицам города в сопровождении вельмож, пышно разодетых всадников, скороходов, слуг и глашатаев. Впереди бежали водоносы, которые из бурдюков лили воду на дорогу, прибивая пыль.
Обычно процессию замыкали роскошно убранные слоны и кони, а когда падишах ехал на охоту, за ним следовали егеря с собаками и гепардами и сокольничьи со специально обученными для загонной охоты соколами и ястребами.
Иногда наложницы тоже сопровождали своего господина, выезжая из гарема в закрытых паланкинах вместе с многочисленной прислугой, евнухами и стражницами, вооруженными мечами и луками. Количество обитательниц гарема исчислялось тысячами. Там, кроме служанок, были музыкантши, танцовщицы, чтицы, вышивальщицы и массажистки.
Каждая супруга и дочь падишаха имела свои покои и свою прислугу. В качестве придворных дам время от времени на приемы приглашались жены и дочери знатных сановников.
Настоящим спектаклем, ярким и красочным, становились императорские выезды — савари, независимо от того, отправлялся ли государь куда-то по делу или просто желал заставить подданных ещё раз восхититься его могуществом и великолепием. Восседая на слоне в расшитом и разукрашенном паланкине или на арабском скакуне, император под приветственные крики народа шествовал по улицам города в сопровождении вельмож, пышно разодетых всадников и мушкетёров дворцовой гвардии, слуг, скороходов, глашатаев и водоносов, которые бежали впереди и из бурдюков поливали дорогу, прибивая пыль. Обычно в процессии вели роскошно убранных слонов и коней — просто для демонстрации их публике. А если государь ехал на охоту, то за ним следовали егеря и сокольничьи с собаками и гепардами, специально обученными для загонной охоты, соколами и ястребами… Дамы из гарема выезжали в закрытых паланкинах вместе с огромным штатом прислуги, евнухов и стражниц — вооружённых мечами и луками татарок и представительниц других племён, где женщины не соблюдали обычай затворничества.
Количество обитательниц гарема исчислялось тысячами, включая служанок, музыкантш, танцовщиц, чтиц, вышивальщиц, массажисток. Каждая из супруг и дочерей падишаха имела свои покои и свой двор, состоявший из женской прислуги и приглашаемых время от времени в гости жён и дочерей наиболее знатных сановников. В самом гареме несли службу охранницы, а за его стенами — евнухи и дворцовая стража.
Кстати, могольские владыки были не более сластолюбивы, чем их европейские "коллеги", и если бы, например, знаменитые французские короли Генрих IV и Людовик XIV решили жениться на всех своих фаворитках, то гаремы у них не уступали бы могольским. Большинство браков, заключавшихся могольскими императорами и принцами, были чисто династическими, а признаваемый мусульманским правом временный союз (мута) позволял узаконить отношения с наложницами и дать их детям более или менее приличное содержание.
Гарем, самая скандальная с точки зрения европейцев сфера дворцовой жизни, был на деле весьма важным государственным учреждением. Каждая из жён приводила за собой целый сонм родичей, включавшихся в борьбу за влияние на государя; каждая стремилась, чтобы именно её сын, а не сын соперницы стал наследником. Чтобы хоть немного ослабить противоборство кланов, был принят довольно жёсткий закон: новорожденного принца отнимали у матери и отдавали на попечение другой жене падишаха; за его благополучие она отвечала головой, да и её собственный ребёнок также воспитывался одной из "сестёр по гарему".
Жизнь могольского двора проходила в постоянных увеселениях и праздниках, которые предполагали пышные церемонии, фейерверки, выступления поэтов, музыкантов, танцовщиц, раздачу одежд, благовонных эссенций, подарков.
Любопытно, что начиная с Акбара, могольские падишахи, вопреки религиозной догме, женились на индусских княжнах, при этом не заставляя их принимать ислам, что в то время означало изрядную широту взглядов.
Тем не менее, жизнь здесь скрывала за роскошью и праздностью самые мрачные тайны, интриги, убийства, перед которыми нередко меркли чудовищные деяния Екатерины Медичи и Цезаря Борджиа; Александр Дюма и Морис Дрюон нашли бы здесь немало захватывающих сюжетов для своих романов. Разумеется, далеко не все пленницы гаремов становились коварными злодейками; о многих из них история сохранила память как о высокообразованных и одарённых женщинах, прекрасных поэтессах и музыкантшах, занимавшихся благотворительностью и строительством караван-сараев, мечетей, медресе, больниц.
История распорядилась так, что господствующей элитой Могольской империи были представители разных народов, племён, религиозных общин. Выходцы из Средней Азии, Ирана, Афганистана, Турции, арабских стран, индийские мусульмане, раджпуты-индусы — все они отстаивали лишь собственные интересы, вели не на жизнь, а на смерть борьбу за влияние на падишаха. "Владыка мира" часто оказывался самым обыкновенным пленником в золотой клетке, покорным исполнителем воли той или иной придворной клики, которая при случае всегда могла переметнуться на сторону соперника, а если надо, то и "помочь" "Прибежищу мира" переселиться в райские сады Аллаха. Верность "столпов империи", как называли наиболее могущественных эмиров — местных правителей и военачальников, нужно было всё время подпитывать новыми земельными пожалованиями, дарами, знаками отличия, а это требовало новых и новых завоеваний.
Империя росла, расползалась как огромное масляное пятно, и чем шире оно становилось, тем тоньше оказывался слой в центре. Мощные антимогольские движения расшатали державу, она рассыпалась на множество осколков. Государства-наследники затеяли между собой кровавую распрю, в которую скоро вмешались новые претенденты на власть в Индии — европейцы. Сохраняя прежнюю роскошь, и дворцы, и их слабеющие обитатели всё больше превращались в тени былого величия, в музейные экспонаты, будившие в людях, измученных тяжелейшими общественно-политическими катаклизмами, ностальгию по тому сказочному миру, который царил некогда за стенами Красного форта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели быт и традиции, обычаи и нравы империи Великих Моголов в период ее расцвета, в середине XVI- первой половине XVIIвв.
Особое внимание уделялось анализу образа жизни самого шаха и его придворных, его ближайшего окружения и его гарема.
Итогом исследования настоящей работы стал ряд выводов и заключений.
В историческом аспекте традиции и нравы придворных империи Великих Моголов явили пример синтеза восточных и западных традиций придворного церемониала, в которых четко обозначены характерные черты восточных империй и европейских государств.
С одной стороны, для империи Великих Моголов была характерна демонстративная и даже вычурная для европейцев и привычная для азиат роскошь обстановки шахских дворцов и покоев, возвеличивание до уровня неземного существа самого шаха, строжайшие, безоговорочно выполняемые, нормы придворного этикета, разработанные до мельчайших подробностей.
Сюда же можно отнести гарем, наложниц, экзотических животных и птиц, частое употребление предметов личной гигиены: ароматные жевательные пасты, благовония, использование для одежды натурального шелка.
Для шаха, рождённого повелевать и наслаждаться, создают шедевры мастера — ремесленники и художники, его воспевают поэты, его слух услаждают лучшие музыканты, для него везут из самых дальних стран диковинные товары, ради его развлечения устраивают бои слонов, схватки тигров, состязания борцов…

С другой стороны, неизбежное заимствование у европейцев отдельных элементов церемониала и демонстрации просвещенности: наличие царских нищих, придворные поэты и художники.
На наш взгляд, придворный этикет, нравы, церемониал империи Великих Моголов особенно эпохи расцвета вобрал в себя лучшие традиции и черты предыдущих столетий и дал толчок для проникновения его отдельных элементов в придворный быт царей и императоров последующих веков.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Бернье Ф.История последних политических потрясений в государстве Великого Могола. // М. Политиздат 2008. — 487 с.
Книге путешествий. Составитель В.В. Малявин. - М.: Наталис, 2000 Серия "Восточные арабески". -399с.
Аджи Мурад Европа, тюрки, Великая Степь. М./Политиздат/ 1998.
Алимов К.С. «Рай - здесь»? Газета "Татарский мир" №№ 8, 9 за 2002 г, № 11 за 2003
Бартольд В.В. Культура мусульманства М/Наука/ 1998 – 597с
Гумилев Л.Н. Великая степь. М./Наука/ 1997.
История Древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй. 2004.
История Востока. В 6т. Т. 2. Восток в средние века. 2002.
Куреши И. X. Расцвет и упадок империи Великих Моголов. Самарканд. /СГУ/ 1975
Кычанов Е.И. Властители Азии. М/Вост. отд-ние МГУ/2004.
Мамедов И.М. Предисловие к Корану. Саратов 1999 С.4
Свенцицкая И.С. Азия в средние века. М/РГПИ/ 2003
Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты. 2-е изд., испр. и доп. М./МГУ/ 2001.
Стэнли Лун-Пуль Мусульманские династии : Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями — М./Знание/ 2004.
Фарзалиев А.М., Мамедовой Р.М. Сефевиды и Великие Моголы в мусульманской дипломатике //Санкт-Петербург, 2004. — 228 с.
Шапошникова Л.В. Последний Великий Могол. — Ежен.: Неделя. 1961. № 3.

Гумилев Л.Н. Великая степь. М./Наука/ 1997.
Свенцицкая И.С. Азия в средние века. М/РГПИ/ 2003
Стэнли Лун-Пуль Мусульманские династии : Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями — М./Знание/ 2004.
Бернье Ф.История последних политических потрясений в государстве Великого Могола. // М. Политиздат 2008. — 487 с.

Бернье Ф.История последних политических потрясений в государстве Великого Могола. М. /Политиздат/ 2008.
Там же. С.61
Всемирная история. М.: Издательство социально-экономической литературы. 1958. Т. 5. С.239
Бернье Ф.История последних политических потрясений в государстве Великого Могола. М. /Политиздат/ 2008. С.144
Там же.
Куреши И. X. Расцвет и упадок империи Великих Моголов. Самарканд. /СГУ/ 1975 С.61
Кычанов Е.И. Властители Азии. М/Вост. отд-ние МГУ/2004.
Там же

Книге путешествий. Составитель В.В. Малявин. - М.: Наталис, 2000 Серия "Восточные арабески". С.155
Там же
Книге путешествий. Составитель В.В. Малявин. - М.: Наталис, 2000 Серия "Восточные арабески". С.164

Алимов К.С. «Рай - здесь»? Газета "Татарский мир" №№ 8, 9 за 2002 г, № 11 за 2003 г.
Куреши И. X. Расцвет и упадок империи Великих Моголов. Самарканд. /СГУ/ 1975 С.96
Там же
Взято из книги Пыляев М. И. Драгоценные камни, их свойства, местонахождения и употребление. СПб., 1888, репринт М./Искусство/ 1990.
Ратисъ — 7/8 карата.См. Пыляев М. И. Драгоценные камни, их свойства, местонахождения и употребление. СПб., 1888, репринт М./Искусство/ 1990.
Куреши И. X. Расцвет и упадок империи Великих Моголов. Самарканд. /СГУ/ 1975

Аджи Мурад Европа, тюрки, Великая Степь. М./Политиздат/ 1998.













2

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бернье Ф.История последних политических потрясений в государстве Великого Могола. // М. Политиздат 2008. — 487 с.
2.Аджи Мурад Европа, тюрки, Великая Степь. М./Политиздат/ 1998.
3.Алимов К.С. «Рай - здесь»? Газета "Татарский мир" №№ 8, 9 за 2002 г, № 11 за 2003
4.Бартольд В.В. Культура мусульманства М/Наука/ 1998 – 597с
5.Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история. – М., 1983.
6.Всемирная история. Том 5. Москва: Издательство социально-экономической литературы, 1958.
7.Гумилев Л.Н. Великая степь. М./Наука/ 1997.
8.Иванов Н.А. Всеобщая история: Курс лекций. 2005.
9.История Древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй. 2004.
10.История Востока. В 6т. Т. 2. Восток в средние века. 2002.
11.Куреши И. X. Расцвет и упадок империи Великих Моголов. Самарканд. /СГУ/ 1975
12.Кычанов Е.И. Властители Азии. М/Вост. отд-ние МГУ/2004.
13.Мамедов И.М. Предисловие к Корану. Саратов 1999 С.4
14.Памятники архитектуры. Энциклопедия. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.
15.Свенцицкая И.С. Азия в средние века. М/РГПИ/ 2003
16.Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты. 2-е изд., испр. и доп. 2001.
17.Стэнли Лун-Пуль Мусульманские династии : Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями — М./Знание/ 2004.
18.Фарзалиев А.М., Мамедовой Р.М. Сефевиды и Великие Моголы в мусульманской дипломатике //Санкт-Петербург, 2004. — 228 с.
19.Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. Средневековье и новое время. Изд. 2-е. 2001.
20.Шапошникова Л.В. Последний Великий Могол. — Ежен.: Неделя. 1961. № 3.



Вопрос-ответ:

Какие традиции и обычаи существовали при дворе Великих Моголов?

При дворе Великих Моголов существовали множество традиций и обычаев, включая особый придворный этикет, регулирующий все сферы жизни при дворе.

Какие были особенности хозяйственной жизни империи Великих Моголов?

Хозяйственная жизнь империи Великих Моголов основывалась на сельском хозяйстве и развитии ремесел. Империя обладала развитой системой земледелия, а также множеством мануфактур и ремесленных мастерских.

Какое место занимала религия при дворе Великих Моголов?

Религия играла важную роль при дворе Великих Моголов. Империя была представлена разными религиозными группами, но основным религиозным направлением был ислам. Падишахи и их приближенные активно поддерживали религиозную жизнь и стремились к соблюдению исламских законов и обрядов.

Какой была столица Великих Моголов?

Столицей Великих Моголов был город Агра. Этот город являлся центром политической и культурной жизни империи. Здесь располагался дворец падишаха и множество других важных архитектурных сооружений.

Каким была система отношений и иерархия при дворе Великих Моголов?

Система отношений при дворе Великих Моголов была строго иерархичной. Падишах и его приближенные имели четкие ранги, регулирующие их положение и влияние. Отношения между людьми определялись не только должностным положением, но и социальным статусом и родственными связями.

Что были за традиции и обычаи придворных и двора Великого Могола в 16-17 веке?

Придворные и двор Великого Могола в 16-17 веке отличались богатством и роскошью. Здесь соблюдались строгие традиции и протоколы, и каждый член двора занимал определенное положение и ранг. Важную роль играла также религия, которая проникала во все сферы жизни Могольской империи.

Какое место занимала религия в жизни Могольской империи?

Религия играла огромную роль в жизни Могольской империи. Основной религией был ислам, и падишахи считались правителями, являющимися представителями Аллаха на земле. На дворе империи проходили различные религиозные церемонии и обряды, а золотые и серебряные мехребы на мечетях были украшены драгоценными камнями.

Какова была система отношений и иерархия между приближенными падишаха?

Между приближенными падишаха существовала строгая система отношений и иерархия. Они занимали определенные ранги, которые определяли их положение в дворе и их влияние на падишаха. Так, высшими должностями были великий визирь и великий аманат (сокровищничий), а нижняя часть иерархии состояла из темнокожих слуг.